Фефилова Т.Ю. Костюм «городского типа» на территории Урала и Западной Сибири во вт. пол. XIX – п.п. XX в.

Фефилова Татьяна Юрьевна

Анализ распространения костюма "городского типа" на территории Урала Западной Сибири. Разграниечение понятий "парочка", "пара", "городской костюм", "городское платье". История модернизации русского традиционного костюма. Появления нового вида "европеизированного" костюма в городе, его региональные особенности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Костюм городского типа39.19 КБ

Предварительный просмотр:

Фефилова Т. Ю. Костюм городского типа на территории Урала и Западной Сибири во второй половине XIX – первой половине XX вв. // Западная Сибирь в академических и музейных исследованиях: материалы третей научно-практической конференции, город Сургут, 26 – 29 ноября 2013 г.: [посвящ. 50-летию МБУК «Сургутский краеведческий музей»]. – Ч. 2. – С. 46-53.

Фефилова Т. Ю.

кандидат культурологии, учитель истории

МОШ-И «Угутской средней

общеобразовательной школы-интернат»

Костюм «городского типа» на территории Урала и Западной Сибири

 во вт. пол. XIX – п.п. XX в.

В современной науке существует четкое разделение между специалистами, изучающими традиционный костюм и исследователями, рассматривающими особенности развития модного костюма в России. Не будем вдаваться в дискуссию о достоинствах и недостатках такого разделения, просто воспримем его как существующую реальность. Круг научного общения (конференции, симпозиумы, музейные выставки, и даже сборники публикаций) тех и других оказывается столь ограничен заданными рамками, что точек соприкосновения практически не остается. В результате, специалисты в области традиционной одежды не знакомы с закономерностями и особенности развития модного костюма в России, а ученые, изучающие последний, как нечто абсолютно чуждое воспринимают костюм традиционный. При этом парадоксальность сложившейся ситуации объективно не оценивается не теми не другими. Не знание же, как и всегда, приводит к ошибочным оценкам, а иногда и поспешным выводам. Так, например, А. С. Камалиева, отмечая особенности платьев северо-восточных башкир (подчеркнутая талия, увеличение объема рукава, отсутствие оборок и скромность декора переднего полотнища), связывает изменение традиционного кроя с ношением передников («объемная головка (рукава – Т. Ф.) не давала смещаться фартуку вниз по руке» [Камалиева, 2012. – С. 84], а «излишний объем в передней части платья хозяйке мешал при выполнении домашних работ» [Там же. – С. 90]). При этом автор фиксирует повсеместное  распространение в среде башкир «тенденций городской моды», но ни каких выводов о процессах модернизации традиционного костюма северо-восточной группы не делает [Там же. – С. 16]. Хотя известно, что и рукав «буф», и манера оставлять переднее полотнище юбки без оборок и декора – явления характерные для модного костюма к. XIX – н. XX  вв. [Фефилова Л. Ю., 2007. – С. 127, 175; Парижские моды. – 1907, Январь, 1908, Январь; Новейшие моды и рукоделья. – 1909, Ноябрь, 1912, № 11].

Казалось бы эти и другие незначительные разногласия не столь уж и принципиальны. Исследования модного костюма идет своим путем, традиционного – своим. Сложности начинаются тогда, когда объектом изучения становиться так называемый «городской костюм» или «костюм городского типа», то есть костюм, который складывается у носителей традиционных костюмных комплексов под влиянием европейских мод высших сословий российского общества в процессе модернизации. В силу того, что носителями такого костюма выступают низы городского населения и крестьянство, он естественным образом оказывается в сфере научных интересов специалистов в области традиционной культуры[1].

Исследователями традиционного костюма «парочки», «платья городского типа», «городские костюмы», «кофты-казачки» и т.п. воспринимаются, как явление «второго порядка», костюм поздний, не традиционный. В каталогах и описаниях костюмов отдельных регионов они, конечно, описываются, но по большому счету не анализируются. Так как в науке существует устоявшаяся точка зрения, что «парочки» появились в деревне под влиянием городских мод и заменили собой костюм традиционный, то исследователи акцентируют внимание лишь на фиксации момента их появления, условий и ситуаций ношения. Исследований же генезиса костюма городского типа, причин его появления, распространения, особенностей бытования, так же как их региональной специфики, на сегодняшний день не существует.

Для начала необходимо разобраться с терминологией[2]. В коллекциях музеев хранятся не мало костюмных комплексов вт. пол. XIX – п. пол. XX в. атрибутированных как «парочка».  При этом, практически любой элемент женского костюма этого периода непременно связывают с «парочкой», а отсюда появляются «юбки от парочек» или «кофты от парочек», а типичные для моды рубежа веков платья, состоящие из лифа и юбки, описываются как «парочка городского типа» или «платье-костюм».

Термин «парочка» действительно бытовал у крестьян центральной России [Работнова, 1964. – С. 45], однако вопрос о четкой его локализации видится спорным. Во-первых, под «парочкой» исследователи подразумевают не только юбку с кофтой [Левачева, 2007. – С. 6], но и «душегрею с сарафаном» [Лебедева, Маслова, 1968. – С. 223], «сарафан и коротёну», «сарафан и парные ему «рукава» [Лютикова, 2009. – С. 42], «сарафан и кофту» [Каминская, 1986. – С. 138; Левачева, 2007. – С. 161; Русский традиционный костюм… С. 204], и даже «платье с длинными рукавами» «часто состоявшее из кофты и юбки, реже – цельное… с лифом» [Калашникова, 2002. – С. 31].

Сам термин «парочка» был распространен у крестьян центральных губерний [Работнова, 1964. – С. 45] и у чалдонов Сибири [Фурсова, 2002. – С. 13], где под этим названием бытовал комплекс, состоящий из широкой юбки с оборкой и приталенной кофты с баской. В связи с этим трактовка «парочки» как костюма из приталенной кофты и расклешенной юбки из той же ткани, высказанная Т. С. Алешиной [С. 164], кажется наиболее верной. Таким образом, все остальные варианты костюма, будь то сарафан с кофтой или шугаем, платье состоящее из лифа и юбки или даже юбка и кофта любого другого фасона или сшитые из разных тканей следует не причислять к «парочке», а исследовать как другое явление. Последнее замечание позволит не только избежать не нужных обобщений, но и поможет выделить специфику одежды разных регионов к. XIX – н. XX в., не фиксируемую сегодня из-за группировки разных видов народного костюма под одним термином.

Уточним, что под «парой», на наш взгляд, следует понимать традиционный для русского севера костюм, состоящий из штофной юбки и шугая (душегреи) или косоклинного сарафана и шугая сшитых из одной ткани, а под «парочкой», костюм состоящий из приталенной кофты и пышной юбки сшитой из одной ткани.

В работах последнего времени авторы стали более корректны. Появились термины «платье городского вида» [Власова, 2004. – С. 321], «платья городского покроя», «платья покроя городского типа» [Дмитриева, 2006. – С. 94], «городской костюм» [Бережнова, 2003. – С. 109]. На наш взгляд, термин «костюм городского типа», хоть и несколько тяжеловесен, но наиболее точно характеризует изучаемое явление. К нему можно отнести все костюмные комплексы, бытовавшие у крестьян и представителей низших сословий городского населения, характеризующийся органичным сочетанием элементов, как модного (европейского), так и традиционного костюмов. При таком подходе «парочки», «платья-лапотины», юбки с кофтами или шугаями, и даже сарафаны в комплекте с кофтами, оказываются локальными проявлениями общероссийских процессов модернизации и европеизации русского традиционного костюма[3].

Вопрос о генезисе костюма городского типа пока остается открытым. Можно с большой долей вероятности предположить, что общеевропейский костюм, принятый в России в 90-х гг. XIX в.[4] стал основой для модернизации традиционного русского костюма. При этом за образец были приняты т.н. «высокие» дневные платья, которые больше соответствовали крестьянским представлениям о морали, нежели декольтированные вечерние наряды. Модные элементы 1890-х гг. (воротник стойка, рукав «буф», отложные манжеты-обшлага, кружевные кокетки, богатый декор кружевом, сутажом, тесьмой и т.п.) закрепились в дизайне нового костюма, постепенно став настолько традиционными, что продолжали бытовать вплоть до 1940-х гг.

Появление и широкое распространение костюма городского типа, как праздничной, а затем и повседневной одежды у горожанок, объясняется несколькими причинами. Во-первых, общим процессом европеизации традиционного костюма; во-вторых, процессами социальной мобильности в среде горожан; в-третьих, экономическими причинами (новые формы требовали меньше ткани, были дешевле [Янченко, 1983. – С. 125]); и наконец, в-четвертых, проникновением в массовое сознание нового идеала красоты, европейского идеала «женщины – любовницы» в противовес традиционному идеалу «женщины – матери». В традиционном сознании женщина, воспринимается как родительница и прародительница, она «мистически уподобляется земле», а «вынашивание ребенка представляется как вариация на человеческом уровне плодородия земли» [Элиаде, 1994. – C. 92]. Исходя из этого, основное предназначение женщины – продолжение рода, главная задача – вынашивание и рождение здорового потомства. Именно поэтому красота женского тела оказывается понятием, подчиненным ведущей функции, а соответственно истинно красивой считается лишь здоровая женщина детородного возраста, обладающая объемной грудью и полными бедрами. Талия, в традиционном женском костюме, не акцентируется, она скрыта свободным кроем, складками, множеством одежд, одеваемых одна на другую. «Таким способом живые формы человеческого тела не выявлены, а подчинены идее замкнутого в себе объема, статике неподвижного образа» [Молотова, Соснина, 1984. – С. 11]. Идеал «женщины – любовницы» подразумевает прямо противоположное. Женщина, конечно, не лишается функции деторождения, но основной для нее становится идея физического и эстетического удовольствия мужчины. Даже в те времена, когда это не заявляется прямо, идеал красоты начинает оказывать влияние на костюм, формировать нормы поведения[5].

В результате все более тесных связей различных групп городского населения, а также соображений престижа во второй половине XIX века европейский идеал красоты постепенно вытесняет традиционный. «Парочка» же становится ярким его выражением. Сильно приталенная кофта, «кости» вшитые в рельефные швы, скроенная по косой баска, пышные складки юбки и многочисленные оборки призваны подчеркнуть тонкость талии и округлость бедер. Формы тела не скрываются, а нарочито подчеркивается костюмом. Появление таких терминов как «тугая кофта» или «платье по талии» [Понамарев, 1890. – С. 59-60.] еще раз доказывают изменение сознания данной группы населения. Возможно, именно это – причина того, что последующие изменения мод практически не коснулись фасонов «парочек», которые на протяжении десятилетий соответствовали модам 1890-х гг.

Так как в разных регионах существовали различные локальные варианты традиционного русского костюма, то и получивший распространение костюм городского типа оказался различным.

«Парочка» как таковая по видимому, генетически связана с московским круглым сарафаном, который в Смоленской, Владимирской, Московской и некоторых других губерниях украшался по подолу узорными лентами, полосами цветной ткани или воланами [Работнова, 1964. – С. 16]. Поверх него, вместо традиционной «корсетки», стали надевать кофту по европейской (или приближенной к европейской) моде. Затем сарафан заменили юбкой. Кофты «матинэ», «казачек», «обтянушка», «семишовка», «баска» – термины, описывающие по сути один и тот же крой с незначительными вариациями. Такие кофты шились приталенными, длиной до начала бедра, с пышным по окату рукавом зауженным к запястью. «Матинэ» и «семишовка» расширялись на бедрах с помощью сильного расклешения по всем швам, у «кофты-казачек» спинка кроилась аналогичным образом, а полочки приталивались с помощью кулиски и/или сборки. «Баска» кроилась отрезной по талии с круглой баской пришитой в мелкие складочки или выкроенной «по косой» и пришитой гладко[6].

На Русском Севере, где были распространены штофные юбки с душегреями, получил распространение комплекс из сильно приталенной по спинке и свободной по переду кофты и широкой юбки декорированной одной или двумя горизонтальными полосами галуна [Пашкова, 2008; Кислуха, 2006]. Платья-лапотины пришли на смену круглым сарафанам – атласникам [Кислуха, 2006], а кофты с кружевными оборками ниже локтя – полурубашьям с перевязанными атласными лентами рукавами [Пашкова, 2008; Северный русский…]. По данным Ф. М. Пармона, в Курской и Воронежской губерний женщины шили кофты из покупных тканей, декорированные вышивкой, блестками, тесьмой, галуном «повторяющие конструкцию лифа холщевых рубах» [Пармон, 1994. – С. 61]. В Вологде, были распространены кофты с втачными поясами и широкими басками, которые стали логичной модификацией приталенных сарафанов на лифах [Традиционный народный… С. 11, 28].  

На Урале комплекс костюмов городского типа по происхождению связан с косоклинным сарафаном и шугаем[7].  Шугай как одежда более закрытая, чем душегрея, и более длинная, чем епанечка, позволил постепенно заменить сарафан на широкую юбку. Свободный крой кофты не только не подчеркивал стройность ее хозяйки, но наоборот, сохранял функции душегреи – делал женщину зрительно полнее, дороднее, а соответственно красивее. Таким образом, эстетическое значение «парочки», которая должна была приблизить образ крестьянки к городскому идеалу красоты, изменялось на прямо противоположное. Костюм, бытовавший на Урале, целым рядом горизонталей (трапециевидный силуэт, декор кокетки) зрительно утяжелял фигуру, сохраняя деревенский идеал красоты, идеал женщины-матери, уже своим дородством гарантирующей здоровое потомство.

Костюм городского типа, появившись как новшество в 1890-е гг., постепенно сам становиться традиционным. Он фиксируется по всей территории России вплоть до 40-х гг. XX в. По сути, срок его существования совпадает со сроком жизни женщин родившихся в 70-е гг. XIX в. В 1890-е гг. молодые девушки нарушали традицию одевая «на выход» «новомодные» «парочки», «платья», «тугие кофты» и т.п. В первой четверти XX в., те же девушки став взрослыми женщинами донашивали свои свадебные костюмы по праздникам и шили более простые варианты кофт и юбок для будней. В середине XX в. женщины постарели, а их модернизированные костюмы стали восприниматься как традиционные. За жизнь одного поколения костюм городского типа завоевал свое место в русской деревне и трансформировался из модного в традиционный. Если рассматривать генезис костюма городского типа в таком контексте, то становиться понятным и многообразие его локальных вариантов и общность декора не характерного для традиционных костюмных комплексов и повсеместное его распространение по всей территории России.

Примечания

  1. Алешина Т. С. Городской костюм в России XVII – начала XX века // Костюм в России. XV – начало XX века: Из собрания Государственного исторического музея. – М., 2000. – С. 93-172.
  2. Бережнова М. Л. Изменения в традиционном костюме русских юга Западно-Сибирской равнины в последней трети XIX – начале XX вв. // Традиционная культура русских Западной Сибири XIX – XX вв. (Очерки истории быта). – Омск, 2003. – С. 106-124.
  3. Власова И. В. Северорусский костюм XIX – начала XX в. // Русский Север: этническая история и народная культура. XII – XX века. – М., 2004. – С. 305-345.
  4. Дмитриева С. И. Традиционное искусство русских Европейского Севера: этнографический альбом. – М., 2006.
  5. Калашникова Н. М Народный костюм (семиотические функции). – М., 2002.
  6. Камалиева А. С. Башкирский костюм. Технология. Конструкция. Декор. – Уфа., 2012.
  7. Каминская Н. М. История костюма. – М., 1986.
  8. Кирсанова Р. М. Костюм в русской художественной культуре. 18 – пер. пол. 20 вв. – М., 1995.
  9. Кислуха Л. Ф. Народный костюм Русского Севера XIX – начала XX века в собрании Государственного музейного объединения «Художественная культура Русского Севера». – М., 2006.
  10. Лебедева Н. И., Маслова Г. С. Русская крестьянская одежда XIX – начала XX в. // Русские: Историко-этнографический атлас: Земледелие. Крестьянское жилище. Крестьянская одежда (Середина XIX – начало XX века). / Под ред. В. А. Александрова и др. – М., 1968.
  11. Левачева Т. А. Поморский традиционный костюм. – Архангельск, 2007.
  12. Лютикова Н. П. Крестьянский костюм Мезенского уезда Архангельской губернии конца XIX – начала XX века в собрании Архангельского государственного музея деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы»: Каталог. – Архангельск, 2009.
  13. Молотова Л. Н., Соснина Н. Н. Русский народный костюм из собрания Государственного музея этнографии народов СССР. – Л., 1984.
  14. Новейшие моды и рукоделья. Бесплатное приложение к журналу «Родина». – 1909. – Ноябрь; – 1912. – № 11.
  15. Одежда XVII – начала XX в. // На путях из Земли Пермской в Сибирь: Очерки этнографии североуральского крестьянства XVII – XX вв. / Под ред. В. А. Александрова. – М., 1989.
  16. Парижские моды. Бесплатное приложение к журналу «Нива». – 1907. – Январь; 1908. – Январь.
  17. Пармон Ф. М. Русский народный костюм как художественно-конструкторский источник творчества. – М., 1994.
  18. Пашкова З. Г. Пинежский народный костюм XVIII – начало XX века. – Каргаполы, 2008.
  19. Понамарев С. Очерки народного быта // Северный вестник. –1890. – № 6. – С. 58-80.
  20. Работнова И. П. Русская народная одежда. – М., 1964.
  21. Русский традиционный костюм: Иллюстрированная энциклопедия / Авторы – сост.: Н. Соснина, И. Шангина. – СПб., 1998.
  22. Салымский край / Под ред. Г. П. Визгалова. – Екатеринбург, 2000.
  23. Северный русский народный костюм конца XIX – начала XX века: Комплект открыток / Автор-сост.: А. Иванова. – Архангельск, 1993.
  24. Суслова С. В., Мухамедова Р. Г. Народный костюм татар Поволжья и Урала (середина XIX – начало XX вв.): Историко-этнографический атлас татарского народа. – Казань, 2000.
  25. Традиционный народный костюм Вологодской области (конец XIX – первая половина XX века): Этнографический очерк. – Вологда, 2006.
  26. Фефилова Т. Ю. К вопросу об атрибуции женского костюма конца XIX – начала XX века // Современный музей как важный ресурс развития города и региона: Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 1000-летию Казани и 110-летию Национального музея Республики Татарстан. – Казань, 2005. – С. 261-264.
  27. Фефилова Л. Ю. Методика исторического анализа европейского костюма конца XIX – начала XX века по фотоматериалам Урала и Сибири: Дисс… канд. ист. наук. – Екатеринбург, 2007.
  28. Фурсова Е. Ф. Одежда русского старожильческого населения Западной Сибири (конец XIX – начало XX века) // Одежда русских в коллекциях Новосибирского государственного краеведческого музея. – Новосибирск, 2002.
  29. Шмелева М. Н. Русская одежда // Русские / Под ред. В. А. Александрова. М., 1999.
  30. Элиаде М. Священное и мирское. – М., 1994.
  31. Янченко В. Л. Набивные платки и шали в русском народном костюме первой половины XIX века // Традиции народной одежды и искусство современного костюма. – М., 1983.

[1] Единственное исключение из правила, это каталог костюмов из фондов Государственного исторического музея, где «парочка» 1886 г. опубликована в одном разделе с модными костюмами [Алешина, 2000. – С. 164-165].  

[2] Автором отдельно  рассматривался вопрос терминологии этого вида костюма в небольшой работе 2005 г. [Фефилова Т. Ю., 2005].

[3] В скобках отметим, что со временем новый костюм распространяется настолько широко, что заменяет традиционные комплексы и у других народов Российской Империи. «Парочки» и юбки с кофтами отмечены у ханты Тобольской губернии [Салымский край… – С. 179]; платья городского типа – у сибирских татар, нагайбаков Поволжья [Суслова, Мухамедова, 2000. – С. 245], башкир [Камалиева, 2012. – С. 84] и др.

[4] В крупных районах кустарной промышленности (Нижегородской, Тверской губерний, вокруг Рыбинска, Ярославля, Иваново-Вознесенска), а также на Урале костюм городского типа заменяет традиционный комплекс уже во второй половине XIX столетия [Лебедева, Маслова, 1968. С. 196; Одежда XVII – начала XX в… С. 160].

[5] Термин «женщина-любовница» мы намеренно дали в кавычках. Под понятием «женщины-любовницы» мы подразумеваем не образ жизни или общественную роль женщины, а лишь идеал красоты характерный для той или иной эпохи, определяемый формами женского тела и существующий наравне с образом «женщины-матери» или «женщины-ребенка».

[6] При этом, необходимо помнить, что в разных регионах один и тот же вид одежды мог называться по разному, а зачастую, одним термином называли совершенно разные по крою одежды. Кроме того, во многих каталогах названия одежды дается  публикатором и/или составителем научного описания и не имеет не чего общего с названием этих элементов костюма в момент их бытования.

[7] Хотя комплекс из юбки и шугая и известен в некоторых городах центральной России (Шмелева, 1999. – С. 332), но широкого распространения он не получил и оставался лишь в костюме пожилых купчих и мещанок.