Игнатьева Анжелика Викторовна

Сайт учителя начальных классов Игнатьевой Анжелики Викторовны

"Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян". Д. Менделеев

Профессия: Учитель начальных классов

Профессиональные интересы: овладение новыми педагогическими технологиями

Увлечения: вышивание крестиком, цветоводство, сбор ягод и грибов

Регион: Республика Мордовия

Населенный пункт: Саранск

Место работы: МОУ "СОШ №2"

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/ignateva-anzhelika

Дорогие друзья!

Я рада приветствовать вас на моем мини-сайте!

О себе

С детских лет мечтала быть учителем. Люблю детей,  получаю удовольствие от работы. Стараюсь быть справедливым учителем, воспитываю в детях доброту, порядочность. Огромное удовольствие видеть в глазах своих учеников искорку, желание открывать  новое. В данный момент работаю с учениками 2 А класса.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Люблю произведения  классической  литературы.  Величайшее  их достоинство -  то, что они вдохновляют на мудрые беседы, серьезные и сердечные разговоры, размышления. 

Мой взгляд на мир

Любовь у человека — мощный источник деятельности. (Гельвеций К.)                                                                                                                      

Мои достижения

Самым главным своим достижением считаю умение прививать  детям желание учиться, проявлять творчество. И достижения учеников – это мои достижения.

 

Моё портфолио

Публичное представление

собственного инновационного педагогического опыта

учителя начальных классов

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №2»,

городского округа Саранск, Республики Мордовия

Игнатьевой Анжелики Викторовны

Тема инновационного опыта:  «Формирование  личности младшего школьника через развитие творческих способностей»

1.Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая значимость).

 

          Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно – ориентированной развивающей модели массовой начальной школы, и одна из целей ФГОС является развитие личности школьника, его творческих способностей.

          Проявления творчества характерны для ребёнка с самого раннего возраста, так как творчество – норма детского развития.

          Реализация творческих способностей ребёнка делает более богатой и содержательной его жизнь.

          Обществу необходимы люди, которые способны активно, творчески подходить к решению различных задач. Благодаря творческим людям создаются новые оригинальные  предметы, которые обладают высокой ценностью для общества и должны по достоинству оцениваться с позиции полезности в эпоху использования новых технологий и творческого решения проблем.

         Творческий процесс тренирует и развивает память, мышление, активность, наблюдательность, целеустремлённость, логику, способность принимать быстрое решение.

 

2.Концептуальность опыта (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приемов).

 

       Любую деятельность, в том числе и творческую, можно представить в виде выполнения определённых заданий.  Педагогический словарь определяет творческие задания как «…задания, требующие от учащихся творческой деятельности, в которых ученик должен сам найти способ решения, применять знания в новых условиях.

      Главная цель развития творческих способностей – это воспитание свободной личности. Для решения этой цели я определила следующие задачи:

*      формировать у детей способность самостоятельно мыслить, применять имеющиеся знания;

*      развивать творческую деятельность;

*      воспитывать интерес к участию в творческой деятельности;

      Проявления творчества характерны для ребёнка с самого раннего возраста, так как творчество – норма детского развития. И я стараюсь развивать эти способности систематически.

 

 3. Наличие теоретической базы опыта

      На протяжении многих лет проблеме развития творческих способностей ребёнка привлекает к себе пристальное внимание представителей самых различных областей научного знания - философии,  педагогики, психологии, лингвистики и другие.

    В современной психолого-педагогической литературе (В.И. Андреев, Г.С. Альтшуллер, М.И. Махмутов, Т.В. Кудрявцев, А.М. Матюшкин, Е.И. Машбиц, А.И. Уман, А.В. Хуторский и др.) акцентируется внимание на определение средств повышения продуктивности познавательной деятельности учащихся, организации их совместной творческой деятельности,  рассматриваются вопросы организации творческой деятельности учащихся с помощью создания проблемных ситуаций, развития культуры школьников в процессе выполнения творческих заданий.

          Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать возможность всем без исключения учащимся проявить свои таланты и весь свой творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации своих личных планов.

 

 

4.Ведущая педагогическая идея

         Ведущая педагогическая идея - развитие целостной гармоничной личности школьника, формирование творческих способностей в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями каждого. Я принимаю ребёнка таким, каков он есть, вижу в каждом личность со своими особенностями и характером. В связи с этим особое внимание уделяю созданию условий для развития творческого потенциала каждого ученика. Я считаю, что необходимо учитывать физиологические особенности ребёнка, различный уровень обучаемости, готовности к участию в творческой деятельности.

         Вместе с тем считаю, что основой развития ребенка является творчество, творческая деятельность.

        Можно ли добиться того, чтобы ребенок стал «умнее», «способнее», «одареннее»?  Конечно, если развитием умственных способностей заниматься так же регулярно, как тренируются в развитии силы, выносливости и других подобных качеств. Если ребенок постоянно тренирует свой ум, решает трудные задачи, действует активно, самостоятельно находит верные решения в нестандартных ситуациях – результат обязательно будет. Ведь по мнению одного из ведущих исследователей творчества, П.Торренса, «творчество – значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее».

        Как известно, неспособных детей нет, нужно просто помочь ребенку раскрыть его способности, сделать процесс обучения увлекательным и интересным.

       Ведущая задача взрослого – поощрять и поддерживать самостоятельность детей в поиске решения. А определение решения – это творческий процесс, потому что создается новый продукт.

 

5. Оптимальность и эффективность средств

      Немаловажную роль в развитии творческих способностей играет организация учебной деятельности школьников на уроках, правильный  выбор учителем педагогических технологий. Вот уже несколько лет на своих уроках я активно использую такие педагогические  технологии:

- Технология проблемного диалога

- Технология критического мышления

- Проектно – исследовательская технология

            Технология проблемного диалога разработана Еленой Леонидовной Мельниковой.  Данная технология заложена по программе «Школа 2100» по которой я работаю.

      Проблемно-диалогическая технология дает развернутый ответ на вопрос, как учить, чтобы ученики ставили и решали проблемы. В словосочетании «проблемный диалог» первое слово означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск ее решения.

      Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока вопроса для исследования.

          Поиск решения – этап формулирования нового знания. Слово «диалог»        означает, что постановку проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога. Различают два вида   диалога: побуждающий и подводящий.

          Побуждающий диалог помогает  работать по-настоящему творчески. На этапе постановки проблемы этот диалог стоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику,  диалог применяется для того, чтобы ученики осознали противоречие, заложенное в проблемной ситуации, и сформулировали проблему. На этапе поиска решения побуждаю учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечиваю «открытие» знаний путем проб и ошибок.

       Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которая активизирует и, соответственно, развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подвожу учеников к формулированию темы. На этапе поиска решения он выстраиваю логическую цепочку умозаключений, ведущих к новому знанию.

         Таким образом, проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога. Учитель сначала в побуждающем или подводящем диалоге помогает ученикам поставить учебную проблему, т.е. сформулировать тему урока или вопрос для исследования, тем самым вызывая у школьников интерес к новому материалу, формируя познавательную мотивацию. Затем посредством побуждающего или подводящего диалога учитель организует поиск решения, или «открытие» нового знания. При этом достигается подлинное понимание учениками материала, ибо нельзя не понимать то, до чего додумался сам.

 

          Урок по этой технологии   сначала накрывает школьника волной интереса к новому материалу, а затем дарит ему острую радость самостоятельного открытия знаний. Для ребят это «учение с увлечением», а значит и значительно снижающее нервные нагрузки. Таким образом, такие уроки проводятся с использованием здоровьесберегающей технологии.

        Технология развития критического мышления  представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она направлена на то, чтобы заинтересовать ученика, то есть пробудить в нем исследовательскую, творческую активность, задействовать уже имеющиеся знания, затем – представить условия для осмысления нового материала и, наконец, помочь ему творчески переработать и обобщить полученные знания.

       Существуют разные приемы, но больше всего я использую  «Составление кластера», «Написание синквейна».                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               Синквейн помогает подвести итог полученной информации, изложить сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах. Он может выступать в качестве средства творческого самовыражения. На первых этапах синквейн можно составлять в группах, потом в паре и затем индивидуально. Учащиеся могут составлять синквейн на уроке или дома. Данная форма работы дает возможность усвоить важные моменты, предметы, понятия, события изученного материала, творчески переработать важные понятия темы, создает условия для раскрытия творческих способностей учащихся.

        Применение технологии развития критического мышления способствует формированию увлеченного и целеустремленного отношения к процессу получения знаний, навыков познавательной творческой деятельности, наблюдательности, воображения, умений логически мыслить, анализировать, сравнивать и обобщать, навыков публичных выступлений.

        В арсенале педагогических технологий особое место занимает проектно - исследовательская технология. Цель такой деятельности  – стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения.

         Одна из моих педагогических задач при работе на данном этапе - создание системы работы по эффективному включению учащихся в проектную деятельность.

         Чтобы сделать эту работу действительно полезной для развития школьников,  считаю, что  основы нужно закладывать с  1 класса.

        В своей системе использую такие задания, в результате которых у учащихся появляется опыт самостоятельных путей решения заданной  или интересующей их проблемы:

- на доконструирование (продолжи рассуждения ребят, закончи рассказ)          -  на переконструрование (перескажи от первого лица, от  имени героя сказки, рассказа)  

- на собственно конструирование (составь  рассказ, сказку, кроссворд)       

         В течение первого года обучения работа была направлена на создание таких проектов:

Проекты - наблюдения: наблюдение за природой,  за жизнью домашних животных, птиц. Эти не сложные проекты создавались на основе рисунков, записей в дневниках наблюдений, фотографий, сделанных  при помощи родителей: «Здравствуй зима», «Домашние питомцы».

Конструктивные проекты. Сюда относится изготовление материальных предметов преимущественно на уроках труда или во внеклассной работе.

«Кто в аквариуме живёт» (оригами), «Закладка для любимой книжки»,  «Мастерская Деда Мороза».

        Во втором классе мы приступили к созданию групповых проектов.

        Нами были созданы такие проектные работы:  «Моя страна», «Терем Деда Мороза», «Макет храма Древней Греции», «Рождественское чудо» с которой мы стали призерами  на городском конкурсе «Новогодняя фантазия».

       Демонстративный, артистичный ребенок, которому может не даваться систематичная работа, связанная с этапом сбора или переработки информации, прекрасно покажет себя на презентации проекта; не особо успешный в учебной деятельности, но добрый и отзывчивый ребенок будет незаменим в роли помощника. В групповой проектной работе роль и возможность показать себя с наилучшей стороны  найдется для каждого.
Регулируя распределение ролей в значимой для детей деятельности – в процессе работы над проектом – с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка,   педагог - руководитель проекта получает  возможность оказывать влияние на отношения в детском коллективе.

        Развитие творческих способностей осуществляется  не только на уроке, но и во внеурочной деятельности.

         В соответствии с утверждённым Федеральным государственным образовательным стандартом общего начального образования внеурочная деятельность рассматривается как важная и неотъемлемая часть процесса образования детей младшего школьного возраста.

          Развивать творческие способности ребенка помогает  мне специальный курс, который преподаю в рамках внеурочной деятельности:  «Развитие познавательных способностей» (РПС), автор О.Холодова.

          Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.
          Занятия по РПС отличаются тем, что ребенку предлагаются задания неучебного характера, поэтому серьезная работа принимает форму игровой деятельности, что очень привлекательно именно для младшего школьника.

           На этих занятиях не ставятся отметки, хотя устное оценивание, конечно, осуществляется. К тому же ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания. Занятия  построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой.

       Данный курс создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство. Учащиеся достигают значительных успехов в своем развитии, они многому научаются и эти умения применяют в учебной работе, что приводит к успехам в школьной деятельности. А это означает, что возникает интерес к учебе. В данном курсе сделана попытка создания системы учебных заданий и задач, направленных на развитие познавательных процессов у младших школьников с целью усиления их математического развития, включающего в себя учение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их на примерах.

          В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом, основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач. Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому появляются хорошие условия для формирования у детей самостоятельности в действиях, способности управлять собой в сложных ситуациях.

          В результате этих занятий ребята достигают значительных успехов в своем развитии. Они многому научаются, и эти умения применяют в учебной работе, что приводит к успехам. А это означает, что возникает интерес к учебе.

          Кроме занятий по РПС, мной проводятся внеклассные мероприятия, где дети могут проявить свои творческие способности, это фестивали искусств, праздники, конкурсы, предметные олимпиады. Дети в них очень активно задействованы.

Таким образом, проведенная мной работа позволяет утверждать, что работа над формированием личности через творческие способности в учебно-воспитательном процессе у младших школьников дело важное и необходимое. Перед каждым учителем стоит задача поиска новых путей развития младших школьников.

6. Результативность опыта

      

          Плодотворная работа  с детьми  позволила мне достичь    определенных результатов:

- более эффективно происходит развитие интеллектуальных умений и  навыков учащихся, формируется умение творческого подхода к решению учебных задач, совершенствуется речевое развитие;

- у  многих  учащихся сформировалась положительная мотивация;

- проводимая мною работа развивает творческие способности детей.

- ученики показывают хорошие результаты в предметных олимпиадах, становятся победителями и призерами  различных конкурсов, фестивалей, соревнований.

         Так, в 2010, 2011  году ученик Чашин Максим дважды стал призером Городского конкурса проектно и учебно – исследовательских  работ «Ярмарка идей», в 2014 году Анаскин Артем стал победителем городского конкурса  поделок «В ожидании чуда» в рамках проекта «Резиденция Деда Мороза - 2014» и призером Городского литературно – творческого конкурса «Добрая сказка Нового года», Переплетчиков Андрей, Седова София, Тяжева Александра, Нуянзин Владимир получили 2 место в Городском конкурсе «Новогодняя фантазия» в номинации «Сюжетная композиция».

 

7.Возможность тиражирования

       В целях обмена опытом с коллегами провела  открытые уроки: «Леса умеренного пояса» в рамках городского семинара учителей начальных классов, «Круговорот воды в природе» на конкурсе «Учитель года»,  внеклассные мероприятия, выступала на педсоветах, совещаниях, МО учителей начальных классов, на научно – практической конференции   с докладом «Развитие творческих способностей на основе использования инновационных технологий». Свой материал размещаю на сайте МОУ «СОШ №2» г. Саранска - Сайт:  http:/www.schoolrm.ru/schools/sc2sa, делаю публикации в интернете.

                                                          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Добавить грамоту в портфолио