Харитонова Ольга Николаевна

Сайт учителя русского языка и литературы

"Человек создан Творцом гениальным, и гениальность должен раскрыть в себе творческой активностью". Н. Бердяев.

Профессия: учитель

Профессиональные интересы: Создание сценариев литературных игр с интерактивными презентациями

Увлечения: Живопись русских художников XIX века

Регион: Воронежская область

Населенный пункт: город Воронеж

Место работы: МБОУ гимназия имени И.А. Бунина

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/haritonova-o
"Кто занят познанием самого себя, тому некогда замечать за другими. Осуждай себя, и перестанешь осуждать других".
Серафим Саровский

О себе

Харитонова Ольга Николаевна – учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории, Почётный работник образования РФ .  Образование высшее профессиональное (Воронежский государственный университет по специальности «Филолог. Преподаватель русского языка и литературы»). 

Основные направления деятельности: 

Приоритетными направлениями государственной политики в области образования являются ориентированность на общечеловеческие ценности, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье. Школьный курс литературы, как никакой другой предмет, позволяет вести прямой разговор об этих главных жизненных ценностях. Поэтому в своей педагогической деятельности я уделяю главное внимание духовно-нравственному и патриотическому воспитанию.

Главной целью обучения в современных условиях провозглашается творческая самореализация ученика. Свою роль я вижу в том, чтобы дать детям непосредственный импульс к творческой деятельности. Задачи, которые я определяю для себя как главные: 
1) формирование способности самостоятельно находить решение нестандартных задач; 
2) развитие критического мышления; 
3) развитие рефлексивных навыков.

Значительное место в своей педагогической практике я отвожу использованию проектно-исследовательской технологии. Со своими учениками я разрабатываю научно-исследовательские проекты. Наиболее одаренные учащиеся, занимающиеся научными изысканиями под моим руководством, регулярно выступают с результатами своих исследований на конференциях Научного общества учащихся Воронежского государственного университета, на гимназических научно-практических конференциях. Помимо коллективной проектной деятельности, мои ученики создают индивидуальные научные и творческие проекты: пишут рецензии на литературные произведения, статьи литературоведческого характера, сочиняют стихи, рассказы и сказки. Лучшие исследовательские и творческие работы учеников опубликованы в престижных изданиях регионального и федерального уровня.

В продолжение многих лет я занимаюсь проблемой стимулирования познавательной и творческой активности учащихся на уроках литературы. На мой взгляд, эта проблема особенно актуальна сегодня, так как учащиеся все меньше читают произведений классической литературы. Пробуждать интерес к чтению, выявлять и развивать творческие способности учащихся мне помогают различные нестандартные формы уроков.

В своей учительской практике я активно использую игровые технологии. Цель использования игровых технологий в образовательном процессе (и в частности на уроках литературы): 
1) повысить мотивацию участников учебно-воспитательного процесса; 
2) сформировать стойкий познавательный интерес к изучаемому предмету; 
3) стимулировать творческую активность обучающихся. 
Мною разработаны и апробированы на практике более 60 оригинальных сценариев интеллектуальных турниров для учащихся средней (5 – 9 классы) и старшей (10 – 11 классы) ступени обучения по произведениям русской и зарубежной литературной классики. 

 

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Романы Ф.М. Достоевского, М.А. Булгакова, произведения А.П. Чехова.

Мои достижения

Я являюсь автором более 100 статей. Статьи методического характера были опубликованы в газете и журнале «Литература» издательского дома "Первое сентября", сборниках «Я иду на урок» издательского дома «Первое сентября», журнале федерального уровня «Литература в школе».   

Мои книги:

  1. Харитонова О. Н.  Интеллектуальные игры на уроках литературы. - Воронеж: ВОИПКРО, 1996. –  70 с.
  2.  Харитонова О. Н. Занимательная литература. Игры и викторины: Для 5 – 9 классов. – М.: Рольф, 2002. – 224 с. – (Внимание: дети!)
  3. Харитонова О. Н. Интеллектуальные литературные игры для учащихся 10 – 11 классов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 252 с. (Здравствуй, школа!).
  4. Харитонова О.Н. Сборник литературных игр для учащихся 5 – 9 классов. – Ростов на Дону: Феникс, 2010. – 349 с. – (Библиотека учителя).
  5. Харитонова О.Н. Сборник литературных игр для учащихся 10 – 11 классов. – Ростов на Дону: Феникс, 2010. – 349 с. – (Библиотека учителя).
  6. Харитонова О.Н. Учение  с увлечением: творческие уроки литературы в школе. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. – 348 с. – (Библиотека учителя).
  7. Харитонова О.Н. Литература. Интеллектуальные игры. 5 – 8 классы. – Волгоград: Издательство «Учитель», 2019. – 291 с.

Результаты участия в конкурсах профессионального мастерства:

1.      Лауреат конкурса методических разработок журнала «Литература в школе» за статью «Надо возделывать свой сад» («Черный монах» А.П. Чехова в 10 классе).  Москва, 1997 г.

2.      Победитель конкурса «Я иду на урок» газеты «Литература» издательского дома «Первое сентября». Москва, 2001г.

3.      Победитель областного тура Всероссийского конкурса «За образцовое владение русским языком в профессиональной деятельности» для работников сферы образования РФ. Белгород, 2005г.

4.      Победитель конкурса лучших учителей РФ в рамках приоритетного национального проекта «Образование». 2007 г.

5.      Лауреат регионального конкурса методических разработок уроков и внеклассных мероприятий «Андрей Платонов и его эпоха» в номинации «Традиции литературного краеведения». Воронеж, 2009 г.

6.      Лауреат регионального этапа Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя». 3 место в номинации «Лучший издательский проект года». 2010 г.

7.       Победитель регионального конкурса «Учитель русской словесности 2010» (журнал «Подъём»).

8.       Участник конкурса лучших учителей образовательных учреждений для денежного поощрения за высокие результаты в педагогической деятельности. 2011 г.

9.      Победитель заочного муниципального конкурса профессионального мастерства педагогов. «Мультимедиа-урок (занятие)», 1 место; победитель в номинации «Современный урок и инновации». 2011 г.

10.  Победитель (1 место) регионального этапа Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя»  в номинации «Лучший издательский проект года». 2011 г.

11.  Победитель конкурса «Лучшие учителя Воронежской области». 2011 г.

12.  Лауреат-финалист конкурса методических разработок, литературоведческих статей и ученических сочинений, посвященных творчеству и жизни Ф.М. Достоевского, объявленного Международным обществом Достоевского (International Dostoevsky Society), Российским обществом Ф.М. Достоевского, Комиссией по изучению творчества Ф.М. Достоевского при научном совете «История мировой культуры» РАН и журналом «Литература» ИД «Первое сентября». 2011 г.

13.  Лауреат Всероссийского конкурса методических разработок журнала «Литература в школе».  2011 г.

14.  Победитель конкурса «1001 идея нестандартного занятия с детьми» в рамках ассамблеи «Творчество без границ» (организатор - Департамент образования администрации городского округа город Воронеж при участии муниципального казенного учреждения городского округа город Воронеж «Центр развития образования», АНОО СИЯ «Зелёная улица»). 2012 г.

15.  Победитель Всероссийского фестиваля педагогических идей «Открытый урок» ИД «Первое сентября» в номинации «Презентация к уроку». 2013 г.

16.  Лауреат Международного конкурса методических работ «Поэзия В.С. Высоцкого и XXI век». Москва, 2015 г.

17.  Победитель конкурса методических разработок журнала «Литература в школе». Москва, 2015 г.

18.  Победитель конкурса лучших учителей Воронежской области (по квоте губернатора). 2015 г.

19.  Победитель Всероссийского конкурса «Урок Просвещения -2016»

20.  Победитель конкурса лучших учителей Воронежской области (по квоте министерства РФ). 2016 г.

21.  Лауреат всероссийского конкурса «Презентация к уроку» (Всероссийский фестиваль педагогических идей «Открытый урок» ИД «Первое сентября»). Июнь 2017 г.

22.  Победитель конкурса методических разработок внеклассных мероприятий «Россия – многонациональная страна» корпорации «Российский  учебник». 2020 г.

 

Мои публикации:
Внеклассная работа
Литература
Филологические науки
Добавить грамоту в портфолио
Мои альбомы