Федорова Людмила Викторовна

сайт учителя начальных классов

Педагог – он вечно созидатель.Он жизни учит и любви к труду.Я педагог, наставник, воспитатель.За что благодарю свою судьбу.

Профессия: Учитель начальных классов - воспитатель

Профессиональные интересы: Развитие мелкой моторики рук и подготовка детей к письму,психология

Увлечения: Вышивка,история,поэзия,садоводство

Регион: Рязанская область

Населенный пункт: г.Рязань

Место работы: НОУ "Частная школа "Рюминский лицей"

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/fedorova-lyudmila-viktorovna
«Чаще приглашать на уроки Момуса – бога смеха и шуток, чтобы прогнать с уроков Морфея – бога сна».
Ш.Амонашвили

Я  - Учитель, учитель начальных классов. Быть учителем не просто, так как учитель – это не просто профессия, это образ жизни. Истинный учитель сам учится всю свою жизнь и учит других. Случайных людей в этой профессии быть не должно, так как учитель дарит детям не только знания, но и нравственную чистоту, доброе сердце, благородство поступков. Учитель учит всей своей жизнью. Он должен «гореть» сам и суметь «зажечь» учеников. Е. И. Рерих в книге  «Три ключа» говорит о том, ученика надо научить владеть тремя ключами: Знанием, Красотой и Любовью, и тогда он «сможет открыть дверь входа, ведущего к светозарным источникам истины». «Труд учителя сродни труда хлебороба и строителя — из зерен добра и справедливости выращивает он душу учеников, из кирпичиков знаний складывает их разум, помогает найти свой путь в жизни, свой гражданский долг. А главное — своим словом преподает самую трудную на свете науку — быть людьми»*. Согласитесь, стремиться к совершенству всю жизнь – не просто. Поэтому учитель должен ко многим проблемам относиться философски. Он должен пройти путь от знаний к мудрости, от рассуждений о жизни – к философии добра, созидания. Тогда он – Учитель!

О себе

 

   Учитель!  Хочется пофилософствовать об этой профессии, о её величии, благородстве... Нет, лучше просто о школе, детях… и о себе.

            Первый урок в 1  классе… Я очень волнуюсь. Какими будут первые слова, с которыми я обращусь к детям? Каким голосом я их произнесу? Ведь на меня смотрят 10 пар глаз, и эти дети верят каждому моему слову! Наверное, прежде всего надо быть самим собой, всегда. Дети всё чувствуют. Они такие разные, неповторимые, но каждый со своим взглядом на мир, отношением к людям.

    А как интересно с ними общаться! Они любят говорить, спорить, доказывать. Дети хотят «добывать» знания сами, хотят делать открытия. А чтобы так было – надо гореть самой, чувствовать, что ты можешь зажечь других и быть счастливой, когда твои ученики освещают тебя своим пламенем. Ещё в институте я прочитала замечательную книгу Ш.А. Амонашвили «Здравствуйте, дети!», где мне запомнились слова: «Пусть педагог всегда спешит к детям, радуется каждой встрече с ними; тогда и дети будут спешить в школу и от всего сердца радоваться каждой встрече со своим педагогом». Теперь это не просто слова, это – девиз в моей работе.

           Учителю совсем не трудно заинтересовать ребят, чтобы они хотели идти в школу, на урок. Нам всего лишь необходимо не забывать находить какую-либо изюминку (в погоде, тишине или шуме, причёске – у того, кто явно хочет, чтобы его заметили), пошутить, порадоваться человеку, совершившему подвиг, открытие.

           У каждого педагога свой стиль взаимодействия с детьми. Он вырабатывается на собственном опыте и проявляется буквально во всём, даже в том, как учитель входит в класс и здоровается с детьми. В том, как он слушает ребёнка и что-то ему объясняет. В том, как реагирует на различные ситуации. Нам иногда кажется, что всё это мелочи. Но ведь именно в этих «мелочах» и заключено самое важное в нашей профессии – уважение, понимание, признание личности ребёнка. Встречаются иногда такие сложные ситуации в нашей работе, что порой не знаешь, как поступить. Я сразу мысленно ставлю себя на место ученика. Очень важно уметь это сделать, иметь желание познать детскую душу и помнить, что сам был когда-то ребёнком и учеником. Вот и получается, что мы помогаем детям познать азы письма и чтения, учим считать и умножать, а ещё дружить, не обижать слабого, а дети, в свою очередь, дают нам самое «высшее педагогическое образование».

           Жизнь не стоит на месте, всё вокруг меняется, а значит, меняются и дети. Без изменения не может оставаться и учитель, скорее наоборот, нам следует постоянно забегать в завтра и послезавтра, обновлять себя так же, как и дети. Это значит находиться в постоянном творческом поиске. Нужно создать творческую обстановку, выстроить для каждого ребёнка лесенку, по которой он поднимется к вершине знаний. И к вершине этой надо стремиться, без этого не возможно творчество, а без творчества жизнь теряет смысл.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

 

1. В. И. Аннушкин, Первая русская "риторика", Знание, М.: 1989.

2. В. И. Андреев, Деловая риторика, Народное образование, М.: 1995.

3. Л. П. Федоренко, Принципы обучения русскому языку, М.: 1973.

Мой взгляд на мир

 

Я хочу начать словами великого русского писателя и педагога Льва Николаевича Толстого: «Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель».

-Какой же он современный совершенный учитель?

  -Учитель.  Когда произносишь это слово, всегда охватывает какое-то волнение. Вроде бы ничего особенного и нет в этом слове. Самое обычное название профессии человека. Но вот, когда произносишь это слово, то не просто название профессии встаёт перед глазами, а конкретный человек этой профессии, с которым свела тебя жизнь. Добрый или не очень, чуткий или равнодушный, любящий свою профессию, детей или нет. Вот почему и охватывает волнение, когда произносишь это слово. Ведь учитель не просто даёт знания по тому или иному предмету, но и оставляет след в душе каждого человека: ведь именно он помогает сформироваться этой душе.

 

- Я часто задаюсь вопросами. Какой я учитель? Какими смогу  вырастить и воспитать своих учеников? Чему научу их? Какой след оставлю в юных сердцах?  Я – первый учитель, который входит в жизнь ребенка и его семьи. Родители доверяют мне самое дорогое, что у них есть, - своих детей. И от меня зависит, как сложится дальнейшая школьная жизнь ребенка, как родители будут относиться к школе, станут ли они моими помощниками и единомышленниками.  Как много воспоминаний связано с именем первого учителя. И от меня зависит, какими будут эти воспоминания – добрыми и светлыми или тягостными и печальными. Поэтому для меня главное – не растерять то доверие учеников и родителей, которое они щедро мне дарят.

 

-Труд учителя нелегок. На одной из лекций я услышала, что по эмоциональной нагрузке его  сравнивают с трудом начальника производственного цеха. Не знаю, почему они так решили? Мне-то кажется, что нагрузка учителя значительно больше. Знаю одно – нужны любовь, безмерная любовь к детям, и искреннее желание все делать для того, чтобы она стала обоюдной. Потому что только тогда могут восстанавливаться душевные силы, когда видишь, что твой труд приносит положительные плоды, когда общение вызывает у детей радость и неподдельный интерес.    

 

 - Детям необходимо верить в учителя безгранично – только тогда школа станет для них школой радости, а учение не будет сводиться к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти, а станет содействовать развитию ребенка. Вот такая большая ответственность ложится на  мои плечи. И как важно сохранить эти добрые стремления, поддержать любые детские  начинания, зародить  веру ребенка в себя, в то, что он многое сможет.

Мои достижения

 

Сертифицированные документы педагога:

 

Название документа

     Содержание

      Дата выдачи

Сертификат

Участник городской предметной конференции педагогов дошкольных образовательных учреждений

2009 – 2010 г.

Сертификат

Участник мастер – класс Молли Уайт « Методика « Portage» в работе с семьями имеющими детей с особыми образовательными потребностями»

№25/17

 12 – 13 мая 2011 г.

Сертификат

Участник 6-ой международной научно – практической конференции «Семья и современные проблемы формирования системы базовых гуманитарных ценностей человека»

№25/76

12 – 13 мая 2011 г.

   

Повышение квалификации:

 

Дата прохождения

Название курсов повышения квалификации

Количество часов

Полученный документ

20.09.2004г. -07.02.2005г.

«Программа для воспитателей групп компенсирующего назначения»

144

Свидетельство №701

04.04.2006 –

 06. 04 2006г.

Новые технологические приемы и методы обучения в прикладном творчестве»

3 дня

Свидетельство

№6

Наличие публикаций по проблеме обучения, воспитания, развития детей:

 

      Год написания

      Тема публикации

      Место издания

 

 

 

12 – 13 мая 2011г.

«Развитие мелкой моторики рук и подготовка детей к письму»

Материалы 6 международной научно-практической конференции,

Рязань 2011г.

 

Моё портфолио

 

Развитие мелкой моторики рук и подготовка детей к письму

Федорова JI.B.

                                                                                                                                                                                                                           МБДОУ Детский сад №124, г. Рязань

От подрастающего поколения в конечном итоге будет зависеть наша жизнь, осуществ­ление надежд, помыслов, дел, судьба наших завоеваний. Мысль о развитии интеллектуаль­ных способностей становится все более популярной.

Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирова­ния активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед педагогами встает важная задача развития творческо­го потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования учебно­го процесса с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов.

Ускорение научно-технического прогресса напрямую зависит от количества и качества творчески развитых умов, от их способности обеспечить быстрое развитие науки, техники и производства, от того, что теперь называют повышением интеллектуального потенциала на­рода. Природа щедро наделила каждого здорового ребенка возможностями развиваться, и каждый здоровый малыш может подняться на самые большие высоты любой деятельности.

Генетики Ю. Г. Шевченко, Н. П. Дубинин утверждают, что духовное развитие фикси­руется в социальной программе, которая передается путем воспитания, усложняется с каж­дым новым поколением. Решение данной задачи чрезвычайно значимо в дошкольные годы, т. к. данный возраст составляет в жизни каждого человека крошечный по времени период и одновременно, по существу, является наиважнейшим для всей последующей жизни.

Наш современник академик А. Н. Амосов сказал: «Убежден, что правильно поставлен­ная работа с дошкольниками поможет существенно повысить интеллектуальный потенциал целого народа».

Рука изучает мир вещей. Тонкая моторика — это разновидность движений, в которой участвуют мелкие мышцы. Эти движения не являются безусловным рефлексом, как ходьба, бег, прыжки и требует специального развития.

Работая с детьми дошкольного возраста, мы часто сталкиваемся с проблемой слабого развития пальцев рук и поэтому практические действия быстро приводят к утомлению, часто дети отказываются от такой деятельности, мотивируя отказ сильной усталостью руки.

Проблема развития мелкой моторики детей привлекает к себе не ослабевающий инте­рес отечественных и зарубежных физиологов, психологов, педагогов-практиков. В XX веке такие исследователи, как Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, Н. М. Аксарина, Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина и многие другие доказали, что сенсомоторное (двигательное и сенсорное) разви­тие составляет фундамент умственного развития. Они отмечают, что умственные способно­сти ребенка начинают формироваться очень рано и не сами собой, а по мере расширения его деятельности, в том числе общей двигательной и ручной. Интеллектуальная готовность к школе это не наличие у ребенка, каких-то определенных сформированных знаний или уме­ний, а наличие у ребенка более высокого уровня психологического развития. Все психиче­ские процессы: внимание, память, мышление, воображение, должны уметь сосредоточить внимание, например на написание элементов букв. Буквально с первых дней пребывания в школе ребенок получает указания, которые невозможно выполнить без учета развития мел­кой моторики.

Система работы по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста (под­готовительная группа) представляет собой решение проблемы обновления содержания обу­чения и воспитания с целью их качественного улучшения. Разработана она на основе типо­вой программы воспитания и обучения под редакцией Васильевой М. А. и опыта работы по проблемам мелкой моторики дошкольников.

Система задач и заданий выстраивается в порядке возрастания их трудности и посте­пенного, и своевременного формирования навыков мелкой моторики рук ребенка.

Цель — развитие мелкой моторики рук и подготовка детей к письму.

Задачи: 1) формирование мышечного сустава кисти руки; 2) развитие силы, тонуса, точности движений; 3) совершенствование внимания зрительно-пространственного воспри­ятия, памяти; 4) создание благоприятных условий для учебной мотивации; 5) развитие чув­ства ритма, координации; 6) развитие ручной умелости; 7) восприятие навыка правильной речи.

Формы и методы: тренировка мелких мышц руки осуществляется в различных видах деятельности на занятиях по развитию речи, математики, по обучению грамоте, рисованию, аппликации, лепке, конструированию, комплексных занятиях, а также вне занятий.

Систему упражнений, используемых на занятиях, условно можно разделить на зри со­ставляющие: пальчиковая гимнастика; упражнения, игры для пальцев и кистей рук с исполь­зованием различных предметов и без них; отработка графических навыков.

Используемые приемы: рисование, игра «Замечательный художник» — подобрать слово с изучаемым звуком и нарисовать его; схема-рисунок, схемы-подсказки, пальцевые игры, дик­тант-рисование; «Расскажи стихи руками» — прием образного развития мелкой моторики, конструирование букв из основных элементов; шнурование букв; раскрашивание и штриховка; предметная деятельность. Особая роль в подготовке детей письму уделяется рукоделию (вы­шивание). Оно требует точности движений, способствует тренировке мышц руки. Тренировка мелких мышц руки происходит и в настольной игровой деятельности (изготовлении масок для инсценировки сказок, вырезание различных силуэтов для теневого театра).

Большое место отводится кукольному и пальчиковому театру. Репетируя действия пер­сонажей, дети учатся координировать движения руки, пальцев.

Оформлена картотека пальчиковых игр, упражнений и пальчиковой гимнастики, кото­рые использовались в свободное время деятельности между занятиями перед прогулкой в утреннее и вечернее время, в форме групповых и индивидуальных занятий.

Так как группа была подготовительная, на занятиях особое внимание уделялось работе в тетради. На занятиях «творческая мастерская» работали с бисером, изготовляли разные по­делки: брошки, миниатюры, сувениры. Практически каждое занятие прослеживает прямую и косвенную цель развития мелкой моторики детей — подготовка руки к письму (тренировка грех пальцев).

В течение года постоянно дополнялась развивающая среда по данной проблеме. На основе «обследовательских» движений рук дополнили среду играми-упражнениями: «Угадай на ощупь», «Из чего предмет?», «Что звучало?», «Что в черном ящике?», «Чу­десный мешочек».

Много работали с книжками-раскрасками, которые приобретались родителями, инди­видуально выполняли домашнее задание в тетради: «Нарисуй по точкам и раскрась», «Нари­суй от заданной точки» и т.д. Для родителей оформлена рубрика «Готовим руку к письму», ежемесячно обновляемые «Пальчиковые игры» — практический материал, с помощью кото­рого можно самостоятельно в домашних условиях играть, развивая пальчики у детей.

На основе обобщения опыта и анализа методической литературы строилась работа по развитию мелкой моторики в средней группе, с учетом создания максимально благоприятной воспитывающей среды, обеспечивающей комфортное самочувствие детей: возраст, уровень их развития, интересы, склонности, способности, личностные особенности, период адапта­ции к детскому саду.

Для развития мелкой моторики использован материал, сделанный своими руками. Ра­бота заключалась в раскладывании предметов в аналогичные по цвету емкости, нанизывание бусин и т.п. При работе обращали внимание на то, как дети берут предметы (правой рукой, гремя пальчиками), как раскладывают (слева — направо).

Хочется отметить то, что дети в средней группе накапливают потенциал, насыщают свою познавательную потребность. Ребенок может «потрогать мир руками, глазами, носом». В начале года дети неуверенно держали различные мелкие предметы, роняли их, неправиль­но держали ложку для пересыпания крупы, сыпали мимо чашки. К концу года дети научи­лись уверенно держать предметы, работать тремя пальчиками и соблюдать последователь­ность в работе; но результатам диагностики лучше развита ручная умелость, пространсгвенная ориентация на листе бумаги и в общих направлениях движения; стало более развито чув­ство ритма, умение сглаживать ритм и темп движений, слово и жест; улучшилось развитие изобразительных и графических умений детей.

Для определения степени подготовленности к обучению и овладению навыками письма целесообразно планировать и внедрять в систему работу по подготовке детей к обучению в щколе, а также проводить итоговую диагностику, которая позволяет увидеть результат работы.

Мои публикации:
Для комплексов "Детский сад-начальная школа"
Окружающий мир
Разное
Публикации моих учеников:
Литературное творчество
Художественно-прикладное творчество
Добавить грамоту в портфолио