План по самообразованию

Штошкус Светлана Иозасовна

План по самообразованию педагога дополнительного образования МАУ ДО "ДДТ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu.docx29.59 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

 

 План

по самообразованию

Срок реализации: 2012- 2016 г.

Педагог дополнительного образования: Штошкус С.И.

Когалым - 2012

Тема самообразования

 Деятельностный подход в обучении ИЗО с применением ИКТ как один из способов развития творческого мышления учащихся»

 «Всякое настоящее образование добывается только путем самообразования»

                                                                                                       Рубакин Н. А.

         «Век живи, век учись.»                                                       Народная мудрость          

Пояснительная записка.

Каждый педагог, воспитывающий новое поколение, должен серьезно задуматься над тем, как развить заложенные в человеке творческие, художественные способности, укрепить духовные силы, помочь ему найти самого себя.

В психолого-педагогической литературе все больше внимания уделяется поискам методов и методических приемов обучения, которые способствуют более успешному развитию художественных способностей, обеспечивают активизацию умственной и практической деятельности субъектов образовательного процесса. Развивать мышление, творческую активность в людях надо с детского возраста.   В этом деле большую помощь оказывают изобразительное искусство (рисование, лепка) - предметы, которые могут использовать возможности для реального развития творческих способностей личности ребенка, его творческой индивидуальности. В соответствии с законом РФ «Об образовании» в системе образования, просвещения и культуры в настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию предметов по искусству в общеобразовательных, в домах детского творчества в школах, способных успешно решить современные задачи художественного образования, эстетического воспитания и развития личности. В условиях построения новой модели образования одним из приоритетных направлений становится внедрение в образовательный процесс новых технологий. Одной из главных задач современности является, формирование у нового поколения способности действовать и быть успешным в условиях динамично развивающегося общества.

В нашем образовательном учреждении для решения этой задачи применяются многочисленные инновационные технологии: ТСО, игровые технологии, метод проектов, обучение в сотрудничестве, индивидуальное и дифференцированное обучение, модульное обучение, применение индивидуальных образовательных маршрутов. Применение этих инноваций немыслимо без использования новых информационных компьютерных технологий.  Для развития художественных способностей на занятиях изобразительного искусства, целесообразно внедрение ИКТ. Так как каждый урок программы изобразительной и творческой деятельности построен на зрительном ряде, использование компьютерных возможностей и интерактивного оборудования позволяет открыть для детей замкнутое пространство кабинета и погрузиться в мир искусства; предоставляет возможность побывать в роли художника, скульптора.  При этом надо учитывать, что компьютер не заменят учителя, а только дополняет его. В результате, я определила формы применения компьютерных технологий на занятиях по изобразительной деятельности скульптуре.

1.        использование медиа-ресурсов как источника информации;

2.        компьютерная поддержка деятельности педагога на разных этапах занятий;

3.        организация проектной деятельности учащихся.

В ходе педагогической деятельности выяснила, что использование медиа-ресурсов как источника информации повышает интерес учащихся к творчеству художников, направлениям в искусстве, позволяет использовать на занятии помимо произведений искусств, произведения литературы – легенды, сказания народов нашего Югорского края и даже музыки.  

Применение компьютерных технологий может осуществляться не только педагогом при подготовке занятий, но и учениками в процессе своей работы. Одним из способов - является организация проектной деятельности учащихся, оформленная в виде презентаций, печатных сообщений в форме рефератов, участие в научно- исследовательских детских конференций на разных уровнях: от муниципальных, городских; «Шаг в будущее» «Гости из будущего», «Творческий салют» до Всероссийских «Леонардо». Преимущества использования ИКТ в преподавании изобразительного искусства очевидны:

•        знакомство с любой темой можно сопровождать показом видеофрагментов, фотографий;

•        широко использовать показ репродукций картин художников;

•        демонстрировать графический материал (таблицы, схемы);

•        «посещать» крупнейшие  музеи мира;

•        активизировать учебный процесс.

Итак, новые информационные технологии – это процесс подготовки и передачи информации учащимся посредством компьютера с соответствующим техническим и программным обеспечением. Это позволяет развить у учащихся художественно- творческие способности и решать новые, не решённые ранее задачи. Но нельзя забывать главного: никакая самая лучшая и современная машина не заменит «живого» общения педагога с учеником.

Также в своей педагогической практике, веду активное использование игровых педагогических технологий. Реализация игровых приемов и ситуаций на уроках изобразительного искусства по скульптуре проходится по таким основным направлениям:

          - дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

         - учебная деятельность подчиняется правилам игры;

         - учебный материал используется в качестве ее средства;

         - в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

         - успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

 По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр: обучающие и обобщающие;

познавательные, воспитательные, развивающие;

репродуктивные, продуктивные, творческие;

коммуникативные, диагностические и др.

Специфику игровой технологии на занятиях в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольно-печатные; компьютерные.

Целью игровых технологий на уроках по изобразительной деятельности является решение ряда следующих задач:

-  дидактические (расширение кругозора, познавательная деятельность; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и др.);

- развивающие (развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения фантазии, творческих идей, умений устанавливать закономерности, находить оптимальные решения и др.);

- воспитывающие (воспитание самостоятельности, воли, формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих позиций, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности и др.);

- социализирующие (приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды и др.).

Таким образом, я считаю, что применение игровых педагогических технологий на уроках изобразительной деятельности - скульптуре  следует организовать на основе компетентного подхода, который утверждает приоритетную  роль компетентностей в качестве важнейших показателей качеств образования.

   Одним из важнейших аспектов современной системы образования, является построение образовательного процесса на учебном диалоге ученика и учителя, который направлен на совместное конструирование программной деятельности. В любом учебном предмете, в особенности в изобразительном искусстве, ученик избирательно относится к содержанию, видам и формам учебного материала. Далеко не все понятия усваиваются детьми, а только те, которые входят в состав их личного опыта. Поэтому начальной точкой организации занятий   является актуализация субъектного опыта, поиск связей. При личностно-ориентированном обучении важно учитывать избирательность ученика, его мотивацию, стремление использовать полученные знания самостоятельно, по собственной инициативе, в ситуациях, не заданных обучением.

На занятиях по изобразительной деятельности скульптуре я стараюсь инициировать субъектный опыт ребят, развить индивидуальные способности каждого ученика. Важно признать индивидуальность, самобытность, самоценность особенно у тех, кто не видит в себе выраженные творческие навыки. Важно дать детям возможность свободного выбора элементов и видов работы, позволить им самостоятельно определиться, самореализоваться в том или ином виде деятельности. В таких случаях мною разработаны и применяются ИОМ (индивидуальные образовательные маршруты)   конечно прежде учащиеся  знакомятся с различными видами творчества.  

На своих занятиях я применяю такие личностно-ориентированные методы, как метод диалога, когда педагог и ученик – собеседники; метод сравнений и ассоциаций, когда каждый ученик может высказать свою ассоциацию по данной ситуации; придумывание образа или ситуаций; индивидуализация в работе с учащимися.

Таким образом, применение в моей педагогической практике всех вышеизложенных образовательных технологий, позволят выявить и развить у учащихся художественные способности, умения по выполнению оригинальных творческих заданий, а также воспитывать творческое отношение как к лепке, так и к рисованию.

 Из всего вышеизложенного вытекает цель самообразования и задачи:

 Цель самообразования: повышение профессионального уровня педагога,  и компьютеризация учебного процесса учащихся.

Задачи:

  1. Формировать личные способности, соответствовать образу современного педагога, внедрять инновационные технологии в учебный процесс.
  2. Реализовывать творческие возможности педагога дополнительного образования, как основы успешной учебной деятельности учащихся.
  3.  Углубить изучение своего предмета и методики его преподавания через компьютеризацию учебного процесса учащегося дополнительного образования.

 Ожидаемые результаты:

  1. Повышение интереса учащихся к художественной деятельности, предмету скульптура.
  2. Формирование у учащихся креативного мышления для развития творческих способностей детей.
  3. Повышение успеваемости и качества обучения учащихся, с применением компьютеризации образовательного процесса.
  4.  Повышение процента сохранности контингента учащихся социализация  и профориентация учащихся.

Действия и мероприятия

Сроки

реализации

Выполнение

 1.

 

Профессиональное

направление

  1. Углубленное изучение темы по самообразованию, «Деятельностный подход в обучении ИЗО, как один из способов развития творческого мышления учащихся»  

курсы по интернет технологиям.  

  1. Апробация отдельных приемов и техник художественного творчества.    

  1. Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет.

  1. Социализация и профриентационная направленность работы по сохранности контингента учащихся.

  1. Консультации в ММЦ; (межшкольный методический центр)

  1. Изучение Документов Правительства РФ, Министерства образования РФ, относящихся к стратегии модернизации образования.  

 Регулярно

Регулярно

Регулярно

Регулярно

Регулярно

 

Регулярно

  1. Курсы повышения квалификации:

«Обучение детей с ограниченными возможностями с использованием Интернет- технологий»2011

«Психолого-педагогические организационно педагогические и методические аспекты дистанционного обучения детей инвалидов и детей с ОВЗ»2015;

 «Развитие креативного мышления у учащихся и подростков» (2015).

2.Изучение техник «холодный фарфор», лепка изделий из полимерных материалов.

(2013 – 2014)

Совершенствование приёмов росписи изделий акриловыми красками.

(2015г.)

Обучение учащихся основам лепки изделий малоизвесных и забытых народных промыслов. (выполняется в соответствии с календарно-тематическим планированием)

3.Применение технологий и методов;

Углубленное изучение игровых технологий.

Технологий развивающего обучения;

Технологий совместного обучения;  

Применяю личностно -ориентированные методы;

Методы индивидуализации;

 Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (И.П. Волков, ГС. Альтшуллер, И.П. Иванов).

4.Реализация социальных проектов в СОШ №5 «В кругу друзей». (2014);

Встреча с детьми детского сада «Почемучка» с программой «Давайте познакомимся»; 2014г

Проведение социального проекта «Пусть дети  на учат детей» детский сад «Солнышко» (2016).

 5.Создание презентаций 2012год. Наложение музыки на презентации 2013.

Создание видеофильмов.

Создание методичек в Рublis. 2012-2014

Регистрация на сайтах 2015.

Создание электронных тестов. -2016.

6.Знакомиться с модернизацией и стратегией в образовании.

2.

Психолого-педагогическое направление

Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.

 Изучить следующую литературу:

  • Любимова Н.В. «Самоисцеление творчеством и адаптацией к жизни»
  • Э. Прокофьева. Психология детского творчества.
  • Наумова Н.Е. Развитие творческого потенциала и личностных особенностей учащихся.
  • Зигмунд Фрейд «Очерки по психологии». Материал микроисследование по методике   Речицкой Е.Г и Сошиной Е.А

    «Развитие творческого воображения детей». Речицкой Е.Г и Сошиной Е.А

регулярно

 

2012

по

-2012

2012

2012

3.

Методическое направление

  1. Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения творческой деятельности.

  1.  Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.

  1. Сотрудничество в педагогами города.

  1. Принимать участие в работе ГПС. Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности, отчитываться о результатах работы на ГПС и педсоветах.

  1. Организовать работу с одарёнными детьми и принимать участие в научно-практических конференциях, конкурсах творческих работ, олимпиадах.

  1. Создать собственную базу лучших разработок занятий, интересных приемов и находок на уроке. Разработать, тесты, создать, медиотеку, способствующие личностно-ориентированному

подходу в изучении предмета.

7.Пройти курсы повышения квалификации

 

Регулярно

Регулярно

2014- 2015

2013-2016

2013-2016

2012-2016

2012-2016

2015-2016

 1.Мастер классы для педагогов города. «Технология изготовления Свистульки на основе Тавологского промысла» 2012; «Символ года» 2013; «Изготовление колокольчика из глины ручным способом лепки»2014:

2.Открытое занятие для педагогов знакомство с искусством с художниками нашего края Художник Г. Райшев «Дохожу до символизма» 2015.  

3. Проведение мастер класса по теме «Новогодний сувенир» для педагогов младших классов города. (2012)

Проведение мастер класса по теме «Изготовление колокольчика из глины» для педагогов младших классов города. (2012)

Участие в городской конференции

«Инновационные технологии в образовании» - мастер-класс «Роспись пасхального яйца»

(2014г.)

4.Участие в семинаре ГПС «Современные подход к организации работы с одарёнными детьми художественно-эстетической направленности». Выступление по теме « Реализация социальных проектов с одарёнными детьми» . (2014г.) и (2015):

5.Приняли участие во всероссийском конкурсе научно практических исследовательских работ «ЛЕОНАРДО».2014г.

6. Организовать выставку моих работ, демонстрационных образцов по народным промыслам (2016).

Разработаны тесты четырёх годичной программы «Глиняное чудо» по всем голам обучения. (2012 г);

Создана медиотека по темам программы, которая ежегодно пополняется.  

7. Пройти курсы повышения квалификации «Новые технологии в преподавании ИЗО» 2015-2016г.

 База ЦОР пополняется ежегодно.

4

Информационно-технологическое  направление.

1.Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс.

2. Обзор в Интернете информации по изобразительному искусству - скульптуре, педагогике и психологии.

3.Зарегистрироваться на сайтах: «Про школу», «Социальная сеть работников образования» «НС портал».

5. Создать электронную почту для контакта с коллегами.

6. Планирую повышение уровня мотивации учащихся к изучению дисциплины через технические средства обучения (комплексную программу «Рисуем с художниками» компьютерные презентации.)

7.Создание и пополнение ЦОР к программе «Глиняное Чудо»

8. Создание УМК к программам

«Глиняное чудо», «Мир глиняной игрушки»

Регулярно

Регулярно

2014 год

2013 год

2016 год

2012-2016

2015-2016

Создан мини-сайт (2014г.)

Создана электронная почта (2012г.)

В перспективе.

7.Создание и пополнение ЦОР к программе «Глиняное Чудо»

8. Создание и обновление материала

5.

Охрана здоровья

1. Внедрять в образовательный процесс здоровье сберегающие технологии.

2. Вести здоровый образ жизни.

 

3.Подготовить каталог малоподвижных игр для занятости на переменах.

Регулярно

Регулярно

2012г

1.Выстраивать учебные занятия   по здоровье сберегающим технологиям с применением на занятиях физ минуток.

2.Регулярно проводятся беседы и часы общения о здоровом образе жизни.

3.Создан каталог игр в виде карточек с их описаниями, которыми удобно пользоваться учащимся на переменах. Регулярно применяем.

Литература:  

1.  Е. С. Полат. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. -М:2000

2.  Пахомова Н. Ю. Проектное обучение — что это?  Методист, №1, 2004.  

3. Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. — М: Народное образование, 2001

4.  Документы Правительства РФ, Министерства образования РФ, относящихся к стратегии модернизации образования.

5. Играйте с нами, играйте сами. Детский оздоровительный образовательный центр «Алые паруса» часть1 и часть 2. Тюмень 2002  

6. Е.Г Речицкой и Е.А   Сошиной «Развитие творческого воображения детей».