«Метод социального проектирования как одна из форм развития социально-воспитательного пространства (из опыта работы педагога дополнительного образования)»

Лопоткина Нина Юрьевна

Учреждениям дополнительного образования в современном образовательном пространстве отводится главенствующая роль в организации процесса воспитания детей. МОУ ДОД Воротынский Дом детского творчества на протяжении нескольких лет старается пересмотреть традиционные и устоявшиеся взгляды на проблему, наполнить их новым содержанием и смыслом. Как показала практика, для более успешного решения задач по воспитанию детей и подростков необходимым условием является установление взаимосвязи между учреждениями дополнительного образования, школами, детскими садами, другими общественными учреждениями и предприятиями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya-lopotkina.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

 Дом детского творчества

 

ДОКЛАД

по теме: Роль УДОД в развитии социально-воспитательного пространства

«Метод социального проектирования как одна из форм развития социально-воспитательного пространства

(из опыта работы педагога дополнительного образования)»

педагог дополнительного образования

Нина Юрьевна Лопоткина

р.п.Воротынец

2012 год

Не секрет, что в любом обществе воспитание детей никогда не было легкой задачей. Во все времена данное понятие претерпевало множество теоретических и практических изменений: от абсолютного отрицания до возведения в культ. Сегодня вопрос воспитания подрастающего поколения ставится во главу угла всей образовательной политики нашего государства. Однако все обстоит очень непросто! Нестабильная обстановка в стране, рост насилия и агрессии, возрастание числа заболеваний, угрожающих жизни человека, регулярные стрессовые ситуации, процветание наркомании и алкоголизма – все это часто ведет к тому,  что основные проблемы внутреннего мира, духовной жизни человека остаются нерешенными. Находящийся в одиночестве, замкнутый на своих проблемах и переживаниях подрастающий человек во многом не способен противостоять сложным жизненным реалиям, он вынужден или приспосабливаться и адаптироваться к окружающему миру, становиться подобным ему, или находить в себе силы, чтобы противостоять и сопротивляться отрицательным разрушающим тенденциям. Наблюдения и практика показывают, что большое количество детей находится сегодня в ситуации сложного духовного и нравственного выбора. Помочь ребенку сделать шаг в правильную морально здоровую, созидающую сторону – одна из первостепенных задач.

Учреждениям дополнительного образования в современном образовательном пространстве отводится главенствующая роль в организации процесса воспитания детей. МОУ ДОД Воротынский Дом детского творчества на протяжении нескольких лет старается пересмотреть традиционные и устоявшиеся взгляды на проблему, наполнить их новым содержанием и смыслом. Как показала практика, для более успешного решения задач по воспитанию детей и подростков необходимым условием является установление взаимосвязи между учреждениями дополнительного образования, школами, детскими садами, другими общественными учреждениями и предприятиями.

Творческим объединением декоративно-прикладного искусства «Фантазия» Воротынского Дома детского творчества накоплен большой опыт в сфере социального партнерства, как одного из способов решения воспитательных задач. В начале своей деятельности коллектив объединения, как и большинство коллективов, взаимодействовал только со школой и с детскими садами поселка. Позже этот круг расширился, в него вошли центр занятости, центр социальной помощи населению, культурно-досуговый центр «Мир», библиотека и др. Проводились всевозможные фестивали и выставки, ярмарки и мастер-классы. Был достигнут уже достаточно высокий профессиональный уровень подготовки детей, образовался коллектив творческих единомышленников. В этот, казалось бы, благополучный момент, назрел «кризис творчества». Дети, знающие и умеющие уже достаточно много, стали терять интерес к занятиям. Большая масса работ, выполненных в ходе обучения в объединении, накапливалась, не принося должного творческого удовлетворения. Были одарены подарками все друзья и близкие, дома у ребят все стены были увешены рисунками и декоративными панно. Казалось, уже все достигнуто. Для смены деятельности пробовали свои силы в других техниках: освоили соломоплетение, инкрустацию, лепку, гильоширование, работу с природным материалом. Дети научились рисовать в различной технике: гуашью, акварелью, пастелью, маслом. Все это первоначально давало свои плоды: дети были заинтересованы сменой деятельности, освоением новых технологий, но все заканчивалось одним и тем же – большим скоплением выполненных работ, не востребованных и не нашедших рационального применения.

В коллективе начался поиск новых путей решения проблемы. Возникла острая необходимость дать детям не только знания и навыки в определенной творческой деятельности, но и помочь почувствовать и осознать необходимость этой деятельности. Было важно, чтобы каждый ребенок понял и поверил в то, что он нужен, и что его творчество, его задумки, фантазии интересны не только его родителям, педагогам и друзьям, но и обществу. Так возникла идея попробовать свои силы в социальном проектировании. Пришло решение помочь Воротынской Центральной районной больнице в оформлении детского отделения художественно-декоративными картинами и панно. Но тут возникла другая проблема – отсутствие денег, которых не было ни у больницы, ни у Дома детского творчества. А большой объем работы требовал значительных расходов, поэтому коллектив творческого объединения «Фантазия»  принял решение участвовать в региональном конкурсе социальных проектов, учрежденном  Законодательным собранием Нижегородской области.  Началась серьезная и очень увлекательная работа, первым этапом которой было изучение влияния цвета на человека, на его физическое и душевное состояние. Анализируя все добытые из различных источников знания, была составлена цветовая карта, с помощью которой принималось решение по колориту той или иной картины. Следующим этапом стало, собственно, написание и документальное оформление проекта, подготовка его к конкурсу. Работа сочетала в себе учебную, исследовательскую, познавательную, оценочную деятельность. Проект, названный «Семь цветов радости», вошел в число победителей и был награжден грантом в сумме десять тысяч рублей. Такая финансовая поддержка позволила реализовать возникшие творческие идеи. Полгода весь коллектив учащихся вместе с педагогом трудились над созданием сказочных фантастических сюжетов. Каждый вносил свой посильный вклад в работу. Старшие ребята разрабатывали эскизы будущих картин, работали над композиционным построением, учащиеся среднего звена работали с цветом. Младшие помогали старшим, старшие подсказывали и направляли неопытную руку малышей. И даже, если кому-то из младших ребят давалось задание всего лишь закрасить рукавичку сказочного героя, гордость и ответственность за порученное дело давало ребенку осознание своего творческого «Я». В результате этой плодотворной работы было создано около 20 художественных панно на основе сказочных сюжетов. Заключительным этапом явилась творческая презентация проекта, куда были приглашены руководители многих учреждений и предприятий, которые смогли увидеть и оценить работы детей. Данная презентация превратилась в красочное празднество, где театрализованное действие сочеталось с вручением призов и подарков, где ярко и образно были представлены юные авторы и исполнители творческого проекта. Поддержка и помощь других творческих коллективов ДДТ сделала праздник насыщенным и содержательным, сблизила детей и педагогов в едином коллективном деле.

Через год родилась идея нового проекта. На этот раз социальным партнером стала церковь. На понимании факта, что религиозное просвещение – это не только и не столько культовая служба, сколько хранилище общечеловеческих ценностей в области культуры, исторических и национальных традиций, была построена деятельность по проекту «Колокола надежды». В ходе работы над проектом учащимися объединения «Фантазия» была оформлена Воротынская церковь к Рождеству и Пасхе, ребята приняли активное участие в Епархиальных фестивалях «Рождественские чтения» и «Пасха красная». Педагогом совместно с представителями церкви был проведен цикл бесед по вопросам истории религии и православной культуры.

После реализации данных проектов границы социального партнёрства творческого объединения «Фантазия» значительно расширились. Многие руководители, убедившись в достаточно высоком профессионализме детей, стали относиться более серьёзно к их творческой деятельности. Как результат – появившиеся заказы на художественно-декоративное оформление кабинетов различных учреждений, плакаты и лозунги к торжественным датам и профессиональным праздникам. Сложившиеся партнёрские отношения дают много положительного для обеих сторон.  Для учреждений и предприятий – это качественное и эстетичное выполнение заказа по сравнительно невысокой стоимости, для объединения декоративно-прикладного искусства «Фантазия» - дополнительные финансовые средства, стимулирование интереса учащихся к приобретению и применению новых знаний и умений, освоение детьми социокультурного опыта – уметь жить в обществе и для общества. Всё это способствует воспитанию творческой личности, формированию гражданского самосознания, развитию социальных и деятельностных качеств растущего человека.