Хлиманок Елена Леонидовна

сайт учителя-логопеда

"Учатся у тех, кого любят"

Профессия: учитель-логопед

Профессиональные интересы: Разработка и использование различных форм работы с родителями по профилактике и коррекции речевых нарушений у детей.

Увлечения: вязание, кулинария

Регион: Ханты-Мансийский АО

Населенный пункт: г. Сургут

Место работы: МБДОУ №37 "Колокольчик"

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/khlimanok-elena-leonidovna
"От терпения - опытность, от опытности - надежда"
Сенека


О себе

В дошкольную педагогику пришла в 1997 году. В 2004 закончила Сургутский педагогический институт, дефектологический факультет. 

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Рассказы и повести М.М. Зощенко.  Поэзия и проза И.Бунина.

Мой взгляд на мир

 

 

Мои достижения


Моё портфолио

 

Самоанализ профессиональной деятельности

учителя-логопеда

Мое педагогическое кредо: профессиональное развитие, ответственность, толерантность.

 Цель моей деятельности: выполнение индивидуальной программы по коррекции звукопроизношения, разработанной на основании результатов логопедического обследования.

Для реализации данной цели решаю следующие задачи:

  1. Развитие понимания речи. Формирование практических навыков словообразования и словоизменения.
  2. Формирование правильного произношения звуков.
  3. Обучение детей самостоятельному высказыванию.

Все поставленные цель и задачи являются залогом качественного и количественного показателей.

Известно, что результат деятельности учителя-логопеда ДОУ во многом зависит от организации и создания условий его деятельности.

Одно из важных условий является организация специализированного логопедического кабинета, который предназначен для оказания диагностической, коррекционной и профилактической помощи в речевом развитии детям.

Логопедический кабинет поделен на три функциональные зоны. Организующим элементом первой зоны служат логопедические парты, где проводятся  занятия по постановке звуков и их автоматизации, дифференциации. Там же  располагаются контейнеры с логопедическими зондами, спирт и вата. Продумано направление освещения, подобраны соответствующие возрасту детей стулья. В оборудование второй зоны входят письменный стол и стул логопеда, стулья для ребенка и родителей, шкафы для хранения документации, книг, наглядных пособий, игрушек. Третья зона – техническая; она включает раковину для мытья рук и обработки логопедических инструментов (зондов).

Считаю такое предметно-пространственное расположение  логопедического кабинета оправдано, так как создает рациональную организацию моей профессиональной деятельности, что в свою очередь благоприятно сказывается на коррекционном процессе. Кабинет, который предоставлен учителю-логопеду, соответствует требуемой специализации, однако желательно увеличение его площади.

Актуальным  вопросом остается  составление графика проведения коррекционной работы. Так как в детском саду работают два логопеда, а логопедический кабинет один. Возникает необходимость посменной работы. Коррекционная работа во второй половине дня отличается малой продуктивностью: у детей наблюдается утомляемость, не удается провести занятия со всеми запланированными детьми по причине раннего ухода домой.

Качество информационного и методического обеспечения соответствует уровню необходимому для выполнения моей профессиональной деятельности. В кабинете имеется:

  1. Научно-методическая литература по проблеме нарушения речи и способах коррекции; профилактике речевых нарушений.
  2. Дидактический и наглядный материал.
  3. Коррекционно-развивающие игры, направленные на автоматизацию и дифференциацию звуков, на формирование звуко-слоговой структуры слова, фонематического слуха, пополнение словарного запаса.

Руководство детского сада с пониманием относится к необходимости наличия благоприятных условий для  деятельности учителя-логопеда,  заинтересовано  в повышении качества моего труда и по мере возможности создает такие условия.

Качество коррекционно-педагогического процесса, также находится на должном уровне. Как известно процесс (процесс постановки, автоматизации, дифференциации) носит сложный, целенаправленный характер и требует усилий и времени, в достижении нужного результата. Ведь коррекция звукопроизношения во многом зависит не только от качества постановки звука, но и от физиологических возможностей самого ребенка, исходя из этого, использую в своей работе индивидуальные и подгрупповые формы работы с детьми, где основными методами являются:

  1. Словесные - инструкции, беседа, рассказ, описание и др.
  2. Наглядные - наблюдение, обследование.
  3. Практические – разные способы организации детской деятельности.

 

Качество коррекционного процесса можно проследить в «Мониторинге работы с детьми, зачисленными на логопункт», который составляется в начале и конце учебного года. Именно он показывает динамику в состоянии звукопроизношения и произносительной стороны речи в целом.

Качественный и количественный показатель определяется также четкой, отлаженной целенаправленной работой и наличием доступных средств  коррекционной работы. Сюда относятся оснащение педагогического процесса наглядными пособиями, которые разрабатываю и систематизирую самостоятельно:

  1. Подобраны картинки со звуками: с, с*, з, з*, ц, ш, щ, ж, ч, л, л*, р, р*, в начале, середине и конце слова.
  2. Собран и оформлен диагностический материал для обследования речи детей.
  3. Оформлены: игры «Найди и назови»,  «Цепочка», «Звуковые домики», «Подружи слова», игры и игровые упражнения  для автоматизации и дифференциации звуков, стенд: «Звуковые облака".
  4. Оформлены альбомы «Автоматизация произношения звуков С, Ш, Ч, Щ, Л, Р».
  5. Составлены комплексы артикуляционной гимнастики и дыхательных упражнений, комплекс упражнений для развития мелкой моторики.
  6. Подобраны игровые упражнения и игры для развития фонематического восприятия и навыков звукового анализа.

Важная роль в преодолении речевых нарушений отводится работе с родителями воспитанников, взаимодействие с которыми осуществляю на основе партнерских отношений. Стараюсь установить с родителями тесную деловую связь, активизируя их творческие возможности, тем самым,  вовлекая в совместную коррекционно-развивающую работу. Регулярно рассказываю о проблемах и успехах их ребенка, о том, как закрепить те или иные речевые умения, убеждаю в необходимости родительского участия в коррекционном процессе. Цель таких бесед – повышение педагогической грамотности родителей и создание благоприятных условий для самостоятельной коррекционно-развивающей работы в домашней обстановке. Для домашних занятий ведутся тетради: «Тетрадь индивидуальных заданий», в которой отражается отлаженная, совместная деятельность логопед-родитель-ребенок. Учитывая важность просветительской работы с родителями в вопросах речевого развития детей, разработала и оформила:

  1. Памятки, информационные листы о проблемах речевого развития.
  2. Консультации в папки передвижки.
  3. Практические занятия для родителей (тренинги).
  4. Беседы.

Работа над автоматизацией звуков продолжается и в группе детского сада. Для этого создаются «Тетради взаимодействия логопеда и воспитателя». Кроме того, в целях просвещения педагогов по тематике профилактики речевых нарушений проводятся консультации, практикумы,  разработаны рекомендации.

 Для стимулирования педагогического процесса, положительной мотивации у детей к коррекционным занятиям применяются разные методы, такие как словесный (положительная оценка состояния речи ребенка),  метод поощрения (предлагаются наклейки, шаблоны-раскраски), которые позволяют повысить интерес  ребенка в работе над улучшением состояния собственной речи.

            Исходя из выше рассмотренного, считаю, что все три поставленные задачи моей профессиональной деятельности достигаются. 

            Работа по совершенствованию  приемов и методов коррекционного процесса продолжается. Нарабатывается и систематизируется материал по всем разделам. Ведутся поиски наиболее оптимальных и эффективных путей коррекционной работы.

Добавить грамоту в портфолио