Педагогический проект "Золотой наперсток"

Мирасова Нурия Самиуллаевна

Проект  нацелен на участие в городском конкурсе модельеров, дизайнеров, портных «Золотой наперсток» «Традиции и современность», направлен на развитие творческого воображения, инициативы и способностей  обучающихся, формирование и воспитание художественного вкуса, интерес к профессиям в сфере дизайна одежды.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_nakipova.docx61.11 КБ
Файл proekt_zolotoy_naperstok.docx276.75 КБ

Предварительный просмотр:

XXIII окружная научная конференция молодых исследователей «Шаг в будущее»

Ханты-Мансийский Автономный Округ – ЮГРА

Нижневартовский район

Творческий проект

«Формирование интереса к традициям женского рукоделия»

Выполнила: Накипова Гульшат Маратовна,

учащаяся объединения «Ателье»

Районного центра дополнительного

 образования детей  «Спектр»,

Ученица11 класса

Руководитель проекта:

Мирасова Нурия Самиуллаевна,

Педагог дополнительного образования

 Районного центра дополнительного

 образования детей  «Спектр»

г.п. Излучинск, 2013

Оглавление

1.Введение……………………………………………………………………...………………..3

         1.1. Цель и задачи ………………………………………………………………………....3

2. Исторические традиции женского рукоделия ………………………..………………….…4

          2.1. Анализ литературы и кинофильмов…………………..……………………….....…4

2.2. Женские умения к моменту замужества. Взгляды  современников………..……5

2.3. Отношение сверстников к традиционным женским занятиям ……………..…....6

3. Направление детской моды……………………………………………………………......…7

4. Коллекция  «Юная модница»………….…………………………………………..…….…..8

    4.1. Разработка коллекции детской одежды……………………………….………..…..8

          4.2.  Виды отделок……………………………………………………………….……......9

          4.3. Разработка конструкции…………………………………………………………….9

          4.4.  Изготовление лекал …………………………………………………………………9

 4.5.  Расчет ткани на изделия…………………………………………………………....10

          4.6. Раскрой изделия…………………………………………………………….……….10

          4.7. Разработка хореографической композиции………………………………..……...10

         4.8. Технологическая последовательность изготовления брючного костюма………11

5. Заключение…………………………………………………………………………………...13

6. Список литературы…………………………………………………………………………..14

7. Приложения………………………………………………………………………….……….15          Приложение I.  Используемые термины.

Приложение II.  Кадры из фильма-сказки А. Роу «Морозко».

Приложение  III.  Иллюстрации  поэме Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

Приложение  IV. Направление детской моды на 2012-2013 годы.

Приложение  V.  Коллекция детской одежды «Юная модница».

Приложение VI.  Этапы разработки конструкций и деталей изделия                                 

Приложение VII.  Результаты проектной деятельности.

1.Введение

Меня зовут Накипова Гульшат. Я учусь в 11 классе школы № 2 г.п.  Излучинск. Учусь хорошо, веду активный и здоровый образ жизни, я добрая и старательная. Мой девиз – «Все получится, главное - постараться».  

В свои 17 лет, я многое уже умею: хорошо готовлю - этому научила меня мама, выполняю различную работу по дому. В будущем я вижу себя не только успешной в профессии экономиста, но и хорошей хозяйкой и заботливой  мамой в семье. Мне хочется учиться большему. Считаю, что для девушки всегда было ценно владение рукоделием, поэтому я уже несколько лет учусь шить и вышивать. Известно, что ещё в Древней Руси, девочки с раннего возраста начинали учиться ткать, прясть и вышивать, чтобы к моменту замужества обеспечить себя приданным.

В творческом объединении «Ателье» я вышиваю  лентами картины и шью одежду на себя и свою младшую сестру. Занятия рукоделием формируют во мне усидчивость, трудолюбие и другие важные навыки, которые пригодятся в жизни.

Накопив определенный опыт, я решила испытать себя в серьезном для меня проекте - выполнить коллекцию детской одежды и показать ее на подиуме.

Затронув выше несколько слов о замужестве на Руси, мне также хотелось бы подробнее узнать о традициях женского рукоделия.

Цель проекта: Формировать интерес к традициям женского рукоделия.

Задачи:

1.        познакомиться с историческими традициями женского рукоделия в России, проанализировав различные информационные источники, ресурсы интернет;

2.        ознакомиться с взглядами современников относительно женских умений к моменту замужества;

3.        проанализировать мнение сверстников относительно традиционных  женских занятий;

4.        изучить направление детской моды на 2012 -2013 годы;

5.        разработать и изготовить коллекцию детской одежды;

6.         разработать хореографическую постановку для показа коллекции на подиуме.  

Методы:

  • поиск информации
  • анализ
  • опрос
  • презентация

2. Исторические традиции женского рукоделия 

В традиционной крестьянской семье каждая женщина шила для себя и своей семьи. С 13-15 лет девушка должна была помогать по дому, ухаживать за младшими детьми, шить себе одежду и готовить приданое. На Севере России крестьяне считали, что если девушка не умела шить, то это могло отрицательно повлиять на ее судьбу. Большую  роль в этом играло умение вести хозяйство, трудолюбие и владение основами рукоделия и ремесла, нежели наличие достатка и природные условия. Шили наряды осенью и зимой, в светлое время дня. Когда приданное в основном было готово, девушку можно было сватать. В приданое готовилась одежда на всю жизнь.

Шили одежду вручную. Считалось, что в одежде, которую шьют, прячется лукавый. Поэтому, перед тем как надеть новую одежду, из нее разными способами выгоняли нечистую силу. Обрядовую одежду, например подвенечную рубаху, шили исключительно в святые (праздничные дни) — "кроили 4 благовещенских вечера, шили 3 вечера рождественских, вышивали по заутреням христовым (на Пасху), дошивали по обедням петровским". Здесь девушки уподоблялись колдуньям, а сшитое изделие (рубаха) становилась оберегом. Накануне свадьбы в доме у невесты устраивался девичник, а у жениха - мальчишник. В крестьянских и посадских семьях жених в этот день посылал невесте подарки: шапку, пару сапожек, перстни, румяна, гребни, мыло, зеркальце. В более древние времена дарили ещё ножницы, нитки, иголки, лакомства и розги. Намёк был достаточно "тонким": если молодая жена будет прилежно работать, то её будут любить и баловать, а если станет лениться, то отведает розог.

К моменту выхода замуж девушка уже умела, как правило, прясть, ткать, готовить, выполнять другую домашнюю работу. Но в доме мужа сразу после свадьбы круг ее обязанностей был ограничен и устанавливался свекровью.

2.1. Анализ литературы и кинофильмов

По произведениям, раскрывающим историю и быт того времени, можно наблюдать как жили люди, какие существовали традиции и обряды.

 Недавно в школе мы проходили поэму Николая Алексеевича Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Есть там такая глава «До замужества». В ней одна из главных героинь, Матрена Тимофеевна,  мужикам, которые ходили по селениям и расспрашивали народ, о том, кому на Руси жить хорошо, рассказывает, что она умела делать до замужества («всё вымоет, всё выскребет, посадит хлебы в печь», до ночи пряла с подружками, собирала ягоды, с семи лет посла овец). В нее влюбился Филипп Корчагин - «питерщик», печник. В повести не говорится, почему он в нее влюбился,  но можно предположить, что умение Матрены вести хозяйство сыграло не последнюю роль при выборе ее в  невесты (Рис. 4, 5, 6).

 Авторы художественных картин,  изучая историю,  также доносят до нас жизненные ценности того времени. С детства мы уже знаем,  что добро побеждает зло, а трудолюбие - залог будущего семейного счастья. Все эти моменты мы наблюдаем в исторических фильмах и сказках.

 В детской  киносказке режиссёра Александра Роу «Морозко», созданной по мотивам русской народной сказки, мать жениха хочет проверить, хорошая ли хозяйка ее потенциальная невестка, и просит приготовить гуся. Марфа, так звали девушку,  не справляется с заданием и падает в  грязную лужу. Тут  и становится понятно, что она ничего не умеет, и всю работу: убирает, моет полы, готовит,  шьет и вяжет ее  сводная сестра Настя, которую впоследствии выбирает жених (Рис. 1, 2, 3).

Таким образом, мы видим, что, с давних времен умению вести хозяйство придавалось большое значение и играло важную роль при выборе невесты.

2.2. Женские умения к моменту замужества. Взгляды  современников

В более позднее время закрепилась такая замечательная традиция, а точнее острая необходимость, выдавая девушку замуж, обеспечить ей хоть какую-нибудь материальную гарантию в браке и в случае развода. Разводы в прежнее время были скорее редкостью, но иметь определенную гарантию всегда приятно.

Раньше приданое было показателем умений и трудолюбия невесты. Сейчас этими умениями никого не удивишь. Считается, что в почете не культурно-производственные, а потребительски-информационные навыки невесты.

                       В список приданого теперь входят, например, умения быстро ориентироваться в изобилии товаров и разнообразии цен, принимать правильные своевременные решения. Навыки работы с бытовой техникой: пылесосом, стиральной машиной, кондиционером гарантируют девушке славу хорошей хозяйки. Веселый досуг семье обеспечен умением общаться на форумах, за считанные секунды находить нужную информацию в интернете. Для своевременных поздравлений всех родственников достаточно навыков общения по мобильному телефону.

Так что родителям жениха следует более внимательно присмотреться к девушкам-хакерам и любительницам поболтать по телефону – коммуникабельность и знание новых технологий сегодня на вес золота. А родителям невесты, вместо положенного скота, приложить к приданому дочери, например, ноутбук.      

        2.3. Отношение сверстников к традиционным женским занятиям

Я проанализировала две точки зрения относительно женских умений на момент замужества - это исторически сложившиеся традиции рукоделия и мнение моих современников из интернет - сообществ.

Для того чтобы узнать, что по этому вопросу думают мои сверстники, я провела анкетирование среди девушек моего класса и объединения «Ателье», где я занимаюсь. Было опрошено 14 человек  в возрасте 15 - 17 лет  и заданы следующие вопросы:

 1). Что  должна уметь девушка к моменту замужества:

  A. Готовить (Да-85.68%, Нет-14.32%)

  B. Стирать (Да-64.26%, Нет-35.74%)

  C. Заниматься домашней работой (гладить, убирать) (Да-71.4%, Нет-29.6%)

  D. Владеть приемами рукоделия (шить, вышивать)  (Да-66.68%, Нет-33.32%)

  E. Уметь пользоваться бытовой техникой (Да-50%, Нет-50%)

  F.  Работать на компьютере (Да-66.68%, Нет-33.32)      

                            Рисунок 1

       

Вывод 1: Из представленной диаграммы мы видим, что большинство моих сверстников считают, что современная  девушка должна уметь выполнять любую работу по дому.

Вывод 2: В результате моего исследования, я выяснила, что, несмотря на отдельные мнения наших современников, встречающихся на интернет – форумах, исторически сложившиеся традиции женского рукоделия – умение вести домашнее хозяйство, шить, вязать и вышивать, актуальны и в наше время.

3. Направление детской моды на 2012 год

Создавая коллекцию, я поинтересовалась, что дизайнеры предлагают юным модницам в 2012 году.

Детская мода не менее многогранна и разнообразна, чем взрослая. Многие модельеры стремятся не ограничиваться только женской и мужской одеждой, регулярно создавая коллекции для самых маленьких модниц и модников. Мода  и взрослых, и детей предлагает большое разнообразие стилей: это и удобный и практичный, что особенно актуально для детей, спортивный стиль, и вечный романтический стиль для юных барышень и джентльменов, ненавязчивая элегантная классика. На удивление органично смотрится на детках такое разнообразное и ультрамодное в этом сезоне ретро.

Самые модные тренды осенне-зимнего сезона для взрослых (мех в любом виде и трикотаж ручной вязки) плавно перекочевали в детскую моду 2012 года. Это неудивительно, потому что такие вещи не только роскошно выглядят, но и отлично защищают от холода. Девочкам-модницам дизайнеры предлагают не только шубки и головные уборы из натурального меха, но и меховую отделку одежды и обуви, уютные сумки, шарфы, митенки. Много в коллекциях модной одежды для детей и вязаных вещей: туник, болеро, жилеток, свитеров и кардиганов. В большинстве случаев это объёмные вещи из буклированной пряжи, меланжа, с разнообразными выпуклыми узорами – косичками и шишечками. Уже который сезон подряд модно этническое направление, но в 2012 году в центре внимания – жаккардовые норвежские узоры. Сугубо детский тренд – это использование мягчайшей фланели, в коллекциях можно увидеть платья, юбки, пончо, брюки и даже рубашки в классическую клетку из этого материала (Рис. 7, 8, 9).

4. Разработка коллекции детской одежды

4.1. Коллекция  «Юная модница»

Разработка моделей - это творческая работа, которая направлена на удовлетворение эстетических потребностей людей. Цель моего творческого проекта - выполнить коллекцию детской одежды, а главная задача – чтобы модели коллекции были красивы, современны и соответствовали возрасту. Разработка коллекции включает в себя следующие этапы:

  1. разработка эскизов моделей (Рис. 10, 13, 16);
  2. построение конструкции изделий (Рис. 19, 20, 21, 22, 23);
  3. моделирование и выполнение лекал;
  4. раскрой деталей изделий;
  5.  изготовление изделий (Рис. 11, 14, 15);

Коллекция «Юная модница» выполнена в романтическом стиле. В коллекцию входят три комплекта одежды – нарядное платье, брючный комплект и жакет с юбкой. Это те виды одежды, которые необходимы каждой маленькой Леди.

Описание моделей

Платье

Платье для девочки, нарядное, длиной до пола, без воротника и рукавов, выполнено из нежного розового атласа.  В среднем шве спинки застежка на тесьму «молния». Горловина с круглым вырезом. Юбка длинная, трех ярусная, объемная. Платье украшает пояс из контрастной ткани бордового цвета, завязывающийся на бант сзади. В платье цвета нежной розы юная модница будет неотразима на выпускном бале.

Комплект из юбки и жакета

Комплект для девочки, состоящий из юбки и жакета вишневого цвета, выполнен из вельвета.

Перед. Жакет длиной чуть ниже талии с накладными закругленными карманами  и «кулиской» по низу. Застежка  на пуговицы до верха. Спинка со средним швом. Горловина круглая без воротника, обработана обтачкой. Рукава-«крылышки».  

Юбка трех ярусная длиной чуть выше колена. Отделкой на карманах и ярусах юбки служит шелковая атласная ткань розового цвета.

Комплект брючный

Комплект для девочки, выполнен из вельвета вишневого цвета, состоит из болеро и брюк.  Болеро длиной выше линии талии с закругленными бортами без воротника и без застежки. Рукава короткие, снизу на резинке. Брюки прямые узкие. Верх брюк отделан широким поясом и застежкой на пуговицы в левом боковом шве.

В  брючном костюме мне бы хотелось видеть сестренку в школе, а вот юбка с жакетом подойдут на все случаи жизни – и в школу, и на день рождения к подружке.

4.2. Виды отделок

Декоративное оформление одежды зависит от  её стилевой принадлежности. Это правило обязательно нужно учитывать при проектировании современной одежды.

Коллекция «Юная модница» выполнена в романтическом стиле. Этому стилю присуще такие признаки как красочность, нарядность и повышенная декоративность. Здесь могут быть использованы самые разнообразные виды декора: контрастные ткани, пуговицы, ленты, банты, рюши, воланы, шитье, вышивка, декоративные украшения в виде цветов и т.д.

Свой выбор я остановила на использовании в коллекции  контрастной ткани – атласа  и шелковой ткани для пояса и цветка.  Сочетание этих тканей сделало костюмы выразительными и нескучными.  

4.3. Разработка конструкции

Построение базовой основы изделия - один из важных этапов при изготовлении одежды. От того, насколько точно и верно будут произведены расчеты и выполнено построение, зависит посадка изделия на фигуре.

Конструкции изделий выполнялись по книге Лин Жак «Техника кроя».

В своем проекте все этапы изготовления коллекции, от разработки эскизов, до изготовления изделий, я показала на одном комплекте одежды – брюках и болеро.

Свою работу я начала с построения базовой основы плечевого изделия. Мы сняли мерки, произвели расчеты, выполнили конструкции (Рис.19). Затем эти же операции проделали при построении конструкции рукава и поясного изделия – брюк (Рис. 20, 21).

После этого я перевела чертёжи переда, спинки, рукава и брюк на кальку и нанесла на базовый чертёж модельные изменения.

4.4. Изготовление лекал

При несложных конструкциях деталей, а также в целях экономии кальки можно не делать дополнительных лекал с припусками на обработку, а использовать лекало с готовыми конструктивными изменениями, давая припуски на швы при раскрое деталей прямо на материале (Рис. 22, 23).

При раскрое на ткани я сделала следующие прибавки:

  На переде и спинке:                                          

- по плечевому срезу – 3см;                          

- по срезу проймы – 2см;                                

- по боковому срезу – 3см;  

- по низу изделия – 7см            

На рукаве: - по окату – 1,5-2см;

- по низу рукава – 3см

- по срезу горловины – 1,5-2см;

4.5. Расчет ткани на изделие

Расход ткани на изделие зависит от ширины ткани. Ширина ткани, предназначенная для блузок, платьев и брюк, бывает различной: 1м.10см; 1м.30см; 1м.50см; 1м.6осм. Ширина ткани, выбранной для моего брючного  комплекта, составляет  1м.50см. На брюки  ушло – 90см, на болеро -  50 см. Расклад такой: по ширине выкладываем лекала переда, спинки  и рукавов болеро, передней и задней половинок брюк, кокетки.  На всех деталях учитываем припуски на обработку.                                                      

                                      Экономическая оценка изделия                                Таблица 1

Наименование используемых материалов

Цена за

1 м, 1 шт.

Расход материала на изделие, см, шт.

Затраты на материалы

1.

Ткань вельветовая

250 руб.

140

350руб.

2.

Пуговицы

6 руб.

4

24 руб.

3.

Нитки

15 руб.

3

45 руб.

4.

Прокладочные материалы

60 руб.

20

12 руб.

5.

Затраты на электроэнергию (условно)

2 кв

0,9

18 руб.

Итого:

451 руб.

4.6. Раскрой изделия

В зависимости от ткани при раскрое деталей изделия необходимо учитывать определенные условия: направление ворса, рисунок ткани, направление нитей основы. Брючный комплект выполнен из вельветовой ткани, я учитывала направление ворса.

Процесс раскроя. При раскладке лекал на ткани нужно помнить об экономии расхода  ткани, лекала необходимо раскладывать рационально. Раскрой деталей изделия можно выполнять в один слой ткани или складывая вдвое, в зависимости ширины.  Я выполняла вторым способом. На изнаночной стороне ткани  я разложила лекала и прикрепила их булавками, затем сделала обводку мелом. Мел должен быть тонким. После того как я вырезала детали -  перевела контрольные меловые линии. Закончив с раскроем, я приступила к изготовлению самого изделия. 

              4.7. Разработка хореографической композиции

             Коллекцию представляли обучающиеся младшей группы объединения «Ателье». Для постановки дефиле с юными моделями занимался педагог-хореограф Центра дополнительного образования детей «Спектр». Была разработана хореографическая композиция, результатом которой стало выступление девочек-моделей на различных подиумах.


4.8.Технологическая последовательность изготовления брючного костюма

Таблица 2

Название неделимой операции

Вид работ

Инструменты, оборудование

Изготовление болеро

Проверить раскроенные детали

Р

Перевести контрольные меловые линии с одной детали на другую

Р

Мел, линейка, спец. приспособл

Подготовка изделия к первой примерке

Сметать боковые швы

Р

Нитки, игла, ножницы

Сметать плечевые швы

Р

Игла, нитки, ножницы

Сметать левый рукав

Р

Нитки, игла, ножницы

Заметать низ изделия

Р

Нитки, игла, ножницы

Проведение первой примерки, уточнение деталей кроя

Стачать боковые, плечевые швы и рукава

М

Шв. машина, ножницы

Удалить нитки сметывания

Р

Нитки, игла, ножницы

Оверложить швы и низ рукава

М

Оверлок, ножницы

Разутюжить боковые, плечевые швы и рукава

У

Утюг, проутюжильник

Обработать обтачку прокладочной тканью

У

Утюг, проутюжильник

Приметать обтачку к бортам, горловине и низу

Р

Нитки, игла, ножницы

Притачать обтачку

М

Шв. машина, ножницы

Удалить нитки приметывания

Р

Распарыватель

Подрезать шов притачивания

Р

Ножницы

Вывернуть обтачку на лицевую сторону

Р

Выметать

Р

Нитки, игла, ножницы

Приутюжить

У

Утюг, проутюжильник

Проложить отделочную строчку по бортам, низу и горловине

М

Шв. машина, ножницы

Удалить нитки выметывания

Р

Распарыватель

Заметать низ рукава

Р

Нитки, игла, ножницы

Проложить строчку

М

Шв. машина, ножницы

Удалить нитки заметывания

Р

Распарыватель

Вставить резинку

Р

Вметать  рукава в пройму

Р

Нитки, игла, ножницы

Втачать рукава

М

Шв. машина, ножницы

Удалить нитки вмётывания

Р

Распарыватель

Оверложить пройму

М

Оверлок

Отутюжить готовое изделие

У

Утюг, проутюжильник

Изготовление брюк

Проверить раскроенные детали

Перевести контрольные меловые линии с одной детали на другую

Р

Мел, линейка, спец. приспособл.

Подготовка к первой примерке

Сметать боковые швы

Р

Нитки, игла, ножницы

Сметать шаговые швы

Р

Нитки, игла, ножницы

Сметать средний шов

Р

Нитки, игла, ножницы

Заметать низ изделия

Р

Нитки, игла, ножницы

                     Проведение первой примерки, уточнение деталей кроя

Стачать боковые и шаговые швы

М

Шв. машина, ножницы

Удалить нитки сметывания

Р

Распарыватель

Разутюжить боковые и шаговые швы

У

Утюг, проутюжильник

Оверложить боковые  и шаговые швы

М

Оверлок

Стачать средний шов

М

Шв. машина, ножницы

Удалить нитки заметывания

Р

Распарыватель

Разутюжить средний шов

У

Утюг, проутюжильник

Оверложить средний шов

М

Оверлок

Обработать пояс и обтачки прокладочной тканью

У

Утюг, проутюжильник

Сметать верхнюю и нижнюю часть пояса

Р

Нитки, игла, ножницы

Стачать

М

Шв. машина, ножницы

Удалить нитки сметывания

Р

Распарыватель

Вывернуть пояс на лицевую сторону

Р

Выметать верхнюю часть пояса

Р

Нитки, игла, ножницы

Приутюжить верхнюю часть пояса

У

Утюг, проутюжильник

Проложить отделочную строчку

М

Шв. машина, ножницы

Удалить нитки выметывания

Р

Распарыватель

Приметать обтачки к поясу

Р

Нитки, игла, ножницы

Притачать обтачки к поясу

Р

Нитки, игла, ножницы

Удалить нитки приметывания

Р

Распарыватель

Приметать пояс к верхней части брюк

Р

Нитки, игла, ножницы

Притачать пояс к верхней части брюк

М

Шв. машина, ножницы

Удалить нитки приметывания

Р

Распарыватель

Оверложить шов притачивания

М

Оверлок

Наметить петли

Р

Мел, линейка

Обтачать петли

М

Шв. машина, ножницы

Наметить места расположения пуговиц

Р

Пришить пуговицы

Р

Нитки, игла, ножницы, пуговицы

Отутюжить готовое изделие

У

Утюг, проутюжильник


  1. Заключение

Проект – дело ответственное, и требует много усилий и терпения. Мне участие в конференциях помогает в учебе, воспитывает  такие личностные черты характера, как смелость, уверенность, самообладание и умение выступать на публике. Работая над своей коллекцией, я узнала много новых специальных терминов, применяемых при изготовлении одежды. Они пополнили мой словарный запас.

В процессе работы над проектом я выполнила все поставленные перед собой задачи. Подбирая материал для проекта, помимо нужной мне информации, я познакомилась с множеством интересных фактов, которые расширили мой кругозор. Я познакомилась с  историческими традициями женского рукоделия и взглядами современников на тему «Женские умения к моменту замужества».

Также мне было интересно узнать, как относятся мои сверстники к  интересующей меня теме. Я проанализировала художественную литературу  и кинофильмы по теме. Я выполнила всю работу по созданию коллекции, а именно: на основе анализа направлений моды разработала  эскизы будущих моделей и конструкции изделия с лекалами, выполнила моделирование, определила последовательность разработки изделий.

В 2012 году, участвуя в региональном конкурсе модельеров, дизайнеров и портных  «Золотой наперсток» (видеосюжет), я стала лауреатом в номинации «Открытие конкурса», там же мне вручили приглашение для поступления в Нижневартовский государственный гуманитарный университет на факультет отделения дизайна и искусств. С коллекцией «Юная модница» я также участвовала в открытом районном конкурсе детских талантов «Северная звезда»  и в районном фестивале детского творчества «Вдохновение» (Рис. 24, 25, 26).

В 2013 году с  данным проектом я участвовала в XI районной научно-практической конференции молодых исследователей «XXI век. В поисках совершенства» и в VI районной научно-практической конференции «Вектор успеха».

Список литературы

  1. http://www.tili-testo.ru/articles/cat16/90/
  2. http://slovari.yandex.ru/~%D0%BA% 
  3. http://www.kino-teatr.ru/kino/acter/w/sov/3287/foto/m3999/313692/
  4. http://ru.wikipedia.org/wiki/Морозко_(кинофильмфильм)
  5. Некрасов Н.А. «Кому на Руси жить хорошо» -  Москва: «Эксмо», 2012. -288с.
  6. http://babysaratov.ru/detskaya-moda-dlya-devochek.htm
  7. http://pcinfoportal.net.ru/58428-morozko-1964-dvdrip.html
  8. http://www.labirint.ru/screenshot/goods/304027/7/
  9. http://h.ua/story/34603/
  10. Рачинская Е.И., Сидоренко В.И. Моделирование и художественное оформление одежды - Ростов н/Дону: «Феникс», 2002. – 608 с.
  11. Лин Жак. Техника кроя. – Петрозаводск: Карелия; 1993. – 168 с.
  12. Швея, портной: Лабораторный практикум по технологии пошива одежды: Учебное пособие, - Ростов  н/Дону: «Феникс», 2001.- 352 с.

Приложение I                                                  

Используемые термины

Конструирование одежды – построение модели, создание конструкции, расчет и построение чертежей разверток деталей одежды, разработка технической документации на изготовление.

Моделирование одежды – разработка эскизного проекта модели с изготовлением образца.

Конструкция одежды – совокупность взаимосвязанных деталей одежды, способы их соединения с целью получения определенной формы.

Базовая конструкция одежды - изображение основных деталей  определенного вида и силуэта одежды с учетом прибавок на свободу облегания, толщину пакета материалов и технологических припусков на влажно-тепловую обработку и термодублирование.

Технологический припуск – составная часть конструктивного отрезка, учитывающая способ соединения деталей, необходимость влажно-тепловой обработки, свойства материалов; на размеры готового изделия не влияет.

Чертеж основы конструкции одежды – изображение совокупности основных деталей одежды для верхней и нижней частей тела, не учитывает влияние динамических изменений размерных признаков при движении, свойств материалов, технологии, моды.

Чертеж базовой конструкции одежды – изображение основных деталей одежды определенного вида и силуэта на типовую фигуру с учетом прибавок на свободу движений, толщину пакета материалов и технологических припусков на влажно-тепловую обработку и термодублирование. На основе чертежа базовой конструкции разрабатываются модельные конструкции с одинаковыми признаками.

Процесс конструирования – последовательный порядок работ с целью создания конструкции изделия.

Размерный признак – размер участка тела между антропометрическими точками.

Перед (полочка) – передняя деталь швейного изделия, цельнокроеная или состоящая из частей.

Спинка – задняя деталь швейного изделия, цельнокроеная или состоящая из частей.



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

РАЙОННЫЙ ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «СПЕКТР»

ОТДЕЛ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА

Составитель: Мирасова Нурия Самиуллаевна, педагог

дополнительного образования

 МБОУ Районный центр дополнительного образования

 детей «Спектр»,

руководитель объединения

 «Ателье»

Излучинск, 2012

Оглавление

1.        Краткая аннотация проекта        

2.        Обоснование необходимости проекта        

3.        Цели и задачи проекта        

4.        Основное содержание проекта        

5.        Ресурсы        

6.        Партнеры        

7.        Целевая аудитория        

8.        План реализации проекта        

9. Ожидаемые результаты и социальный эффект        

10. Перспективы дальнейшего развития проекта        

11. Литература.        

Приложения

Приложение 1. Информация об индивидуальной программе с одаренными детьми

Приложение 2. Положение о конкурсе «Золотой наперсток»

Приложение 3. Положение о конкурсе «Северная звезда»

Приложение 4. Творческий проект учащейся объединения Яковлевой Анастасии «Коллекция одежды «Цветочная рапсодия»


  1.     Краткая аннотация проекта

В дополнительной образовательной программе художественно-эстетической направленности «Ателье» третьего года обучения предусмотрены индивидуальные занятия для изготовления коллекции одежды с последующей их демонстрацией на подиуме. Проект носит название «Золотой наперсток» и нацелен на участие в городском конкурсе модельеров, дизайнеров, портных «Золотой наперсток» «Традиции и современность»  в соответствии с Положением о конкурсе. Занятия проводятся  наряду с систематическим предметным обучением, в основе которых заложен метод проектов, который, как педагогическая технология, позволяет четко определять цель и задачи исследования: последовательность,  время, силы и необходимые средства для их достижения; оценивать и обсуждать конечный результат  запланированных действий и проблемы каждого этапа проектирования, делать соответствующие выводы. Метод проектов способствует формированию среди обучающихся адекватной самооценки, поднятию их имиджа в окружающей среде, усилению «Я сама», «Я сделаю», «Я умею». В разделе «Социальная практика» предусмотрена демонстрация результатов обучения на конкурсах, фестивалях различного уровня.

Проект «Золотой наперсток» направлен на развитие творческого воображения, инициативы и способностей  обучающихся, формирование и воспитание художественного вкуса, интерес к профессиям в сфере дизайна одежды.

 

  1. Обоснование необходимости проекта

Стремление к красоте было свойственно всем народам еще на ранних этапах развития человеческого общества. Однако уже тогда не все могли себе позволить одеваться так, как им хочется. Люди соответствующего общественного статуса были обязаны носить строго определенную одежду. Так, в древнем Китае одежду желтого цвета носил только император. В средневековой Европе практически все в одежде диктовала церковь.

Сегодня одежда играет главную роль в формировании внешнего вида человека. Она должна удовлетворять эстетическим запросам, требованиям современной моды, отличаться красотой и завершенностью художественного замысла.

В моде для подростков на первый план выступают такие качества в одежде как смелость, авангард, утверждение своих жизненных позиций, своего вкуса, поиск новых форм, новых цветовых сочетаний и непредсказуемых образных решений, возможно даже изменение привычного взгляда на одежду.

В модных бутиках сегодня представлен большой ассортимент подростковой одежды как известных, так и малоизвестных брендов. Но ввиду быстроизменяющихся тенденций моды приобретение таких трендов становится  весьма затратным. К тому же, при таком, казалось бы, изобилии в одежде, не всегда удается найти вещь, которая смогла бы удовлетворять во всех отношениях. Российская модельер Султана Французова сказала по этому поводу: «В России так сложно купить именно то, о чем ты мечтаешь и не отдать при этом всю свою зарплату».

Альтернативой трендовым вещам вполне может служить одежда, изготовленная своими руками. Творя, можно создавать удивительные изделия как эксклюзивного, так и повседневного характера, главное - верить в то, что делаешь. Возможно, кто-то воспримет такую идею, в лучшем случае, с улыбкой. Но известно, что многие знаменитые кутюрье начинали свою карьеру модельеров-дизайнеров именно с портных (Баленсиага Кристобаль).

Среди обучающихся есть творчески инициативные дети, которым под силу решать такие задачи, как создание коллекций: они  самостоятельно работают с различными информационными источниками, предлагают оригинальные решения для воплощения своих замыслов, помогают и разрабатывают хореографические композиции для показов своих моделей.  

Есть и другая группа учащихся, которые добившись определенных успехов в пошиве одежды, в творчестве мало заметны. Задача педагога с помощью данного проекта вовлечь таких детей в творческий круговорот: на примере других участников проекта учиться экспериментировать, искать себя в новых образах, не бояться самовыражаться.

  1. Цели и задачи проекта

Цель проекта: развитие творческой инициативы и художественно-эстетических способностей посредством изготовления коллекции одежды и участия в дефиле.

Задачи:

  1. Формировать навыки самостоятельной поисковой деятельности через изготовление коллекции одежды;
  2. Развивать художественный вкус, креативное мышление, интерес к профессиям, связанным с созданием современной одежды;
  3. Создавать  условия для реализации проекта в социуме.

  1. Основное содержание проекта

Основное содержание проекта «Золотой наперсток» заключается в совместной учебно-познавательной творческой деятельности обучающихся и педагога, которая имеет общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата по решению проблемы, значимой для участников проекта.

Работая над проектом, обучающие осуществляют виды деятельности:

- мыслительную (планирование, поиск информации о стилях в одежде, знакомство с коллекциями одежды российских и зарубежных  дизайнеров, определение способов обработки и декорирования изделий);

- коммуникативную (организация работы в групах, взаимопощь, взаимооценка). Выполняя проект, подростки общаются, подсказывают и предлагают друг  другу интересные идеи для воплощения их замыслов, более опытные участники помогают новичкам не только советом, но и делом;

- практическую (организация индивидуальной работы, моделирование, раскрой, пошив изделий);

- презентационную (организация репетиций, показов моделей, участие в выставке, конференции, фестивалях, конкурсах, дефиле).

Результативность обучения достигается применением на занятиях технологий с последовательным переходом от репродуктивных к проблемно-развивающим (от простого к сложному).

На занятиях применяются:

- личностно-ориентированное обучение – проектные задания подобраны с учетом возрастных особенностей, приобретенного опыта и  темпа, в котором работают обучающиеся; для обучающихся составлены индивидуальные планы, занятия проводятся индивидуально;

-  информационно-коммуникационные технологии – для расширения кругозора и выполнения творческой работы, на занятиях обучающиеся используют различные информационные ресурсы Internet и ЦОР, мультимедиа продукты, средства телекоммуникации;

-    метод проектов -    по итогам проектной деятельности учащиеся выполняют творческий проект (по желанию);

- метод портфолио – обучающиеся в течение всего времени обучения собирают материалы по разделам программы, обобщают, пополняют портфолио проектами и наградными документами.

Способы реализации проекта включают в себя пути достижения поставленной цели:  

        - индивидуально-ориентированные задания;

        - выделение главной идеи;

        - поиск;

        - включение воображения, мышления;

        - диалог;

        - сотрудничество;

        - просмотр презентаций;

        - выбор способов обработки и материалов;

        - практическая работа – изготовление изделий;

        - участие в конкурсе.

В ходе проектной деятельности  у обучающихся формируются ключевые компетенции:

- умение решать проблемы – умение так планировать и выполнять действия, чтобы получить ожидаемый результат;

- сотрудничество – умение осуществлять эффективное взаимодействие в команде (обучающиеся, педагоги, организаторы конкурса);

- саморазвитие - способность организовывать свою деятельность, самопознание, самооценка, критическое и аналитическое мышление,

- владение информационными технологиями – умение не только использовать известные технические и программные средства обработки информации, но и способность к самостоятельному освоению новых.

В процессе работы над проектом используется групповые и индивидуальные формы  обучения.

С целью установления непосредственной связи обучения с жизнью и развития познавательных способностей, а именно: наблюдательности, восприятия, воображения, профессионального интереса - с обучающимися проводятся экскурсии. Дети побывали на предыдущих конкурсах «Золотой наперсток» и фестивалях «Вдохновение»; посещают магазины творчества п. Излучинск и г. Нижневартовск, побывали на выступлениях творческих коллективов п. Излучинск.

Участие в конкурсе подразумевает больших временных затрат, отсюда следует, что часть работы обучающимся приходится выполнять дома самостоятельно. Домашняя работа, как дидактическая цель, способствует закреплению, углублению и систематизации знаний; формированию умений самостоятельно овладевать новым материалом; развивать самостоятельность мышления.

Экспериментально доказано, что в памяти человека запечатлевается до 90% того, что он делает, до 50% того, что он видит, и только 10% того, что он слышит. Следовательно, наибольшее время в работе над проектом затрачивается на практическую деятельность. Дидактическая цель - формирование у обучающихся практических умений: пользоваться универсальным и специальным швейным оборудованием, снимать мерки, разрабатывать и моделировать конструкции изделий, выполнять раскрой и поузловую обработку изделий, декорировать и оформлять готовое изделие.

Знакомство обучающихся с теоретическим материалом проводится с использованием разнообразных методов и приёмов: рассказов, бесед, показов наглядно-иллюстративных материалов; просмотры мультимедийных презентаций с использованием фото, графических изображений позволяют лучше усвоить предлагаемую информацию. Также используются презентационные материалы обучающихся ранее участвующих в конкурсах.

Важное значение в реализации проекта имеет взаимодействие с родителями обучающихся. Социальный опрос родителей об удовлетворенности услугами Центра показал, что 98% родителей заинтересованы в приобретении расходных материалов для изготовления коллекций одежды. Они активные участники всех проводимых мероприятий с показами моделей. Распространение опыта возможно через участие в конкурсах, конференциях, показах моделей.

  1. Ресурсы

Проект включает в себя нормативно-правовое, информационное, организационное, материально-техническое, методическое, кадровое,  временное  ресурсное обеспечение.

  1. Временное  обеспечение:  

Сроки реализации проекта: 2011-2012 учебный год. Проект рассчитан на 72 индивидуальных часа,  а также  на систематические занятия, проводимые в течение всего учебного времени. Сложность и объем изготовляемых изделий предусматривает также выполнение обучающимися работы на дому.

  1.  Нормативно-правовое обеспечение:
  • Дополнительная образовательная программа «Ателье»;
  • Индивидуальный план по работе с одаренными детьми (приложение 1).
  • Положение о конкурсе «Золотой наперсток» (приложение 2).
  • Положение о конкурсе «Северная звезда» (приложение 3).
  1. Информационное обеспечение:
  • Мультимедийные презентации;
  • Информация в СМИ – фотографии участников в газете «Новости Приобья».
  1. Организационное обеспечение:
  • Сотрудничество с салоном-ателье «Олис»;
  • Взаимодействие с организаторами конкурсов.
  1. Материально-техническое обеспечение:
  • Материальные затраты обучающихся;
  • Швейное оборудование в рабочем кабинете;
  • Методические и дидактические пособия.
  1. Методическое обеспечение:
  • Теоретическая и методическая литература по теме педагогического опыта;
  • копилка наглядного материала и дидактических средств;
  • использование интернет-ресурсов;
  • наличие технических средств (магнитофон, компьютер);  
  • использование ИКТ;
  1. Кадровое обеспечение:

в проекте участвуют:

  • Обучающиеся объединения «Ателье»;
  • Родители воспитанников;
  • Хореограф-педагог ДО;
  • Педагог ДО.

По составу участников проект индивидуальный. Доминирующая в проекте деятельность – технологичная (практическая), творческая поисково-познавательная.

  1. Партнеры

Партнерами педагогического проекта и организаторами мастер-классов для участников конкурса являются салон-ателье «Олис» и факультет искусств и дизайна Государственного Гуманитарного университета города Нижневартовск, а также спонсоры конкурса – коммерческие фирмы и газета «Местное время» г. Нижневартовск.

Партнеры-учредители конкурса: Организаторами конкурса являются: сеть шторных салонов «Олис», академия моды «Paradise» города Нижневартовск.

  1. Целевая аудитория

В трех основных группах объединения  «Ателье» обучаются 32 девочки в возрасте от 11 до 16 лет. Все проживают в п. Излучинск, где находится муниципальное бюджетное образовательное учреждение  районный центр дополнительного образования детей «Спектр». 29 девочек воспитываются в полных семьях, 2 в неполных, 2 девочки из многодетных семей.

Все дети ведут активный образ жизни – попутно занимаются в других областях дополнительного образования. Взаимоотношения внутри групп и между участниками коллектива дружеские и доброжелательные. Поддерживать и сохранять их помогают традиционные совместные мероприятия, инициаторами и организаторами которых являются сами дети, что говорит о здоровом климате в коллективе.  

Индивидуальный подход, возрастные особенности и вариативность разделов программы позволяют обучающимся выполнять работу с интересом и  не испытывать особых затруднений в овладении навыками портновского искусства. Учащиеся объединения активные,  старательные и трудолюбивые. На занятиях дети приучаются взаимопроверке и анализу проделанной работы. Уделяется большое внимание взаимопомощи, как одному из показателей сплоченности коллектива. Эмоциональный климат в объединении положительный.

Родители заинтересованы и положительно относятся к деятельности своих детей в объединении - посещают выставки, участвуют в проводимых мероприятиях, своевременно приобретают необходимые материалы для творчества, что способствуют реализации личностных интересов своих детей.  

При отборе обучающихся для участия в проекте учитываются, в первую очередь, приобретенные за время обучения в объединении знания и умения,  возраст учащихся (13-16 лет) и материальные возможности. Обращается внимание на качества личности: ответственность, терпение, упорство, трудолюбие.  Оптимальное  количество участников 2-3.

  1. План реализации проекта

Проект привязан к срокам проведения городского конкурса «Золотой наперсток», предусмотрен обучающимся на индивидуальных занятиях по дополнительной образовательной программе художественно-эстетической направленности «Ателье» третьего года обучения. (Приложение 1)

 План реализации проекта включает в себя следующие основные этапы:

1-й этап - организационно-подготовительный - «студия»;

2-й этап – технологический - «мастерские»;

3-й этап – заключительный - «салон».

На организационно-подготовительном этапе перед обучающимися ставится проблема: они осознают, уясняют - зачем и почему им надо выполнить проект, каково его значение в жизни, какова основная задача предстоящей работы. Перед обучающимися ставится цель - получение в итоге деятельности полезного продукта, который может носить как социальный, так и личностный характер. На этом этапе учащиеся обобщают изученный материал, тем самым включая его в общую систему своих знаний и умений.

Завершающим элементом этого этапа является планирование технологии изготовления, где учащиеся осуществляют такие действия: сбор, накопление и переработка информации, разработка эскизов моделей, расчет себестоимости изделий, подбор тканей и материалов, разработка конструкций и лекал, определение последовательности технологических операций, выбор оптимальной технологии изготовления изделия. Средствами деятельности выступают их личный опыт, опыт педагогов, родителей, а также все рабочие инструменты и приспособления, которыми пользуются учащиеся при разработке проекта. Результатами деятельности учащихся является приобретение новых знаний и умений. На протяжении этого этапа обучающиеся производят самоконтроль и самооценку своей деятельности.

На технологическом этапе учащийся выполняет технологические операции, корректирует свою деятельность, производит самоконтроль и самооценку работы. Цель - качественное и правильное выполнение трудовых операций. Предмет деятельности - создаваемый материальный продукт, знания, умения и навыки. Средства - инструменты и оборудование, с которыми работает учащийся. Результат - приобретение специальных и ключевых компетенций.

Законченные технологические операции являются промежуточным результатом деятельности учащихся на этом этапе.

На заключительном этапе происходит окончательный контроль, корректирование и испытание проекта: разрабатывают план показа коллекции, определяют порядок показа моделей, режиссуру показа (дефиле). Учащиеся анализируют проделанную ими работу, устанавливают - достигли ли они своей цели, каков результат их труда.

9. Ожидаемые результаты и социальный эффект

Ожидаемые результаты реализации проекта соответствуют поставленным задачам:

  • Формируются навыки самостоятельной поисковой деятельности через изготовление коллекции одежды, активизирована познавательная деятельность обучающихся, в результате которой произведен продукт, обладающий субъективной (объективной) новизной (выполнены коллекции одежды из трех - пяти комплектов); разработан  и апробирован проект работы с обучающимися;
  • Развивается художественный вкус, творческие способности, креативное мышление, интерес к профессиям, связанных с созданием современной одежды;
  • Созданы  условия для реализации проекта в социуме,  установлены связи с организаторами конкурса и факультетом искусств и дизайна НГГУ, на конкурсах и фестивалях демонстрация моделей (дефиле).

Результаты творческого проектирования: неоднократно учащиеся являются дипломантами и лауреатами городского конкурса модельеров, дизайнеров, портных «Золотой наперсток» «Традиции и современность»:

  • Лауреат III степени в категории «Учащиеся и студенты», 2010 г.;
  • Лауреат в номинации «Новый взгляд» в категории «Учащиеся и студенты», 2010 г.;
  • Дипломант II степени в категории «Учащиеся», 2011 г.;
  • Специальный приз от газеты «Местное время» за «Лучший деловой костюм конкурса», 2011 г.;
  • Рекомендации для поступления в НГГУ на факультет искусств и дизайна двум участникам конкурса, 2011 г.
  • Дипломант 3 степени районного конкурса детских талантов «Северная звезда-2012», номинация «Театр мод»;
  • Лауреат 2 степени конкурса модельеров, дизайнеров и портных «Золотой наперсток» в номинации «Учащиеся и студенты», 2012 г.
  • Лауреат 3 степени конкурса модельеров, дизайнеров и портных «Золотой наперсток» в номинации «Учащиеся и студенты», 2012 г.
  • Лауреат конкурса модельеров, дизайнеров и портных «Золотой наперсток» в номинации «Открытие конкурса», 2012 г.
  • Официальное приглашение от Нижневартовского государственного гуманитарного университета, факультета искусств и дизайна;
  • Лауреат конкурса модельеров, дизайнеров и портных «Золотой наперсток» в номинации «Верность традициям», 2013 г.
  • Лауреат конкурса модельеров, дизайнеров и портных «Золотой наперсток» в номинации Преемственность», 2013 г.
  • Результаты работы обучающихся опубликованы в газете.

10. Перспективы дальнейшего развития проекта

Проект реализуется на базе МБОУ РЦДОД «Спектр». Свои  коллекции одежды учащиеся демонстрируют в течение года на традиционных мероприятиях, таких как «Ярмарка образовательных услуг», выставка детского творчества «Мой мир», фестиваль «Вдохновение».  

Проект имеет практическую значимость для педагогов других объединений и образовательных учреждений.

За время апробирования проект по теме «Золотой наперсток» дал положительные результаты – его участники заняли призовые места в городском конкурсе модельеров, дизайнеров, портных «Золотой наперсток»; в районном конкурсе «Северная звезда». Логическим завершением работы над созданием коллекций одежды является проектная деятельность обучающихся. Достижения в этом направлении учащиеся презентуют на  районных ученических научно-практических конференциях «XXI век. В поисках совершенства», «Вектор успеха», «Грани познания». (Приложение 4).

Салоном-ателье «Олис» г. Нижневартовска проводился технологический контроль выполненных моделей одежды.  

В процессе работы над проектом у обучающихся расширились знания о процессе проектирования, моделирования и художественного оформления одежды - этапов в работе, соответствующих определенным профессиям в области дизайна одежды.

Проект действует третий год и рассчитан на обучающихся старших классов. В связи с увеличившейся нагрузкой школьной программы и сдачей ЕГЭ, участие в конкурсе последующих годов возможно при наличии не только желания у обучающихся, но и возможностей, так как подготовка к такому мероприятию предполагает использование значительных физических, моральных  и материальных ресурсов.

Но. Практика показывает, что творческих детей ничего не пугает и не останавливает – они хотят, они «рвутся в бой». Такое желание и стремление к достижению результатов при выполнении проекта, предопределяет его эффективность. И это радует. Значит - будем работать и творить дальше.


11. Список литературы

 

1. Амирова Э. К. , Сакулина О.В., Сакулин Б.С., Труханова А.Т. «Конструирование одежды»: Учебник для студентов проф. учебных заведений. – М.: «Мастерство», 2002.

2. Е.Б.Булатова, М.Н. Евсеева «Конструктивное моделирование одежды»: - М.: Издательский центр «Академия», 2003.

3. «Одежда для детей», Издатель – Редакция Клипс, 1992.

4. Рачинская Е.И., Сидоренко В.И. «Моделирование и художественное оформление одежды». Серия   «Учебники, учебные пособия». – Ростов н/Дону: «Феникс», 2002.

5. Лин Жак Техника кроя: - Петрозаводск: Карелия; 1993.

6.  Савостицкий Н.А., Амирова Э.К. «Материаловедение швейного производства». – Серия   «Учебники, учебные пособия» - Ростов н/Дону: «Феникс», 2002.

7.  Сорины, сёстры «ПРЕЗЕНТАЦИЯ ВНЕШНОСТИ или фигура в одежде и без…» Серия « Одежда плюс психология». – М.: ГНОМ-ПРЕСС, 1998.  

8. Труханова А.Т. «Технология женской и детской лёгкой одежды»: Учебник – М.:   Высш. шк., 2005.

9. Труханова А.Т. «Иллюстрированное пособие по технологии лёгкой одежды»:    Учеб. Пособие для учащихся проф. учебных заведений. – М.: Высш. шк.; Изд. Центр «Академия», 2001.

10. Эрганова Н.Е. Методика профессионального обучения: Учебное пособие. – Екатеринбург: Изд-во Рос. Гос..проф.-пед. Ун-та, 2004

11. Швея, портной: Лабораторный практикум по технологии пошива одежды, 2001.

12. nsportal.ru/shkola/raznoe/librar...  

13. obrazovan.ru/stat/56/56.htm

14. psy.msu.ru/educat/dopoln копия 

 


Приложение 1.

Информация об индивидуальной программе с одаренными детьми

в рамках дополнительной образовательной программы художественно-эстетической направленности «Ателье» третьего года обучения 

Педагогический проект «Золотой наперсток»

Информация об учителе

ФИО учителя

Мирасова Нурия Самиуллаевна

Муниципалитет

Нижневартовский район

Образовательное учреждение

МБОУ Районный центр дополнительного образования детей «Спектр»

Стаж педагогической работы

11лет

Квалификационная категория

Первая квалификационная категория

Преподаваемый предмет

Дизайн одежды, вышивка

Информация о программе

Наименование программы

Образовательная  программа художественно-эстетической направленности «Ателье»

Количество часов (час/учебный год)

в случае выделения часов

72

Цели программы

Развитие творческой инициативы и художественно-эстетических способностей посредством изготовления коллекции одежды и участия в дефиле.

Задачи программы

Задачи:

  1. Формировать навыки самостоятельной поисковой деятельности через изготовление коллекции одежды;
  2. Развивать художественный вкус, креативное мышление, интерес к профессиям, связанных с созданием современной одежды;
  3. Создавать  условия для реализации проекта в социуме.

Пояснительная записка * (обязательно)

     Программа  индивидуального обучения «Ателье» разработана на основе типовой программы для общеобразовательных школ (разделы: «Лоскутная техника», «Вышивка») под редакцией В.Д.Симоненко и типовой программы «швея», «портной» министерства начального профессионального образования, 2003г.

     Возраст  обучающихся – 14-17 лет. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа.  

План реализации проекта включает в себя следующие основные этапы:

1-й - организационно этап -подготовительный - «студия»;

2-й – технологический этап - «мастерские»;

3-й – заключительный этап - «салон».

Краткое содержание программы*

     Учебный план включает разделы:

1. Изготовление одежды;

2. Вышивка лентами;

3. Художественное моделирование;

 4. Социальная практика;

Методы контроля: участие в конкурсах, выставках, конференциях,  проектной деятельности.

 Для оценивания результатов деятельности учащихся используются критерии ключевых компетенций:

- умение решать проблемы – умение так планировать и выполнять действия, чтобы получить ожидаемый результат;

- сотрудничество – умение осуществлять эффективное взаимодействие в команде (обучающиеся, педагоги, организаторы конкурса);

- саморазвитие - способность организовывать свою деятельность, самопознание, самооценка, критическое и аналитическое мышление,

- владение информационными технологиями – умение не только использовать известные технические и программные средства обработки информации, но и способность к самостоятельному освоению новых.


Приложение 2.

Положение

о  IX конкурсе модельеров, дизайнеров, портных «ЗОЛОТОЙ НАПЕРСТОК – 2012»

Цели конкурса: формирование и воспитание художественного вкуса населения города; повышение профессионального мастерства предпринимателей и лиц, занятых в сфере пошива одежды и изготовлении предметов текстильного дизайна; выявление талантливых портных и художников для привлечения их к дальнейшему сотрудничеству и трудоустройству.

В конкурсе могут участвовать профессиональные портные и закройщики, дизайнеры и модельеры, учащиеся училищ, высших учебных заведений, любители швейного дела из всех городов и населенных пунктов ХМАО – Югры.

Конкурс проводится в следующих категориях:

# «Профессионалы» – индивидуальные предприниматели, работники ателье, швейных мастерских, студенты высших учебных заведений.

# «Учащиеся» – учащиеся средних школ, профессионально-технических училищ, колледжей, учебно-производственных комбинатов, воспитанники творческих кружков, студий.

# «Любители» – любители швейного дела.

# «Мамы – детям» – участники, создающие одежду для детей.

# «Театры мод» – театры мод, студии дизайна, авторские ателье.

Конкурс проводится в три этапа:

Просмотр эскизов, фото изделий – до 1 марта.

Технологический контроль представленных изделий членами жюри – 31 марта.

Конкурсный показ – 06 апреля в 18.00 в МБУ «Дворец искусств».

Регистрационный бюллетень участника конкурса «Золотой напёрсток-2012»

В состав жюри окружного конкурса приглашены модельеры, дизайнеры, профессиональные портные, ведущие педагоги ВУЗов текстильной промышленности России, представители специализированных журналов, официальные лица. Подведение итогов конкурса осуществляется исходя из следующих критериев: актуальность темы коллекции, соответствие названия коллекции ее содержанию, выразительность художественного образа, оригинальность идеи и ее раскрытия средствами дизайна, качество исполнения.

При подведении итогов конкурса комиссия оценивает представленные работы по 5-бальной системе. Для победителей конкурса устанавливаются три призовых места в каждой номинации, а также Гран-При конкурса. Участникам конкурса вручаются дипломы. Победителям, занявшим призовые места, вручаются ценные подарки.

Для участия в конкурсе в срок до 10 февраля 2012 года в салон-ателье «ОлиС» (г.Нижневартовск, ул.Ленина, д. 15) подается письменная заявка (см. бланк заявки). Оплата в сумме 1500 рублей. Участники категории Учащиеся освобождаются от оплаты взноса. Не позднее 1 марта 2012 года конкурсанты предоставляют в с/а «ОлиС» эскизы изделий, выполненные в цвете на листах формата А4 и фотографии размером 15х20, в электронной версии – формат jpeg. До 31 марта представляют готовые изделия.

Участники конкурса в категориях «Профессионалы», «Учащиеся», «Любители» представляют коллекцию: костюм (изделие на подкладе), комплект летней одежды, вечернее платье. Участники в категории «Мамы – детям» – комплект детской одежды. Участники в категории «Театры мод» – творческие коллекции, включающие до 10 моделей одежды (время демонстрации – до 8 мин.). Контактный телефон: 8(3466)430-470 – дизайнер салона-ателье «ОлиС» (Варавка Татьяна Викторовна).


Приложение 3 3

ПОЛОЖЕНИЕ

об организации и  проведении открытого районного конкурса

детских талантов «Северная Звезда – 2012»

  1. Общие положения

    Открытый районный конкурс детских талантов «Северная звезда – 2012» (далее – Конкурс) проводится в рамках районной целевой программы «Сохранение и развитие культуры Нижневартовского района на 2010–2013 годы».

    Учредитель и организатор Конкурса – администрация Нижневартовского района при финансовой поддержке Департамента культуры Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.

Мероприятия по проведению Конкурса осуществляет управление культуры администрации района при организационной поддержке районного муниципального  автономного учреждения «Межпоселенческий культурно-досуговый комплекс «Арлекино» пгт. Излучинск.

2.  Цель и задачи конкурса

2.1.   Конкурс   проводится  с целью развития и  популяризации детского и юношеского исполнительского творчества, стимулирования творческого роста и совершенствования исполнительского мастерства профессиональных коллективов и участников художественной самодеятельности.

2.2. Задачи конкурса:

   выявление юных дарований и поддержка  талантливых детей и молодежи в реализации их творческого потенциала;

 содействие развитию жанрового разнообразия детского и юношеского  художественного творчества;

 создание условий для установления творческих контактов, творческого общения, взаимообмена, повышения квалификации руководителей творческих коллективов средствами организованных в рамках конкурса мастер – классов.

 

  1. Условия участия в  конкурсе

    В конкурсе могут принять   участие самодеятельные и профессиональные (ДШИ и музыкальные школы) детские и юношеские коллективы, отдельные исполнители в возрасте от 6 до 18 лет.

    Конкурсные просмотры проводятся по следующим номинациям:

    хореография;

    вокал;

    художественное слово;

    театр мод;

    инструментальное творчество;

    фольклорный обряд;

    киноискусство,

    Конкурсные номера должны соответствовать хронометражу в соответствии с номинациями:

    вокальное произведение - до 3,5 минут;

    хореографическая постановка – до 4 минут;

    литературно-музыкальная композиция – до 5 минут;

    инструментальное произведение -  до 4 минут;

    фольклорный обряд – до 7 минут;

    показ театра мод – до 7 минут;

    кинофильм – до 10 минут.

    Жюри  имеет право приостанавливать конкурсное выступление в случае превышения регламента.

       В номинации «театр мод» на конкурс предоставляется  1 постановочная композиция общей продолжительностью не более 7 минут.  Коллектив – конкурсант предоставляет свою коллекцию моделей. Коллекция может быть выполнена в любом стиле с использованием любых тканей, допускаются разные приемы обработки, аксессуары. В демонстрации коллекций обязательна театрализация и музыкальное оформление, усиливающее эффект выполненной коллекции.

       В конкурсную программу не включаются номера, представленные на Конкурс ранее.  

Все электронные носители должны быть подписаны:  название коллектива (фамилия, имя  исполнителя), территория, номинация, название произведения, порядковый номер произведения на диске, номер трека.

В ходе  конкурса для участников (отдельно по заявленным жанрам) будут организованы мастер – классы с приглашенными специалистами из г. Ханты-Мансийска,  Нижневартовска, входящими в состав жюри.

Заявки на участие в  конкурсе (по форме согласно приложению 1 к Положению об организации и проведении   открытого районного конкурса детского творчества «Северная звезда») принимаются до  15 марта  2012 года:

по адресу: ул. 60 лет Октября, 20б, г. Нижневартовск, управление культуры администрации района;

факсом: тел./факс: (8 3466) 41-49-59, 8 (3466) 41-85-28;

e-mail: UKD@nvraion.ru (с пометкой «Северная звезда – заявка») и уведомлением об отправке заявки по телефону: 8 (3466) 41-68-60.

 Участники Конкурса имеют право на голосовую рекламу своего спонсора перед началом своего выступления в ходе конкурсного просмотра.

IV. Номинации Конкурса и критерии оценок.

Конкурсный просмотр проводится по следующим номинациям и возрастным категориям:

Хореография (соло, ансамбли).

Художественное слово.

Вокал (соло, малые формы, ансамбли).

Инструментальное творчество (соло, малые формы, ансамбли).

          Театры мод.           

Возрастные категории:

            младшая группа 6-9 лет;

            средняя группа 10 – 13 лет;

            старшая группа 14-18 лет.

Критерии оценки

            актуальность идеи,

            режиссерский замысел;

            дизайн, образность

            сценография;

            ноу-хау (новаторство, творческий подход в использовании материалов и технологических решений),

       хореографическая подготовка, навыки дефиле;

            актерское мастерство;      

            зрелищность, театральность,

            оригинальность коллекции, нестандартность осмысления и сценической               реализации современных тенденций в моде;

            музыкально-художественное воплощение конкурсной работы,

            качество и мастерство представленных коллекций

       композиционная целостность номера;

       соответствие музыкального сопровождения сценическому образу;

       эстетичность показа.

Фольклорный обряд

Киноискусство.

             

Общие критерии оценки:

Все участники оцениваются по трём позициям: техника исполнения, композиция, имидж.
Техника исполнения — точность в технике исполнения, соответствие стилю, уровень сложности, оригинальность, возможности исполнителя, характерные особенности выбранной техники, качество исполнения, школа.
Композиция -  соответствие заданной теме, выбор произведения, грамотность постановки, выдержанность лексики.
Имидж - самовыражение, презентация, выражение задуманной идеи в композиции, и т. д.
По каждой позиции  ставятся баллы от 1 до 10. Итоговая оценка номинанта выводится из суммы оценок жюри.

V. Финансовые условия

Командировочные расходы, проезд, проживание, питание участников из муниципальных образований региона оплачивается за счет направляющей стороны.

Оргкомитетом установлен организационный взнос для иногородних участников: для отдельных исполнителей (солистов) – 500 руб., для творческих коллективов  –   1 500 руб.

Указанная сумма вносится наличными по приезду представителю бухгалтерии районного муниципального  автономного  учреждения «Межпоселенческий культурно-досуговый комплекс «Арлекино» пгт. Излучинск или перечислением на р/с данного учреждения.

Районное муниципальное автономное учреждение «Межпоселенческий культурно-досуговый комплекс «Арлекино».

Сокращенное наименование: (РМАУ «МКДК «Арлекино».

Юридический и почтовый адрес:

628634 Тюменская область, Нижневартовский район

г.п. Излучинск

ул. Набережная, 136

Тел.: 28-76-09

Тел./факс: 28-24-21

Электронный адрес: arlekino_mkdk @mail.ru

БАНКОВСКИЕ РЕКВИЗИТЫ:

Администрация Нижневартовского района (ИНИ 8620015259 РМАУ

«Межпоселенческий культурно досуговый комплекс «Арлекино»

р/с 40703810500003000006 л/с 240.08.002.8)

в РКЦ Нижневартовск г. Нижневартовск

КПП 862001001

БИК 047169000

Средства, полученные от организационных взносов, используются для оплаты расходов по организации мастер-классов, творческих лабораторий.

В случае отказа от участия в  конкурсе по любым причинам, финансовые средства не возвращаются.

Неоплатившие организационный взнос к участию в  конкурсе не допускаются.

Участники Конкурса Нижневартовского района от оплаты организационного взноса освобождаются. Проезд, проживание, питание организовывается за счет бюджетных средств района.

     Мастер – классы для всех участников бесплатные.

VI.  Порядок проведения Фестиваля

Конкурс проводится  30-31 марта 2012 года в районном муниципальном  автономном  учреждении «Межпоселенческий культурно-досуговый комплекс «Арлекино» пгт. Излучинск.

Заезд и регистрация участников конкурса :

 30 марта 2012 года по адресу: ул. Набережная, 13б, пгт. Излучинск, Нижневартовский район, районное муниципальное  автономное учреждение «Культурно-досуговый центр «Арлекино».

После регистрации руководителям коллективов, отдельным исполнителям предоставляется пакет организационной документации: программа конкурса, талоны на питание (для творческих коллективов Нижневартовского района), памятка участнику конкурса и др.

VII. Награждение

Все участники конкурса награждаются дипломами   за участие, победители дипломами 1,2,3 степени (по номинациям и возрастным категориям) и ценными подарками.

Оргкомитетом учрежден ГРАН – ПРИ конкурса. ГРАН-ПРИ удостаивается лучший творческий коллектив или лучший исполнитель, набравший большее количество баллов согласно разработанным критериям. Обладателю ГРАН-ПРИ вручается ценный подарок   «Северная Звезда – 2012».  

             Генеральный спонсор конкурса учреждает Специальный Приз для победителя. Спонсоры конкурса, по согласованию с оргкомитетом имеют право учреждать дополнительные призы.

        Победитель исполняет произведение после блока награждения, данной номинации.

VIII. Необходимая информация.

Координаторы Фестиваля:

Бабишева Алла Васильевна, специалист-эксперт управления культуры администрации района;

Колесник Дмитрий Владимирович, главный специалист управления культуры администрации района;

Сотникова Валентина Михайловна, заведующий организационно-методическим центром районного муниципального  автономного  учреждения «Межпоселенческий культурно-досуговый комплекс» пгт. Излучинск;

Прилипко Оксана Ивановна, главный специалист организационно-методического центра районного муниципального  автономного учреждения «Межпоселенческий культурно-досуговый комплекс» пгт. Излучинск;

Атаманов Сергей Александрович, главный специалист организационно-методического центра районного муниципального  автономного  учреждения «Межпоселенческий культурно-досуговый комплекс» пгт. Излучинск.