Педагогический совет ЦВР


Предварительный просмотр:

Итоги деятельности

детского объединения «Я-исследователь»

2011-2012 учебный год

Руководитель Толпыго О.В.

К тем результатам, которых ДО достигло, мы шли постепенно путем проб и ошибок.

Детское объединение «Я – исследователь» было создано в 2007 году. Тогда в него вошли ученики среднего и старшего звена.

В течение последующих трех лет мы успешно отрабатывали практические навыки, полученные на уроках, учились монтировать гербарии, занимались полевыми исследованиями. Моя работа была ориентирована на учеников 5-11 классов.

Но собственные наблюдения подтолкнули меня к тому, чтобы в 2010-2011 учебном году создать еще две группы: в одну вошли ученики 1-го класса, в другую – 2-го.

Поскольку сегодня под именем «Я – исследователь» объединены дети разного возраста, то разработаны три разные образовательные программы с учетом психолого-педагогических особенностей и пожеланий детей.

  1. Образовательная программа «Путешествие в микромир» рассчитана на реализацию в группе учащихся в возрасте 11-17 лет (4-10 класс).

Основные формы работы:

  1. теоретические занятия;
  2. работа с микроскопом;
  3. просветительская деятельность;
  4. природоохранная деятельность.

  1. Образовательная программа «Мир химии» предназначена для дополнительного обучения учеников 7-8 классов.

Основные формы работы:

  1. теоретические занятия;
  2. практические занятия;
  3. просветительская деятельность;
  4. природоохранная деятельность.

При участии этих групп проводились беседы и устные журналы для младших школьников «Королева Зубная щетка»,  «Чипсы: польза или вред?», «Знакомьтесь – наука химия», «Экологическая сказка» и другие. Природоохранная и просветительская работа так же базировалась на этих ребятах.

Королева Зубная щетка

Знакомьтесь – наука химия

Проект «Возрожденный лес»

  1. Образовательная программа «Играем в ученых» рассчитана на учащихся 8 – 9 лет при одногодичном цикле обучения.

Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста требуют применения иных форм и методов работы, чем со старшими школьниками.

На занятиях я интегрирую различные виды деятельности.

  1. Лепка способствует развитию моторики, делает движения пальчиков более уверенными, тренирует мелкие мышцы фалангов.
  2. Аппликация способствует развитию у детей ощущения цвета, совместимости цветовых гамм. Работа с ножницами приучает их быть аккуратными, внимательными, учит работать с мелкими деталями.
  3. Использование техники оригами знакомит детей с непривычным для них способом работы с бумагой, развивает абстрактное и пространственное мышление.
  4. Просмотр видео- и мультипликационных фильмов развивает зрительную память. А обсуждение увиденного дает возможность каждому высказать свою точку зрения, что, несомненно, развивает речь и логику изложения мысли.
  5. Прослушивание литературных произведений заставляет детей быть внимательными, т.к. им предстоит ответить на вопросы по услышанному. А, если при этом используется видео ряд с изображением героев рассказа, у детей значительно расширяется кругозор за счет знакомства с новыми объектами живой природы.
  6. Исследовательская деятельность учит детей наблюдать, производить измерения, ставить самые простые эксперименты. Благодаря этому дети постепенно готовятся к практической деятельности, которую им предстоит осуществлять в средних и старших классах. Но уже сегодня некоторые результаты представляются на школьной и районной научно-практической конференциях.

За время существования объединения ребятами были выполнены 23 исследовательские работы и реализованы 4 проекта.

В конце учебного года стараюсь анализировать результаты и использовать их при планировании в новом учебном году. Например, наблюдения показали, что дети на занятиях слушают объяснение первые 5-7 минут. После этого их внимание рассеивается. Поэтому стараюсь в эти временные рамки уложить основную мысль, а для оставшегося времени подбираю практическую часть. Ученики 6-8 классов любят выступать перед малышами. Этот факт был удачно использован в просветительской работе. Ученики 3 класса постоянно интересовались, будут ли на занятиях исследования. Это стало хорошим поводом для формирования простейших навыков организации исследований и соблюдения правил ТБ.



Предварительный просмотр:

Анализ методической работы

В МОБУ ДОД Центре внешкольной работы

        Основная цель методической работы Центра внешкольной работы – создание условий, способствующих повышению качества воспитательно-образовательного процесса и профессионального мастерства педагогов.

        В МОБУ ДОД Центре внешкольной работы методическая работа осуществляется по следующим направлениям:

1) Аналитическая, которая включает в себя мониторинг профессиональных и информационных потребностей; изучение и анализ состояния и результатов методической работы в учреждении; определение направлений ее совершенствования.

2) Информационная – это информирование педагогических работников о новых направлениях в развитии дополнительного образования и др.

3) Организационно-методическая: обеспечение комплектования фонда учебно-методических материалов для учреждения, взаимодействие с другими образовательными учреждениями, отделом образования, информационно-методическим центром, подготовка и проведение мероприятий разного уровня, поддержка педагогов и учащихся в конкурсах.

4) Консультационная: организация консультационной работы для педагогов дополнительного образования и педагогических работников образовательных учреждений,

5)Планирование и организация работы по повышению квалификации педагогических и административных работников:

        Повышение квалификации педагогов осуществлялось через внешние и внутренние формы повышения квалификации. К внешним формам повышения квалификации относятся курсы  ИРО (ИППК), где  педагоги смогли повысить свой профессиональный уровень в межаттестационный период, по направлению работы. Кроме того, педагоги участвовали в конференциях и семинарах районного и областного уровня.

- Областной семинар «Образовательное пространство музея как условие организации познавательной деятельности учащихся» (Кулаева Н.В., Борисов С.А.)

- Областной семинар директоров (Наконечная М.С.)

- Областная творческая лаборатория по хореографии (Воротилова Э.А.)

- Областной семинар «Методическая работа в УДО, как основной механизм профессионального роста педагога» (Пинигина В.П.).

        В этом учебном году было не слишком много организовано семинаров, курсов для педагогов дополнительного образования по разным направлениям.

        В рамках подготовки к педагогическим советам, методическим объединениям и советам, районной научно-практической конференции «Шаг в науку», для создания  проектов деятельности Центра и детских объединений в каникулярный период, работали временные творческие и рабочие, экспертные группы педагогов.

        Любой конкурс профессионального мастерства несет в себе развивающую функцию, поэтому мы рассматриваем конкурсы как одну из важнейших форм обобщения и представления передового педагогического опыта нашего Центра. Педагоги нашего учреждения традиционно принимали участие в конкурсах профессионального мастерства:

Областная смена литераторов-краеведов (Дымкова М.М., «Игровая журналистика»)

Районный, областной конкурс «Подрост» (Толпыго О.В., «Я-исследователь»)

Областной конкурс методических разработок «Новые образовательные технологии в системе дополнительного образования» (Толпыго О.В. «Я-исследователь», Пономарева Е.Ю., «Карусель»)

Областной конкурс методических разработок по организации и проведению летних профильных смен «ЛЕТО» (коллектив педагогов: Толпыго О.В., Хлынова Т.В., Мельникова О.В., Дымкова М.М., Расстрыгина Т.С.; Пономарева Е.Ю.)

 Областной конкурс методических материалов по экологическому образованию (Толпыго О.В. «Я-исследователь», Пономарева Е.Ю.)

Районный конкурс программ и методических материалов по дополнительному образованию (Боброва Е.А., «Марья-искусница», Толпыго О.В., «Я-исследователь», Пономарева Е.Ю., «Карусель», Широкая Л.Г., «Бисерное рукоделие»).

        Организация участия педагогов в областных конкурсах и проведение районных позволило проанализировать программно-методическую продукцию и сделать следующие выводы, что повышается методическая грамотность и работа отдельных педагогов педагогов.

        Одна из форм методической работы – оказание консультативной помощи педагогам. В течение учебного года методической службой Центра проводятся индивидуальные консультации по таким вопросам как «Разработка и оформление образовательной программы дополнительного образования детей», «Оформление документов на аттестацию», «Мониторинг в деятельности педагога дополнительного образования», «Условия создания и применения дидактических средств в учебном процессе», «Организация и проведение исследований» и др.

        Одной из форм демонстрации педагогического мастерства являлись открытые занятия, которые были проведены педагогами в рамках:

- предметных недель в ОУ (интегрированные уроки «Война», классные часы, посвященные памятным датам, открытые мероприятия «Королева Зубная щетка», «Экологическая сказка», Дни защиты от экологической опасности и др.)

- пришкольных лагерей (Пономарева Е.Ю.)

-общецентровских мероприятий (Педсовет, Совет ЦВР: цикл открытых интегрированных занятий «Каша – радость наша» Хлынова Т.В., Толпыго О.В., Расстрыгина Т.С., Мельникова О.В., «Свойства воды» Луговая Е.Ю.,  4 круг Первентсва  школы  по шахматам Гамза А.В.,  «Мозаика на морском дне» Липень А.В.);

 - районных МО  учителей-предметников, где педагоги-совместители  показали взаимосвязь общего и дополнительного образования (Толпыго О.В., Луговая Е.Ю., Расстрыгина Т.С., Козин В.И., Мельникова О.В., Дымкова М.М.

- открытые занятия для родителей,  (Воротилова Э.А.).

        Открытые занятия показали насколько педагоги умело, используют теоретические знания о психофизиологических возрастных особенностях детей, развивая познавательный интерес и творческую активность детей, мотивируя их на достижение успеха.

          В своей практике педагоги внедряют инновационные педагогические технологии:

        Здоровьесберегающие технологии, так как они способствуют формированию здорового образа жизни. Они применяются во время занятий  в виде физкультминуток

Проблемно-диалоговая технология базируется на исследовательских, поисковых, творческих методах.

Игровые технологии сохраняют познавательную активность ребенка и облегчают сложный процесс обучения, способствуют как приобретению знаний, так и развитию многих качеств личности.

        Проектные технологии применяются  как в деятельности учреждения, так и в деятельности детских объединений.

        Создаются условия для повышения престижа профессии «педагога дополнительного образования». На наш взгляд, это направление должно занимать значительное место в системе методической работы, так как в основе реализации данного направления – повышение мотивации педагога к деятельности. В основе мотивации труда лежит процесс удовлетворения потребностей работника, одна из которых – возможность реализовать свои способности.

        С целью повышения престижа педагогической профессии  проводятся конкурсы образовательных программ дополнительного образования и методических материалов, «Лучшее учебное объединение», «Визитная карточка».

        Кроме этого, были созданы условия и проведенная вся необходимая работа для прохождения педагогами

- соответствие занимаемой должности «Педагог дополнительного образования» Боброва Е.А., Воробьева (Федотова) В.И.,  Абрамов В.Н., Сластина Р.Ф., Орехов Е.Ю.

- соответствие  1 квалификационной категории по должности «Методист» Пономарева Е.Ю.

Примерный график аттестации на 2012-2013 уч. год:

по должности «Педагог дополнительного образования»

1 квалификационная категория

Боброва Е.А., д\о «Марья-искусница», Широкая Л.Г., д\о «Бисерное рукоделие», Кулаева Н.В., д\о «Клик», Кадочников Л.П., д\о «Каисса»

соответствие занимаемой должности

Борисов С.А., д\о Поиск»

План курсовой подготовки на 2012 – 2013 учебный год

13.12 – 22.12. 2012г.

 – «Актуальные проблемы дополнительного образования детей»

10.10 – 19.10 2012г.

 – «Современные технологии художественного образования»

15.04. – 24.04.2013г.

– «Народная культура в контексте современного образования»

25.06. – 04.07.2013г.

– «Аттестация работников сферы образования: технология и содержательные аспекты предметной области»

        Одним их показателей качества работы детских объединений является участие  в массовых мероприятиях. За 2011-2012 учебный год было проведено и  организовано участие 875 учащихся и педагогов в 70 мероприятиях разного уровня, в том числе 59 обучающихся д\о ЦВР приняли участие в 9 районных  и 107 в 20 областных.

        Детские объединения, как воспитанники, так и педагоги приняли участие в мероприятиях:

- Выставка ДПТ в рамках регионального фестиваля «Казачий круг» (д\о «Радуга», «Рукодельницы», «Марья-искусница», «Резьба по дереву», «Веселая бусинка»);

- Районная выставка ДПТ (д\о «Радуга», «Рукодельницы», «Марья-искусница», «Резьба по дереву», «Веселая бусинка», «Бисероплетение», «Карусель»);

- Областной заочный конкурс самопрезентаций хореографических коллективов «Танец в объективе» (д\о «Симпатяги»);

- Областная смена юных литераторов-краеведов (д\о «Игровая журналистика»);

- Районная выставка ДПТ «Пусть всегда будет мир на Земле» ((д\о «Радуга», «Рукодельницы», «Марья-искусница», «Резьба по дереву», «Веселая бусинка», «Бисероплетение», «Карусель»);

- Областная заочная олимпиада «Символы великой России» (д\о «Поиск», «Юные следопыты», «Клик», «Вече»);

- Областной литературный конкурс «Мой край, твою историю храню, тебя люблю и гордо воспеваю» (д\о «Вече»);

- Районный конкурс исследовательских работ «Моя малая Родина» (д\о «Поиск», «Вече»);

- Областная конференция «Моя малая Родина» (д\о «Вече»);

- Районный, Областной заочный конкурс «Подрост» (д\о «Я-исследователь»);

- Областные соревнования по мини-футболу (ДФК «Зенит»);

- Районный, Областной конкурс исследовательских работ «Моя малая Родина:  природа, культура, этнос» (д\о «Я-исследователь», «Вече», «Игровая журналистика»);

-  Районная благотворительная акция «От всего сердца» (д\о «Резьба по дереву»,  «Очумелые ручки»);

- Областная заочная культурно-образовательная викторина «Дорогами Отечественной войны 1812 года» (д\о «Вече», «Поиск»);

- Областной конкурс «Заселение земли Амурской» (д\о «Игровая журналистика»);

- Областной конкурс «Блажен, кто сердцем  чистым предков чтит» (д\о «Вече», «Клик»);

- Районный, Областной конкурс «Зеленая планета» (д\о «Я-исследователь»);

- Районный заочный конкурс на лучший сценарий интерактивной обзорной экскурсии по экспозициям школьного музея «Наследие и наследники» (д\о «Клик»);

- Областная профильная смена  юных этнографов «Связь времен и поколений» (д\о «Вече», «Поиск»);

- Районный конкурс исследовательских работ «Поклонимся великим тем годам» (д\о «Клик»);

- Всероссийский проект «Наша Победа» (д\о «Клик»);

- Областной слет активистов «Наследники Победы» (д\о «Клик»);

- Областной фестиваль «Амурский хоровод» (д\о «Симпатяги»).

        Поздравляем с заслуженными наградами:

1 м. – Областной конкурс самопрезентаций «Танец в объективе» Слонова Д., хореографический коллектив «Симпатяги»

2 м. – Областной конкурс «Подрост» Толпыго О.В., д\о «Я-исследователь»

2 м. – Областной конкурс «Моя малая Родина: Природа, культура, этнос»

Чурмантеева А., д\о «Вече»;

2м. – Областной конкурс «Заселение земли Амурской» Васильева Ю., д\о «Игровая журналистика»

2 м. – Областной конкурс «ЛЕТО – 2012» Пономарева Е.Ю., методист

Областной конкурс методических материалов по экологическому образованию 2м. – Толпыго О.В., д\о «Я-исследователь» 3м. - Пономарева Е.Ю., методист

1м., 2 м. – Областной конкурс «Зеленая планета» д\о «Я-исследователь»

Районный конкурс программ и методических материалов по дополнительному образованию 1 м. - Толпыго О.В., д\о «Я-исследователь»

2 м. – Боброва Е.А., д\о «Марья-искусница», Пономарева Е.Ю.,д\о «Карусель»

Участием во Всероссийском проекте «Наша Победа» Шкуропацкую И., Кравченко С., Слонову Д. д\о «КЛИК».

        Педагоги дополнительного образования Центра и ОУ неоднократно получали приглашения для участия в семинарах, МО, конференциях разного уровня, для презентации своего опыта работы.

        В целом, результаты методической работы  отражаются в результатах работы всего учреждения, качестве образовательного процесса и в уровне образованности, развития и воспитанности его выпускников.

        Таким образом, методическая деятельность способствует повышению качества воспитательно-образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей.

        Выводы:

         Методическая служба нашего учреждения озабочена сегодня поисками иного содержания труда педагогов дополнительного образования, апробацией новых средств и способов их работы, обеспечивающих более яркое самовыражение личности педагогов, способствующих развитию профессионального самосознания и определению линии профессионального роста специалистов любого уровня компетентности.

И не стоит забывать, что главная задача педагогов в процессе методической работы – стать личностью, способной вести за собой и побуждать детей к творчеству и самосовершенствованию.

 

Мониторинг качества и результативности

образовательного процесса в МОБУ ДОД ЦВР

        Учреждения дополнительного образования детей до сегодняшнего дня находятся в принципиально отличных от общеобразовательных учреждений условиях, что выражается в отсутствии государственных стандартов к минимуму содержания дополнительного образования и уровню подготовки выпускников, требований, предъявляемых к данным учреждениям, критериев оценки эффективности их деятельности.

        Система контроля и оценки результатов работы педагога, дает возможность отследить достижения, развитие каждого ребенка, определить степень освоения образовательной программы определенной направленности и при необходимости внести в нее изменения и дополнения. 

              С целью систематического отслеживания результатов деятельности и её коррекции проводится мониторинг. В мониторинге образовательного уровня воспитанников учитываются количественные и качественные показатели. Количественные анализируются три раза в течение учебного года. Контрольные точки: сентябрь-октябрь, декабрь-январь, апрель-май. Анализируются: количество детей, возрастной и социальный состав, сохранность контингента, количество мальчиков и девочек, распределение по направлениям.

              Качественные показатели — это результаты образовательно-воспитательной деятельности. Проведение педагогического мониторинга в данном направлении представляет собой использование таблицы показателей диагностики образовательного уровня воспитанника в течение учебного года.

        Результаты отслеживаются путем проведения нулевого, промежуточного и итогового этапов диагностики. 

        Нулевой этап проводится в течение двух недель в конце сентября (когда закончился набор воспитанников в учебные группы творческих объединений). Его цель — определение уровня подготовки детей в начале цикла обучения, т.е. начальное диагностирование. Формы проведения нулевого этапа аттестации - это в основном тестирование, анкетирование, срез. Организация проведения осуществляется педагогами.  В ходе проведения нулевого этапа диагностики педагог осуществляет прогнозирование возможности успешного обучения на данном этапе, выбор программы обучения, оценку дидактической и методической подготовленности.

           Промежуточная диагностика проводится в декабре, январе.  Ее цель — подведение промежуточных итогов обучения, оценка успешности продвижения воспитанников. Данный этап позволяет оценить успешность выбора технологии и методики, откорректировать учебный процесс. Формы проведения, показатели, критерии оценки представлены в таблицах. Анализ осуществляется методической службой, выводы также обсуждаются на заседаниях.

        Цель проведения итогового этапа диагностики — подведение итогов завершающегося года обучения. На этом этапе анализируются результаты обучения, оценивается успешность усвоения воспитанниками учебных программ. Итоговая аттестация проводится в апреле—мае. Формами ее проведения являются контрольные занятия, соревнования (спортивные секции), отчетные концерты (музыкальные творческие объединения), самостоятельная практическая работа, конкурсные и игровые программы, выставка работ.

        Итоги исследования развития учащихся также обсуждаются на педагогическом совете.

        Проведение диагностики осуществляется методистом, педагогами учреждения в форме тестирования, анкетирования, наблюдения и т.д. Полученные данные заносятся в таблицу результатов образовательного уровня воспитанников. Анализ результатов диагностики осуществляется методической службой. Эти результаты, с выводами и предложениями обсуждаются на итоговом педагогическом совете.

             Все материалы по мониторингу дают объективную оценку усвоения обучающимися материала программы и отражаются в графиках и диаграммах, составленных педагогом и методистом.

 Каждый педагог в процессе работы  над образовательной программой прописывает прогнозируемый результат совместной педагогической деятельности, определяет критерии полученных знаний, умений и навыков на «выходе».

        Вся полученная информация по данным показателям обрабатывается методической службой ЦВР и обсуждается на педсовете, производственных совещаниях, в индивидуальных беседах с педагогами.

        Мониторинг профессионального мастерства ставит педагога в ситуацию, когда постоянное повышение профессионального мастерства становится необходимым.

        Такой переход от анализа результатов к анализу действий позволяет обеспечить креативно - поисковый режим деятельности ЦВР:

 свободу творчества,

 профессиональный рост педагогов,

 их личные успехи,

совместную продуктивную деятельность.

        Влияние педагогического мониторинга на результативность образовательного процесса в ЦВР достаточно велико.

        Итак, каковы же результаты? На сегодняшний день в Центре создан стабильный коллектив учащихся.

        Количество учащихся в среднем ежегодно составляет 400 - 500 детей, и что важно - к концу учебного года остается высоким.

Общая практическая подготовка обучающихся составила 78,4 %,  учебно-организационные умения и навыки 75,6 %.

Анализируя результаты мониторинга можно сделать вывод, что программный материал усвоен детьми в большей мере, т.к. объем усвоенных умений и навыков составил 82 % .  

        

        По данным диагностики развития личности проанализировано поведение детей. В совокупности личностные свойства отражает многомерность личности, что помогает педагогам выявить основные индивидуальные особенности детей и  позволяет содействовать, проследить за личностным ростом каждого ребенка.

        Виден личностный и творческий рост каждого обучающегося. Проводимая диагностика позволяет увидеть положительную динамику в самоопределении воспитанников, также показывает, что общий уровень освоения образовательных программ остается достаточно высоким.

        За 4 годы произошел значительный рост качества услуг, предоставляемых, в частности, педагогами декоративно-прикладного творчества, спортивного и туристско-краеведческого, экологического направления, что и способствовало росту количества учащихся; и это при снижении количественного состава кадров за прошедшие годы. С 2008 года стало больше участников районных, областных, региональных и всероссийских конкурсов, фестивалей, соревнований и возросла результативность.

        Кроме того, возрос уровень познавательной мотивации учащихся. Наиболее яркие примеры - это объединение «Я – исследователь», «Вече», «Поиск»», «КЛИК».

        За эти годы произошли качественные изменения профессиональной компетентности педагогов и их отношения к работе. Многие педагоги осваивают нетрадиционные программы и педагогические технологии.         В педагогической теории и практике существуют различные подходы к изучению эффективности функционирования образовательного учреждения, к определению критериев и показателей ее результативности. В качестве мерила эффективности любой деятельности человека можно выделить два универсальных критерия:

- продуктивность деятельности;

- удовлетворенность деятельностью ее участников.

        Выяснить степень удовлетворенности субъектов образовательного процесса происходящего в ЦВР не менее важно, чем определить, насколько продуктивна их деятельность.

        Под удовлетворенностью чаще всего понимается эмоционально-оценочное отношение личности и коллектива к выполняемой работе и условиям ее протекания. Для человека важен, как правило, не только продукт деятельности, но и то, насколько он доволен или недоволен этим продуктом, удовлетворен или неудовлетворен процессом деятельности, отношениями между ее участниками. Не случайно большинство педагогических работников отчетливо осознают, что, вряд ли можно признать учреждение успешно работающим, если в нем достигаются хорошие показатели обученности и воспитанности обучающихся, и наряду с этим воспитанники и педагоги находятся в состоянии дискомфорта, не горят желанием учиться и работать.

        Оценить удовлетворенность невозможно с помощью наблюдения или собеседования. Были подобранны методики, использование которых в диагностико-аналитической работе помогает получить достаточно полную информацию об удовлетворенности членов сообщества ЦВР, отношениями в учреждении.

        Анкетирование было анонимным и добровольным, приняло участие в нем 272 человека.

        Эта информация будет полезной для оценки работы учреждения в целом.

Итоги анкетирования обучающихся

        С целью определения степени удовлетворенности обучающихся образовательным и воспитательным процессом в детских объединениях Центра внешкольной работы, было проведено анкетирование среди 143 ребят из 15 объединений, в возрасте 10-15 лет (4-9 классы).

         Была использована методика изучения удовлетворенности детей деятельностью образовательного учреждения А.А.Андреева, кандидата психологических наук.

        Ребятам было предложено 12 утверждений, и они определяли, что и в какой степени их привлекает их в деятельности  объединения.

        Привлекает в большой степени:

- Интересное дело – 99 чел.

- Общение с разными людьми – 100 чел.

- Творчество – 121 чел.

- Приобретение новых знаний и умений – 115 чел.

- Выделиться  среди других – 76 чел.

- Наработать материалы для портфолио – 92 чел.

- Помощь для определения интересов, поступления в ВУЗы, ССУЗы и т.д. – 101 чел.

        Привлекает в малой степени или слабо:

-  помощь товарищам

-  участие в общих делах

         Не привлекает:

- возможность руководить другими.

        Показатель удовлетворенности детей достаточно на высоком уровне, и говорит о том, что ребята занимаются осознанно тем делом, которое им интересно и важно.

        Кроме того было проведено анкетирование родителей, использовалась комплексная методика для изучения удовлетворенности родителей жизнедеятельностью образовательного учреждения, разработанная А.А.Андреевым, кандидатом психологических наук и Е.Н. Степановым, профессором, доктором педагогических наук.

        Целью данного анкетирования является получение информации об оценки родителями роли учреждения в воспитании у их детей качеств жизненной компетентности, положительных поведенческих и морально-психологических качеств.

        В нем приняло участие 114 родителей из 15 детских объединений.

При обработке результатов все утверждения были разделены на блоки:

- блок поведенческих качеств ребенка (это формирование аккуратности,  ответственности, воли и т.д.);

- блок жизненной компетентности (логичность, здравомыслие, самостоятельность);

- блок морально-психологических качеств (честность, чуткость, справедливость, терпимость).

        Результаты анкетирования свидетельствуют о высокой оценке родителями помощи педагогов детских объединений в воспитании у детей способности к решению задач и развитии перечисленных качеств личности у детей.

        Также было проведено анкетирование среди педагогов по методике Е.Н. Степанова, профессора, доктора педагогических наук. Цель: определение степени удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в учреждении и своим положением в нем. Приняло участие 15 человек. Педагогам было предложено с помощью шкалы оценок выразить степень своего согласия с утверждениями.

        Наряду  с выявлением  общей удовлетворенности  определено насколько удовлетворены педагоги такими аспектами жизнедеятельности учреждении, как:

  1. Организация труда (нагрузка, расписание, работа Педсовета, МО, Совета ЦВР) - высокий уровень удовлетворенности;
  2.  Возможность проявления и реализации профессиональных и других личностных качеств педагога – средний уровень удовлетворенности: большая часть респондентов считают, что в меньшей степени у них есть возможность повышать свое профессиональное мастерство, проявлять творчество, испытывают потребность в профессиональном и личностном росте. Так же считают, что не всегда их достижения и успехи замечаются администрацией;
  3. Отношения с педагогами и администрацией – по мнению педагогов, у всех сложились неконфликтные отношения, ощущают поддержку коллег;
  4. Отношения с обучающимися и их родителями – ощущают доброжелательное отношение детей и родителей, существует взаимопонимание, родители разделяют и поддерживают педагогов;
  5. Обеспечение деятельности педагога -  большая часть педагогов не удовлетворены материально-технической базой. Считают, что созданная система научно-методического обеспечения способствует повышению профессионального роста.

        Анализ полученных результатов в целом свидетельствуют о том, что педагоги достаточно высоко оценивают деятельность учреждения.

        Результаты диагностики качества педагогической деятельности показали высокий уровень деятельности педагогов:

41 % - педагоги, работающие творчески;

55 % - педагоги с установившимся стилем работы;

4 % - педагоги, требующие усиленного внимания.

        Анкеты по мотивированности членов педагогического коллектива на качественный труд свидетельствуют:

высокий уровень - 41 %;

чуть выше среднего - 43 %;

средний уровень - 12 %;

чуть ниже среднего - 1 %;

        Таким образом, можно сделать вывод, что педагогический мониторинг является действенным механизмом управления качеством образования, важным элементом системы управленческих и педагогических решений.

Методист МОБУ ДОД ЦВР                                                       Е.Ю. Пономарева


Работа детских объединений МОУДОД ЦВР

на  каникулах 2011-2012 учебного года

        С целью организации отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков в каникулярный период, поиска новых форм привлечения детей в детские объединения и различным видам творчества, привития полезных навыков и развитие инициативы, сотрудничества и общения педагоги Центра запланировали и провели:

Осенние каникулы

Зимние каникулы

Весенние каникулы

Лето

д\о, педагог

филиал

 Занятия

 - Чаепитие «Рождественские посиделки»;

- Экскурсия в г.Шимановск, развлекательная программа: кинотеатр (просмотр фильма 3Д, горки, каток)

Индивидуальные занятия

Проект «Марья-искусница»

Боброва Е.А.,

д\о «Марья-искусница»

Сивакская

МСОШ

- Чаепитие «В кругу друзей»;

- Репетиции

- Чаепитие «Рождественские посиделки»;

- Экскурсия в г.Шимановск, развлекательная программа: кинотеатр (просмотр фильма 3Д, горки, каток)

- Концертная деятельность (новогодние школьные утренники, балы, праздники в ДК)

Индивидуальные и групповые репетиции  

Проект «Китайский танец с веерами»

Воротилова Э.А.,

 д\о «Симпатяги»

- Поисковая работа

- Экскурсия в музей с. Черняево

Проект «Музейная гостиная»

Кулаева Н.В.,

д\о «Клик»

- Занятия;

- Индивидуальная работа по подготовке к районному фестивалю для детей с ОВЗ

Обще кружковое мероприятие «Рождественские посиделки»;

Индивидуальные занятия – подготовка к районной выставке;

Социальная профильная смена «Будущее начинается сегодня»

Расстрыгина Т.С.,

д\о «Рукодельницы»

Ушумунская МСОШ

- Участие в областной учебной смене литераторов-краеведов

Обще кружковое мероприятие «Рождественские посиделки»;

Групповая работа по подготовке листовок ко Дню Здоровья

Дымкова М.М.,

 д\о «Игровая журналистика»

- Чаепитие-посиделки;

- Отчет по проделанной работе за лето (по модулям) – старшая группа;

- Работа по учебным проектам

Обще кружковое мероприятие «Рождественские посиделки»;

Экскурсия в с. Черняево: посещение музея амурского казачества, фермы, исторические места села

Практическое занятие; Индивидуальная работа по подготовке исследовательских работ к школьной НПК, к конкурсу сочинений

Хлынова Т.В.,

д\о «Вече»

- Индивидуальная работа по подготовке

исследовательских

Обще кружковое мероприятие «Рождественские посиделки»;

- Индивидуальная работа по подготовке

исследовательских работ к РНПК

Толпыго О.В.,

д\о «Я-исследователь»

- Занятия

Обще кружковое мероприятие «Рождественские посиделки»;

Индивидуальная работа по подготовке к ШНПК

Луговая Е.Ю.,

 д\о «География в сказках»

- Занятия

Обще кружковое мероприятие «Рождественские посиделки»;

- Практические занятия

- Занятие – презентация Музеев ИЗО

Мельникова О.В.,

д\о «Радуга»

-Занятия

Занятия

Козин В.И.,

д\о «Резьба по дереву»

Чалганская МООШ

- Чаепитие;

- Занятия

 Занятия

- Занятия

Тетюхина И.А.,

д\о «Очумелые ручки»

- Занятия

 Мероприятие «Новогодние каникулы»

- Подготовка к участию в областной НПК с. Ивановка

- Групповое занятие по подготовке материалов, тимуровской работе к 9 мая

Якушева О.Г.,

д\о «Юные следопыты»

Тыгдинская МСОШ

- Занятия

 «Зимние развлечения» (катание на горках, дискотека);

 - занятие

Индивидуальные, групповые занятия

Широкая Л.Г.,

д\о «Бисерное рукоделие»

- Занятия

- Экскурсия в музей с. Черняево

  Индивидуальная работа по подготовке к районным конкурсам (монтаж фильма);

Занятия

Борисов С.А.,

д\о «Поиск»

- Занятия, общекружковое соревнования

 Мини-соревнования по шахматам

Занятия «Игры в шахматы и шашки»

Гамза А.В.,

д\о «Шахматы»

Черняевская МСОШ

- Занятия

 Занятия

- Занятия

Смирных М.Г.,

д\о «Информатика»

- Занятия

- конкурс рисунков

 Занятия

- Занятия

- Выставка рисунков

Липень А.В.,

д\о «Акварель»

- Занятия

Индивидуальные занятия

Занятия

Проект «Цветы России»

Воробьева

(Федотова) В.И.,

д\о «Веселая бусинка»

МСОШ №1 п. Магдагачи

- Тренировки

- Тренировки

- Поход выходного дня

-

-

Орехов Е.Ю.,

д\о «Каратэ»

- Проектная деятельность в пришкольном лагере (смена для первоклассников)

Индивидуальное занятие

Индивидуальное занятие

Проект «Мастерская чудес»

Пономарева Е.Ю.,

д\о «Карусель»

МСОШ №2

п. Магдагачи

- Тренировки

Соревнования по мини-футболу (МУСОК «Локомотив», ДФК Тыгдинской МСОШ, ДФК «Зенит»)

- Тренировки

Проект «Футбол»

Абрамов В.Н.,

ДФК «Зенит»

Охват детей и подростков каникулярным отдыхом и занятостью

в МОБУ ДОД ЦВР в 2011 – 2012 учебном году

кол-во детей

2009-2010

2010-2011

2011-2012

осенние каникулы

0

215

237

зимние каникулы

328

220

203

весенние каникулы

205

235

176

Методист МОБУ ДОД ЦВР                                                                                                                     Е.Ю. Пономарева


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Мониторинг   личностного  развития  учащихся  в  детском  объединении «Радуга»

Мельникова О.В.

педагогический совет на конец 2011-2012 учебного года

Мониторинг – не только важный, но и сложный этап образовательного процесса, как для педагога, так и для воспитанников.

        Мониторинг проводится в три этапа в каждой учебной группе объединения.

          I этап: 01. 10- 06. 10 – входящий контроль;

II этап: 01. 02- 06. 02 – текущий контроль;

III этап: 01. 05- 06.05 – итоговый контроль.

Важно выстроить систему мониторинга с учетом трех равнозначных задач:

1.        обучение,

2.        воспитание,

3.        развитие.

Диагностируя «Обучение» мы исследуем ЗУН, которые получает ребенок, осваивая программу, а также качество практической творческой деятельности обучающихся.

В зависимости от возраста обучающихся и уровня его обучения применяются различные методы диагностики: тесты достижений, индивидуальная творческая работа.

В блок «Обучения» входит проверка теоретических знаний (разрабатываются тесты для проверки знаний по уровням: низкий, средний, высокий) и практических знаний и умений (где  можно  пользоваться методом наблюдения, также применять задание - тесты и др.)

В блоке «Воспитание» одним из главных направлений воспитания в процессе реализации программ ДО является профессиональная ориентация и профессиональное самоопределение обучающихся. Здесь мониторинг проводится по следующим параметрам: развитие профессионально важных качеств обучающихся, сформированность их профессиональных интересов, профессиональных намерений, готовность к выбору профессии.

Второй пункт в блоке - это социальная воспитанность исследуются такие важные качества, как: коллективная ответственность; толерантность; соблюдение нравственно- этических норм. Через метод наблюдения оценивается  качество  по данной шкале:

0 баллов - не проявляется (низкий уровень);

1 балл - слабо проявляется (низкий уровень);

2 балла - проявляется на среднем уровне (средний уровень);

3 балла - высокий уровень проявления (высокий уровень).

В блоке «Развитие» при изучении особенностей личностной сферы обучающегося мы опираемся на такие параметры, как самооценка (отношение к себе). Изучить эти параметры можно при помощи тестирования, метода наблюдения, метода экспертных оценок.

Самооценка относится к центральным образованиям личности, ее ядру. Традиционно выделяют три вида самооценки:

1.        завышенная;

2.        адекватная;

3.        заниженная.

Формирование самооценки происходит в процессе деятельности и межличностного взаимодействия. Социум в значительной степени влияет на формирование самооценки личности. От самооценки зависит взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. И тем самым она влияет на эффективность социальной адаптации личности, является регулятором поведения и деятельности, от нее зависит, как будет развиваться личность. Так очень важно, влияние и отношение педагога к ребенку в процессе обучения. Если педагог сможет дать ребенку адекватную опору (ребенка ценят - постоянно подтверждая это вербально и невербально), то у ребенка возникает чувство удовлетворения собой, чувство самоуважения. Таким образом, педагог постоянно влияет на самооценку, тем самым, создавая динамику в структуре самооценке. Это может быть негативное влияние, и как результат у ребенка занижается самооценка или завышается - что является одним из механизмов самозащиты психики. Также это может быть положительное влияние - когда ребенок, имеющий заниженную или завышенную самооценку, начинает адекватно воспринимать и оценивать себя.

       Может возникнуть вопрос – для чего нам все это знать?

От того, какой тип самооценки присущ ребенку, зависит то, как он будет учиться, общаться, какой тип поведения будет преобладать и многое другое. Так ребенок с завышенной самооценкой склонен переоценивать себя в ситуациях, которые не дают для этого повода. Чрезмерно низкая  самооценка может свидетельствовать о развитии комплекса неполноценности, устойчивой неуверенности в себе, отказа от инициативы, безразличия, самообвинения и тревожности. Ребенку с адекватной самооценкой свойственно изучать себя в различных жизненных ситуациях, с  тем чтобы, сравнивая самооценку с оценкой окружающих. Составить наиболее объективное представление о самом себе. Адекватная самооценка- это действительный стимул саморазвития личности.

       Зная данные особенности детей, нам, как педагогам, будет проще найти правильный подход к ним. И наша задача, как педагогов постараться через групповые и индивидуальные занятия неадекватную самооценку у ребят довести до порога адекватности. Так как самооценка прямо связана с тем. Как обучающиеся в дальнейшем социально адаптируются.

К особенностям личностной сферы также относятся творческие способности. Под творческими способностями мы понимаем такие психологические особенности ребенка как: дивергентное мышление (беглость, оригинальность, гибкость, точность), воображение, самостоятельность, творческая мотивация.

Важным при реализации программы ДО является изучение особенностей личности ребенка в системе его социальных отношений. Это происходит по следующим параметрам: удовлетворенность отношениями в группе, положение личности в коллективе и его сплоченность, а также коммуникативные навыки, которые измеряются при помощи наблюдения, анкетирования, тестирования, социометрических методов.

Коммуникабельность. В данном контексте мы подразумеваем общительность- то насколько ребенок умеет налаживать контакты со сверстниками, педагогами.

       И здесь предлагается отслеживать высокий уровень коммуникабельности в соответствии с тем, насколько ребенок умеет сотрудничать, т.е. чем больше ребенок участвует в совместной деятельности, умеет ограничивать себя в чем-то. Считается с мнением других, проявляет инициативу и умеет подчиняться обстоятельствам- тем выше у него уровень коммуникабельности.

       И напротив низкий уровень коммуникабельности у обучающегося, если он конфликтен, т. е. старается подчинить себе других, не зависимо от их желания (при этом не чурается ни каких форм воздействия), а также имеет характер «драчуна»- чуть что руки в драку.

Методика

Микроисследование

«Атмосфера в группе»

Обучающимся раздаются листочки, включающие противоположные по смыслу пары слов. С помощью, которых можно описать атмосферу в группе. Чем ближе к правому или левому слову в каждой паре они поместят знак «X», тем более выражен, по их мнению, этот признак вгруппе. Каждым обучающимся заполняется следующий бланк:

                   Баллы:

5

4

3

2

1

1.

Дружелюбие

Враждебность

2.

Согласие

Несогласие

3.

Удовлетворенность

Неудовлетворенность

4.

Увлеченность

Равнодушие

5.

Взаимоподдержка

Недоброжелательность

6.

Теплота

Холодность

7.

Сотрудничество

Отсутствие сотрудничества

8.

Взаимовыручка

Отсутствие взаимодействия

9.

Занимательность

Скука

10.

Успешность

Неуспешность

Вычислив среднюю оценку по каждой паре слов (сумма всех оценок данного качества, деленная на количество опрошенных обучающихся), можно на сводном графике представить оценку психологической атмосферы в группе. Чем левее расположен получившийся график, тем благоприятнее атмосфера в группе.

Педагогическая диагностика позволяет создать психологический портрет обучающихся, изучить их личностные особенности и профессиональную направленность.

–характер изменения личностных качеств;

–направленность позиции ребенка в жизни и деятельности, характер жизненных ценностей.

Уровень развития детей определяется по результатам наблюдений, тестов, вопросников, анкет. Уровень воспитанности – по показателям развитости этической культуры, социально-психологических качеств с помощью анкет, тестов, вопросников, наблюдений педагога, оценок товарищей и самооценок, участия в массовых мероприятиях и общественной жизни коллектива. Для диагностики уровня социально-психологической адаптации детей используются проективные методики («Рисунок семьи», «Не-существующее животное», «Дом-дерево-человек» и др.). Коммуникабельность детей определяется на основе проведения занятий с элементами ролевого тренинга, использования специальных тестов. Креативность детей определяется применением методик, разработанных А.Я. Пономаревым, теста Торранса и др.

Работая индивидуально с каждым ребенком, наблюдая и учитывая достижения и способности,  помогаю каждому достичь соответствующего уровня художественно-прикладного образования, удовлетворяющего его интересы, желания и потребности.

МОБУУшумнскаяСОШ,  объединение  «Радуга»  Мельникова  Оксана  Викторовна.

              1 Выполнение  учебной  программ:

Не  все  поставленные  цели  и  задачи  выполнены,    программа  выполнена на  85%.  

- проведение открытых занятий;  «Бабкины КАШИ»  - рисунок –крупой,

За  учебный  год  выполнялись  такие  работы  как ;  роспись  по  ткани,  холодный  батик,  флористика   работы  из  спилов,  выжигание  по  дереву,    роспись  по  стеклу,    рисунки  на  формате  А3  гуашью  и  акриловыми  красками.

Теоретическая   часть   даётся  в   форме   бесед   с   просмотром   иллюстративного  материала   и   подкрепляется  практическим   освоением   темы.

2. анализ организационно-массовой работы и ее результатов (досуговых, традиционных мероприятий, участие в мероприятиях школьного, районного, областного, всероссийского уровня).

.Проведение   мероприятий

Оформление  выставок  в  школе ;  к  дню  матери,  к  новому  году,  к  вечеру  выпускников,   ,  к  8 марта,  к  дню  космонавтики.    «Что такое Рождество?» совместно с детскими объединениями.к 9 мая, участие  в областном проекте « Фронтовая кружка»,

2. Уважаемые родители! Оцените,  в какой степени, детское объединение, которое посещает Ваш ребенок, воспитывает у него перечисленные ниже качества.

5 – в полной мере

4 –в значительной мере

3 – на достаточном уровне

2 – в незначительной степени

1 – практически нет

качество

5

4

3

2

1

Аккуратность (умение содержать в порядке вещи)

+

Дисциплинированность (умение следовать установленным правилам в делах)

+

Ответственность (умение держать слово)

+

Воля (умение не отступать перед трудностями)

+

Хорошие манеры поведения

Жизнерадостность (способность принимать жизнь и радоваться ей)

+

Образованность

+

Ум (способность здраво и логично мыслить)

+

Высокие жизненные запросы

+

Самостоятельность (способность самому принимать ответственные решения)

+

Честность в отношениях с людьми

+

Доброта в отношениях с людьми

+

Чуткость в отношениях с людьми

+

Справедливость в отношениях

+

Терпимость к взглядам и мнениям других

+

В Анкетирование для родителей приняли участие : Машкова Валентина Юрьевна ,Бевз Наталья Викторовна, Дручинина Людмила Николаевна, Григорьев Андрей Михайлович,  Чердакова  Юлия Александровна.

2. Уважаемые родители! Оцените,  в какой степени, детское объединение, которое посещает Ваш ребенок, воспитывает у него перечисленные ниже качества.

5 – в полной мере

4 –в значительной мере

3 – на достаточном уровне

2 – в незначительной степени

1 – практически нет

качество

5

4

3

2

1

Аккуратность (умение содержать в порядке вещи)

+

Дисциплинированность (умение следовать установленным правилам в делах)

+

Ответственность (умение держать слово)

+

Воля (умение не отступать перед трудностями)

+

Хорошие манеры поведения

+

Жизнерадостность (способность принимать жизнь и радоваться ей)

+

Образованность

+

Ум (способность здраво и логично мыслить)

+

Высокие жизненные запросы

+

Самостоятельность (способность самому принимать ответственные решения)

+

Честность в отношениях с людьми

+

Доброта в отношениях с людьми

+

Чуткость в отношениях с людьми

+

Справедливость в отношениях

+

Терпимость к взглядам и мнениям других

+

2. Уважаемые родители! Оцените,  в какой степени, детское объединение, которое посещает Ваш ребенок, воспитывает у него перечисленные ниже качества.

5 – в полной мере

4 –в значительной мере

3 – на достаточном уровне

2 – в незначительной степени

1 – практически нет

качество

5

4

3

2

1

Аккуратность (умение содержать в порядке вещи)

+

Дисциплинированность (умение следовать установленным правилам в делах)

+

Ответственность (умение держать слово)

+

Воля (умение не отступать перед трудностями)

+

Хорошие манеры поведения

+

Жизнерадостность (способность принимать жизнь и радоваться ей)

+

Образованность

+

Ум (способность здраво и логично мыслить)

+

Высокие жизненные запросы

+

Самостоятельность (способность самому принимать ответственные решения)

+

Честность в отношениях с людьми

+

Доброта в отношениях с людьми

+

Чуткость в отношениях с людьми

+

Справедливость в отношениях

+

Терпимость к взглядам и мнениям других

+

2. Уважаемые родители! Оцените,  в какой степени, детское объединение, которое посещает Ваш ребенок, воспитывает у него перечисленные ниже качества.

5 – в полной мере

4 –в значительной мере

3 – на достаточном уровне

2 – в незначительной степени

1 – практически нет

качество

5

4

3

2

1

Аккуратность (умение содержать в порядке вещи)

+

Дисциплинированность (умение следовать установленным правилам в делах)

+

Ответственность (умение держать слово)

+

Воля (умение не отступать перед трудностями)

+

Хорошие манеры поведения

+

Жизнерадостность (способность принимать жизнь и радоваться ей)

+

Образованность

+

Ум (способность здраво и логично мыслить)

+

Высокие жизненные запросы

+

Самостоятельность (способность самому принимать ответственные решения)

+

Честность в отношениях с людьми

+

Доброта в отношениях с людьми

+

Чуткость в отношениях с людьми

+

Справедливость в отношениях

+

Терпимость к взглядам и мнениям других

+

2. Уважаемые родители! Оцените,  в какой степени, детское объединение, которое посещает Ваш ребенок, воспитывает у него перечисленные ниже качества.

5 – в полной мере

4 –в значительной мере

3 – на достаточном уровне

2 – в незначительной степени

1 – практически нет

качество

5

4

3

2

1

Аккуратность (умение содержать в порядке вещи)

 +

Дисциплинированность (умение следовать установленным правилам в делах)

+

Ответственность (умение держать слово)

+

Воля (умение не отступать перед трудностями)

+

Хорошие манеры поведения

+

Жизнерадостность (способность принимать жизнь и радоваться ей)

+

Образованность

+

Ум (способность здраво и логично мыслить)

+

Высокие жизненные запросы

+

Самостоятельность (способность самому принимать ответственные решения)

+

Честность в отношениях с людьми

+

Доброта в отношениях с людьми

+

Чуткость в отношениях с людьми

+

Справедливость в отношениях

+

Терпимость к взглядам и мнениям других

+

Анкета для воспитанников

Уважаемые ребята! Определите, что и в какой степени привлекает вас в деятельности детского объединения

3 – привлекает очень сильно

2 – привлекает в значительной степени

1 – привлекает слабо

0 - не привлекает вовсе

утверждения

3

2

1

0

Интересное дело

+

Общение с разными людьми

+

Помощь товарищам

+

Возможность передать свои знания

+

Творчество

+

Приобретение новых знаний, умений

+

Возможность руководить другими

+

Участие в делах своего коллектива

+

Вероятность заслужить уважение товарищей

+

Сделать доброе дело для других

+

Выделиться среди других

+

Выработать у себя определенные черты характера

+

Чердакова Наталья

Анкета для воспитанников

Уважаемые ребята! Определите, что и в какой степени привлекает вас в деятельности детского объединения

3 – привлекает очень сильно

2 – привлекает в значительной степени

1 – привлекает слабо

0 - не привлекает вовсе

утверждения

3

2

1

0

Интересное дело

+

Общение с разными людьми

+

Помощь товарищам

+

Возможность передать свои знания

+

Творчество

+

Приобретение новых знаний, умений

+

Возможность руководить другими

+

Участие в делах своего коллектива

+

Вероятность заслужить уважение товарищей

+

Сделать доброе дело для других

+

Выделиться среди других

+

Выработать у себя определенные черты характера

+

Григорьева Анастасия

Анкета для воспитанников

Уважаемые ребята! Определите, что и в какой степени привлекает вас в деятельности детского объединения

3 – привлекает очень сильно

2 – привлекает в значительной степени

1 – привлекает слабо

0 - не привлекает вовсе

утверждения

3

2

1

0

Интересное дело

+

Общение с разными людьми

+

Помощь товарищам

+

Возможность передать свои знания

+

Творчество

+

Приобретение новых знаний, умений

+

Возможность руководить другими

+

Участие в делах своего коллектива

+

Вероятность заслужить уважение товарищей

+

Сделать доброе дело для других

+

Выделиться среди других

+

Выработать у себя определенные черты характера

+

Машкова Екатерина

Анкета для воспитанников

Уважаемые ребята! Определите, что и в какой степени привлекает вас в деятельности детского объединения

3 – привлекает очень сильно

2 – привлекает в значительной степени

1 – привлекает слабо

0 - не привлекает вовсе

утверждения

3

2

1

0

Интересное дело

+

Общение с разными людьми

+

Помощь товарищам

+

Возможность передать свои знания

+

Творчество

+

Приобретение новых знаний, умений

+

Возможность руководить другими

+

Участие в делах своего коллектива

+

Вероятность заслужить уважение товарищей

+

Сделать доброе дело для других

+

Выделиться среди других

+

Выработать у себя определенные черты характера

+

Чеховской Евгений

Анкета для воспитанников

Уважаемые ребята! Определите, что и в какой степени привлекает вас в деятельности детского объединения

3 – привлекает очень сильно

2 – привлекает в значительной степени

1 – привлекает слабо

0 - не привлекает вовсе

утверждения

3

2

1

0

Интересное дело

+

Общение с разными людьми

+

Помощь товарищам

+

Возможность передать свои знания

+

Творчество

+

Приобретение новых знаний, умений

+

Возможность руководить другими

+

Участие в делах своего коллектива

+

Вероятность заслужить уважение товарищей

+

Сделать доброе дело для других

+

Выделиться среди других

+

Выработать у себя определенные черты характера

+

Бевз Артём

Анкета для воспитанников

Уважаемые ребята! Определите, что и в какой степени привлекает вас в деятельности детского объединения

3 – привлекает очень сильно

2 – привлекает в значительной степени

1 – привлекает слабо

0 - не привлекает вовсе

утверждения

3

2

1

0

Интересное дело

+

Общение с разными людьми

+

Помощь товарищам

+

Возможность передать свои знания

+

Творчество

+

Приобретение новых знаний, умений

+

Возможность руководить другими

+

Участие в делах своего коллектива

+

Вероятность заслужить уважение товарищей

+

Сделать доброе дело для других

+

Выделиться среди других

+

Выработать у себя определенные черты характера

+

Дручинина Анастасия

Анкета для воспитанников

Уважаемые ребята! Определите, что и в какой степени привлекает вас в деятельности детского объединения

3 – привлекает очень сильно

2 – привлекает в значительной степени

1 – привлекает слабо

0 - не привлекает вовсе

утверждения

3

2

1

0

Интересное дело

+

Общение с разными людьми

+

Помощь товарищам

+

Возможность передать свои знания

+

Творчество

+

Приобретение новых знаний, умений

+

Возможность руководить другими

+

Участие в делах своего коллектива

+

Вероятность заслужить уважение товарищей

+

Сделать доброе дело для других

+

Выделиться среди других

+

Выработать у себя определенные черты характера

+

Мельников Виктор

Анкета для воспитанников

Уважаемые ребята! Определите, что и в какой степени привлекает вас в деятельности детского объединения

3 – привлекает очень сильно

2 – привлекает в значительной степени

1 – привлекает слабо

0 - не привлекает вовсе

утверждения

3

2

1

0

Интересное дело

+

Общение с разными людьми

+

Помощь товарищам

+

Возможность передать свои знания

+

Творчество

+

Приобретение новых знаний, умений

+

Возможность руководить другими

+

Участие в делах своего коллектива

+

Вероятность заслужить уважение товарищей

+

Сделать доброе дело для других

+

Выделиться среди других

+

Выработать у себя определенные черты характера

+

Аршинова Лиля

Анкета для воспитанников

Уважаемые ребята! Определите, что и в какой степени привлекает вас в деятельности детского объединения

3 – привлекает очень сильно

2 – привлекает в значительной степени

1 – привлекает слабо

0 - не привлекает вовсе

утверждения

3

2

1

0

Интересное дело

+

Общение с разными людьми

+

Помощь товарищам

+

Возможность передать свои знания

+

Творчество

+

Приобретение новых знаний, умений

+

Возможность руководить другими

+

Участие в делах своего коллектива

+

Вероятность заслужить уважение товарищей

+

Сделать доброе дело для других

+

Выделиться среди других

+

Выработать у себя определенные черты характера

+

Плотников Андрей

Анкета для воспитанников

Уважаемые ребята! Определите, что и в какой степени привлекает вас в деятельности детского объединения

3 – привлекает очень сильно

2 – привлекает в значительной степени

1 – привлекает слабо

0 - не привлекает вовсе

утверждения

3

2

1

0

Интересное дело

+

Общение с разными людьми

+

Помощь товарищам

+

Возможность передать свои знания

+

Творчество

+

Приобретение новых знаний, умений

+

Возможность руководить другими

+

Участие в делах своего коллектива

+

Вероятность заслужить уважение товарищей

+

Сделать доброе дело для других

+

Выделиться среди других

+

Выработать у себя определенные черты характера

+

Коробенко Лера

Анкета для педагогов

        Цель: определение степени удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью  в Центре внешкольной работы и своим положением в нем.

Уважаемые педагоги! Предлагаем Вам прочитать утверждения и с помощью школы оценок выразить степень своего согласия с ними.

4 – совершенно согласен

3 – скорее согласен

2 – трудно сказать

  1. скорее не согласен

0 – совершенно не согласен

утверждения

4

3

2

1

0

Я удовлетворен своей нагрузкой

+

Меня устраивает расписание занятий

+

Мое рабочее время благодаря собственными усилиям и действиям администрации тратится рационально

+

Меня устраивает работа Педсовета, МО, Совета ЦВР, и мое участие в нем

+

У меня существует реальная возможность повышать свое профессиональное мастерство, проявлять творчество и способности

+

Я испытываю потребность в профессиональном и личностном росте и стараюсь ее реализовать.

+

Мои достижения и успехи замечаются администрацией и коллегами ЦВР

+

Мне нравится, что в ЦВР идет научно-методический поиск

+

У меня сложились с коллегами неконфликтные отношения

+

Я ощущаю в работе поддержку своих коллег

+

Мне кажется, что администрация ЦВР справедливо оценивает результаты моей работы

+

Я ощущаю доброжелательное отношение к себе со стороны руководства ЦВР

+

Я комфортно чувствую себя в среде воспитанников

+

Я удовлетворен отношением воспитанников ко мне и моему предмету (кружку), направлению

+

В большинстве случаев я испытываю чувство взаимопонимания в контактах с родителями обучающихся

+

Мне кажется, что родители разделяют и поддерживают мои педагогические требования

+

Мне нравится мой кабинет, оборудование и условия работы в нем

+

Меня устраивает сложившийся нравственно-психологический климат в ЦВР

+

На мой взгляд, созданная в ЦВР система научно-методического обеспечения способствует повышению моего профессионального мастерства

+

Я доволен размером заработной платы

+


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мониторинговая деятельность

Слайд 2

Мониторинг качества образовательного процесса Педагогический мониторинг – форма организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за её состоянием, оценку и прогнозирование её развития.

Слайд 3

Объекты мониторинга Педагоги дополнительного образования Обучающиеся Родители Методы Анкетирование Тестирование Собеседование Наблюдение Срезы Итоговая работа

Слайд 4

Общая практическая подготовка, учебно-организационные умения и навыки

Слайд 5

Привлекает в большой степени: Интересное дело – 99 чел. Общение с разными людьми – 100 чел. Творчество – 121 чел. Приобретение новых знаний и умений – 115 чел. Выделиться среди других – 76 чел. Наработать материалы для портфолио – 92 чел. - Помощь для определения интересов, поступления в ВУЗы, ССУЗы – 101 чел. Привлекает в малой степени или слабо: - помощь товарищам - участие в общих делах Не привлекает: - возможность руководить другими.

Слайд 6

Родительское мнение: блок поведенческих качеств ребенка (это формирование аккуратности, ответственности, воли и т.д.); блок жизненной компетентности (логичность, здравомыслие, самостоятельность); блок морально-психологических качеств (честность, чуткость, справедливость, терпимость).

Слайд 7

Организация труда (нагрузка, расписание, работа Педсовета, МО, Совета ЦВР) - высокий уровень удовлетворенности; Возможность проявления и реализации профессиональных и других личностных качеств педагога – средний уровень удовлетворенности: большая часть респондентов считают, что в меньшей степени у них есть возможность повышать свое профессиональное мастерство, проявлять творчество, испытывают потребность в профессиональном и личностном росте. Так же считают, что не всегда их достижения и успехи замечаются администрацией; Отношения с педагогами и администрацией – по мнению педагогов, у всех сложились неконфликтные отношения, ощущают поддержку; Отношения с обучающимися и их родителями – ощущают доброжелательное отношение детей и родителей, существует взаимопонимание, родители разделяют и поддерживают педагогов; Обеспечение деятельности педагога - большая часть педагогов не удовлетворены материально-технической базой. Считают, что созданная система научно-методического обеспечения способствует повышению профессионального роста.

Слайд 8

Анализ программы методической службы "Пути успеха"

Слайд 9

Методическая деятельность Центра – это целостная система мер, способствующая повышению качества и результативности образовательного процесса, обеспечению роста методической культуры, творческого потенциала и профессионального мастерства педагогов дополнительного образования. Основной целью методической работы в 2011-2012 учебном году являлось создание условий для профессионального становления и повышения уровня профессионального мастерства педагога дополнительного образования и педагогического коллектива в целом.

Слайд 10

Качество – соответствие стандартам и нормам Качество – соответствие запросам потребителя (качество образовательных услуг) Качество – соотношение цели и результата образовательной деятельности М.М. Поташник, академик РАО

Слайд 11

23 Качества Полнота Глубина Систематичность Системность Оперативность Гибкость Конкретность Обобщённость

Слайд 12

- Областной семинар «Образовательное пространство музея как условие организации познавательной деятельности учащихся» (Кулаева Н.В., Борисов С.А.) - Областной семинар директоров (Наконечная М.С.) - Областная творческая лаборатория по хореографии (Воротилова Э.А.) - Областной семинар «Методическая работа в УДО, как основной механизм профессионального роста педагога» (Пинигина В.П.).

Слайд 13

Областная смена литераторов-краеведов Дымкова М.М., «Игровая журналистика» Районный, областной конкурс «Подрост» Толпыго О.В., «Я-исследователь» Областной конкурс методических разработок «Новые образовательные технологии в системе дополнительного образования» Толпыго О.В. «Я-исследователь», Пономарева Е.Ю., «Карусель» Областной конкурс методических разработок по организации и проведению летних профильных смен «ЛЕТО» коллектив педагогов: Толпыго О.В., Хлынова Т.В., Мельникова О.В., Дымкова М.М., Расстрыгина Т.С.; Пономарева Е.Ю. Областной конкурс методических материалов по экологическому образованию Толпыго О.В. «Я-исследователь», Пономарева Е.Ю. Районный конкурс программ и методических материалов по дополнительному образованию Боброва Е.А., «Марья-искусница» Толпыго О.В., «Я-исследователь» Пономарева Е.Ю., «Карусель» Широкая Л.Г., «Бисерное рукоделие

Слайд 14

Обобщение опыта работы Центра внешкольной работы п. Магдагачи Поиск и внедрение инновационных форм деятельности дополнительного образования. 2. Взаимодействие с образовательными учреждениями, учреждений других ведомств в целях создания целостной системы творческой жизнедеятельности детей и педагогов. 3. Механизм отслеживания качественных изменений в образовательной деятельности д\о Методическое обеспечение организационно-массовых мероприятий, в том числе с ОУ

Слайд 15

Решением Главной Аттестационной комиссии Министерства образования и науки Амурской области Соответствуют занимаемой должности «Педагог дополнительного образования» Боброва Е.А., Воробьева (Федотова) В.И., Абрамов В.Н., Сластина Р.Ф., Орехов Е.Ю. Соответствует 1 квалификационной категории по должности «Методист» Пономарева Е.Ю.

Слайд 16

Всего 416 В районных- 89 чел. В областных- 55 чел Во всероссийских 2 чел. 2009-2010 уч. год 2010-2011 уч.год Всего- 444 В районных- 93 чел. В областных- 24 чел Во всероссийских 1 чел. 2011-2012 уч.год Всего - 412 В районных 59 чел. В областных 107 Во всероссийских 1 Участие обучающихся МОБУ ДОД ЦВР в массовых мероприятиях

Слайд 17

Участие обучающихся и педагогов МОУДОД ЦВР в массовых мероприятиях разного уровня в 2011-2012 уч. году

Слайд 18

1 м. – Областной конкурс самопрезентаций «Танец в объективе» Слонова Д., хореографический коллектив «Симпатяги» 2 м. – Областной конкурс «Подрост» Толпыго О.В., д\о «Я-исследователь» 2 м. – Областной конкурс «Моя малая Родина: Природа, культура, этнос» Чурмантеева А., д\о «Вече»; 2м. – Областной конкурс «Заселение земли Амурской» Васильева Ю., д\о «Игровая журналистика» 2 м. – Областной конкурс «ЛЕТО – 2012» Пономарева Е.Ю., методист Областной конкурс методических материалов по экологическому образованию 2м. – Толпыго О.В., д\о «Я-исследователь» 3м. - Пономарева Е.Ю., методист 1м., 2 м. – Областной конкурс «Зеленая планета» д\о «Я-исследователь» Районный конкурс программ и методических материалов по дополнительному образованию 1 м . - Толпыго О.В., д\о «Я-исследователь» 2 м. – Боброва Е.А., д\о «Марья-искусница», Пономарева Е.Ю.,д\о «Карусель» Участием во Всероссийском проекте «Наша Победа» Шкуропацкую И., д\о «КЛИК» ПОЗДРАВЛЯЕМ

Слайд 19

Охват детей и подростков каникулярным отдыхом и занятостью в МОБУ ДОД ЦВР в 2011 – 2012 учебном году кол-во детей 2009-2010 2010-2011 2011-2012 осенние каникулы 0 215 237 зимние каникулы 328 220 203 весенние каникулы 205 235 176

Слайд 20

Творческая лаборатория педагогов дополнительного образования Объединение педагогов-экспериментаторов для развития навыков опытно-экспериментальной деятельности. Цели и задачи популяризация опытно-экспериментальной деятельности; - распространение накопленного опыта творческими группами; - совершенствование навыков опытно-экспериментальной деятельности; - повышение профессиональной компетентности педагогов-экспериментаторов; - создание единой информационной среды опытно-экспериментальной деятельности; - общественная экспертиза инновационного опыта; - объединение педагогов-единомышленников.

Слайд 21

Деятельность лаборатории носит научно-методический характер и направлена на разработку и внедрение в практику работы новых подходов, технологий в учебно - воспитательном процессе. В своей деятельности лаборатория руководствуется Программой развития МОБУ ДОД Центра внешкольной работы, решением заседаний и планом работы творческой лаборатории. Заседания лаборатории проводятся не реже одного раза в полугодие. Они могут быть проведены в различных формах: психолого-педагогического, теоретического, обучающего и др. семинаров; открытого занятия, мастер-класса или внеклассного мероприятия; научно-практической конференции, педагогических чтений; «круглого стола»; стажерских площадок; наставничество.

Слайд 22

Семинар для педагогов дополнительного образования, зам.директоров «Использование современных образовательных технологий на занятиях в детских объединениях по формированию ключевых компетенций учащихся» Опыт Ушумунской МСОШ по организации дополнительного образования

Слайд 23

Желаем успехов!!!



Предварительный просмотр:

Примерный ПЛАН

работы творческой лаборатории педагогов МОБУ ДОД ЦВР

на 2012-2013 учебный год

мероприятие

дата, место

проведения

ответственные

участники

1

«Совершенствование учебно-программной документации»:

- создание программ

- работа с документацией

- мониторинг

- работа с психологом

19 октября

Магдагачи

Наконечная М.С.,

Пинигина В.П.,

Пономарева Е.Ю.,

Гайдамака М.Н.

все желающие

педагоги

2.

Мастер-класс

«Резьба по дереву»,

в рамках районного МО учителей технологии

октябрь-ноябрь

Чалганы

МБУ ИМЦ,

ЦВР

Козин В.И.

Козин В.И.,

Ткаченко Е.А.,

Расстрыгина Т.С.

3.

Мастер-класс

«Бисероплетение»,

в рамках районного

МО учителей технологии

февраль

Тыгда

МБУ ИМЦ,

ЦВР

Федотова В.И.,

Широкая Л.Г.,

Тетюхина И.А.,

Расстрыгина Т.С.

4.

Рабочая группа

«Создание видеофильмов, слайд-шоу»

ноябрь

Тыгда

Наконечная М.С.

Пинигина В.П.,

Пономарева Е.Ю.,

Борисов С.А.

Толпыго О.В.

Хлынова Т.В.

Воротилова Э.А.,

Боброва Е.А.,

все желающие

Рабочая группа

«Организация исследовательской работы

в детских объединениях»

Ушумун

5.

Рабочая группа

по созданию проектов каникулярной деятельности д\о

«ЛЕТО – 2013»

январь,

март,

май

по филиалам

Наконечная М.С.

Пинигина В.П.,

Пономарева Е.Ю.,

все желающие

педагоги

6.

- Анализ работы ТЛ

- КТД

- Работа с психологом

апрель

Магдагачи

Наконечная М.С.

Пинигина В.П.,

Пономарева Е.Ю.,

Гайдамака М.Н.

все желающие

педагоги

Пожелания, рекомендации, изменения

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Педагог__________________________________________________________


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Здоровьесберегающие технологии – залог успешности учебно-воспитательного процесса «Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка – это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества». В.А. Сухомлинский

Слайд 2

Здоровьесберегающее образование Направлено на создание условий для укрепления и развития как психического, так и физического здоровья обучающихся. Опирается на принципы научности, системности, природосообразности, прагматичности. Достигается через ♦ учет особенностей обучающихся; ♦создание благоприятного психологического фона на занятии; ♦использование приемов, способствующих появлению и сохранению интереса к учебному материалу; ♦создание условий для самовыражения обучающихся; ♦ смену разнообразных видов деятельности ; ♦активизацию физического развития; ♦соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм; ♦пропаганду здорового образа жизни.

Слайд 3

Здоровьесберегающее технологии, применяемые в системе образования Медико-гигиенические Физкультурно-оздоровительные Экологические здоровьесберегающие Обеспечения безопасности жизнедеятельности 3доровьесберегающие образовательные технологии

Слайд 4

3доровьесберегающие образовательные технологии организационно-педагогические технологии , определяющие структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиНах, способствующих предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезаптационных состояний психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога на занятии, воздействием, которое он оказывает на своих учеников; сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса учебно-воспитательные технологии, которые включают обучение грамотной заботе о своем здоровье; формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие также просвещение родителей

Слайд 5

Требования к уроку в здоровьесберегающие педагогике Логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности. Эффективное использование педагогических средств здоровьесберегающих образовательных технологий (физкультминуток, подвижных игр). Использование эффективных средств оценки деятельности обучающегося на занятии. Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности. Обеспечение вариативного использования правил здорового образа жизни в зависимости от конкретных условий проведения урока. Формирование умения учиться, заботясь о своем здоровье. Тщательная диагностика, прогнозирование и контроль каждого учащегося с учетом особенностей развития.

Слайд 6

Психолого-педагогическое сопровождение создание благоприятного психологического климата учет зоны работоспособности учащихся распределение интенсивности умственной деятельности пропаганда здорового образа жизни

Слайд 7

Эффективность усвоения знаний учащихся в течение урока 5 – 25 минута — 80%; 25 – 35 минута — 60-40%; 35 – 40 минута — 10%.

Слайд 8

Ожидаемые результаты 1. Повышение функциональных возможностей организма обучающихся, предотвращение усталости и утомляемости, уменьшение пропусков занятий по болезни. 2. Повышение мотивации к познавательной деятельности; прирост творческих достижений. 3. Повышение мотивации к двигательной активности, рост уровня физического развития обучающихся. 4. Формирование потребности в здоровом образе жизни, отказ от вредных привычек.

Слайд 9

Общая методика безопасности Известный путешественник и специалист по выживанию человека Яцек Паокевич сформулировал методику безопасности следующим образом: Предвидеть опасность. По возможности, избегать её. При необходимости – действовать .


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Педагогический совет «Организация работы по сохранению и укреплению здоровья обучающихся» Девять десятых нашего счастья зависит от здоровья. Здоровье до того перевешивает все остальные блага жизни, что поистине здоровый нищий счастливее больного короля. А. Шопенгауэр

Слайд 2

условия, которые обеспечивают здоровье человека : радость творчества, установка на успех, признание удачи другими, самоудовлетворение от труда, соощущение единства в группе, эмоциональная приподнятость, отсутствие физического переутомления, понимание цели и возможность ее достижения, осознание собственной причастности к сохранению вечных ценностей.

Слайд 3

понятие «здоровье» личностное психо-эмоциональное , физическое, интеллектуальное, социальное, духовное

Слайд 4

внешние факторы здоровья (за пределами образовательного учреждения): экология; семья и микроклимат в ней; круг общения, вредные привычки; питание; здоровый образ жизни.

Слайд 5

внутренние факторы (в самом образовательном учреждении): организация учебного процесса, методика организации учебного занятия; организация и реализация воспитательного процесса; двигательный режим учащихся в учебное и внеучебное время; создание условий психологического комфорта; организация медицинского обслуживания в образовательном учреждении; организация питания; соблюдение санитарно-гигиенических норм.

Слайд 6

Цель и задачи педсовета: Проанализировать опыт работы учреждения по использованию здоровьесберегающих подходов в организации образовательного процесса. Определить факторы, положительно и отрицательно влияющие на здоровье обучающихся, занимающихся в детских объединениях ЦВР. Определить возможности, условия и основные направления совершенствования педагогической деятельности по формированию навыков здорового образа жизни, сохранению и укреплению здоровья воспитанников. Оказать методическую помощь педагогам дополнительного образования в организации работы по использованию здоровьесберегающих технологий


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам: