Проектная деятельность в ДОУ

«Для ребёнка нет ничего естественнее, как развиваться, формироваться, становиться тем, что он есть в процессе исследовательской деятельности»

Исследовательская деятельность в музыкальном воспитании дошкольников - стимулирование развития интеллектуально-творческого потенциала дошкольника через развитие и совершенствование исследовательских способностей (изучение звуковых возможностей различных предметов, голоса и музыкальных инструментов) и навыков исследовательского поведения (поиск различных вариантов звукоизвлечения).

Педагогический проект «Музыкально-театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста 3-5 лет»


Новые участники:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Мечта» п. Пангоды Надымского района»

(МДОУ «Детский сад «Мечта» п. Пангоды»)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

педагогический  проект

 

«ТЕАТР И МУЗЫКА»

 

 

https://kuda-mo.ru/uploads/36384af2d9a049359b73fd4694a143c9.jpeg

 

                                                          

 

 

 

 

  подготовила: Музыкальный руководитель

                                                             Некрасова С.А.

 

п. Пангоды 2021г.

Педагогический проект

«Музыкально-театрализованная деятельность
как средство развития творческих способностей
у детей дошкольного возраста 3-5 лет
»

 

«Театр-это волшебный край, в котором ребёнок радуется, играя,

а в игре он познаёт мир!»

Пояснительная записка

      Детство – это совсем не маленькая страна, это – огромная планета, где каждый ребенок имеет свои таланты. Важно бережно и уважительно относиться к детскому творчеству, в каком бы виде оно не проявлялось.

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на «их территории». Вступая в мир игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей. «Игра – это огромное окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» (В.А.Сухомлинский)

         И слова, сказанные немецким психологом Карлом Гроссом, являются в связи с этим актуальными: «Мы играем не потому, что мы дети, но само детство нам дано для того, чтобы мы играли».

Основатель Московского кукольного театра С. В. Образцов однажды высказал мысль о том, что каждому ребенку свойственно стремление к актёрству. Театр – всегда игра, всегда сказка, чудо… .

Как перенести детскую игру на сцену? Как из игры сделать спектакль, а из спектакля – игру? Путь один – создание условий для театральной деятельности детей в детском саду.

        Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко.  С самых ранних лет ребенок стремится к творчеству. Поэтому так важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, разбудить фантазию детей, попытаться максимально реализовать их способности.

 

Название проекта«Музыка и театр».

Проект разработала: музыкальный руководитель Некрасова С.А..

Тип проекта: краткосрочный, игровой, коллективный, информационный, практико-ориентированный, комплексный.

Место события: МБОУ «Детский сад «Мечта п.Пангоды».

Сроки реализации: 01.09.2021 – 31.05.2022

Участники: дети, музыкальный руководитель, воспитатели группы, родители.

Актуальность проекта:

        Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.

 Театрализованные игры позволяют решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи, интеллектуального, коммуникативного, художественно — эстетического воспитания, развитию музыкальных и творческих способностей.

Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетным направлением.  Важной задачей художественно-эстетического воспитания является формирование у детей творческих способностей. Богатейшим полем для решения данной задачи является театрализованная деятельность.

Проблема:

Недостаточное внимание к театру как эффективному средству воспитания детей.

Новизна: Систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, направленной на развитие речевого аппарата, фантазии и воображения детей среднего дошкольного возраста, овладение навыков общения, коллективного творчества, уверенности в себе.

 

В связи с актуальностью данной проблемы целью проекта является: развитие художественно-творческих способностей дошкольников средствами театрализованной деятельности.

Задачи:

  • Создать условия для развития творческой активности детей средствами театральной деятельности.
  • Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт.
  • Развивать артистические навыки и умения детей.
  • Создавать атмосферу эмоционального комфорта и взаимопонимания.

Воспитывать в душе каждого ребёнка чувство прекрасного и прививать любовь к искусству, горячо сочувствовать, сопереживать.

Реализация названных задач требует учета основных принципов организации театрализованной игры.

Принцип организации личностно-ориентированного взаимодействия с учетом индивидуальных возможностей – принятие и поддержка его, индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей, забота о его эмоциональном благополучии.

Принцип интеграции – содержание театрализованных игр взаимосвязаны с другими разделами программы воспитания и обучения детей в детском саду.

Принцип координации деятельности педагога – деятельность специалистов согласованна с образовательной деятельностью музыкального руководителя.

Принцип возрастной адресованности – содержание деятельности выстраивается в соответствии и учетом возраста детей.

Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях детского сада и семьи – родители поддерживают формы работы с детьми и продолжают их в семье.

Ожидаемый результат проекта

Развитие интереса к художественной литературе и драматизации произведений.

Расширение словарного запаса, развитие связной речи;

Активизация творческих способностей детей.

 

Формы и методы работы:

Чтение художественной литературы;

Беседы;

Игры – драматизации;

Слушание музыкальных произведений;

Просмотр сказки;

Рассматривание иллюстраций к сказкам;

Заучивание стихов;

Театрализованная деятельность.

 

Участники проекта:

- Дети 4-5 лет;

- Музыкальный руководитель,

 - Воспитатели группы.

Тип проекта: информационно-творческий, групповой.

Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь - май).

Материально-технические ресурсы:

- Сказки, иллюстрации;

- Аудио, видеоматериалы;

- Мультимедийная техника;

- Костюмы для театрализованной деятельности;

- Атрибуты для разных видов театров.

Этапы реализации проекта

   1 этап: подготовительный

   2 этап: основной

   3 этап: итоговый

 

1 этап: Подготовительный

 

Задача

 Мероприятия

Анализ

Имеющегося

материала

-Подбор литературы, аудио материала

-Составление списка необходимого материала

-Включение в календарно-тематическое планирование

мероприятий по реализации проекта

Создать интерес у

участников

проекта

-Составление плана мероприятий по реализации

проекта совместно с детьми

- Консультации для родителей «Сказочный мир театра»

Сбор и анализ

информации для

реализации проекта

-Сбор атрибутов для театрализованных игр

-Подбор дидактических игр

-Разработка сценариев с включением театрализаций

 

  2 этап – основной

Перспективно-тематический план:

 

дата

мероприятие

участники

01.09.2021

27.09.21

Театрализованная программа «День знаний»

Театрализация к дню дошкольного работника «Репка на новый лад»

Все группы ДС

 

22.10.2021

Театрализация по сказке Сутеева В.Г.

«Под грибом» «Как ежик Пых-пых искал дорогу домой»

2 мл.гр.,ср.гр.

26.11.2021

Театрализованная программа к дню матери «Волк и семеро козлят»

2 мл.гр.,ср.гр.

28.12.2021

Новогодний праздник по мотивам русской народной сказки «Рукавичка»

2 мл.гр.,ср.гр.

21.01.2022

Фольклорная театрализованная программа «Рождественские колядки»

Все группы ДС

05.03.2022

Представление « Кто разбудит солнышко»

Все группы ДС

25.04.2022

Фольклорный досуг «Пасха» сценка кукольного театра «Золотое яичко»

2 мл.гр.,ср.гр.

16.05.2022

Развлекательно-игровая программа «Как цыплята солнце искали»

Все группы ДС

10.06.2022

Театрализованная программа «Незнайка в городе»

Все группы ДС

 

 Успешную работу с детьми по развитию творческой личности посредством театрализованной деятельности невозможно выстроить без партнерских отношений с родителями. Родители оказывают помощь в изготовлении атрибутов и развивающей среды в групповом помещении. Для привлечения внимания со стороны родителей к театрализованной деятельности в группе, подготовила консультации:

  • «Театрализованные игры»
  • «Театральная деятельность в развитии дошкольника»

Информационная страничка музыкального руководителя (репертуар занятий тексты и мр3, фото-видео отчёты о проведённых мероприятиях, рекомендации…)

 

3 этап – заключительный

Итоговое мероприятие:

с детьми: драматизация сказки «Колобок»,

С родителями: драматизация сказки «Колобок".

Создание фотогазеты о реализованном проекте.

Диагностика умений и навыков детей в театральной деятельности на конец проекта.

Итоговое мероприятие.

Драматизация сказки;

Уголок театрализации «Театр» (совместно с родителями);

 

Приложения:

План реализации проекта

Сентябрь

-  Беседа о театре «Здравствуй, театр!».

-  Разучивание этюдов «Расскажи сказку».

- Занятия.

1) Теоретическое.

Тема. Знакомство с понятием театр: кукольный театр «Репка», ТЮЗ, драматический театр (показ слайдов, картин, фотографий).

Цель: дать детям представление о театре; расширять знания театра как вида  искусства; познакомить с видами театров; воспитывать эмоционально

положительное отношение к театру.

2) Теоретическое занятие. Тема. Знакомство с театральными профессиями (художник, гример, парикмахер, музыкант, декоратор, костюмер, артист).

Цель: формировать представления детей о театральных профессиях;

активизировать интерес к театральному искусству; расширять словарный запас.

3) Теоретическое занятие. Тема. Сказка «Репка». Знакомство с персонажами сказки,  распределение ролей.

Цель: развивать воображение, фантазию, память у детей; умение общаться в  предлагаемых обстоятельствах; испытывать радость от общения.

4). Практическое Тема. Репетиция спектакля по сказке «Репка».

Цель: развивать выразительность жестов, мимики, голоса; пополнять словарный   запас.

Октябрь

- Занятия

1) Практическое Тема. Сюжетно – ролевая игра «Театр».

Цель: познакомить с правилами поведения в театре; вызвать интерес и желание  играть (выполнять роль «кассира», «билетера», «зрителя») ; воспитывать дружеские  взаимоотношения.

2) Теоретическое Тема. Просмотр кукольного театра «Репка» (вместе с родителями).

Цель: активизировать познавательный интерес к театру; развивать интерес к сценическому творчеству; разъяснить детям выражения «зрительская культура»; «театр начинается с вешалки»; воспитывать любовь к театру.

3) Практическое Тема. Чтение русской народной сказки «Маша и медведь». Работа над речью (интонация, выразительность).

Цель: развивать в движениях чувство ритма, быстроту реакции, координацию движений; совершенствовать двигательную способность и пластическую выразительность; расширять диапазон в силу звучания голоса.

4) Практическое Тема. Инсценировка р. н. с. «Маша и медведь».

Цель: создать положительный эмоциональный настрой; воспитывать чувство уверенности в себе; приобщать детей к искусству театра.

Ноябрь

-  Разучивание потешек, песенок «Зайчишка-трусишка», «Сидит, сидит зайка…»

 - Сюжетно ролевая игра «Театр»

- Занятия

1) Теоретическое Тема. Знакомство с видами театров (теневой, фланелеграф, настольный, пальчиковый, плоскостной театры, театр кукол бибабо) .

Цель: познакомить детей с разными видами театров; углублять интерес к

театрализованным играм; обогащать словарный запас.

2) Практическое Тема. Ритмопластика.

Цель: развивать у детей умение пользоваться жестами; развивать двигательные способности: ловкость, гибкость, подвижность; учить равномерно двигаться по площадке не сталкиваясь друг с другом.

3) Практическое Тема. Чтение русской народной сказки «Курочка Ряба». Работа над речью (интонация, выразительность) .

Цель: развивать в движениях чувство ритма, быстроту реакции, координацию  движений; совершенствовать двигательную способность и пластическую  выразительность; расширять диапазон в силу звучания голоса.

4) Практическое Тема. Инсценировка р. н. с. «Курочка Ряба».

Цель: создать положительный эмоциональный настрой; воспитывать чувство уверенности в себе; приобщать детей к искусству театра.

Декабрь

-  Подвижная игра « Мышеловка»

- Беседа с детьми «Как вести себя в театре?»

 - Речевые игры «Назовите одним словом», «Кукла веселая и грустная»

- Занятия

1) Практическое Тема. Знакомство с пальчиковым театром. Освоение навыков владения этим видом театральной деятельности.

Цель: развивать интерес к различной театральной деятельности; продолжать знакомить детей с пальчиковым театром; навыками владения этим видом

театральной деятельности; развивать мелкую моторику рук в сочетании с речью.

2) Практическое Тема. Психогимнастика.

Цель: побуждать детей экспериментировать со своей внешностью (мимика, пантомима, жесты) ; развивать умение переключаться с одного образа на другой; воспитывать желание помочь товарищу; самоконтроль, самооценка

3) Практическое Тема. Чтение русской народной сказки «Хвосты». Работа над речью (интонация, выразительность) .

Цель: развивать в движениях чувство ритма, быстроту реакции, координацию движений; совершенствовать двигательную способность и пластическую выразительность; расширять диапазон в силу звучания голоса.

4) Практическое Тема. Инсценировка р. н. с. «Хвосты».

Цель: создать положительный эмоциональный настрой; воспитывать чувство уверенности в себе; приобщать детей к искусству театра.

Январь

- Подвижная игра «Звери».

- Игра на развитие двигательных способностей:

«Что мы видели не скажем, а что делали, покажем!»

- Занятия

1) Практическое Тема. Чтение русской народной сказки «Колобок». Работа над речью (интонация, выразительность) .

Цель: развивать в движениях чувство ритма, быстроту реакции, координацию движений; совершенствовать двигательную способность и пластическую выразительность; расширять диапазон в силу звучания голоса.

2) Практическое Тема. Инсценировка р. н. с. «Колобок».

Цель: создать положительный эмоциональный настрой; воспитывать чувство уверенности в себе; приобщать детей к искусству театра.

Февраль

- Д/игра «Собери сказку»

-  Игра – драматизация «Репка»

- Театральные игры: «Есть ли нет?», «Дружные звери»

- Разукрашивание раскрасок «Сказки»

- Занятия

1) Практическое Тема. Знакомство с понятием «ролевой диалог».

Цель: развивать умение строить диалоги между героями в придуманных

обстоятельствах; развивать связную речь; расширять образный строй речи; воспитывать уверенность.

2) Практическое Тема. Техника речи.

Цель: развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию; развивать дикцию учить строить диалоги; воспитывать терпение и выдержку.

3) Теоретическое Тема. Чтение р. н. с. «Колосок». Знакомство с персонажами сказки, распределение ролей.

Цель: развивать внимание, усидчивость; стимулировать эмоциональное восприятие детьми сказки; воспитывать доброжелательные отношения между детьми.

- Игровые упражнения.

4) Практическое Тема. Драматизация р. н. с. «Колосок»

Цель: вызвать желание участвовать в играх – драматизациях; подводить детей к созданию образа героя, используя мимику, жест, движения; воспитывать дружеские взаимоотношения.

Март

 - Игры, драматизации сказки «Теремок» (театр би ба бо)

- Рисование «Теремок»

- Занятия

1) Практическое Тема. Репетиция спектакля по сказке «Колосок».

Цель: продолжать учить детей слушать сказки; развивать ассоциативное мышление, исполнительские умения, через подражание повадкам животных их движениям и голосу; воспитывать любовь к животным.

2) Практическое Тема. Показ спектакля по сказке «Колосок» (для родителей) .

Цель: совершенствовать навыки владения пальчиковым театром; развивать мелкую моторику рук в сочетании с речью; воспитывать артистические качества

3)Теоретическое Тема. Чтение р. н. с. «Лиса и журавль».

Цель: развивать внимание, усидчивость; стимулировать эмоциональное восприятие детьми сказки; воспитывать доброжелательные отношения между детьми.

- Игровые упражнения.

Апрель

- Игровая ситуация « Почему Ане не понравилось в театре»

- Театр на фланелеграфе «Маша и медведь»

- Занятия

1) Практическое Тема. Драматизация р. н. с. «Лиса и журавль»

Цель: вызвать желание участвовать в играх – драматизациях; подводить детей к созданию образа героя, используя мимику, жест, движения; воспитывать дружеские взаимоотношения.

2) Теоретическое Тема. Сказка «Три поросёнка». Знакомство с персонажами сказки, распределение ролей.

Цель: развивать воображение, фантазию, память у детей; умение общаться в предлагаемых обстоятельствах; испытывать радость от общения.

3) Практическое Тема. Репетиция спектакля по сказке «Три поросёнка».

Цель: развивать выразительность жестов, мимики, голоса; пополнять словарный запас.

4) Практическое Тема. Показ спектакля по сказке «Три поросёнка» (для родителей) .

Цель: совершенствовать навыки владения пальчиковым театром; развивать мелкую моторику рук в сочетании с речью; воспитывать артистические качества.

Май

- Этюды на составление различных эмоций: «Сделай лицо», «Хитрая лиса» « я – грустный заяц»….

 - ООД по аппликации «Репка»

-  Пальчиковый театр «Кто сказал мяу».

-  Игра «Нарисуй эмоцию»

- Занятия

1) Теоретическое Тема. Сказка «Теремок». Знакомство с персонажами сказки, распределение ролей.

Цель: развивать воображение, фантазию, память у детей; умение общаться в предлагаемых обстоятельствах; испытывать радость от общения.

2) Практическое Тема. Репетиция спектакля по сказке «Теремок».

Цель: развивать выразительность жестов, мимики, голоса; пополнять словарный запас.

3) Практическое Тема. Репетиция спектакля по сказке «Теремок».

Цель: продолжать учить детей слушать сказки; развивать ассоциативное мышление, исполнительские умения, через подражание повадкам животных их движениям и голосу; воспитывать любовь к животным.

4) Практическое Тема. Показ спектакля по сказке «Теремок» (для родителей) .

Цель: совершенствовать навыки владения пальчиковым театром развивать мелкую моторику рук в сочетании с речью; воспитывать артистические качества.

 

Физическое развитие

- Игра на имитацию движений, подвижные игры:

«Мельница», «Паровозики», «Великаны и гномы», «Кузнечик», «Самолет», «Мишка», «Муравьи»,

«Мокрые котята», «Кто как считает?

 

Социально-коммуникативное развитие

– Беседы, словесные игры:

«Самолет», «Король», «Мокрые котята», «Мое настроение», Игра-пантомима  «Медвежата», «Кто как считает?»

Речевое развитие

– Дидактические игры:

 «Зеркало», «Мыльные пузыри», «Сердитый гусь»,«Самолет», « Мишка», «Король», «Мокрые котята».

- Игра-пантомима

«Медвежата», «Кто как считает?».

 

Познавательное развитие– дидактические игры: «Самолет», «Мишка», «Муравьи»,

«Мокрые котята», «Мое настроение», Игра-пантомима «Медвежата»

«Кто как считает?»

Художественно-эстетическое развитие

– дидактическая игра: «Король»,

- игра-пантомима», «Медвежата», «Кто как считает?», «Был у зайца огород»

 

Взаимодействие с семьей.

Творчеству детей способствует тесный контакт воспитателя с родителями, где родители становятся активными союзниками и помощниками в организации художественно речевой деятельности детей.

Родители участники создания декораций к детским спектаклям, костюмов, оказывают помощь в заучивании текстов ролей. Одной из интересных форм работы является привлечение родителей для участия в театрализованных представлениях в качестве актеров. Оказывают помощь в изготовлении кукол различных театров, декораций.

Для проведения эффективной работы по театрализованной деятельности в домашних условиях, для родителей были предложены рекомендации в виде

консультаций. «Домашний кукольный театр», «Домашний театр как средство формирования взаимоотношений в семье», «Куклы перчатки», «О роли родителей в развитие речи ребенка».

 

Форма работы с родителями

Тематические консультации, памятки. Цель - заинтересовать родителей на совместную деятельность со своими детьми.

Анкетирование «Любите ли Вы театр?», «Любит ли фантазировать Ваш ребенок?»,

Цель которого - выявить творческие возможности и интересы детей.

Смотры – конкурсы. «Наши сказки». Цель - сблизить детей и родителей,

сформировать стойкую мотивацию родителей на совместное творчество с детьми.

 

 

 

 

Навигация