Особенности преподавания в школе при ИК

Вечерние (сменные) общеобразовательные школы при исправительных колониях являются важной составляющей частью общей системы образования, которая удовлетворяет интересы и потребности личности, общества и государства.
Специфические особенности школы при ИУ и её контингент.
Исправительные учреждения предназначены для исполнения уголовного наказания и перевоспитания осуждённых.
Вечерние (сменные) общеобразовательные школы при исправительных колониях являются важной составляющей частью общей системы образования, которая  удовлетворяет   интересы и потребности личности, общества и государства. Она  занимает свою нишу, выполняет свои функции, значимые для общества,  играет немаловажную роль в обеспечении социальной защиты, адаптации и реабилитации осуждённых в современных социально-экономических условиях. Общеобразовательная  школа, основной целью которой является защита личности средствами образования и предоставление ей возможности пополнять и развивать свои знания в различных сферах жизни, предоставляет учащимся-осуждённым возможность выстраивать свое образование в связи с их потребностями и жизненными обстоятельствами.
  Вечерняя общеобразовательная школа при исправительном учреждении, как специальный институт социализации, создает возможности для того, чтобы каждый учащийся мог строить  индивидуальные траектории с учетом его индивидуальных (возрастных  и психологических) особенностей. Учащиеся  получают возможность в условиях школы  повысить или изменить свой статус, что    позволит закончить успешно  школу,  развить способность адаптироваться в реальных социально-экономических условиях.
Современное российское общество предъявляет к системе образования новые требования, связанные с необходимостью подготовки будущих выпускников к жизни в быстро меняющемся мире. Совершенно очевидно, что такая подготовка не может заключаться только в формировании у учащихся некоторой суммы знаний в различных учебных областях, а должна включать в себя и четко определенную работу, направленную на развитие адаптационных возможностей личности осуждённого.
Адаптация  обучающихся в образовательном учреждении, в частности в МБОУ ВСОШ при ФКУ ИК-16, является одной из основных частей процесса адаптации личности в социуме.  Школа работает с социально неоднородным контингентом молодежи. Как правило, многие из них уже имеют травматический опыт получения образования, были выброшены из образовательной среды, что связано не только с социальной ситуацией их семейного развития, но и с условиями неадекватной образовательной среды. Низкая степень обученности и воспитанности осуждённых, размытость социокультурных ориентиров являются причинами низкой социальной адаптации в дальнейшей жизни. Для них, как правило, характерны социально-психологическая незрелость, утрата мотивации обучения, непринятие его формальных требований. 
Уйдя из школы, после их освобождения, они сталкиваются с множеством трудно решаемых проблем, и, в первую очередь, – с проблемами  получения специальности  и трудоустройства. Даже выпускники общеобразовательных школ недостаточно подготовлены к выбору своего жизненного пути, встав на самостоятельный путь, часто теряются в жестких жизненных условиях, а лица, не получившие аттестационные документы, ограничены формальными требованиями к ним. Они, как правило, чаще всего выбирают неквалифицированный труд, где высока текучесть кадров, низкий уровень зарплаты, ограничены социальные льготы, а также деятельность они выбирают без учета склонностей и способностей. Это говорит о том, что ни школа, ни семья в своё время, всерьез не занимались психолого-педагогическим обеспечением удовлетворения одной из основных потребностей молодых людей – потребности в профессиональном самоопределении.
Насущность этой проблемы для молодежи нашей школы при исправительном учреждении усугубляется тем, что изменение условий обучения, учебных требований и социальной роли молодежи происходит на фоне характерных возрастных новообразований (личностное и профессиональное самоопределение, ориентация на межличностное общение со сверстниками и взрослыми). Возникает необходимость управления адаптацией обучающихся не только к условиям обучения в вечерней школе, но и к социуму.  Школа обязана разумно осмысливать и воплощать в жизнь то, что требуют социально-экономические реалии. 
МИССИЯ ШКОЛЫ – сохранение личности ученика, создание условий для саморазвития личности средствами образования, предоставление возможности каждому человеку независимо от возраста, уровня образования   пополнять и развивать свои знания в различных сферах жизни.
ЦЕЛЬ – передача социального опыта адаптации к условиям быстро меняющегося мира, обеспечивающего достижение человеком уровня субъекта культурно- исторического процесса.
Стратегическая   задача школы  -  конструировать  воспитательно-образовательный  процесс так, чтобы обучающиеся получали необходимый запас нравственных, интеллектуальных,  гражданских сил,  необходимых не только для того чтобы адаптироваться, «вписаться» в сегодняшние рыночные отношения, но и  достаточных для того, чтобы  быть готовым и активно действовать в меняющихся условиях.
ЗАДАЧИ :
- Сохранение адаптивного потенциала личности, физического, психического и нравственного здоровья;
- Создание условий для самодиагностики, самопознания и самореализации личности.
Современная образовательная ситуация складывается таким образом, что наша школа ставит перед собой задачу обучения всех осуждённых, вне зависимости от индивидуальных психофизиологических особенностей, способностей и склонностей, возраста, уровня подготовки по учебным дисциплинам. Поэтому МБОУ ВСОШ при ФКУ ИК-16 разрабатывает адаптивную модель концепции развития.
Школа  сумела вовремя откликнуться   на непростые вызовы времени и приступить  к выполнению сложнейших психолого-педагогических и социально-реабилитационных функций:
решать проблемы адаптации к условиям  воспитательно-образовательного процесса и в социально-экономической сфере общества;
ликвидировать дидактическую запущенность, психологическую дезадаптированность и отставание в развитии учащихся;
осуществлять социальную реабилитацию, социальную защиту осуждённых средствами образования;
помогать выбирать правильную дорогу в жизни, строить свою профессиональную карьеру;
ориентироваться в общественном устройстве и отношениях.
 
Задачи:
1. Изучение психолого-педагогического статуса обучающегося с целью определения  степени необходимости  оказания социально-профессиональной и психологической поддержки и сопровождения в продуктивно ориентированном образовательном процессе.
2. Оказание психолого-педагогической помощи обучающимся     по преодолению ими и компенсации возникших проблем.
3. Обеспечение развития каждого ученика на уровне его возможностей, актуализирование стимула к саморазвитию.
4. Создание психолого-педагогических условий для успешного обучения и развития обучающихся и возможности дальнейшего получения образования.