методическое объединение педагогов руководителей сценических коллективов

. Огородников Повышение профессиональной компетенции педагогических работников, руководителей детских сценических коллективов, городского методического объединения

Современное состояние образования в России характеризуется качественными изменениями в области содержания, но эти позитивные тенденции сталкиваются с медленным темпом реформирования устаревших методов и технологий в практике образовательного процесса в учреждениях образования. Речь идет не только о новых профессиональных приемах преподавания, но, в первую очередь, о глубинных сущностных изменениях типов взаимодействия двух главных субъектов системы образования: Педагога и Воспитанника или, шире, Взрослого и  Ребенка.

Такая ситуация характеризуется рядом  противоречий:

·     между новыми ценностно-целевыми ориентирами в образовании, направленными на партнерство (диалог) взрослого и ребенка, и существующим монологическим типом взаимодействия “Учитель - Ученик” в традиционной системе образования;  

·     между возрастанием внутренней свободы ребенка и психологическим, профессиональным самочувствием педагога, его ролевой негибкостью;

·     между темпами изменения социальных условий современной жизни и слабым внедрением новых образовательных технологий, способствующих подготовке ребенка к адаптации в быстро меняющемся мире; 

·     между желанием педагога по-новому строить процесс обучения и его неумением сформировать мотивацию ребенка к познавательной деятельности в современных условиях; 

·     между индивидуальной потребностью педагога осуществлять свою профессиональную деятельность в новом образовательном пространстве и сохранившемся традиционном укладе образовательных учреждений.

Роль педагога сегодня значительно возрастает. Ребенок, как и взрослый, нуждается в живом, чувствующем, удивляющемся, страдающем и радующемся собеседнике. Педагог должен уметь быть интересен ребенку, иначе контакт с ним никогда не будет в полном смысле диалогичен. Иначе и знание культуры, которое педагог передает ребенку, будет последнему неинтересно. Однако к этой новой роли он не готов и не будет готов, если не изменится система его профессиональной подготовки, поскольку одной теорией и декларированием идей гуманизации  не обойтись.

Вопросы «как», «какими путями», «с помощью каких приемов и способов» строить по-новому учебный процесс и характер взаимодействия с ребенком является квинтэссенцией деятельности нашего методического объединения «Педагогов сценических коллективов».

И в данном контексте мы должны были ответить на ряд очень важных вопросов:   (Смена надписей клавишей)

·        Как строить отношения с детьми: я - один, их - пятнадцать?

·        Как держать внимание пятнадцати?

·        Как построить процесс занятия с учетом психологического восприятия каждого ребенка?

·        Как сделать, чтобы конкретный образовательный процесс был им интересен?

·        Как найти баланс между “хочу” и “надо”?

·        Как управлять собой?

·        Как мобилизовать и развить свой творческий потенциал?

Здесь особое место занимает театральная педагогика. Эффективность применения театральной педагогики в профессиональной подготовке педагога дополнительного образования обусловлена тем, что:

·     вектором интереса театра всегда были человеческие отношения, взаимодействие человека и мира. Именно их в первую очередь посредством игры исследует театр. В силу специфики своей профессии педагог постоянно находится во взаимодействии, как с воспитанниками, так и с коллегами. Кроме этого в основе  содержания его учебного предмета практически всегда лежит исследование взаимодействия, будь то взаимодействие химических элементов, законы физики, музыкальная драматургия или отношения героев литературного произведения;

·      профессия педагога имеет много общего с профессиями актера и режиссера. Публичность – специфика педагогической и актерской профессиональной ситуации. Как актер, так и педагог воздействует на чувства и ум зрителей – учеников, адресуясь к чувству, памяти, мысли, воле слушателя. Заразительность, убедительность, артистизм педагога, как и актера, могут обеспечить ему успех.  Как режиссер в процессе репетиций, так и педагог на занятии должны обладать способностью яркого эмоционально-волевого воздействия на  актеров или воспитанников. Педагогу  необходимо простроить логику учебного процесса так, чтобы он был воспринят и понят воспитанниками. Режиссер также выстраивает драматургическую логику будущего спектакля.

В последнее время проблема использования методов театральной педагогики становится актуальной для теории и практики образования. Она рассматривалась на Всероссийских научно-практических конференциях. На последней конференции был сформулирован запрос на создание образовательной программы для педагогов дошкольного, школьного и вузовского образования. Институтом образовательной политики "Эврика" Министерства образования и науки РФ и Федерального агентства по образованию, была разработана программа «Театральная педагогика как средство создания развивающей образовательной среды», адресованная педагогу сценического коллектива.

Цель программы - профессиональное развитие педагога в контексте актуализации использования театральных технологий в образовательном процессе.

Основой в работе нашего методического объединения «Педагогов сценических коллективов» нами был взят базовый модуль данной программы: тренинг творческой психотехники педагога доп. образования на основе методов театральной педагогики.

 

профессиональное развитие педагога в контексте актуализации использования театральных технологий в образовательном процессе.


В последнее время проблема использования методов театральной педагогики становится актуальной для теории и практики образования. Она рассматривалась на Всероссийских научно-практических конференциях. На последней конференции был сформулирован запрос на создание образовательной программы для педагогов дошкольного, школьного и вузовского образования. Институтом образовательной политики "Эврика" Министерства образования и науки РФ и Федерального агентства по образованию, была разработана программа «Театральная педагогика как средство создания развивающей образовательной среды», адресованная педагогу сценического коллектива. 

Навигация