Проект "Дорожная азбука"

Воробьева Елена Евгеньевна

Актуальность проекта состоит в том, что первое воспитательное учреждение, первый внесемейный социальный институт, с которым вступают в контакт родители – это детский сад. Дальнейшее развитие ребенка зависит от совместной работы родителей и педагогов. Ведь как бы серьезно ни продумывались формы воспитания детей в детском саду, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в педагогическом процессе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Проект "Дорожная азбука"141 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 4»

Чистопольского муниципального района Республики Татарстан

Автор  проекта:

Давыдова Анастасия Геннадьевна

воспитатель первой квалификационной

категории

Паспорт

тематического проекта «Дорожная азбука»

в рамках обучения безопасному поведению на дорогах детей старшей  группы.

Раздел

Содержание

Тема

Дорожная азбука

Проблемное поле

в России ежегодно гибнут в ДТП около 2000 детей, более 20000 получают травмы.

Тип проекта

практико-ориентированный

Актуальность

Актуальность проекта состоит в том, что первое воспитательное учреждение, первый внесемейный социальный институт, с которым вступают в контакт родители – это детский сад. Дальнейшее развитие ребенка зависит от совместной работы родителей и педагогов. Ведь как бы серьезно ни продумывались формы воспитания детей в детском саду, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в педагогическом процессе.

Цели

Формирование навыков безопасного поведения детей на дорогах.

Задачи

 Создавать условия для сознательного изучения детьми Правил дорожного движения;
• Развитие у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватно безопасного поведения. 
• Вырабатывать у дошкольников привычку правильно вести себя на дорогах;
• Воспитывать в детях грамотных пешеходов.

Гипотеза проекта

Участие в проекте «Дорожная азбука» позволит сформировать у детей навыки безопасного поведения на дорогах; развить у детей способность к предвидению возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватно безопасного поведения.

Виды деятельности

игровая, проблемно-поисковая

Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта

  • Подбор художественной литературы для детей.
  • Изготовление дидактических пособий, разработка занимательных дел.

Создание макетов «Перекресток», «Светофор»,

Участники проекта

- дети, педагоги   и родители старшей  группы МБДОУ № 4        

Этапы и сроки  

1 этап – Подготовительный

Создание развивающей среды, дидактические игры, подбор художественной литературы и материал для экспериментирования.

2 этап - Практический

Организация деятельности детей.

3 этап - Заключительный

Проанализировать и оценить результаты работы по формированию наблюдательности у детей младшего дошкольного возраста.

Предполагаемый  результат

Сформированные навыки детей безопасного поведения на дорогах.

Умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.

Работа по реализации проекта ведётся в двух направлениях, это:

  • Работа с воспитанниками;
  • Работа с родителями;

  Работа с воспитанниками осуществляется  по перспективным планам,  составленными на основе программы « Безопасность» Стёркиной, Авдеевой с учетом возрастных особенностей детей в каждой возрастной группе.

Организация работы с воспитанниками по формированию навыков безопасного поведения на дорогах включает в себя:

  • реализацию программы « Безопасность»;
  • организованные формы обучения на занятиях;
  • совместная деятельность взрослого и ребенка;
  • самостоятельная деятельность детей;
  • экскурсии и наблюдения;
  • чтение художественной литературы;
  • конструирование;
  • изобразительная деятельность;
  • игра;
  • встречи с инспектором ГИБДД;
  • досуги и развлечения;
  • взаимодействие  с учащимися  МБОУ СОШ № 1.

Взаимодействие с родителями осуществляется планомерно, использовались следующие формы работы:

  • анкетирование;
  • памятки и листовки-обращения к родителям о необходимости соблюдения ПДД;
  • консультационный материал “Дошкольник и дорога”;
  • папки-передвижки, в которых содержится материал о правилах дорожного движения, необходимый для усвоения, как детьми, так и взрослыми;
  • родительские собрания, с привлечение инспекторов ГИБДД;
  • совместное изготовление макетов, атрибутов к сюжетно-ролевым играм;
  • конкурсы, викторины и развлечения по ПДД с участием детей и родителей;
  • изучение опыта семейного воспитания «Воспитание грамотного пешехода»;
  • выставка рисунков, плакатов по ПДД;

Этапы реализации проекта:

I. Организационный

Обдумывание идеи проекта, сбор информации. Составление плана проекта, определение сроков реализации и ответственных за отдельные этапы проекта. Подбор методического и дидактического материала для реализации идеи, иллюстративного материала, пословиц, загадок, литературных произведений по теме проекта. Разработка положения смотра-конкурса «Самый заметный», конспектов занятий, сценария итогового мероприятия. Подготовка материалов для создания коллективного панно «Безопасная улица»

План реализации проекта на организационном этапе:

Сроки: Сентябрь

Сроки (дата)

Название

Форма

 

С детьми:

понедельник-пятница

Первичная диагностика знаний детей о правилах дорожного движения

беседа, игра

 

С родителями:

понедельник-пятница

«Дети на дороге»

Родительское собрание с участием сотрудника ГИБДД, просмотр видеофильма «Другие правила»

«Проверь себя»

Анкетирование родителей по правилам дорожного движения

Знакомство с положением о проведении конкурса «Самый заметный»

Материалы в родительском уголке

 

II. Основной

Проведение тематических занятий с детьми, проведение смотра-конкурса «Самый заметный», совместная работа детей, родителей и педагогов по теме проекта. Выполнение коллективного панно «Безопасная улица»

План реализации проекта на основном этапе:

Сроки: 1 неделя

Сроки

Название

Содержание деятельности

С детьми:

 

Октябрь

«Ну улицах большого города»

Цель: уточнить и закрепить знания детей о правилах поведения на улице, познакомить с понятием «проезжая часть», «тротуар»

Целевая прогулка «Наша улица»

Знакомство с улицей, понятием «дорога», «проезжая часть», «тротуар», «бордюр», «перекресток» и т.д.

Беседа «Безопасная улица»

Обсуждение увиденного на прогулке, закрепление новых знаний.

Чтение художественной литературы

Дружинина М. «Правила поведения на улице»; Иванов А. «Азбука безопасности»; Серяков И. «Улица полна неожиданностей» и т.д.

Дидактические и подвижные игры

«Я шагаю по улице», «Едем на автомобиле» и другие

«Автоград» - магнитный настенный тренажер

По итогам проведенных мероприятий   на макете должны появиться дома, дороги, тротуары.

Ноябрь

«День дорожных знаков»

Цель: уточнить знания детей о необходимости дорожных знаков, закреплять название и назначение дорожных знаков

Фотопробег «В поисках дорожных знаков»

Целевая прогулка направлена на знакомство детей с улицами и дорогами микрорайона, в котором расположен детский сад. Особое внимание уделяется дорожным знакам и разметке на дороге. Закрепляются понятия «Пешеходный переход», «зебра», «дорожный знак». Для того, чтобы дети могли перенести увиденные ими знаки на панно воспитатель предлагает их фотографировать, также фотографируются перекрестки и пешеходные переходы,

«Дорожная азбука»

По итогам прогулки проходит обсуждение: на экране воспитатель показывает фотографии с прогулки, дети вспоминают название и назначение дорожных знаков, находят место данного знака на коллективном панно, обозначают его. Также обсуждаются правила перехода проезжей части: по пешеходному переходу!

Рисование «Дорожный знак»

Дети рисуют знаки и все знаки соединяются в книжку, которая называется «Дорожная азбука»

Чтение художественной литературы

Кривицкая А. «Тайны дорожных знаков»

Дидактические, электронные игры

«Узнай дорожный знак», «Собери дорожный знак», «Поставь дорожный знак», «Расскажи, какой знак»

«Автоград» - магнитный настенный тренажер

По итогам проведенных мероприятий   на макете появляются пешеходные переходы, дорожные знаки.

Просмотр мультфильмов

«Смешарики»

Декабрь- январь

«Наш друг - Светофор»

Цель: закрепить знания детей о сигналах светофора, познакомить с историей возникновения светофоров, правил перехода проезжей части

Познавательная беседа «Наш друг - Светофор» с наблюдение за работой светофора и регулировщика

В связи с отсутствием вблизи от детского сада светофора, наблюдение за работой светофора организуется с помощью просмотра видеоролика, подготовленного воспитателем. Также в видеоролике показана работа регулировщика. В ходе беседы закрепляются знания детей о сигналах светофора, правила перехода проезжей части по регулируемому пешеходному переходу. Воспитатель знакомит детей с историей появления светофора.

Аппликация «Светофор»

Изготовление закладки «Светофор»

Чтение художественной литературы

Дружинина М. «Наш друг светофор»

Дидактические, электронные игры

«Красный, желтый, зеленый», «Помоги перейти улицу»

Подвижные и сюжетно-ролевые игры

«Светофор», «Работа регулировщика»

«Автоград» - магнитный настенный тренажер

По итогам проведенных мероприятий   на макете появляются светофоры

Февраль

«Участники дорожного движения»

Цель: познакомить детей с понятием «участники дорожного движения», закрепить знания детей о правилах поведения пешеходов, пассажиров, водителей

Целевая прогулка «Наблюдение за транспортом»

На прогулке воспитатель обращает внимание детей за движением транспорта. Актуализирует знания детей о видах транспорта (грузовой, легковой, пассажирский, наземный). Дети наблюдают за остановкой маршрутных транспортных средств, за тем. Как нужно выходить и заходить в автобус. Вместе с воспитателем дети вспоминают правила дорожного движения, тренируются в переходе улицы (куда смотреть, как действовать)

Тематическая беседа «Участники дорожного движения»

Обсуждение увиденного на прогулке, закрепление знаний.

Тематическое занятие «Школа дорожных наук»

На занятии происходит закрепления правил поведения пешеходов на улице, закрепляются знания детей об использовании в темное время суток светоотражающих элементов (с просмотром видеоролика), об использовании детских кресел в машине.

Чтение художественной литературы

Дружинина М. «Правила езды на велосипеде»

Дидактические, настольные игры

«Для чего нужны машины», «Загадки и отгадки», «Я - водитель», «ПДД»

Подвижные и сюжетно-ролевые игры

«Перекресток», «Водители и пешеходы», «Цветные автомобили»

«Автоград» - магнитный настенный тренажер

На макете  ребята размещают автомобили, автобусы, пешеходов.

Март

«Правила дорожные соблюдай всегда!»

Цель: тренировка в решении практических ситуаций на дороге, выяснить готовность правильно действовать в сложившейся ситуации

«Путешествие в Автоград» -

Итоговое мероприятие

«Автоград» - магнитный настенный тренажер

Воспитатель вместе с детьми обыгрывает различные дорожные ситуации на макете. Что делать, если:

- сломался светофор?

- вышел из автобуса и нужно перейти дорогу?

- тебе нужно пройти от дома до магазина?

- если ты едешь на велосипеде? И т.д.

С родителями:

В течение недели

«Домашнее задание»

Выполнение элементов панно дома, совместно с детьми (дома, дорога, автомобили, пешеходные переходы, светофоры).

Подготовка к участию в конкурсе «Самый заметный»

Создание смайликов  с использованием световозвращающих элементов.

«Дорога домой»

изготовление совместно с детьми по итогам тематической недели безопасного маршрута из детского сада домой с обозначением пешеходных переходов, светофоров и т.д.

 

III. Заключительный

Анализ результатов проектной деятельности.

План реализации проекта на заключительном этапе:

Сроки: Апрель

Сроки (дата)

Название

Содержание деятельности

 

С детьми:

в течение недели

Повторная диагностика знаний детей о правилах дорожного движения

беседа, игра

Викторина «Безопасная дорога»

Викторина по правилам дорожного движения, решение проблемных ситуаций.

Социальная акция «Детское кресло»

Выпуск эмблем со значком дорожного кресла и распространение их среди родителей.

 

С родителями:

в течение недели

Конкурс «Самый заметный»

Выставка работ (смайлики , браслеты с использованием световозвращающих элементов).

Анкетирование родителей

Итоговое анкетирование для родителей

 

Список художественных произведений для детей

1.Барто А. «Любочка».

2.Берестов В. «Стоял ученик  на развилке дорог…».

3.Драгунский В. «На Садовой большое движение».

4.Житков Б. «Что я видел».

5.Жичка Ф. «Улица моя».

6.Завойская К. «Ехал странный пассажир…».

7.Известкова Н. «Штаб «светофор».

8.Капустикян С. «Посиди. Послушай».

9.Кобина И. «Дошкольникам о технике».

10.Кончаловская Н. «Самокат».

11.Лунин В. «Я – поезд», «Будущий летчик».

12.Маршак С. «Мяч», «Автобус номер  двадцать шесть», «В снег и дождь…».

13.Михалков С. «Одна рифма», «Велосипедист», «Скверная история».

 «дядя Степа – милиционер», «Гололед», «Моя улица».

14.Могутин Ю. «Ты идешь по улице».

15.Пишумов Я  «Мы по городу идем», « Это улица моя», «Самый лучший переход», «Дорожная азбука».

16.Пшеничных С. «По дороге мчат машины…».

17.Северный А.  «Светофор».

18. Сорокин Н. «Переход».

19. Семернин В. «Запрещается – разрешается».

20.Суслов В. «Его сигнал – для всех закон…».

21.Токмакова  И. «На лошадке ехали…».

22. Тарутин О. «Переход».

23. Цыферова Г. «Сказки на колесах».

24.Фархади Р. «Светофор».