Роль образовательных чтений в формировании духовно-нравственных ориентиров подрастающего поколения

Роль образовательных чтений в формировании духовно-нравственных ориентиров подрастающего поколения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx19.7 КБ

Предварительный просмотр:

Статья:

«Роль образовательных чтений в формировании духовно-нравственных ориентиров подрастающего поколения».

Образовательные чтения – это форма общения педагогов с целью распространения передового опыта.

Профессионализм педагога — это интегральная характеристика личности педагога, предполагающая владение им видами профессиональной деятельности и наличие у педагога сочетания профессионально важных психологических качеств, обеспечивающих эффективное решение профессиональных педагогических задач по обучению и воспитанию обучающихся. От профессионализма учителя зависит и формирование у детей духовно-нравственных ориентиров.  Поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентоспособную личность учителя, способную воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире.

В настоящее время проводятся межрегиональные, а также международные образовательные чтения: Пименовские чтения в Саратове, Международные Рождественские образовательные чтения, Петровские образовательные чтения и другие.

Темы образовательных чтений самые разные, но все они затрагивают духовно-нравственные ценности подрастающего поколения.

Образовательные чтения проводятся в виде конференций при организации и участии духовенства.

На таких форумах преимущественно заслушиваются доклады учителей, педагогов ВУЗов, руководителей учебных заведений, которые хотят поделиться накопленным опытом работы. Но интереснее всего слушать выступления практиков, которые не просто «пишут» выступления, а ведут большую работу. Они уже «прожили» свой проект, почувствовали его «вкус» и делятся с вами им от всего сердца, чтоб те, кто смотрит и слушает, смогли не просто оценить проделанную работу, а взять что-то полезное для себя, приумножить и «пустить» дальше в жизнь. Например, выступления педагогов на секции «Теории и практики духовно-нравственного воспитания в современной школе», проводимой в рамках XV межрегиональных образовательных Пименовских чтений на базе Свято-Покровской православной классической гимназии.

Международные рождественские образовательные чтения -

церковно-общественный форум в сфере образования, культуры, социального служения и духовно-нравственного просвещения. Проводится в Москве в начале года под почётным председательством Патриарха Московского и всея Руси и собирает более пяти тысяч участников. Направления чтений освещают духовные традиции, личность и ее роль в обществе, духовное воспитание молодежи, семейные традиции, спорт. Важное место отводится воспитанию духовной нравственности в современном мире.

Из выступления Епископа Истринского Серафима, доктора теологии, доцента, председателя Синодального отдела по делам молодежи:

«Российское государство видит необходимым прилагать усилия для создания базовых условий для «формирования личности гармоничной, постоянно совершенствующейся, эрудированной, конкурентоспособной, неравнодушной, обладающей прочным нравственным стержнем, способной при этом адаптироваться к меняющимся условиям. Восприимчивой к новым созидательным идеям, с независимым мышлением, обладающей созидательным мировоззрением, профессиональными знаниями, демонстрирующей высокую культуру, в том числе культуру межнационального общения, ответственность и способность принимать самостоятельные решения, нацеленные на повышение благосостояния страны, народа и своей семьи».

Председатель Комитета СФ по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова предложила в учебниках истории делать акцент на патриотическом, духовно-нравственном воспитании, а также обеспечить формирование интернет-энциклопедии, включающей достоверные данные в качестве альтернативы Википедии.

«Вместе мы должны сформировать жизнеспособную, эффективную воспитательную систему, основанную на общих для страны ценностях, наполненную современным содержанием, использующую передовые формы и методы», — считает сенатор.

Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений в своем выступлении отметил, что образование и воспитание — это всегда преображение, изменение в лучшую сторону человеческой личности, формирование новых качеств. «И важно, чтобы это происходило на прочном фундаменте российских духовно-нравственных ценностей». Митрополит также подчеркнул, что образование является одной из основных сфер соработничества государства и церкви.

Воспитанию подрастающего поколения отводится достойное место в рамках образовательного процесса. Недаром в системе образования появились такие важные специалисты: социальный педагог, педагог-организатор, педагог-психолог, тьютор. Работа этих специалистов напрямую касается процесса воспитания духовно-нравственной личности.

В рамках образовательных чтений проходят разнообразные мероприятия, в т.ч. дискуссионные площадки, секции с докладами, мастер-классы, лекции, семинары, кинолекторий, концерты духовной музыки и русской народной песни и спектакль. Огромная роль отводится дополнительному образованию. В рамках обсуждения на  Международных рождественских образовательных чтениях был представлен уникальный опыт Самарской области, где 11 тысяч детей занимаются в различных кружках при православных храмах. По словам экспертов, пока это первый и единственный в своем роде образовательный проект в России, в котором объединились светский и религиозный подходы. «Это огромная сеть центров дополнительного образования, которые имеют лицензию на ведение образовательной деятельности, реализуют 56 программ дополнительного образования детей и содержат духовно-нравственную компоненту», — рассказал директор некоммерческого фонда «Детский епархиальный образовательный центр» иерей Дионисий Левин.  В рамках проекта работает военно-патриотический клуб «Спас», кружок вокала (в том числе, эстрадного), проходят уроки «Занимательный английский». Дети занимаются танцами (народными, бальными и современными), кудо, рукопашным боем, самбо. Есть фотостудия и кружок лепки из глины. Открыт бэби-клуб для детей от 4 до 6 лет (группы неполного дня).

Православные образовательные чтения – это не только форма общения педагогов, но и «продвижение» православного образования, духовно-нравственного просвещения, углубленное осмысление полученного на форуме, с целью практического применения в «своих» условиях.

 Литература:

  1. Панова, В. Н. Повышение профессионального уровня педагогов как необходимое условие повышения качества образования / В. Н. Панова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2020. — № 1 (27). — С. 46-48.
  2. http://troickiy.cerkov.ru/2017/12/12/chto-takoe-obrazovatelnye-chteniya-i-dlya-chego-my-ix-poseshhaem/
  3. https://mroc.pravobraz.ru/kruglyj-stol-aktualnost-reform-dopolnitelnogo-obrazovaniya-svetskij-i-cerkovnyj-vzglyad-opyt-samarskoj-eparxii/