Презентация "Стяг Брестской крепости"

Мельник Ирина Константиновна

 Классный час посвящен крепости-герою Брест. в презентации речь идет о защитниках крепости, звучат песни и стихи о Брестской крепости. Если Вас заинтересовал материал и нужна презентация, обращайтесь по электронной почте melirkon@mail.ru  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл styag_brestskoy_kreposti.docx28.08 КБ

Предварительный просмотр:

СТЯГ БРЕСТСКОЙ КРЕПОСТИ

СЛАЙД 1 Навсегда в истории Великой Отечественной войны останется подвиг защитников Брестской крепости. Брестская крепость находилась у самой границы, и поэтому сразу оказалась на захваченной фашистами территории.

В первый же день войны фашистские захватчики атаковали её защитников – советских пограничников. Но те оказали яростное сопротивление. Не сумев взять крепость внезапным штурмом, фашистские войска обошли её и двинулись дальше. Крепость и её доблестные защитники оказались  в  глубоком тылу фашистских армий.

Плыл аромат

с нескошенного луга,

Бледнела ночь,

стояла тишь окрест.

В рассветный час

фашисты из-за Буга,

Войну начав,

ворвались в город Брест.

Прервала сон тревога боевая,

На крепость шли враги со всех

сторон...

Родной земли ни пяди не сдавая,

Вступил в сраженье Брестский

гарнизон.

Сказал майор: «Пускай нас

очень мало,

И пусть враги отрезали тылы,

Но отступать, друзья, нам

не пристало,

И не сдаются коршунам орлы!».

В. Викторов

СЛАЙД 2

          В ней камни, омытые кровью.

        Мы верим: навеки народ сохранит

        Бессмертную славу героев…

        Товарищ, будь стойким в жестоких боях,

        Про голод и раны забудем.

        Клянемся Отчизне, что мы ни на шаг

        С родимой земли не отступим!

        Расскажут лишь камни о наших делах,

        Как насмерть герои стояли.

        Здесь русский, бурят, армянин и казах

        За Родину жизнь отдавали.

        Прощайте, товарищи, Родина-мать!

        Последний парад наступает

        Врагу не сдается геройская рать,

        Пощады никто не желает. 

СЛАЙД 3 Брестская крепость-герой (Республика Беларусь) построена в 1833-1838 годах в 2 км к западу от Бреста. Строили крепость долго, основательно. Расположилась она на четырёх островах. Со всех сторон окружали её воды рек Буга и Муховца. Внутри крепости были построены здания и оборонительные сооружения со стенами толщиной в полтора-два метра.

СЛАЙД 4 В обороне крепости участвовали около 3,5 тыс. человек – представители более 30 наций и народностей. Целый месяц сражались советские пограничники. Фашисты бомбили крепость с воздуха, с земли её осыпали снаряды вражеских армий. Но насмерть стояли славные пограничники до последнего солдата. «Умираю, но не сдаюсь. Прощай, Родина!» – написал на стене крепости штыком один из последних её защитников. Так и не покорились фашистам славные советские пограничники. Они сражались до последнего солдата. Долго ещё фашисты с опаской обходили развалины Брестской крепости, так и не сдавшейся врагу.

СЛАЙД 5 В 4 часа утра 22.6 был открыт ураганный огонь по казармам и по выходам из казарм в центральной части крепости, а также по мостам и входным воротам крепости и домам начсостава. Этот налет вызвал замешательство среди красноармейского состава, в то время как комсостав, подвергшийся нападению в своих квартирах, был частично уничтожен. Уцелевшая же часть комсостава не могла проникнуть в казармы из-за сильного заградительного огня... В результате красноармейцы и младший комсостав, лишенные руководства и управления, одетые и раздетые, группами и поодиночке самостоятельно выходили из крепости, преодолевая под артиллерийским, минометным и пулеметным огнем обводный канал, реку Мухавец и вал крепости. Потери учесть было невозможно, так как личный состав 6-й дивизии смешался с личным составом 42-й дивизии. На условное место сбора многие не могли попасть, так как немцы вели по нему сосредоточенный артиллерийский огонь. ... Некоторым командирам все же удалось пробраться к своим частям и подразделениям в крепость, однако вывести подразделения они не смогли и сами остались в крепости.  В результате личный состав частей 6-й и 42-й дивизий, а также других частей остался в крепости в качестве ее гарнизона не потому, что ему были поставлены задачи по обороне крепости, а потому что из нее невозможно было выйти.

Почти одновременно ожесточенные бои развернулись на всей территории крепости. С самого начала они приобрели характер обороны отдельных ее укреплений без единого штаба и командования, без связи и почти без взаимодействия между защитниками разных укреплений. Оборонявшихся возглавили командиры и политработники, в ряде случаев – принявшие на себя командование рядовые бойцы.

СЛАЙД 6 24 июня 1941 года собрались командиры и политработники крепости, чтобы создать единый штаб. До этого каждое здание сражалось само по себе. Руководители сводной боевой группы: Зубачев  И. Н. — капитан, он возглавил защиту крепости; Виноградов  А. А. — возглавил группу разведки; Фомин  Е. М.- был полковым комиссаром; Кошкаров — политруком. В 1950 году в развалинах крепости нашли планшетку, где были важные документы, доказывающие, что крепость оборонялась не отдельными группами, оказавшимися в безнадежном положении, крепость защищалась организованно и имела боевую задачу: «Ни шагу назад! Бить врага!».

С каждым днем все меньше сил оставалось у защитников крепости. Командование принимает решение: отправить из крепости женщин и детей. Это приказ женщинам: «Вы должны спасти детей, перенести муки плена во имя их жизни». У защитников крепости кончались патроны, не было еды, но хуже всего было с водой. Защитники видели перед собой воду, а добраться к ней незаметно было невозможно. Немцы следили днем и ночью за этим участком и стреляли непрерывно. Баклага с водой, принесенная ночью из реки Мухавца, нередко стоила жизни. Память о тех, кто добровольно отправлялся в опасный путь за водой, навсегда сохранила одна из лучших скульптурных композиций мемориала «Жажда»: усталый боец с автоматом в одной руке и с вытянутой к реке каской — в другой. Автор скульптуры Александр Павлович Кибальников.

СЛАЙД 7 Звучит песня «Если б камни могли говорить»

СЛАЙД 8 Большинство участников обороны Брестской крепости погибли, лишь немногим удалось вырваться из вражеского кольца и продолжить борьбу с фашистами в составе Советской Армии и в партизанских отрядах.

 Медсестра Вера Хорецкая перевязывала раненого пограничника. Внезапно появившиеся гитлеровцы расстреляли их в упор.

 Трижды раненый, Георгий Гаврилов вместе с товарищами поднялся в атаку. Еще одна рана. Она оказалась смертельной.

 До последнего своего часа хранил на груди знамя рядовой Федор Исаев. Через 10 лет при раскопках на месте штаба найдут останки 34 воинов и знамя.

Немецкие захватчики чинили жестокие расправы не только над защитниками Брестской крепости, но и над мирным населением. На глазах у оглушенных родителей погибли в кроватках Алик и Нина Почерниковы. Александра Васильевна пошла в бой рядом с мужем Иваном Михайловичем. И оба пали.

 Галину Корнеевну Шабловскую и ее четырех дочек схватили фашисты. Как только удалось вырваться из тюрьмы, она стала помогать партизанам. Погибла в гестапо в январе 1944 г.

 Среди выживших оказался Самвел Матевосян. Будучи без сознания, он был захвачен фашистами в плен, сбежав из плена, воевал в партизанском отряде, был еще трижды ранен, получил два ордена — Отечественной войны и Красной Звезды, участвовал в штурме Берлина и закончил войну, расписавшись на стене Рейхстага.

 После войны он демобилизовался и уехал домой, в Армению, вернувшись к своей работе по специальности. В горах Армении геолог Самвел Минасович Матевосян открыл крупное месторождение золота. Но для него дороже камни крепости.

СЛАЙД 9 Целый месяц сражались советские пограничники. Фашисты бомбили крепость с воздуха, с земли её осыпали снаряды вражеских армий. Но насмерть стояли славные пограничники до последнего солдата. «Умираю, но не сдаюсь. Прощай, Родина!» – написал на стене крепости штыком один из последних её защитников. Так и не покорились фашистам славные советские пограничники. Они сражались до последнего солдата. Долго ещё фашисты с опаской обходили развалины Брестской крепости, так и не сдавшейся врагу.

СЛАЙД 10 Последние дни борьбы овеяны легендами. К этим дням относятся надписи, оставленные на стенах крепости ее защитниками: "Умрем, но из крепости не уйдем", "Я умираю, но не сдаюсь. Прощай, Родина. 20.11.41 г.". Ни одно из знамен воинских частей, сражавшихся в крепости, не досталось врагу. Знамя 393-го отдельного артиллерийского дивизиона закопали в Восточном форту старший сержант Р.К. Семенюк, рядовые И.Д. Фольварков и Тарасов. 26.09.1956 года оно было откопано Семенюком.

 В подвалах Белого дворца, Инженерного управления, клуба, казармы 333-го полка держались последние защитники Цитадели. В здании Инженерного управления и Восточном форту гитлеровцы применили газы, против защитников казармы 333-го полка и 98-го дивизиона, капонира в зоне 125-го полка – огнеметы. С крыши казармы 333-го стрелкового полка к окнам были спущены взрывчатые вещества, но раненные взрывами советские воины продолжали стрелять до тех пор, пока стены здания не были разрушены и сровнены с землей. Противник вынужден был отметить стойкость и героизм защитников крепости.

 По свидетельству противника, "сюда нельзя было подступиться, имея только пехотные средства, так как превосходно организованный ружейный и пулеметный огонь из глубоких окопов и подковообразного двора скашивал каждого приближающегося. Оставалось только одно решение - голодом и жаждой принудить русских сдаться в плен...". Гитлеровцы методически целую неделю атаковали крепость. Советским воинам приходилось отбивать по 6-8 атак в день. Рядом с бойцами были женщины и дети. Они помогали раненым, подносили патроны, участвовали в боевых действиях. Фашисты пустили в ход танки, огнеметы, газы, поджигали и скатывали с внешних валов бочки с горючей смесью.  Горели и рушились казематы, нечем было дышать, но когда в атаку шла вражеская пехота, снова завязывались рукопашные схватки. В короткие промежутки относительного затишья в репродукторах раздавались призывы сдаваться в плен.

Находясь в полном окружении, без воды и продовольствия, при острой нехватке боеприпасов и медикаментов гарнизон мужественно сражался с врагом. Только за первые 9 дней боев защитники крепости вывели из строя около 1,5 тысяч солдат и офицеров противника. К концу июня враг захватил большую часть крепости, 29 и ЗО июня гитлеровцы предприняли непрерывный двухсуточный штурм крепости с использованием мощных (500 и 1800-килограммовых) авиабомб. 29 июня погиб, прикрывая с несколькими бойцами группу прорыва, Кижеватов.

В Цитадели 30 июня гитлеровцы схватили тяжелораненых и контуженых капитана Зубачева и полкового комиссара Фомина, которого фашисты расстреляли недалеко от Холмских ворот. 30 июня после длительного обстрела и бомбежки, завершившихся ожесточенной атакой, гитлеровцы овладели большой частью сооружений Восточного форта, захватили в плен раненых.

В июле командир 45-й немецкой пехотной дивизии генерал Шлиппер в "Донесении о занятии Брест-Литовска" сообщал: "Русские в Брест-Литовске боролись исключительно упорно и настойчиво. Они показали превосходную выучку пехоты и доказали замечательную волю к сопротивлению".

СЛАЙД 11 Имена героев стали известны во многом благодаря писателю и историку Сергею Сергеевичу Смирнову, автору книги «Брестская крепость», который нашел многих оставшихся в живых участников обороны и на основе их свидетельств восстановил трагические события июня 1941 года.

Среди тех, кого нашел и о ком написал Сергей Смирнов, был и Петя Клыпа, один из первых юных героев Великой Отечественной войны.

Воспитанник музвзвода

Петя Клыпа родился 23 сентября 1926 года в Брянске в семье железнодорожника. Он рано потерял отца, и на воспитание к себе мальчика взял старший брат Николай Клыпа, офицер Красной армии.

В 11 лет Петя Клыпа стал воспитанником музыкантского взвода 333-го стрелкового полка. Командовал взводом его брат, лейтенант Николай Клыпа.

В 1939 году 333-й стрелковый полк участвовал в освободительном походе Красной Армии в Западную Белоруссию, после чего местом его дислокации стала Брестская крепость.

Петя мечтал о карьере военного и предпочитал занятиям в школе строевую подготовку и репетиции в музыкантском взводе. Впрочем, за тем, чтобы мальчик не отлынивал от учебы, следили и брат, и командование.

21 июня 1941 года воспитанник музвзвода Клыпа провинился. Знакомый музыкант из Бреста уговорил Петю в этот день поиграть в оркестре на стадионе во время спортивных соревнований. Петя рассчитывал вернуться в часть до того, как заметят его отсутствие, однако не вышло. К его возвращению лейтенант Клыпа уже был проинформирован о «самоволке» подчиненного, и вместо вечернего киносеанса Петр был отправлен разучивать партию трубы из увертюры к опере «Кармен», которую как раз репетировал полковой оркестр.

Закончив урок, Петя встретился с другим воспитанником музвзвода, Колей Новиковым, который был на год старше него. Мальчишки договорились на следующее утро отправиться на рыбалку.

Маленький солдат

Однако этим планам не суждено было сбыться. Разбудил Петра грохот взрывов. Казарма рушилась под огнем противника, вокруг лежали раненые и убитые солдаты. Несмотря на контузию, подросток схватил винтовку и вместе с другими бойцами готовился встретить врага.

В других обстоятельствах Петю, как и других воспитанников частей, находившихся в крепости, эвакуировали бы в тыл. Но крепость вступила в бой, и Петр Клыпа стал полноправным участником ее обороны.

Ему поручали то, с чем мог справиться только он — маленький, юркий, шустрый, менее заметный для врагов. Он ходил в разведку, был связным между разрозненными подразделениями защитников крепости.

На второй день обороны Петя вместе с закадычным приятелем Колей Новиковым обнаружили чудом уцелевший склад боеприпасов и доложили о нем командиру. Это было поистине драгоценной находкой — у солдат подходили к концу патроны, а обнаруженный склад позволил продолжить сопротивление.

Бойцы пытались беречь отважного паренька, но он рвался в самое пекло, участвовал в штыковых атаках, стрелял по фашистам из пистолета, который Петя взял на том самом обнаруженном им складе.

Порой Петр Клыпа творил невозможное. Когда закончились бинты для раненых, он нашел в развалинах разбитый склад медсанчасти и сумел вытащить перевязочные средства и доставить их медикам.

Защитников крепости мучила жажда, а добраться до Буга взрослые не могли из-за перекрестного огня противника. Отчаянный Петька раз за разом прорывался к воде и приносил во фляжке живительную влагу. В развалинах он находил продукты для беженцев, прятавшихся в подвалах крепости. Петр сумел добраться даже до разбитого склада Военторга и принес рулон материи для полураздетых женщин и детей, которых нападение гитлеровцев застало врасплох.

Когда положение 333-го стрелкового полка стало безнадежным, командир, спасая жизни женщин и детей, приказал им сдаться в плен. То же предложили Пете. Но мальчишка возмутился — он воспитанник музыкантского взвода, боец Красной Армии, он никуда не уйдет и будет сражаться до конца.

Одиссея брестского Гавроша

В первых числах июля у защитников крепости подходили к концу патроны, и командование решило предпринять отчаянную попытку прорыва в сторону Западного острова с тем, чтобы потом повернуть к востоку, переплыть рукав Буга и мимо госпиталя на Южном острове пробраться в окрестности Бреста.

Прорыв завершился неудачей, большинство его участников погибли, но Петя оказался в числе тех немногих, кому удалось добраться до окрестностей Бреста. Но здесь, в лесу, он с несколькими товарищами был взят в плен.

Его загнали в колонну военнопленных, которую уводили за Буг. Через некоторое время рядом с колонной появилась машина с операторами немецкой кинохроники. Они снимали понурых, израненных пленных солдат, и вдруг шедший в колонне мальчишка погрозил кулаком прямо в объектив камеры.

Хроникеров это привело в ярость — еще бы, маленький негодяй портит отличный сюжет. Петю Клыпу (а именно он был этим смельчаком) конвоиры избили до полусмерти. Потерявшего сознание мальчика пленные несли на руках.

Так Петя Клыпа оказался в лагере для военнопленных в польском городе Бяла Подляска. Придя в себя, он нашел там закадычного приятеля Колю Новикова и других мальчишек из Брестской крепости. Спустя некоторое время они сбежали из лагеря.

Фронт уходил все дальше на восток, но Петя Клыпа вместе с товарищами собирался добраться до своих, чтобы вновь сражаться с врагом. Мальчишки проникли в Брест, где прожили около месяца.

Бои шли уже очень далеко от Белоруссии, и пробиваться к своим вместе с Петей осенью 1941 года решился только Володя Казьмин. Они прошли несколько сот километров по оккупированной немцами территории, но во время ночевки в одной из деревень их схватили полицаи.

Через несколько дней мальчишек вместе с местной молодежью погрузили в вагоны и отправили на принудительные работы в Германию. Так Петя Клыпа стал батраком у немецкого крестьянина в Эльзасе. Из неволи его освободили в 1945 году.

СЛАЙД 12 Оборона Брестской крепости явилась выдающимся примером исключительной стойкости и мужества советских воинов. Это был поистине легендарный подвиг сынов народа, безгранично любивших свою Родину, отдавших за неё жизнь. Советский народ чтит память отважных защитников Брестской крепости: капитана В. В. Шабловского, старшего политрука Н. В. Нестерчука, лейтенантов И. Ф. Акимочкина, А. М. Кижеватова, А. Ф. Наганова, младшего политрука А. П. Каландадзе, заместителя политрука С. М. Матевосяна, старшего сержанта Абдуллаева Д. Абдулла оглы, воспитанника полка П. С. Клыпы и многих др. В память о подвиге героев Брестской крепости 8 мая 1965 ей присвоено почётное звание «Крепость-герой» с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».