Остров Пасхи.

Боярская Ирина Сергеевна

Что такое Моаи, аху? Каменные статуи острова Пасхи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ostrov_pashi.pptx2.06 МБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

ГБОУ Школа №717 Учитель МХК Боярская Ирина Сергеевна Остров Пасхи

Слайд 2

О́стров Па́схи — остров в южной части Тихого океана, территория Чили. Является самым удалённым населённым островом в мире. Расстояние до континентального побережья Чили составляет 3514 км. Остров был открыт голландским путешественником Якобом Роггевеном в Пасхальное воскресенье 1722 года. Флаг и герб острова

Слайд 3

Моа́и (статуя, истукан, идол) — каменные монолитные статуи . Изготавливались аборигенным полинезийским населением между 1250 и 1500 гг. Сейчас известно 887 статуй.

Слайд 4

Легенды острова говорят о вожде клана Хоту Мату’а , который покинул дом в поисках нового и нашёл остров Пасхи. Когда он умер, остров был поделён между шестерыми его сыновьями, а затем — между внуками и правнуками. Жители острова верят, что в статуях заключена сверхъестественная сила предков этого клана ( мана ). Концентрация маны приведёт к хорошим урожаям, дождям и процветанию. Эти легенды постоянно меняются и передаются по фрагментам, отчего точную историю восстановить трудно. Среди исследователей наиболее широко была распространена теория, по которой моаи воздвигли поселенцы из островов Полинезии в XI веке. Моаи могли представлять умерших предков или придавать силу живущим вождям, а также быть символами кланов.

Слайд 5

Создателями моаи оказалось вымирающее туземное племя «длинноухих», получившее свое название потому, что у них был обычай удлинять мочки ушей при помощи тяжелых украшений, которое веками сохраняло секрет создания статуй в тайне от основного населения острова — племени «короткоухих». В результате этой секретности короткоухие окружили статуи мистическими суевериями, которые долгое время вводили европейцев в заблуждение. Хейердал усматривал в стиле статуй и некоторых других произведений островитян сходство с южноамериканскими мотивами. Он объяснял это влиянием культуры перуанских индейцев или даже происхождением «длинноухих» от перуанцев.

Слайд 6

Как перемещались статуи? По просьбе Тура Хейердала группа из последних живущих на острове «длинноухих» под руководством Педро Атана , лидера клана, воспроизвела все этапы изготовления статуй в каменоломне (вытёсывая их каменными молотками), переместила готовую 12-тонную статую к месту установки (в положении лежа, волоком, используя большую толпу помощников) и установила на ноги с помощью хитроумного приспособления из камней, подкладываемых под основание, и трёх бревен, используемых как рычаги. На вопрос, почему они об этом не говорили европейским исследователям ранее, их предводитель ответил, что «раньше никто об этом не спрашивал меня»

Слайд 7

Туземцы — участники эксперимента — сообщили, что уже несколько поколений никто не изготавливал и не устанавливал статуй, но с раннего детства их учили старшие, изустно рассказывая, как это делать, и заставляя повторять рассказанное, пока не убеждались, что дети точно запомнили всё. Одним из ключевых вопросов был инструмент. Оказалось, что во время изготовления статуй одновременно идёт изготовление запаса каменных молотков. Статуя буквально выкалывается ими из породы частыми ударами, при этом каменные молотки разрушаются одновременно с породой и непрерывно заменяются на новые.

Слайд 8

Как перемещались статуи? «Короткоухие» рассказывают в своих легендах, что статуи к местам установки «приходили» в вертикальном положении. 4 тонную бетонную копию статуи установили в вертикальном положении на одной из дорог острова и перемещали, раскачивая из стороны в сторону на двух канатах. Третий страховочный канат был укреплен сзади - он был нужен, чтобы предотвратить падение статуи вперед. Таким образом бетонную моаи менее чем за час удалось передвинуть на расстояние в 100 метров.

Слайд 9

Большинство моаи (834, или 95 %) вырублено в крупноблочном тахилитовом базальтовом туфе или туффите каменоломни вулкана Рано Рараку ( Rano Raraku ).

Слайд 10

Обычный размер моаи — 3—5 м. Средняя ширина основания — 1,6 м. Средний вес таких статуй — менее 5 т . Реже высота статуй — 10—12 м. Не более 30—40 статуй имеет вес более 10 т. Самая высокая из заново установленных — это моаи Паро ( Paro ) на аху Те-Пито-Те-Кура ( Аху — церемониальные платформы на острове Пасхи, которые по верованиям коренных жителей образовывали духовное связующее звено между этим и потусторонним миром), высотой 9,8 м Вес каменных цилиндров не более 500—800 кг, реже 1,5—2 т. Хотя, например, цилиндр высотой 2,4 м моаи Паро , завышая, определяют весом в 11,5 т

Слайд 11

. А самая тяжёлая из этой же категории — моаи на аху Тонгарики . Вес их, как принято, сильно завышают (82 и 86 т соответственно). Хотя все подобные статуи сейчас спокойно устанавливает 15-тонный кран.

Слайд 12

Самые высокие статуи находятся на внешнем склоне вулкана Рано Рараку . Из них самая большая — Пиропиро , 11,4 м.

Слайд 13

А вообще крупнейшая статуя — El Gigante , размером около 21 м (по разным сведениям — 20,9 м, 21,6 м, 21,8 м, 69 футов). Называют примерный вес — и 145—165 т, и 270 т. Она находится в каменоломне и не отделена от основания.

Слайд 14

Более ранние моаи были установлены на церемониальных и погребальных платформах аху по периметру острова, или же просто на открытой местности. Возможно, что транспортировка некоторых статуй так и не завершилась. Аху сейчас насчитывают 255 штук. Имея длину от нескольких метров до 160 м, они могли вмещать от одной маленькой статуи до внушительного ряда гигантов. На самой большой из них, аху Тонгарики , установлено 15 моаи . На аху было установлено меньше пятой части всех статуй. В отличие от статуй из Рано Рараку , взгляд которых направлен вниз по склону, моаи на аху смотрят вглубь острова, а точнее, — на когда-то стоявшую перед ними деревню. Многие разбитые и целые статуи оказались внутри платформ при их перестройках. Также, видимо, многие ещё находятся погребёнными в земле.

Слайд 15

Раннего периода , которые подразделяют на четыре типа. Тип 1 — четырёгранные , иногда плюснутые каменные головы прямоугольного сечения. Туловища нет. Материал — желтовато-серый. Тип 2 — длинные столбы прямоугольного сечения с изображением малореалистичной фигуры в полный рост и непропорционально короткими ногами. Найден только один завершённый образец на аху Винапа , первоначально двуглавый. Два других незаконченных — в карьерах Туу-Тапу . Материал — красная пемза. Художественный стиль

Слайд 16

Тип 3 — единственный экземпляр реалистичной коленопреклонённой фигуры из туфа Рано Рараку . Тип 4 — представлен большим количеством торсов, прототипов статуй Среднего периода. Изготовлены из твёрдого, плотного чёрного или серого базальта, из красноватой пемзы. Отличаются выпуклым и даже заострённым основанием. То есть они не предназначались для установки на постаменты. Их вкапывали в землю. Они не имели отдельного пукао и удлинённых мочек ушей.

Слайд 17

Статуи Среднего периода являются усовершенствованным вариантом менее крупных статуй предшествующего периода. Вопреки расхожему мнению, лица, воспроизведённые на них, не европейские, а чисто полинезийские. Излишне вытянутые головы появились благодаря непропорциональному растягиванию поздних монументов в погоне за всё большей высотой. При этом всё равно отношение длины к ширине носа (снизу) осталось «азиатским».

Слайд 18

дополненную кругом и м-образной фигурой. Пасхальцы трактуют этот рисунок как «солнце, радуга и дождь». Это стандартные для статуй элементы. Другие рисунки более разнообразны. На передней стороне может быть что-то похожее на воротник, хотя, конечно, фигуры обнажены. Хоа-Хака-Нана-Иа сзади имеет также изображения вёсел « ао », вульв, птицы и двух птицечеловеков . Считают, что изображения, относящиеся к культу птицечеловека , появились уже в Среднем периоде. Одна статуя со склона Рано Рараку имеет на спине и груди изображения трёхмачтового камышового судна или, по другой версии, европейского корабля Начиная с Хоа-Хака-Нана-Иа , также некоторые статуи Среднего периода покрывались резьбой. Она включает maro - изображение на спине, напоминающее набёдренную повязку,

Слайд 19

Остров Моаи