20.04.2015 - Фестиваль проектной и исследовательской деятельности

Мамеева-Шварцман Ирина Михайловна

Для обучающихся школ Новозыбковского, Климовского и Добрушского районов (Беларусь)

Защищаем результаты работы в рамках социального роекта "Забыть нельзя, помнить!"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Шеломовская средняя общеобразовательная школа»

Социально-экологический проект

в рамках акции

«Я – гражданин России»

«Забыть нельзя, помнить!»

D:\РАБОЧИЙ СТОЛ\проект ЗНП\ЭМБЛЕМА.jpg

Авторы проекта:

Лукьяненко Юлия Владимировна, 11 кл, 11.08.1997

Фомина Светлана Владимировна, 11 кл, 28.04.1998

Шварцман Алиса Сергеевна, 5 кл, 21.11.2003

Руководители:

учитель и классный руководитель Мамеева-Шварцман Ирина Михайловна

учитель и директор школы Гурова Таисия Ивановна

воспитатель Лахвич Валентина Сергеевна                                 

Контактные данные:

243010, Брянская обл., Новозыбковский р-н, с.Шеломы, пер.Школьный, 5

+7 (48343) 95-2-34

+7 (920) 841-85-79

mameeva-schvartsman@rambler.ru

Заявка на участие в Фестивале проектных и исследовательских работ

1. МБОУ «Шеломовская СОШ»

2. Ф.И.О. автора проекта (полностью), класс, дата рождения

Лукьяненко Юлия Владимировна, 11 кл, 11.08.1997

Фомина Светлана Владимировна, 11 кл, 28.04.1998

Шварцман Алиса Сергеевна, 5 кл, 21.11.2003

3. Название номинации

Социально-экологический проект в рамках акции «Я – гражданин России»

4. Название проекта, представляемого на Фестиваль

«Забыть нельзя, помнить!»

5. Ф.И.О. руководителей проекта

Мамеева-Шварцман Ирина Михайловна

Гурова Таисия Ивановна

Лахвич Валентина Сергеевна                                 

6. Контактные данные:

Телефон    +7 (920) 841-85-79

E-mail    mameeva-schvartsman@rambler.ru


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность

Цели и задачи проекта

Миссия проекта

Инициативная группа проекта

Координаторы и участники проекта

Социальные партнеры проекта

Предмет и объект исследования

Источники исследования

Пути, формы и методы реализации проекта

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Этапы проекта

Ожидаемые результаты (гипотеза)

Проведенная работа в рамках проекта (проверка гипотезы)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Новизна полученных данных и перспективность дальнейшей работы

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Трагические страницы Шеломов

Виртуальный музей Шеломовского сельского поселения

Эл.презентация к проекту «Забыть нельзя, помнить!»

Социально-экологический проект: «Забыть нельзя, помнить!» 

Всегда чти следы прошлого (Цецилий)

Актуальность. Решение множества проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа и всех народов России. Важнейшая задача сегодняшнего дня – не возрождать патриотизм, а продолжать патриотическое воспитание, ещё более активизировать эту работу, привлекая не только воспитателей, учителей истории, педагогов школы, наших ветеранов, но и всю общественность. Так как патриотизм – это очень серьёзно. Это для многих и многих честных людей всё: и смысл жизни, и наследие детям. Это – судьба народа, вера. Это чувство, объединяющее людей не столько на национальной или территориальной основе, сколько на основе гражданской, нравственной, культурной.

Цели проекта: 

  1. сохранение исторической преемственности поколений, развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию малой Родины
  2. формирование духовно-нравственных качеств личности
  3. формирование высокого уровня социальной ответственности школьников за свои поступки сейчас и в будущем
  4. стимулирование и поддержка социально значимой деятельности школьного самоуправления
  5. формирование социально-коммуникативных, творческих и организаторских навыков

Задачи проекта: 

  • привлечение внимания общественности к проблемам разрушения подножий памятника и обелиска, к пришедшей в негодность ограде обелиска. И, как следствие, объединение усилий детских организаций, общественности и администрации Шеломовского поселения для их решения
  • проведение ремонтных работ по восстановлению памятника и обелиска (цементирование, покраска)
  • расчистка прилегающих к памятнику и обелиску территорий от зарослей, прошлогодней листвы и бытовых отходов
  • оформление мемориальных мест для празднования Дня Великой Победы
  • сбор необходимых материалов на основании предварительного изучения краеведческой литературы и других документальных источников по соответствующей тематике, в том числе популяризация имеющегося краеведческого материала
  • интервьюирование местных жителей, свидетелей оккупации, о жизни сёл во время Великой Отечественной войны
  • изучение собранного материала и обеспечение его учета и хранения
  • пополнение/уточнение данными проведённых исследований материалов летописи села Шеломы и школьного краеведческого музея
  • создание в сети Интернет Виртуального музея «Забыть нельзя, помнить!»
  • систематическое знакомство подрастающего поколения с историей малой Родины - содействие учителям в использовании музейных материалов в учебно-воспитательном процессе
  • пополнение числа участников исследовательской работы в рамках данного бессрочного проекта

Миссия проекта – решение задач государственной важности в отношении морально-гражданского облика нового поколения граждан России. 

Инициативная группа проекта – коллектив учащихся 11 класса

Координаторы проекта

  1. Мамеева-Шварцман Ирина Михайловна – учитель, классный руководитель
  2. Гурова Таисия Ивановна – учитель, директор школы
  3. Лахвич Валентина Сергеевна – воспитатель старшей дошкольной группы 

Участники проекта:

  1. Крайнова Наталья, 11 кл
  2. Лукьяненко Юлия, 11 кл
  3. Санникова Ольга, 11 кл
  4. Фомина Светлана, 11 кл
  5. Шварцман Алиса, 5 кл
  6. Мозоленко Кирилл, старшая дошкольная группа
  7. Курдюмов Максим, выпускник школы
  8. Мозоленко Мария Ивановна, сельский библиотекарь
  9. Шварцман Сергей Вениаминович, житель с.Шеломы
  10. Куценко Владимир Викторович, житель с.Журавки

Социальные партнеры проекта:

  1. Краеведческий музей МБОУ «Шеломовская СОШ»
  2. Шеломовская сельская библиотека
  3. Администрация Шеломовского сельского поселения

Предмет и объект исследования

Предмет исследования - чувство уважения к историческому прошлому и необходимости хранения памяти о своей малой Родине.

Объект исследования:

  1. Летопись села Шеломы
  2. Материалы школьного краеведческого музея
  3. Воспоминания местных жителей о периоде оккупации
  4. Памятник в Журавках
  5. Обелиск в Корчах

Источники исследования

В ходе работы над проектом активно использовались такие источники информации, как:

  • сеть Интернет (достоверность найденных материалов близка к 100 %)
  • летопись села (очень большой объём информации; большая часть данных не вызывает сомнений в своей правдивости, но в ряде заметок имеются несоответствия и даже противоречивые сведения, что инициировало поиск уточнений обнаруженных неоднозначностей)
  • материалы школьного краеведческого музея (имеющейся информации очень мало – много её утеряно недобросовестными посетителями музея, а то, что осталось, оказалось в беспорядочных стопках. И снова возникает дополнительная сопутствующая работа участников проекта – систематизация школьного архива)
  • воспоминания жителей села (и здесь ребята столкнулись с проблемой – описания одних и тех же событий отличались у разных рассказчиков. Пришлось, по возможности, увеличить число интервьюируемых, чтобы в дальнейшем ориентироваться на более часто встречающиеся свидетельства)

Пути, формы и методы реализации проекта

Пути реализации проекта:

  1. Собирательная и поисковая работа
  2. Сотрудничество с общественностью
  3. Сотрудничество со СМИ
  4. Промежуточная диагностика
  5. Сетевое взаимодействие с архивными учреждениями
  6. Создание собственного фонда материалов
  7. Шефство над мемориальными местами вымирающих сёл

Поисково-собирательная работа обеспечивается с помощью самих учащихся под руководством классных руководителей, их родителей, музейных работников. Участие в поисково-собирательной работе, встречи с интересными людьми, знакомство с историческими фактами помогают учащимся узнать историю и проблемы изнутри, понять, как много сил вложили их земляки в приближение общей Победы. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений, бережное отношение к историческому наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству, к малой Родине.

Главное отличие образовательно-воспитательного эффекта в проектной деятельности, что ребенок выступает здесь не как потребитель продукта музейной деятельности, а как активный его созидатель. Участвуя в поисково-собирательской работе, учащиеся постоянно соприкасаются с историей родного края, независимо от того, какую тему они изучают.

Сотрудничество с общественностью будет способствовать пополнению информационного и материального фонда.

Сотрудничество со СМИ расширит рамки общения, распространит информацию о деятельности участников проекта, привлечет новые ресурсы.

Промежуточная диагностика создаст представление о результативности и качестве работы над проектом, поможет правильно скоординировать работу.

В сети Интернет накоплен богатый исторический материал о боевых действиях и партизанском движении во время Великой Отечественной войны, который представляет определенную ценность для школьного проекта. Поэтому возникает необходимость в сетевом взаимодействии с библиотечными и другими архивами.

Создание собственного фонда материалов в виде виртуального музея, как одного из результатов реализации проекта, будет способствовать его широкому использованию учителями-предметниками и классными руководителями.

Формы и методы достижения поставленных целей:

  • В практику поисково-исследовательской деятельности входят формы работы, способствующие воспитанию гражданственности. К ним относятся встречи с ветеранами и очевидцами военных действий и партизанского движения на территории поселения, интервьюирование с целью пополнения исторического материала для музея.
  • Работа с партнерами, общественностью является неотъемлемой частью реализации проекта с помощью таких форм, как уроки знакомства с историей села в школьном краеведческом музее, знакомство с летописью села, которая много лет ведётся и хранится в сельской библиотеке.
  • При сотрудничестве со СМИ используются такие формы работы, как создание внештатной группы корреспондентов из числа учащихся, работающих над проектом.
  • Важной формой реализации проекта является сотрудничество и партнерство с учителями-предметниками для диагностирования полученных материалов и наработок, оформления проекта.
  • Развитие сетевого взаимодействия с областными библиотечными фондами предусматривает деятельность по поиску, сортировке, сравнению и корректировке собранной информации.

Этапы проекта

Название и содержание деятельности

Сроки

Ответственные

Подготовительный этап

  • Определение темы и актуальности
  • Определение круга социальных партнеров и получение их согласия 
  • Определение ресурсного потенциала 

 Сентябрь - октябрь

Мамеева-Шварцман И.М

Гурова Т.И.

Основной этап

Изучение материалов по созданию обелиска и истории села

Сентябрь – март

Мозоленко М.И.

Цикл интервью «Село в годы ВОв»

В течении учебного года

Лахвич В.С.

Мамеева-Шварцман И.М

Проведение работ по расчистке территории у памятника и обелиска

Март-апрель

Мамеева-Шварцман И.М

Гурова Т.И.

Шварцман С.В.

Цементирование и покраска памятника и обелиска, ограды памятника

Апрель

Праздничное оформление мемориальных мест ко Дню Великой Победы

Май

Мамеева-Шварцман И.М

Гурова Т.И.

Шварцман С.В.

Работа отрядов «Милосердия» (оказание шефской помощи ветеранам ВОв, вдовам участников ВОв, труженикам тыла и ветеранам труда)

В течении учебного года

Мозоленко М.И.

Создание в сети Интернет Виртуального музея «Забыть нельзя, помнить!»

Апрель-май

Мамеева-Шварцман И.М

Систематическое знакомство подрастающего поколения с историей малой Родины

В течении учебного года

Гурова Т.И.

Мамеева-Шварцман И.М

Лахвич В.С.

Мозоленко М.И.

Пополнение числа участников исследовательской работы в рамках данного бессрочного Проекта

В течении учебного года

Гурова Т.И.

Мамеева-Шварцман И.М

Лахвич В.С.

Мозоленко М.И.

Заключительный этап

Обсуждение итогов Проекта

Оформление результатов проделанной работы

Планирование деятельности в рамках Проекта на следующий учебный год

Май

Гурова Т.И.

Мамеева-Шварцман И.М

Лахвич В.С.


Ожидаемые результаты (гипотеза)

По окончании первого года деятельности в рамках проекта предполагается, что от его участников будет исходить инициатива по продолжению работы за счет расширения числа партнеров социального взаимодействия; за счет того, что участники проекта не только осознают в процессе деятельности его социальную значимость, но и приобретут потребность быть деятельным участником в общественной, учебной, трудовой и досуговой сферах жизни.

Музейная работа дает возможность детям попробовать свои силы в разных видах научной, технической и общественной деятельности. Много практических навыков приобретают они в процессе обеспечения научно-исследовательской деятельности музея. Это навыки поисковой работы, умение описывать и классифицировать исторические источники, реставрировать исторические документы, сопоставлять факты.

   Мы прогнозируем

  • повышение уровня сознательности и соблюдения социальных правил поведения в обществе;
  • воспитание в самих себе ответственного толерантного сознания и поведения в повседневной жизни.
  • появление у участников проекта навыков:

- публиковать материалы, рассказывать о работе над проектом остальным ребятам в школе на внеклассных мероприятиях;

-  проводить поисково-исследовательскую работу;

- владеть историческими материалами;

- самостоятельно ставить задачи и решать их;

- самостоятельно проводить экскурсии в виртуальном и школьном музеях

  • Размещение информации о проекте в сети Интернет на сайте школы и в периодических изданиях (районной и областной газетах) позволит нам расширить круг единомышленников.

Проведенная работа в рамках проекта (проверка гипотезы)

Название и содержание деятельности

Исполнители

Сроки исполнения

Поиск в летописи села материалов о с.Шеломы во время оккупации и появлении памятника с обелиском

Шварцман А.

Мозоленко М.И.

Сентябрь - март 2015

Проведение работ по расчистке территории у памятника (Журавки) и покраска его ограды

Мамеева-Шварцман И.М.

Крайнова Н.

Лукьяненко Ю.

Санникова О.

Фомина С.

Курдюмов М.

Шварцман С.В.

Март 2015

Цикл интервью «Село в годы ВОв»

Мамеева-Шварцман И.М.

Шварцман А.

Лахвич В.С.

Мозоленко И.

Сентябрь – апрель 2015

Работа в сети Интернет и с архивами школьного краеведческого музея по истории Шеломов

Шварцман А.

Мамеева-Шварцман И.М.

Сентябрь – апрель 2015

Цементирование и покраска памятника (Журавки)

Мамеева-Шварцман И.М.

Шварцман С.В.

Куценко В.В.

Гурова Т.И.

20-25 апреля 2015

Проведение работ по расчистке территории у обелиска (Корчи) и его покраска

Мамеева-Шварцман И.М.

Гурова Т.И.

Крайнова Н.

Лукьяненко Ю.

Санникова О.

Фомина С.

Шварцман С.В.

15-20 апреля 2015

Создание в сети Интернет Виртуального музея «Забыть нельзя, помнить!»

Мамеева-Шварцман И.М.

Апрель 2015

Праздничное оформление мемориальных мест ко Дню Великой Победы (уже приобрели всё необходимое)

D:\РАБОЧИЙ СТОЛ\проект ЗНП\P1190559.JPG

Гурова Т.И.

Мамеева-Шварцман И.М.

Крайнова Н.

Лукьяненко Ю.

Санникова О.

Фомина С.

Шварцман С.В.

1-8 мая 2015

Систематическое знакомство подрастающего поколения с историей малой Родины (Уроки Памяти в каждом классе и для старшей дошкольной группы)

Крайнова Н.

Лукьяненко Ю.

Санникова О.

Фомина С.

В течение учебного года

Работа отрядов «Милосердия» (оказание шефской помощи ветеранам ВОв, вдовам участников ВОв, труженикам тыла и ветеранам труда)

Все участники проекта

В течение учебного года

Привлечение новых участников исследовательской работы в рамках данного бессрочного Проекта

Все участники проекта

В течение учебного года


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работа над проектом планируется вестись неограниченный период времени.

Постоянно накапливаемый материал активно используется во внеурочной и урочной деятельности педагогов и школьников и служит основой для функционирования виртуального музея на сайте школы.

Феномен такого музея состоит в том, что его образовательно-воспитательное влияние на детей наиболее эффективно проявляется в процессе их участия в осуществлении различных направлений музейной деятельности.

 Практика музейного дела выявила необходимость продолжения работы для эффективности учебно-воспитательного процесса:

- связь с уроками, со всем учебно-воспитательным процессом;

- использование разнообразных приемов и форм учебной и внеурочной работы: музейных уроков, школьных лекций, семинаров, литературно-исторических вечеров,  научно-практических конференций, поисковой и проектной деятельности;

- развитие самостоятельности, творческой инициативы учащихся (оформление стендов, участие в творческих конкурсах и т.д.);

-  укрепление  связей с общественностью, ветеранами /Великой Отечественной войны;

- обеспечение единства познавательного и эмоционального начал в содержании экспозиций, проведении экскурсий;

- строгий учет, правильное хранение и экспонирование собранных материалов;

- свобода выбора детьми направления своей деятельности в музее на основе своих интересов и потенциальных возможностей;

- добровольное участие детей и взрослых в деятельности музея.

В ближайшей перспективе, в следующем учебном году, участники проекта планируют:

  • продолжить работу по поддержанию в достойном виде мемориальных мест в отдалённых населённых пунктах Журавках и Корчах
  • помогать одиноким пожилым односельчанам, а также в Корчах и Журавках (по мере возможности)
  • пополнять новыми материалами из семейных архивов разделы виртуального музея
  • провести исследовательскую работу по старообрядчеству в Шеломах (заодно раскрыть тайну надгробной плиты 1862 г.)
  • найти информацию о захоронении воинов 1814 г.
  • регулярно проводить виртуальные экскурсии для обучающихся и дошкольников, рассказывать им о своей работе

Блажен, кто предков с чистым сердцем чтит (Гёте И.)


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Летопись села Шеломы
  2. Материалы школьного краеведческого музея
  3. Воспоминания местных жителей (интервьюирование)
  4. Обобщенный банк данных «Мемориал»
  5. Православная энциклопедия (Электронная версия) 
  6. Судьба книжных собраний старообрядческих монастырей Стародубья и Ветки в XVIII – начале XX вв.
  7. Новозыбковский район, село Шеломы. Летопись села Шеломы Новозыбковского района Брянской области
  8. Из истории Свято-Николаевской церкви села Неглюбка Суражского уезда Черниговской губернии
  9. История населенных пунктов
  10. История района. Краткая историческая справка.
  11. Крестьяне и Помещики НОВОЗЫБКОВСКОГО уезда
  12. О времени происхождения Стародубских и Черниговских раскольничьих слобод. Из истории раскола на Ветке и Стародубье. М.И. Лилеев,1895 год
  13. Ранее существовавшие единоверческие монастыри, иноческие общины и приходы. ЧЕРНИГОВСКАЯ ГУБЕРНИЯ (одноименная епархия). Новозыбковский уезд



Предварительный просмотр:

Виртуальный музей Шеломовского сельского поселения

«Забыть нельзя, помнить!»

D:\РАБОЧИЙ СТОЛ\проект ЗНП\ЭМБЛЕМА.jpg

Сайт http://nsportal.ru/group/zabyt-nelzya-pomnit 

Цель работы музея: сохранение памяти об истории населённых пунктов Шеломовского поселения.

Задачи:

  • создание архива (электронной базы данных) материалов (фото, воспоминания, данные летописи села и школьного краеведческого музея) о жизни и традициях сёл разных временных периодов
  • укрепление межпоколенческих связей
  • патриотическое воспитание граждан
  • развитие добровольческой деятельности
  • задействование информационных ресурсов школ для социальных проектов
  • укрепление межнациональных связей
  • активизация краеведческой работы по месту жительства

Организаторы: учитель математики/физики и классный руководитель Мамеева-Шварцман И.М. совместно с учителями начальных классов Герасименко А.И., географии Гурова Т.И. и истории Шавва Т.В., с воспитателем Лахвич В.С. и сельским библиотекарем Мозоленко М.И.

Механизм реализации работы музея

Обучающиеся под руководством своих наставников и при содействии сельской библиотеки осуществляют сбор материалов (фото, публикации, интервью-воспоминания и др.) из семейных архивов. В образовательном учреждении материалы сканируются, вносится пояснительная информация, краткий комментарий, а также сведения о лице, предоставившим архивные данные. После чего все материалы возвращаются владельцам.

Собранные в образовательном учреждении электронные версии предоставленных материалов направляются в Виртуальный музей Шеломовского сельского поселения "Забыть нельзя, помнить!" (контакты: +7 (920) 841-85-79 Мамеева-Шварцман Ирина Михайловна).

Также можно отправить электронную версию своих историй с краткими комментариями о людях и событиях, представленных в них, и сведениями об участнике, подавшим информацию, на электронную почту mameeva-schvartsman@rambler.ru 

Создание сельского архива разных временных периодов позволит сохранить бесценное историческое прошлое, которое может быть в значительной мере утеряно в ближайшие годы, создать универсальную электронную базу данных, с помощью которой будет повышаться эффективность и качество патриотического воспитания молодежи.  

Мы приглашаем всех, кому дорога память о своей малой Родине, сформировать наш сельский архив.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Всем добрый день!

Нам очень приятно поделиться с Вами результатами своей работы в рамках нашего бессрочного социального проекта «Забыть нельзя, помнить!» Слайд 1

Учитывая временной регламент, нам пришлось очччень сильно сжать свой отчёт. Слайд 2

Но мы будем рады ответить на вопросы, которые могут у вас возникнуть после нашего выступления.

Также мы учли, что уважаемые члены жюри имели возможность ознакомиться с предоставленными заранее материалами проекта, содержание которых следующее Слайд3

А представим мы всё это намного короче. - Слайд 4

Вот сокращённый вариант описания нашей деятельности.

Мы общаемся с пожилыми односельчанами - Слайд 5

Они рассказывают нам и о времени оккупации, и о старообрядчестве, и о жизни села и школы. На данный момент мы имеем полное представление об оккупированных Шеломах, что отражено в нашей работе «Трагические страницы истории Шеломов». Но, к огромному сожалению, на таких встречах иногда выясняется, что та или иная бабушка оказались в нищете и обираются своими неблагодарными детьми. Таким мы стараемся по мере сил и возможности помогать вещами и продуктами.

Слайд 4

Всё увиденное и услышанное мы обрабатываем, оцифровываем и размещаем оформленный материал в Виртуальном музее - Слайд 6

Его создание было запланировано в рамках проекта.

Слайды 7-11

В школьном краеведческом музее - Слайд 12

мы начали работать над систематизацией уже имеющейся информации, пополняем новыми данными и подарками от местных жителей.

Слайд 13

Проводим экскурсии. Также мы тесно сотрудничаем с сельским библиотекарем по ведению и уточнению Летописи села.

Слайд 4

И третий пункт краткого содержания нашей деятельности – это благоустройство мемориальных мест в тех сельских пунктах, где уже некому за ними ухаживать. Это Журавки и Корчи. Памятнику и обелиску там уже необходима серьёзная реставрационная работа – обвалилась штукатурка, деревянная изгородь пришла в негодность. С просьбой помочь в восстановлении памятных мест мы обратились к главе администрации Шеломовского сельского поселения. Нам обещали помочь материалами (краска, побелка) к концу апреля.

Слайд 14

А пока мы своими силами производим уборку прилегающей территории от прошлогодней листвы, бытовых отходов и молодой поросли. Также за свои сбережения покрасили металлическую ограду возле памятника в Журавках. Закупили всё необходимое для праздничного оформления этих мемориалов. Сейчас ждём совпадения хорошей погоды и наличия свободного времени для наведения порядка в Корчах.

Получили благодарность - Слайд 15

Вот это был краткий обзор нашей работы в текущем учебном году.

Аналогичные мероприятия запланированы нами и далее.

А пока приближается лето, и мы полны азарта постараться успеть до осени раздобыть какой-нибудь информации вот о чём - Слайд 16-20.