Педагогический опыт

Учитель не тот, кто учит, а тот, у кого учатся.
Чтобы добавить описание группы нажмите вверху ссылку Редактировать и заполните поле "Описание группы".
Добавить описание группы

Публичное представление педагогического опыта

учителя английского языка

МБОУ «Лобаскинская средняя школа»

Атяшевского муниципального района РМ

Русяевой Валентины Васильевны.

 

Учитель не тот, кто учит, а тот, у кого учатся

Е. Шестун.

 

Педагогическая проблема, над которой я работаю в течение двадцати девяти лет – «Нетрадиционные формы и методы обучения английскому языку».

 

1. Актуальность и перспективность опыта.

 

Важнейшая задача современного школьного образования – формирование у ребенка желания и умения овладевать новыми знаниями и видами деятельности, а также развитие способности строить дальнейшее направление собственного обучения. Важность изучения иностранного языка в современном мире не вызывает споров и сомнений. В последнее время факты свидетельствуют о значительном повышении интереса к иностранному языку, особенно к английскому языку как средству международного общения.

Желание изучать иностранный язык дети обычно мотивируют следующим образом:

  1. Работа с компьютером, так как многие компьютерные программы, игры создаются на английском языке;
  2. Возможность в будущем найти высокооплачиваемую, престижную работу;
  3. Возможность совершать путешествия по всему миру и завести новых знакомых;
  4. Возможность общения с друзьями из англоязычных стран;
  5. Чтение литературы, газет и журналов, просмотр видеофильмов в оригинале.

 

2. Условия формирования ведущей идеи опыта.

 

Ведущей педагогической идеей моего опыта является использование нетрадиционных форм и методов обучения английскому языку.

Как интересно и эффективно провести урок, как привить желание и любовь к иностранной речи – вот проблема, над которой я работаю уже тридцать лет.

Во-первых, для плодотворной и эффективной работы ставлю и перед собой, и перед учащимися четкую цель и задачи на каждом уроке и добиваюсь выполнения. Во-вторых, считаю, не просто желательно, но и обязательно оснащение урока обширным наглядным и дидактическим материалом и максимально эффективное его использование. В-третьих, на мой взгляд, особая роль должна быть отведена внеклассной работе по предмету.

Имея немалый опыт работы, для себя сделала вывод: необходимо, прежде всего, пробудить в ребёнке желание, постоянный и устойчивый интерес к иностранному языку, а затем требовать ежедневной систематической работы, правильного произношения и постановки речи. Только таким образом можно научить ребенка общаться на иностранном языке, а в идеальном случае, и думать на этом языке.

 

3. Теоретическая база опыта.

 

Основой в решении указанной методической проблемы послужили работы:

  1. Газман О. С., Харитонова Н. Е. В школу – с игрой: Книга для учителя – М.: Просвещение, 1991.
  2. Дронов В. П., Кондакова М. Л. Что такое электронный учебник – Вестник образования, 2012.
  3. Мильруд Р. П., Максимова И. Р. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранному языку – ИЯШ, 2000.
  4. Копылова В.В. Методика проектной работы – М.: Просвещение, 2011
  5. Никитенко З. Н. Специфика обучения английскому языку в начальной школе – Английский язык, 2009.
  6. Полат Е. С. Метод проектов на уроках иностранного языка – ИЯШ, 1991.
  7. Теслина О. В. Проектные формы работы на уроке английского языка – ИЯШ, 2002.

 

4. Технология опыта.

 

        По моему мнению, добиться результата возможно, если учитель подходит к своей работе творчески, широко внедряет нетрадиционные формы и методы обучения. Я в своей профессиональной деятельности стараюсь следовать этому, как можно чаще провожу необычные, нестандартные уроки: пресс-конференции, уроки-соревнования, уроки-игры, уроки-праздники, уроки-суды, уроки типа КВН, уроки-защиты творческих проектов, уроки-экскурсии и т. д.

        Наиболее удачными и результативными являются уроки, на которых широко используются мультимедиа технологии, собственный электронный учебник, аудиозаписи, визуальный и раздаточный материал, так как при этом одновременно вырабатываются слуховая и зрительная виды памяти, что очень важно для овладения такими видами речевой деятельности, как аудирование, говорение, чтение и письмо.

       Эффективно также использование парной, групповой и индивидуальной форм работы. Сильным ученикам предлагаю задания и тесты повышенной трудности, слабым – индивидуальные, упрощенные. Успешно практикую такой метод, когда сильным учащимся предлагаю сыграть роль учителя английского языка и провести начало урока. Данная роль очень нравится учащимся. Они чувствуют свою ответственность перед классом, гордость. Я стараюсь поощрить учеников, предоставляю им возможность почувствовать свою маленькую победу, что является дополнительным стимулом в овладении языком.

        Помимо этого, ежегодно на День учителя в нашей школе традиционно проводится День самоуправления. Учащиеся, которые для поступления в ВУЗы выбирают факультет иностранных языков, проводят для младших школьников уроки английского языка. Необходимо отметить, что они полностью погружаются в свою будущую профессию, делают для себя определенные выводы о будущем призвании. Таким образом, одновременно с обучением английскому языку осуществляется и профориентационная деятельность. Может быть, именно в этом и кроется секрет того, что уже десять моих учеников пошли, как и я когда-то, по стопам своего учителя, что мне особенно приятно, и чем я, конечно, очень горжусь.

 

5. Анализ результативности.

 

       На мой взгляд, использование в педагогической практике нетрадиционных форм и методов обучения английскому языку дает возможность не только повышать мотивацию и интерес учащихся к изучаемому предмету, но и формирует стремление овладеть языком и общаться на нём, способствует становлению творческой самостоятельности школьников, помогает совершенствовать навыки работы с различными источниками знаний. В процессе проведения нестандартных уроков складываются благоприятные условия для разностороннего развития личности.

       На своих уроках я большое внимание уделяю формированию у учащихся старшей ступени умения работать самостоятельно по заданиям единого государственного экзамена. Направленность работы такого плана позволяет подготовить школьников к итоговой аттестации.

 

Результаты единого государственного экзамена

по английскому языку за последние годы.

 

Учебный год

Ф.И. ученика

Балл

2011-2012

Ануфриева Вера

74

2012-2013

Русяев Алексей

83

2013-2014

Трошин Андрей

70

2014-2015

Симдяшкина Анна

70

        Мои ученики активно участвуют в предметных олимпиадах и конкурсах на муниципальном и республиканском уровнях, готовят индивидуальные и групповые творческие проекты. Это делает учебный процесс более результативным, интересным, насыщенным; ориентирует учащихся на самостоятельную работу; развивает коммуникативные способности, целеустремленность, активность; расширяет кругозор обучающихся; повышает интерес к изучению предмета, а также формирует желание учащихся пополнить багаж знаний за пределами материала учебника.

       Результативность моей педагогической работы в МБОУ «Лобаскинская средняя школа» отображена в следующих таблицах:

Победители и призеры муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку.

Ф.И. ученика

Учебный год

Класс

Результат

1. Кокнаева Елена

2000-2001

11

3 место

2. Кемаева Юлия

2001-2002

11

2 место

3. Тутыгина Ирина

2002-2003

11

2 место

4. Кемаева Татьяна

2004-2005

11

2 место

5. Автаева Анастасия

2005-2006

10

2 место

6. Автаева Анастасия

2006-2007

11

3 место

7. Русяева Евгения

2007-2008

10

1 место

8. Русяева Евгения

2008-2009

11

1 место

9. Вергизова Анастасия

2008-2009

8

1 место

10. Вергизова Анастасия

2009-2010

9

1 место

11. Русяев Алексей

2009-2010

8

1 место

12. Вергизова Анастасия

2010-2011

10

1 место

13. Русяев Алексей

2010-2011

9

1 место

14. Трошин Андрей

2010-2011

8

1 место

15. Ануфриева Вера

2011-2012

11

1 место

16. Русяев Алексей

2011-2012

10

1 место

17. Трошин Андрей

2011-2012

9

1 место

18. Русяев Алексей

2012-2013

11

2 место

19. Трошин Андрей

2012-2013

10

1 место

20. Трошин Андрей

2013-2014

11

1 место

21. Сошникова Алена

2013-2014

8

3 место

22. Симдяшкина Анна

2014-2015

11

2 место

23. Сошникова Алена

2015-2016

10

2 место

24. Сошникова Алена

25. Сошникова Яна

26. Нафасов Денис

2016-2017

2021-2022

2021-2022

11

8

7

 

1 место

призер

победитель

 

 

Участники регионального этапа  Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку.

Ф.И. ученика

Учебный год

Класс

Результат

1. Русяева Евгения

2007-2008

10

участие

2. Русяев Алексей 

2010-2011

9

участие

3. Ануфриева Вера

2011-2012

11

участие

4. Русяев Алексей 

2011-2012

10

участие

5. Трошин Андрей

2011-2012

9

участие

6. Трошин Андрей

2012-2013

10

участие

7. Трошин Андрей

2013-2014

11

участие

 

Участники творческих конкурсов по английскому языку.

Год

Уровень

Наименование конкурсов

Результат

Ф.И. ученика

2010

республиканский

Конкурс творческих работ учащихся «Моя Мордовия» на английском языке

Участие

Русяев Алексей,

Косолапова Алена

2013

республиканский

I Открытая олимпиада школьников по английскому языку

1 место

Трошин Андрей

2013

республиканский

I Открытая олимпиада школьников по английскому языку

Участие

Русяев Алексей

2014

республиканский

II Открытая олимпиада школьников по английскому языку

3 место

Трошин Андрей

2015

республиканский

III Открытая олимпиада школьников по английскому языку

Призер

Симдяшкина Анна

2016

республиканский

IV Открытая олимпиада школьников по английскому языку

Участие

Сошникова Алена

 

Выпускники школы, поступившие в вузы Республики Мордовия  на факультет иностранных языков.

Ф.И. ученика

Год поступления

ВУЗ

Тутыгина Ирина

2004

МГПИ им. М.Е. Евсевьева,

факультет иностранных языков

Кемаева Татьяна

2005

МГПИ им. М.Е. Евсевьева,

факультет иностранных языков

Сошникова Галина

2005

МГУ им. Н.П. Огарева,

факультет иностранных языков

 

Яшкова Юлия

2003

Ичалковский педагогический колледж

им. С.М. Кирова, отделение английского языка

Автаева Анастасия

2007

МГПИ им. М.Е. Евсевьева,

факультет иностранных языков

Русяева Евгения

2009

МГПИ им. М.Е. Евсевьева,

факультет иностранных языков

Ануфриева Вера

2012

МГПИ им. М.Е. Евсевьева,

факультет иностранных языков

Русяев Алексей

2013

МГУ им. Н.П. Огарева,

факультет иностранных языков

Трошин Андрей

2014

МГПИ им. М.Е. Евсевьева,

факультет иностранных языков

Симдяшкина Анна

2015

МГПИ им. М.Е. Евсевьева,

факультет иностранных языков

 

6. Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

       Работая учителем английского языка в сельской школе, я столкнулась с некоторыми трудностями, такими, как малая наполняемость классов в начальной школе, в связи с чем происходит совмещение классов с разновозрастными детьми. В нашей школе, например, объединены 1, 3 и 4 классы в один класс-комплект. Нередки случаи, когда в классе занимаются менее пяти учеников, а то и вовсе может не быть класса. Отсутствие дополнительных методических пособий для изучения иностранного языка, учитывающих специфику малокомплектности, требует от учителя поиска новых форм обучения, эффективных применительно к иностранному языку технологий и методик.

7. Адресные рекомендации по использованию опыта.

       Для современного учителя очень важно постоянно работать над собой, идти в ногу со временем как в педагогике, так и во всех областях жизни. Согласна с древним мудрецом в том, что «я знаю только то, что ничего не знаю», русской пословицей «Век живи – век учись!», поэтому стараюсь постоянно работать над собой. Свой методический уровень повышаю на курсах усовершенствования в ГБУ ДПОРМ "Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников - "Педагог 13.ру". Прослушала курсы по темам: «Новые подходы к управленческой и педагогической деятельности в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования» в объеме 146 часов (2016), «Реализация требований ФГОС ОО в иноязычном образовании» в объеме 108 часов. (2016 ), "Инновационные подходы к обучению иностранному языку в общеобразовательной организации" в объеме 36 часов. (2019).

       Принимала участие во II и в III Международных научно-практических, Интернет-семинарах по теме: «Новое в преподавании иностранных языков» (2011), в научно-практической конференции «Электронное обучение языкам и переводу – шаг в будущее» (2015), проводившихся на базе МГПИ им. М. Е. Евсевьева, в научно-практическом семинаре по теме: «Инновационные подходы к оценке знаний по английскому языку» (2014), проходившем в МГУ им. Н. П. Огарева. Прослушала вебинары «Подготовка к ЕГЭ по иностранному языку» и «Современный урок иностранного языка». В 2018 году участвовала в качестве волонтера - переводчика в Чемпионате мира по футболу FIFA - 2018.

       Являясь руководителем районного методического объединения учителей иностранного языка, в целях обмена опытом в 2015-16 учебном году провела семинар по теме «Нетрадиционные формы и методы обучения иностранному языку». Стараюсь изучать и перенимать опыт работы коллег своей школы и школ района, а также использую образовательные интернет-ресурсы. Все материалы и опыт работы представлены в методическом кабинете МБОУ «Лобаскинская средняя школа», на сайте МБОУ «Лобаскинская средняя школа» https://lobatsh.schoolrm.ru/ 

image

Новые материалы

03.10.2020 - 20:42 Два языка-одна семья План-конспект интегрированного урока по английскому и немецкому языкам по теме "Два языка-одна семья".(5 класс)
Русяева Валентина Васильевна