Караман Лариса Андреевна

сайт учителя физики

Профессия: Учитель

Профессиональные интересы: Информационные технологии

Увлечения: Музыка

Регион: Москва

Населенный пункт: г. Москва

Место работы: ГБОУ Лицей №1546 "Плехановец"

Звание, ученая степень: Заслуженный Учитель России

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/karaman-larisa-andreevna

О себе

Работаю в школе с 1981 года. Разработала метод "Логически-структурных цепочек" и метод "Аппликаций", а также методику внедрения этих методов на различных этапах урока по всем разделам курса..

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Книги жанра "Фантастика" Станислава Лемма, братьев Стругацких. Произведения Островского и Достоевского.

Моё портфолио

Информационный взрыв и тысячелетний опыт изучения и преподавания наук принуждают и доказывают, что наиболее плодотворное освоение (научного материала в частности) происходит через зрительное восприятие. Поэтому из всех средств для нас наиболее важными являются наглядные пособия и приборы: кино, аппликации, компьютер и т.д. Если на занятии ученик видит записи педагога, слышит его объяснение, участвует в сборке прибора, то его зрительный анализатор воспринимает в единицу времени 100 единиц информации, слуховой – 10, а тактичный – 1. Необходимо помнить об этом при планировании урока.    

Известный физик А.Б. Мигдал, например, советовал при исследовании вакуума попытаться представить, как из него что-то рождается, как он кипит, бурлит. Подобное делаю я при исследовании логически-структурных цепочек и метода аппликации.

Швейцарский учёный Р.Мейли убедился в том, что для творческой личности необходимо как логическое, так и образное мышление. В методике преподавания физики достаточно большое внимание уделяется логическому мышлению и явно недооценивается образное. Между тем любое решение творческих проблем выходит за пределы логического мышления. А. Эйнштейн утверждал о том, что у него вначале возникают некоторые знаки или более или менее ясные образы: “Слова с трудом подбираются лишь на следующей стадии.” Мышление в образах входит во все без исключения виды человеческой деятельности.

Составление условия задачи по чертежу, исследование задачи с неизвестными данными, составление логически-структурной цепочки для описания явлений, объектов, законов, теорий способствует развитию таких качеств пространственного мышления, как широта, полнота, динамичность образов, лёгкость оперирования ими. Идеи преобразования пространственных объектов лучше усваиваются на более абстрактных, условных графических изображениях. Стремление к наглядности объясняется тем, что, выражаясь словами академика Б.В. Раушенбаха, “созерцание даёт возможность проникнуть в сущность  какого-либо явления, в некотором смысле даже глубже, чем путём логики.” В работе И.С Якиманской выделены основные виды наглядности, используемой при усвоении знаний: условно-графические (схемы), знаковые, модели (графики, диаграммы, формулы, математические символы).

В методике своей работы я систематически использую логически-структурные цепочки по всем разделам курса физики при объяснении законов, теорий, описании явлений, построении графиков, при объяснении принципа действия приборов, при решении задач и т.д. Логически-структурные цепочки способствуют развитию образного мышления. Проблема развития образного мышления при изучении физики практически не разработана. Согласно исследованиям, образное видение физических явлений способствует решению творческих задач. В своей работе я покажу методику использования логически-структурных цепочек, их назначение при решении задач, объяснении законов, описании физических явлений, построении графиков и т.д.
 

Логически-структурные цепочки вызывают очень яркие зрительные образы, которые хорошо понимаются, легко воспроизводятся и надолго запоминаются.  

 

Добавить грамоту в портфолио
Мои альбомы