Главные вкладки

    Какие существуют наиболее эффективные приёмы и методы для развития устного счёта у детей начального школьного возраста?

    Тугушева Кадрия Зарифовна

    Возможно каждый педагог сталкивался в своей практике с тем, что на уроке математики  не все дети хорошо владеют вычислительными навыками, а точнее  навыками устного счёта. Как организовать эту работу наиболее комфортно для всех участников  образовательного процесса? Уважаемые коллеги, как вы проводите, возможно, наиболее важный этап данного  урока? Заранее благодарна за вашии комментарии.

     

    Комментарии

    Бондарь Ирина Владимировна

    Беглый слуховой счет, который можно сопровождать показом детьми ответов цифровыми сигналами.

    Зрительный счет, запись в тетради примеров с ответами.

    Комбинированная форма счета, т.е. устные вычисления с последующей записью результатов вычислений.

    Совершенствование навыков устных вычислений зависит не только от методики организации занятий, от форм контроля, но и во многом от того, насколько сами дети проявляют к ней интерес. Этот интерес можно вызвать, используя не совсем обычные вычислительные приемы, помогающие порой значительно облегчить процесс вычислений.

    При выборе приемов устных вычислений необходимо опираться на сознательность выбора, а не механическое их применение. Контроль над применением рациональных приемов вычислений, постепенное ознакомление детей с разнообразными упрощениями основных приемов арифметических действий – одно из главных условий правильности обучения устному счету.

    Быстрота счета возникает в результате длительных упражнений. Для того, чтобы избежать однообразного повторения одних и тех же упражнений, которые порождают скуку на уроках и притупляют интерес к предмету, необходимо прибегать к различным приемам, соответствующим развитию быстроты вычислений, а также проводить надлежащий отбор упражнений.

    Я более 10 лет работаю воспитателем группы продленного дня. В воспитательной работе обязательно использую разные формы математических занятий. Занятие математикой в ГПД – это не традиционный урок с записями в тетради задач и примеров. Фактически это интересный устный счет.
    1.Традиционный числовой домик для закрепления состава числа, где на каждом этаже живет столько жильцов, сколько написано на крыше, можно заменить вазой (число) с цветами (состав числа), обручем (число) с мячами (состав числа), которые дельфин перебрасывает через обруч, самолетом с парашютистами и т.д.
    Лабиринт. В середине лабиринта искомое число (например,10). Вокруг числа два кольца с разрывами (ворота лабиринта). В воротах записаны числа-слагаемые (2, 5, 7, 9 – во внутреннем кольце; 8, 5, 3, 1 – во внешнем). Надо пройти через двое ворот лабиринта таким образом, чтобы при сложении слагаемых получилась искомое значение суммы.
    2.Для закрепления вычислительных навыков сложения и вычитания на доске записываются примеры с пропущенными числами и знаками. Эти числа и знаки записаны на прикрепленных в стороне осенних листочках, снежинках, облаках, грибочках… Детям предлагается ситуация, когда кто-либо (зайчик, Снегурочка, мультипликационный герой…) решал примеры и записывал их на предложенных предметах. Вдруг что-то произошло, что навредило работе героя, и он расстроен. Нужно срочно прийти к нему на помощь и восстановить примеры.
    3.Можно связать устный счет с видами спорта и, отрабатывая вычислительные навыки, забивать мячи (голы, шайбы…) в баскетбольные корзины (ворота), на которых написаны числа. Задание: придумать как можно больше примеров, ответом на которые будет число над корзиной (воротами). Придумал пример правильно – забил гол. Для усложнения задания придумываем выражения в два, три и т.д. действия с искомым ответом.
    4.Ромашка (звезда, солнце…) В середине фигуры число со знаком (например, 3+, 15х, 24:, 16-), на лепестках (лучах) числа. Таким образом составляются примеры (3+5, 3+7…) Чем больше лепестков, тем больше примеров можно составить.
    5.Игра «Расшифруй слово». Ответу каждого примера (выражения) соответствует буква. Разложив ответы в порядке возрастания или убывания, получаем искомое слово. В первом полугодии первого класса подобные задания делаем коллективно, впоследствии каждый ребенок может справиться самостоятельно. Эту работу можно проводить в группах и зашифровывать фразы, пословицы, поговорки…
    6.Особой популярностью пользуются задачи в стихах. Если в стихотворении зашифровано выражение, то на первых порах числа можно записывать на доске, а знаки действий дети определяют самостоятельно.
    7.В устный счет можно вставлять задачи на логическое мышление, делая героями задач сказочных персонажей.
    8.Круговые примеры. Примеры подбираются так, чтобы число, получаемое в результате одного из них, являлось началом другого. Ответ последнего примера совпадает с началом первого.
    9.Найти и прочитать примеры только с ответом …
    10.Задания, развивающие логическое мышление. Найти закономерность и продолжить ряд чисел влево (вправо). Например, …, 16, 13, 10, …; …, 8, 16, 32, …

    Тугушева Кадрия Зарифовна

    Елена Петровна, спасибо!