Проект "Чудо-куклы"

Воробьева Елена Евгеньевна

В настоящее время растет число  дошкольников, имеющих проблемы в эмоциональном развитии. Капроновая  кукла, в отличие от пластмассовой, снимает психологический барьер между ребенком и “миром больших вещей”, воспитывает ласковое, небоязливое отношение к миру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект "Чудо - куклы"27.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 4»

Чистопольского муниципального района Республики Татарстан

Автор  проекта:

Жукова Светлана Геннадьевна

воспитатель первой квалификационной

категории

Паспорт

тематического проекта «Чудо-куклы»

Раздел

Содержание

Тема

Чудо-куклы

Проблемное поле

Наличие большого числа дошкольников, имеющих проблемы в эмоциональном развитии. Капроновая  кукла, в отличие от пластмассовой, снимает психологический барьер между ребенком и “миром больших вещей”, воспитывает ласковое, небоязливое отношение к миру.

Тип проекта

Практико-ориентировочный проект.

Актуальность

В настоящее время в дошкольном образовании отмечается необходимость развития социально-личностных качеств ребёнка, в том числе активности, эмоциональности, способности к творчеству. Этому способствуют различные виды деятельности: музыкально-эстетической, конструкторской, театрализованной, речевой. 

Куклы – удивительные существа, именно, существа, от слова «сущность», «существовать». Каждая из них, особенно сделанная мастером, художником, как только «появляется на свет», начинает «жить» своей собственной жизнью, независимой от создателя. И пусть кто-то считает это фантазией, кто-то мистикой, но схожесть кукольного облика с человеческим, и душа мастера, вложенная в нее при сотворении, наделяют ее какими-то необычными свойствами. Характерная, «живая» кукла привносит в дом особую атмосферу, на нее смотришь, и каждый раз появляются новые чувства и ощущения, кажется, что выражение лица у нее меняется в зависимости от твоего настроения, то она улыбается тебе, то смотрит с любопытством, то сочувствует.

Капроновые  куклы являются не только информационным, но и эмоционально-практическим источником радости открытия, познания, созидания. Необходимым условием внесения платковых кукол в жизнедеятельность детей является создание «детско-взрослого сообщества» (Р. Б. Стеркина, которое строится на принципах партнёрства, сотрудничества, диалога. При этом педагог выступает носителем игровой культуры, посредником между платковыми куклами и ребёнком. Капроновая  кукла в руках педагога поможет вспомнить удивительный мир сказок, танцев, природы, искусства, театра. Именно взрослый активизирует и актуализирует личный опыт ребёнка, его эмоции: интеллектуальные (догадка, сомнение, радость, удивление, нравственные (доброта, милосердие, честность, правдивость, эмпатия, соперничество, взаимопомощь, взаимовыручка, дружба и т. д., эстетические (восхищение, любование, радость открытия и т. д., практические, связанные с созданием продукта, в частности платковых кукол.

Самодельная капроновая  кукла у творческого педагога находит широкое применение в воспитательно-образовательной работе с детьми. Это чудо-пособие, имеющее обучающее, воспитательное и развивающее значение, приносящее детям радость, восхищение, творческое начало.

Цели

Формирование нравственных основ личности у детей дошкольного возраста, через игру с капроновой  куклой, Развитие личностных качеств ребёнка, его творчества; воспитание интереса к капроновым куклам и желания их использовать в различных видах деятельности

Задачи

• стимулировать активность и творчество детей в создании различных образов; использовать их в танцевальной, песенной, речевой, изобразительной и театрализованной деятельности;

• формировать художественное видение в различных видах деятельности;

• создать «детско-взрослое» общество на принципах партнёрства, сотрудничества, диалога;

• разнообразить методы и приёмы воспитательно-образовательной работы с детьми

Интеграция образовательных областей:

«Здоровье»: движения, имитирующее движения различных персонажей.

«Физкультура»: развитие моторики рук и пальцев.

«Социализация»: имитация характерных действий, эмоциональность, активное включение детей в театрализованную деятельность в рамках занятий, в совместную и самостоятельную деятельность.

«Труд»: воспитание бережного отношения к результатам труда педагогов (куклам, мелкий ремонт (глаза, рот, пр.)

«Коммуникация»: общение с воспитателем и сверстниками, активизация словаря.

«Музыка»: разучивание танцевальных движений кукол; использование платковых кукол в песенном исполнении для выразительности образа (частушки, колыбельные) .

«Безопасность»: правила обращения с предметами, имеющими мелкие составляющие.

«Чтение художественной литературы»: тексты литературных произведений, к которым используются куклы.

Гипотеза проекта

Через кукольный образ дети смогут получать новые знания: интеллектуальные, нравственные, эстетические  Капроновые куклы станут постоянным источником радости, стремления детей выразить свои чувства, эмоции через определённый образ.

Виды деятельности

игровая,  познавательная, театрализованная. продуктивная.

Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта

Изготовление капроновых кукол

.Подбор художественной литературы для детей

Разработка  игр и сюрпризных моментов с использованием капроновой куклы

Участники проекта

Дети, , родители, педагоги   ДОУ № 4.

Этапы и сроки  

I этап – организационно-подготовительный:

- подборка программно-методического обеспечения для реализации проекта;

- пополнение предметно-развивающей среды;

- подбор диагностического инструментария для выявления знаний детей

2 этап - Практический

Составление плана деятельности по достижению цели: определяются источники информации, подбираются материалы и оборудование для работы

- реализация проекта через взаимодействие с коллегами и родителями, активное внедрение нетрадиционных форм работы с детьми, в т. ч. проектно-игровую деятельность ребенка;

3 этап - Заключительный

Анализ достижения цели и полученных  результатов, определение дальнейшей реализации проекта;

Предполагаемый  результат

  1. Социализация детей.
  2. Воспитание доброты, порядочности, воспитание уверенности в себе.
  3.  Проявление творческих способностей детей в различных видах деятельности.
  4. Проявление интереса детей к взаимодействию с капроновой куклой.
  5. Использованием детьми капроновой  куклы в театральной, игровой деятельности.

План мероприятий проекта

День

недели

Название мероприятия

Количество участников

формат

1 этап

- изготовление капроновых кукол.

- Подбор художественной литературы для детей

Разработка  игр и сюрпризных моментов с использованием капроновой куклы

Педагоги, родители

Подготовительная работа, сбор материалов.

2 этап

Использование капроновых  кукол в непосредственно – образовательной деятельности ребёнка-дошкольника:

- сюрпризный момент в непосредственно-образовательной деятельности любого направления;

- кукла «Знайка» помогает выполнять задания по дифференциации звуков; помочь в порядковом и количественном счёте и т. д.

- кукла «Варварушка» может рассказать сказку (во всех возрастных группах, провести неторопливую беседу по содержанию прочитанного,

Использование капроновых  кукол в повседневной жизни:

- для организации режимных моментов в младших группах (кукла может показать, похвалить, рассказать, спросить, помочь) ;

- с помощью капроновой  куклы можно организовать развлечения, досуги;

- организация сюжетно-ролевой игры (пригласит детей к себе или сама придёт в гости, покажет как уложить куклу, накрыть стол, полечить) ;

- использование капроновых кукол в трудовой, самостоятельной деятельности;

- использование куклы на прогулке, экскурсии.

Педагоги Воспитанники

Воспитательно-образовательная работа с детьми и родителями в ДОУ.

3 этап

Создание кейс-папки

  • «Сюрпризные моменты»;
  • «Кукольные сказки»;
  • «кукольные стихи»;
  • «Мастер-класс»;
  • «Кукольные игры»;

Педагог

.

Итоги работы

Вывод: Теперь наши капроновые куклы – неотъемлемый атрибут любых мероприятий, проводимых в ДОУ. Они используются в музыкальной, театрализованной, речевой и изобразительной деятельности; как элементы оформления учреждения. Дети придумали всем куклам имена и обращаются с ними, как с лучшими друзьями, а также выступают инициаторами использования капроновых кукол в досуговой деятельности, на интегрированных занятиях, на праздниках и развлечениях. Через кукольный образ дети получают новые знания: интеллектуальные, нравственные, эстетические. Капроновые куклы стали постоянным источником радости, стремления детей выразить свои чувства, эмоции через определённый образ.  

  

 Литература:

1. Родина М. И., Буренина А. И. Кукляндия: Учебно-методическое пособие по театрализованной деятельности. – СПб. : Изд-во «Музыкальная палитра», 2008

2. Зацепина М. Б. Организация культурно-досуговой деятельности в детском саду. М., 2006

3. Кудрявцев В. Т. Концептуальные основы развивающей деятельности дошкольника (программа «Тропинки»). М., 2007