Корякина Вера Петровна

сайт учителя русского языка и литературы

Один за всех, все за одного

Профессия: учитель

Профессиональные интересы: методика

Увлечения: шитье

Регион: Республика Саха(Якутия)

Населенный пункт: с.Ой, Хангаласский улус

Место работы: МБОУ Ойская СОШ им А.В.Дмитриева

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/koryakina-vera-petrovna
Учись учиться
Д.С. Лихачев

Я, Корякина Вера Петровна, родилась в далекой Якутии. Закончила педагогический институт в г.Благовещенск. Сейчас работаю учителем в родном селе.

О себе

     Как успешно сдать ЕГЭ по русскому языку  (А1)
      Тесты всех лет  ЕГЭ по русскому языку в 11 классе  последовательно включают задание, связанное с ударением: учащимся предлагают выбрать слово, в котором ударение падает на первый  (второй, третий) слог, в каком слове верно (неверно ) выделена буква, обозначающий ударный гласный звук.
      Нужно сказать, что в заданиях, связанных с ударением,  учащиеся якутских школ  делают большее количество ошибок. Происходит это потому, что русское ударение  разноместное и подвижное: оно может падать на любой слог в слове и может перемещаться с основы на окончание  и, наоборот, при изменении формы слова, например:  стОл - столЫ, начАть – началА. Эти признаки делают русское ударение  сложным: нет единого универсального правила его постановки. Самое лучшее правило – иметь орфоэпический словарь на столе и заглядывать в него всякий раз, когда у вас возникает сомнение. Но учащимся  нужно сдать ЕГЭ, они безошибочно должны  определять ударение.
      Есть определённые тенденции постановки ударения в различных частях речи. Можно, например, запомнить, что существуют определённые правила для имён прилагательных (ударение во множественном  числе краткой формы обычно совпадает с ударением в краткой форме среднего рода), для глаголов (ударение переходит в формах прошедшего  времени женского рода  с основы на окончание), причастий (формы женского рода тоже имеют ударное окончание). Мы предлагаем  таблицы колебания ударения в разных частях речи.

Таблица колебания ударения в именах существительных

 примерисключение
-лОг, обозначающие неодушевленные предметымонолОг
эпилОг
диалоГ

 
  анАлог
Ударение не падает на  –лог
 в ИС, обозначающих одушевлённые предметы
филОлог
физиОлог
стоматОлог
 
ИС на  -ияассиметрИя
перифирИя
синхронИя
кулинарИя
наркомАния
эпилЕпсия
бюрокрАтия
ветеринАрия
мезантрОпия
гастронОмия
кулинАрия
граф (безуд)фотОграф
парАграф
картОграф
флюрогрАфия
стеногрАфия
На  -ниемышлЕние
уподоблЕние
усилЕние
подведЕние
ржАвленье
вероисповЕдание
сосредОтечение
обеспЕчение
обрУшЕние
обнарУжЕние
-анинангличАнин
горожАнин
 христианИн
славянИн
мещанИн
гражданИн   
 
Слова французского происхождения
жалюзИ
партЕр
шофЁр
диспансЕр
гренкИ
 

   
Колебания ударения  в  прилагательных

норма  примерисключение
-ОйваловОй
запаснОй
козырнОй
ветрянОй
 
-Ов-ыйоптОвый
тигрОвый
кедрОвый
слИвовый
грУшевый
Августовский
бОчковый
 -ист-сахарИстый
каменИстый
бархатИстый
    навАристый
сосУдистый
В кратких прилагательных в мужского и среднего родов и множественного  числа ударение на основе


В жен роде ударение на окончании
бОек, бОйко, бОйки
вЕсел, вЕсело, вЕселы
бойкА, веселА
 
Сравнительная степень прилагательныхбелА – белЕе
красИва – красИвее
чернА – чернЕе
 


Таблица колебания ударений в глаголе

нормапримерисключение
-ЕтьбагровЕть
смотрЕть
мертвЕть
черствЕть
плЕсневеть
заИндевЕть
ржАвЕть 
-ИроватьвальсИровать
копИровать
баллотИровать
забронИровать (закрепить что-нибудь за кем- нибудь)
пломбировАть
гофрировАть
премировАть
формировАть
забронировАть (покрыть броней)
Глаголы настоящего времени на
-ить
хОдит
заглУшит
звонИт
включИт
долбИт
заразИт
скрепИт
умалИт
облегчИт
углубИт
В глаголах прошедшего времени
Мужского рода    ударение на основе
Среднего рода
Множественного  числа
 В женском роде на окончании  

брАл

брАло
брАли
но бралА 
клАл
клАло
клАли
клАла
 -сяродИлся
женИлся
началсЯ
заперсЯ  

      

Ударение в причастиях

норма  примерисключение
-жд- (гл)осуждЁнный
новорождЁнный
заворожЁнный
отбелЁнный
непревзойдЁнный
 
В действительных причастиях настоящего времени как у глаголов настоящего временидавИть – дАвит – дАвящий 
В причастиях прошедшего времени действительного залога –вш-  -ш-понЯть – понЯвший
начАть - начАвший     
 

            Включаются  в задании часто и формы именительного и родительного падежей множественного числа имён существительных – директорОв, тОрты.  Это хорошо даётся в пособии Н.А.Сениной «Русский язык. Подготовка к ЕГЭ» на стр 41- 47.
Нужно проводить такие виды работ:
 1) выписывать слова ,  наиболее встречающиеся в тестах;
2) объяснять  основные закономерности постановки ударения  в некоторых частях речи (именах существительных, именах прилагательных, причастиях, глаголах, наречиях);
3)составлять самостоятельно орфоэпические диктанты;
4) на уроке проводить  орфоэпические минутки, диктанты;
5) заучивать наизусть и запоминать ударение в некоторых словах
   Такая систематическая работа поможет учащимся успешно выполнить задание на орфоэпические нормы.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Л.Н. Толстой "Война и мир"

Моё портфолио

Корякина Вера Петровна
Клише для части С

Предлагаемый для сочинения текст ( ФИО автора) рассказывает о ( тема текста). Автор статьи  ставит очень  актуальную для современных людей проблему. Известный современный публицист  в  своей работе делится с читателями размышлениями о том, что...
Обосновывая свою позицию, (ФИО автора) отмечает, что « (цитата из текста). По мнению автора, …. Он четко и тонко подмечает свою позицию в тексте. (ФИО автора) делится своими мыслями и наблюдениями. Он словно приглашает читателя к диалогу. Итак, публицист ставит перед читателями важную, злободневную проблему _________.( Цитата из текста), -так считает публицист.
Для меня проблема, поднятая ( ФИО автора) ,тоже является актуальной. Что касается моего отношения к проблемам, затронутым в тексте, то я   согласен с автором в том, что касается ( чего?) . Я не раз задумывался об этом и поэтому тема текста близка и понятна мне. Но мой небогатый жизненный опыт не позволяет мне выразить четкую позицию по данному вопросу. Но, прочитав текст, я задумался о том, что ... (я узнал, что)
Моя точка зрения находит подтверждение в произведении (название художественного произведения и автора, кратко написать о герое). Еще одним примером может стать (название еще 1 произведения и автора, или исторической личности).
  Действительно, с подобными проблемами мы сталкиваемся в повседневной жизни. (Пример  из жизни). На мой взгляд, в современном мире немало похожих ситуаций, например, ________. Много таких примеров можно встретить и в жизни, и в литературе. Это лишний раз доказывает правоту (ФИО автора).В заключении, я хотел бы отметить, что текст заставляет задуматься над ( проблема текста). Прочитав статью, я понял, что… Я уверен, что в своей будущей жизни нам еще предстоит встретиться с подобными проблемами. Но уже сейчас пора задуматься ( о чем?). Несомненно, тема ( чего?) еще будет волновать человечество. Я искренне благодарен автору за то, что он еще раз заставил меня задуматься над этим(и) вопросами).
 

Добавить грамоту в портфолио
Мои альбомы