Рабочая программа "Искусство" по декоративно - прикладному творчеству обско – угорских народов 5 классы

Рахамимова Светлана Евгеньевна

Рабочая программа по декоративно – прикладному  искусству обско -угорских народов для 5 класса составлена на основе программы Ерныховой Евдокии Александровны. Программа рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю).

Предмет «Искусство» по декоративно - прикладному творчеству обско – угорских народов предусматривает интегрированные занятия с культурой, фольклором обско-угорского народа. А именно:
- способы работы с берестой,  бисером;
- особенности орнаментального искусства народов ханты и манси;
- шитьё национальной куклы Акань.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab.pr_._5_kl._iskusstvo_dekorativno-prikladnoe.doc171 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа «Искусство» по декоративно - прикладному творчеству обско – угорских народов. 5 класс. Учитель Рахамимова С.Е.

Пояснительная записка

        Данная рабочая программа составлена:

  • в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. От 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации»,
  • в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования,  
  • на основе учебного плана  МБОУ МО город Нягань «СОШ № 4» на 2015-2016 учебный год

        Рабочая программа по декоративно – прикладному  искусству обско -угорских народов для 5 класса составлена на основе программы Ерныховой Евдокии Александровны. Программа рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю). Срок реализации программы – 1 год.

Научный редактор программы Ерныховой Е.А. – доктор филологических наук, профессор Марийского государственного университета Ю.В. Андуганов.   Рецензенты:

Е.И. Ромбандеева, доктор филологических наук, академик Петровской академии наук и искусств, заслуженный деятель наук РФ;

Е.А. Немысова, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель РФ, заслуженный работник образования ХМАО.

Цели изучения предмета «Искусство»  по декоративно - прикладному творчеству обско – угорских народов:

- подготовка всесторонне образованных членов общества, способных понимать и принимать особенности культуры обских угров в большой семье народов России, а также, приобщение школьников к фольклору через:

- сказки, легенды, загадки обско-угорских народов;

- развитие умений изготавливать поделки из бересты, бисера, ткани;

- знакомство с орнаментальным искусством народов ханты и манси.

Задачами курса являются:

- обучение основам традиционной культуры коренных малочисленных народов Севера в большой семье народов России, умению использовать жизненные наблюдения в творческих работах, поиск новых форм в изобразительной, декоративно-творческой деятельности;

-воспитание эстетического отношения к национальным традициям в культуре и искусстве, произведениям устного народного и профессионального творчества;

- развитие познавательной деятельности, художественно-творческого интереса к изобразительной и декоративной деятельности на основе культуры обских угров, культуры России.

Программа позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, об общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета, задает тематические и сюжетные линии курса, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и вариант последовательности их изучения с учетом межпредметных и внутри предметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, сензитивных периодов их развития.

Общая характеристика учебного предмета:

Предмет «Искусство» по декоративно - прикладному творчеству обско – угорских народов предусматривает интегрированные занятия с культурой, фольклором обско-угорского народа. А именно:

- способы работы с берестой,  бисером;  

- особенности орнаментального искусства народов ханты и манси;

- шитьё национальной куклы Акань.

Содержанием рабочей программы предусматривается освоение материала по следующим сквозным образовательным линиям:

• культура, эргономика и эстетика труда;

• получение, обработка, хранение и использование информации;

• знакомство с миром профессий, выбор учащимися жизненных, профессиональных планов;

• влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;

• методы творческой, проектной деятельности;

• история и  перспективы развития декоративно - прикладного творчества коренных народов ханты и манси.

        Актуальность программы в том, что она построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия декоративно – прикладного искусства с жизнью угорских народов.    

Описание учебного предмета

В процессе обучения по  предмету «Искусство» декоративно – прикладного  творчества угорских народов учащиеся:

познакомятся:

  • с бытом угорских народов, через сказки и легенды;
  • современными направлениями декоративно-прикладного искусства обско-угорских народов;
  • историей орнаментального искусства,
  • сможет развивать природные задатки, творческий потенциал каждого воспитанника: фантазию, наблюдательность, мышление, память, внимание, моторику рук, глазомер, чувство материала;
  • сможет развивать положительные эмоции и волевые качества через прикладное искусство обских угров;
  • будет воспитывать личностные качества у школьника: трудолюбие, творчество, коммуникабельность, уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности, уважение к своему труду и труду своих сверстников;
  • научит воспроизводить растительный и животный орнамент угорских  народов в изделиях декоративно-прикладного искусства;
  • сформирует умения обработки природных материалов (бересты);
  • научить детей владеть различной техникой работы с берестой, бисером, тканью с помощью различных инструментов и приспособлений.

Содержание программы рассчитано на разнообразные формы деятельности: изображение  на плоскости и в объёме; декоративную и конструктивную работу;  восприятие явлений действительности и произведений декоративно – прикладного искусства (слайдов, презентаций); обсуждение работ товарищей; результаты собственного коллективного  творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение декоративно – прикладного наследия; поисковую работу школьников по подбору иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений.

        В программе выделены несколько  способов освоения действительности: изобразительный, декоративный и конструктивно - прикладной. Постоянное личное участие школьников в этих видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру декоративно – прикладного искусства угорских народов,  его взаимосвязи с жизнью.  

Конечной целью предлагаемой программы является развитие конкретных знаний о жизни и быте коренных народов Западной Сибири и на основе этих знаний формирование интереса и приобщение школьников к национальной культуре коренных народов Западной Сибири в процессе обучения декоративно – прикладного искусству. Структура программы: 4 раздела на  35 часов за учебный год,  по  1 часу в неделю.

Ожидаемые результаты.

В результате изучения курса «Декоративно-прикладное искусство угорских народов» ученик должен знать/понимать:

  основные виды декоративно-прикладного искусства обских угров;

 основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспективы, пространство, объем, ритм, композиция);

 выдающихся представителей регионального искусства и их основные произведения;

 значение изобразительного и декоративно-прикладного искусства в художественной культуре и его роль в синтетических видах творчества; уметь

 применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, пластилин) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;

 выполнять проектные работы;

 использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для восприятия и оценки произведений искусства, самостоятельной творческой деятельности, и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).

Предметными результатами 

освоения учащимися программы «Искусство» по декоративно - прикладному творчеству обско – угорских народов  являются:

В познавательной сфере:

• рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;

• оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;

• ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;

• классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, объектов живой природы и социальной среды;

• распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах;

• владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;

В трудовой сфере:

• планирование технологического процесса и процесса труда;

• подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;

• подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;

• проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;

• выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;

• соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;

• соблюдение трудовой и технологической дисциплины;

• выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;

• документирование результатов труда и проектной деятельности;

• расчет себестоимости продукта труда;

• примерная экономическая оценка возможной прибыли с учетом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг.

В мотивационной сфере:

• оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;

• выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг;

 согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;

• осознание ответственности за качество результатов труда;

• наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;

• стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.

В эстетической сфере:

• дизайнерское проектирование изделия или рациональная эстетическая организация работ;

• моделирование художественного оформления объекта труда и оптимальное планирование работ;

• разработка варианта рекламы выполненного объекта или результатов труда;

• эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда;

• рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды.

В коммуникативной сфере:

• формирование рабочей группы для выполнения проекта с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;

• публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги;

В физиолого-психологической сфере:

• развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами;

• достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;

• соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту, с учетом технологических требований;

• сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.

Личностными результатами освоения учащимися предмета «Искусство» по декоративно - прикладному творчеству обско – угорских народов  являются:

• проявление познавательных интересов и активности;

• выражение желания учиться и трудиться для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;

• развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;

• овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;

• самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;

• становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности;

• планирование образовательной и профессиональной карьеры;

• осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;

• бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;

• готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;

• проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности.

Метапредметными результатами являются:

• проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия;

• поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;

• самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий;

• виртуальное и натурное моделирование технических объектов и технологических процессов;

• приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

• выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость;

• выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;

• использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость;

•  согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;

• оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;

• диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям;

• соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;

• соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.

Место предмета «Искусство» по декоративно - прикладному творчеству обско – угорских народов  в базисном учебном (образовательном) плане.

Базисный учебный план на этапе основного общего образования включает 35 часов в 5 классе, по 1 часу в неделю.

Ценностные ориентиры содержания предмета

Требования к уровню подготовки выпускников

в соответствии с государственным образовательным стандартом:

В результате изучения декоративно – прикладного  искусства учащиеся познакомятся:

  • с известными центрами народных ремёсел округа;
  • с наиболее крупными художественными музея округа и  Европы;
  • с особенностями языка   линейных орнаментов, а также с орнаментами флоры и фауны обско- угорских народов;

овладеют навыками :

  • применения  художественных материалов (гуашь, акварель, природные и подручные материалы) и выразительных средств в творческой деятельности;
  • выбирать наиболее подходящий формат листа при работе над линейно геометрическим орнаментом народов ханты и манси;
  • добиваться цветовых традиций при передаче растительного или животного рисунка и орнамента;
  • передавать при изображении предмета пропорции формы;
  • анализировать содержание, язык орнаментов народов ханты и манси;
  • узнавать декоративно – прикладные произведения мастеров Югры;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни; самостоятельной творческой деятельности: в рисунке, в иллюстрациях к декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).

Содержание рабочей программы «Декоративно - прикладное искусство обско – угорских народов»

  1. Раздел «Береста» – 12 часов

Народные промыслы народов ханты и манси.

Знакомство со сказками, легендами народов ханты и манси.

Виды берестяной посуды.

Заготовка, обработка и хранение бересты.

Пошив совт (манси), воньсюп (ханты). Берестяная посуда.

Пошив пают (манси), хинт (ханты). Берестяная посуда.

Изготовление посуды и  коробки  из бересты.

  1. Раздел «Орнаментальное искусство народов ханты и манси» – 10 часов

Ознакомление с орнаментальным искусством народов ханты и манси.

Значение и место орнаментального искусства угорских народов в мировом искусстве.

Изготовление угорских орнаментов в цвете.

Симметричные орнаменты и их применение.

Изготовление на цветной бумаге  угорских орнаментов.

  1. Раздел «Бисер» - 7часов

Работа с бисером.

Вышивание орнамента  для одежды народов ханты и манси бисером по канве.

Вышивание орнамента  бисером по канве.

Плетение бисером.

  1. Раздел «Изделия из ткани»  – 6 часов

Традиционный шов для изготовления изделий.

Кукла Акань.

Кукла Акань,  оформление платья.

Загадки, легенды, сказки народов хаты и манси.

        Народные промыслы народов ханты и манси.

Учебно методический комплекс и материально техническая база.

Список литературы для учителя:

  1. Белявская-Ерныхова Е. А. Этнотворческая лаборатория «Утренняя заря».- Саранпауль, 2005-66 с.
  2. Банников В. Н., Петрук О. И. Изобразительное искусство в национальной школе; методическое пособие. – Ханты-Мансийск, 2005.- 61с.
  3. Банников В. Н. Декоративно-прикладное искусство в системе дополнительного образования: программно- методическое пособие. – Ханты-Мансийск, 2004.-116 с.
  4. Валов А. А. Художники города Ханты- Мансийска: альбом.- Ханты-Мансийск, 1997.-62 с.
  5. История Ханты- Мансийского автономного округа с древности до наших дней /Отв. Ред. Редик Д. А.- Екатеринбург: НПМП «Волот», 2000
  6. Конькова А. М. Сказки бабушки Аннэ. – Екатеринбург, 2001. – 117 с.
  7. Кудрявцев В. Т,, Решетникова Р. Г. Ребёнок и декоративно-прикладное искусство обских угров.- М.: Издательство ИКАР, 1993. – 208 с.
  8. Лукина Н. В. Альбом хантыйских орнаментов (восточная группа).- Томск.: Изд. Томского университета, 2000. – 239 с.
  9. Оборотова Е. А. Уроки Евдокии Ерныховой. – Берёзово, 1997.- 207 с.
  10. Устенко Л. Н. Виды и жанры пластических искусств: методическое пособие. - Ханты-Мансийск, 2006.- 65 с.
  11. Оборотова Е. А. Уроки Евдокии Ерныховой. – Берёзово, 1997.-207с.

Интернет сайты:

 -http://school-collection.edu.ru/catalog/res/ce29c446-d56c4d95b1d9f45363a6992d/?interface=catalog;

-  http://school-collection.edu.ru/catalog/res/f4184553-1001-4d78-ab5e-b28922674205/?sort=order&interface=catalog&rubric_id%5b%5d=48656;

-  http://school-collection.edu.ru/catalog/res/87f11899-641d-407a-b798-d38a8d572baa/?;

-  http://school-collection.edu.ru/catalog/res/b785a721-0dfb-4ead-a199-d9a75eb7023c/?from=6e5e3dad-f756-4d41-967a909ef5813fdc&interface=themcol&rub_guid%5b%5d=6e5e3dad-f756-4d41-967a-909ef5813fdc&rubric_id%5b%5d=48693;

- http://eor.edu.ru/wps/PA_1_0_1BP/dynamic/card.jsp?card_id=23348&category_id=10116;

- http://eor.edu.ru/wps/PA_1_0_1BP/dynamic/card.jsp?card_id=23347&category_id=10116

Материально-технические  средства обучения:

- мультимедийный проектор- 1шт.

- интерактивная доска – 1шт.

- компьютер -1шт.

- гладильная доска – 2шт.

- утюг – 2шт.

- бисер - 5 наборов разных цветов (со специальными иглами)

- ткань канва, сатин, ситец,  сукно -  по 0,5 м

- демонстрационный,  раскройный стол – 1шт.

- ножницы – 8 шт.

Календарно- тематическое планирование «Декоративно - прикладное искусство обско – угорских народов» 5 класс. Учитель Рахамимова С.Е.

№ урока

Дата план

Дата факт

Раздел

Тема урока

Предметные результаты

знать/понимать:

Универсальные учебные действия

1

01.09 5а

03.09 5б

1.Береста

Народные промыслы народов ханты и манси

известные центры народных ремёсел округа;

Регулятивные УУД:

-принятие учебной цели;

-выбор способов деятельности;

Познавательные УУД:

- сравнение;

- анализ;    

- систематизация;      

- мыслительный эксперимент;

Коммуникативные УУД:

- слушать и слышать собеседника, учителя;

- задавать вопросы на понимание, обобщение

Личностные УУД:

- самопознание

2

08.09 5а

10.09 5б

Знакомство со сказками, легендами народов ханты и манси

Регулятивные УУД:

-принятие учебной цели;

-выбор способов деятельности.

Познавательные УУД:

- сравнение;

- анализ;    

- систематизация.

Коммуникативные УУД:

- слушать и слышать собеседника, учителя;

- задавать вопросы на понимание, обобщение

Личностные УУД:

- самопознание;

- самооценка.

3

15.09 5а

17.09 5б

Береста.

Виды берестяной посуды

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности

Регулятивные УУД:

-принятие учебной цели;

-выбор способов деятельности;

Познавательные УУД:

- сравнение;

- анализ;    

- систематизация;      

- мыслительный эксперимент;

Коммуникативные УУД:

- слушать и слышать собеседника, учителя;

- задавать вопросы на понимание, обобщение

Личностные УУД:

- самопознание;

- самооценка.

4

22.09 5а

24.09 5б

Виды берестяной посуды

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности

Регулятивные УУД:

-принятие учебной цели;

-выбор способов деятельности;

Познавательные УУД:

- сравнение;

- анализ;    

- систематизация;      

- мыслительный эксперимент;

Коммуникативные УУД:

- слушать и слышать собеседника, учителя;

- задавать вопросы на понимание, обобщение

Личностные УУД:

- самопознание;

- самооценка.

5

29.09 5а

01.10 5б

Заготовка, обработка и хранение бересты

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности

Регулятивные УУД:

-принятие учебной цели;

-выбор способов деятельности;

Познавательные УУД:

- сравнение;

- анализ;    

- систематизация;      

- мыслительный эксперимент;

Коммуникативные УУД:

- слушать и слышать собеседника, учителя;

- задавать вопросы на понимание, обобщение

Личностные УУД:

- самопознание;

- самооценка.

6

06.10 5а

08.10 5б

Заготовка, обработка и хранение бересты

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности

Регулятивные УУД:

-принятие учебной цели;

-выбор способов деятельности;

Познавательные УУД:

- сравнение;

- анализ;    

- систематизация;      

- мыслительный эксперимент;

Коммуникативные УУД:

- слушать и слышать собеседника, учителя;

- задавать вопросы на понимание, обобщение

Личностные УУД:

- самопознание;

- самооценка.

7.

7

13.10

15.10

Пошив совт (манси), воньсюп (ханты)

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности

Регулятивные УУД:

-планирование организации

контроля труда;

-организация рабочего места;

-выполнение  правил  гигиены учебного труда.

Познавательные УУД:

- сравнение;

- анализ;    

- систематизация;      

- практическая работа;  

Коммуникативные УУД:

- слушать и слышать собеседника, учителя;

- задавать вопросы на понимание, обобщение.

Личностные УУД:

- самопознание;

- самооценка;

- личная ответственность;

- адекватное реагирование на трудности.

8.

8

20.10

22.10

Пошив совт (манси), воньсюп (ханты)

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности

Регулятивные УУД:

-планирование организации

контроля труда;

-организация рабочего места;

-выполнение  правил  гигиены учебного труда.

Познавательные УУД:

- сравнение;

- анализ;    

- систематизация;      

- практическая работа;  

Коммуникативные УУД:

- слушать и слышать собеседника, учителя;

- задавать вопросы на понимание, обобщение.

Личностные УУД:

- самопознание;

- самооценка;

- личная ответственность;

- адекватное реагирование на трудности.

9.

9

27.10

29.10

Пошив пают (манси), хинт (ханты)

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности

Регулятивные УУД:

-планирование организации

контроля труда;

-организация рабочего места;

-выполнение  правил  гигиены учебного труда.

Познавательные УУД:

- сравнение;

- анализ;    

- систематизация;      

- практическая работа;  

Коммуникативные УУД:

- слушать и слышать собеседника, учителя;

- задавать вопросы на понимание, обобщение.

Личностные УУД:

- самопознание;

- самооценка;

- личная ответственность;

- адекватное реагирование на трудности.

10.

10

10.11

12.11

Пошив пают (манси), хинт (ханты)

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности

Регулятивные УУД:

-планирование организации

контроля труда;

-организация рабочего места;

-выполнение  правил  гигиены учебного труда.

Познавательные УУД:

- сравнение;

- анализ;    

- систематизация;      

- практическая работа;  

Коммуникативные УУД:

- слушать и слышать собеседника, учителя;

- задавать вопросы на понимание, обобщение.

Личностные УУД:

- самопознание;

- самооценка;

- личная ответственность;

- адекватное реагирование на трудности.

11.

11

17.11

19.11

Изготовление посуды и  коробки  из бересты

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности

Регулятивные УУД:

-планирование организации

контроля труда;

-организация рабочего места;

-выполнение  правил  гигиены учебного труда.

Познавательные УУД:

- сравнение;

- анализ;    

- систематизация;      

- практическая работа;  

Коммуникативные УУД:

- слушать и слышать собеседника, учителя;

- задавать вопросы на понимание, обобщение.

Личностные УУД:

- самопознание;

- самооценка;

- личная ответственность;

- адекватное реагирование на трудности.

12.

12

24.11

26.11

Изготовление посуды и  коробки  из бересты

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности

Регулятивные УУД:

-планирование организации

контроля труда;

-организация рабочего места;

-выполнение  правил  гигиены учебного труда.

Познавательные УУД:

- сравнение;

- анализ;    

- систематизация;      

- практическая работа;  

Коммуникативные УУД:

- слушать и слышать собеседника, учителя;

- задавать вопросы на понимание, обобщение.

Личностные УУД:

- самопознание;

- самооценка;

- личная ответственность;

- адекватное реагирование на трудности.

13.

13

01.12

03.12

2. Орнаментальное искусство народов ханты и манси.

Ознакомление с орнаментальным искусством народов ханты и манси.

особенности языка   линейных орнаментов, а также орнаментов флоры и фауны обско- угорских народов;

Регулятивные УУД:

-принятие учебной цели;

Познавательные УУД:

- сравнение;

- анализ;    

- систематизация;      

Коммуникативные УУД:

- слушать и слышать собеседника, учителя;

- задавать вопросы на понимание, обобщение

Личностные УУД:

- самопознание;

- самооценка.

14.

14

08.12

10.12

Ознакомление с орнаментальным искусством народов ханты и манси.

особенности языка   линейных орнаментов, а также орнаментов флоры и фауны обско- угорских народов;

Регулятивные УУД:

-принятие учебной цели;

Познавательные УУД:

- сравнение;

- анализ;    

- систематизация;      

Коммуникативные УУД:

- слушать и слышать собеседника, учителя;

- задавать вопросы на понимание, обобщение

Личностные УУД:

- самопознание;

- самооценка.

15.

15

15.12

17.12

Значение и место орнаментального искусства угорских народов в мировом искусстве

выбирать наиболее подходящий формат листа при работе над линейно геометрическим орнаментом;

Регулятивные УУД:

-принятие учебной цели;

Познавательные УУД:

- сравнение;

- анализ;    

- систематизация;      

Коммуникативные УУД:

- слушать и слышать собеседника, учителя;

- задавать вопросы на понимание, обобщение

Личностные УУД:

- самопознание;

- самооценка.

16.

16

22.12

24.12

Изготовление угорских орнаментов в цвете

добиваться цветовых традиций при передаче растительного или животного рисунка и орнамента;

Регулятивные УУД:

-планирование организации

контроля труда;

-организация рабочего места;

Познавательные УУД:

- сравнение;

- анализ;    

- практическая работа;  

Коммуникативные УУД:

- слушать и слышать собеседника, учителя;

- задавать вопросы на понимание, обобщение.

Личностные УУД:

- самопознание;

- самооценка;

- личная ответственность;

- адекватное реагирование на трудности.

17.

17

12.01

14.01

Изготовление угорских орнаментов в цвете

добиваться цветовых традиций при передаче растительного или животного рисунка и орнамента;

Регулятивные УУД:

-планирование организации

контроля труда;

-организация рабочего места;

Познавательные УУД:

- сравнение;

- анализ;    

- практическая работа;  

Коммуникативные УУД:

- слушать и слышать собеседника, учителя;

- задавать вопросы на понимание, обобщение.

Личностные УУД:

- самопознание;

- самооценка;

- личная ответственность;

- адекватное реагирование на трудности.

18.

18

19.01

21.01

Симметричные орнаменты и их применение

выбирать наиболее подходящий формат листа при работе над линейно геометрическим орнаментом;

Регулятивные УУД:

-планирование организации

контроля труда;

-организация рабочего места;

Познавательные УУД:

- сравнение;

- анализ;    

- практическая работа;  

Коммуникативные УУД:

- слушать и слышать собеседника, учителя;

- задавать вопросы на понимание, обобщение.

Личностные УУД:

- самопознание;

- самооценка;

- личная ответственность;

- адекватное реагирование на трудности.

19.

19

26.01

28.01

Симметричные орнаменты и их применение

выбирать наиболее подходящий формат листа при работе над линейно геометрическим орнаментом;

Регулятивные УУД:

-планирование организации

контроля труда;

-организация рабочего места;

Познавательные УУД:

- сравнение;

- анализ;    

- практическая работа;  

Коммуникативные УУД:

- слушать и слышать собеседника, учителя;

- задавать вопросы на понимание, обобщение.

Личностные УУД:

- самопознание;

- самооценка;

- личная ответственность;

- адекватное реагирование на трудности.

20.

20

02.02

04.02

Симметричные орнаменты и их применение

выбирать наиболее подходящий формат листа при работе над линейно геометрическим орнаментом;

Регулятивные УУД:

-планирование организации

контроля труда;

-организация рабочего места;

Познавательные УУД:

- сравнение;

- анализ;    

- практическая работа;  

Коммуникативные УУД:

- слушать и слышать собеседника, учителя;

- задавать вопросы на понимание, обобщение.

Личностные УУД:

- самопознание;

- самооценка;

- личная ответственность;

- адекватное реагирование на трудности.

21.

21

09.02

11.02

Изготовление на цветной бумаге  угорских орнаментов

добиваться цветовых традиций при передаче растительного или животного рисунка и орнамента;

Регулятивные УУД:

-планирование организации

контроля труда;

-организация рабочего места;

Познавательные УУД:

- сравнение;

- анализ;    

- практическая работа;  

Коммуникативные УУД:

- слушать и слышать собеседника, учителя;

- задавать вопросы на понимание, обобщение.

Личностные УУД:

- самопознание;

- самооценка;

- личная ответственность;

- адекватное реагирование на трудности.

22.

22

16.02

18.02

Изготовление на цветной бумаге  угорских орнаментов

добиваться цветовых традиций при передаче растительного или животного рисунка и орнамента;

Регулятивные УУД:

-планирование организации

контроля труда;

-организация рабочего места;

Познавательные УУД:

- сравнение;

- анализ;    

- практическая работа;  

Коммуникативные УУД:

- слушать и слышать собеседника, учителя;

- задавать вопросы на понимание, обобщение.

Личностные УУД:

- самопознание;

- самооценка;

- личная ответственность;

- адекватное реагирование на трудности.

23.

23

01.03

25.02

3. Бисер

Работа с бисером

добиваться цветовых традиций при передаче растительного или животного рисунка и орнамента;

Регулятивные УУД:

-планирование организации

контроля труда;

-организация рабочего места;

Познавательные УУД:

- сравнение;

- анализ;    

- практическая работа;  

Коммуникативные УУД:

- слушать и слышать собеседника, учителя;

- задавать вопросы на понимание, обобщение.

Личностные УУД:

- самопознание;

- самооценка;

- личная ответственность;

- адекватное реагирование на трудности.

24.

24

15.03

03.03

Вышивание орнамента  для одежды народов ханты и манси бисером по канве

добиваться цветовых традиций при передаче растительного или животного рисунка и орнамента;

Регулятивные УУД:

-планирование организации

контроля труда;

-организация рабочего места;

Познавательные УУД:

- сравнение;

- анализ;    

- практическая работа;  

Коммуникативные УУД:

- слушать и слышать собеседника, учителя;

- задавать вопросы на понимание, обобщение.

Личностные УУД:

- самопознание;

- самооценка;

- личная ответственность;

- адекватное реагирование на трудности.

25.

25

05.04

10.03

Вышивание орнамента  бисером по канве

добиваться цветовых традиций при передаче растительного или животного рисунка и орнамента;

Регулятивные УУД:

-планирование организации

контроля труда;

-организация рабочего места;

Познавательные УУД:

- сравнение;

- анализ;    

- практическая работа;  

Коммуникативные УУД:

- слушать и слышать собеседника, учителя;

- задавать вопросы на понимание, обобщение.

Личностные УУД:

- самопознание;

- самооценка;

- личная ответственность;

- адекватное реагирование на трудности.

26.

26

12.04

17.03

Вышивание орнамента  бисером по канве

добиваться цветовых традиций при передаче растительного или животного рисунка и орнамента;

Регулятивные УУД:

-планирование организации

контроля труда;

-организация рабочего места;

Познавательные УУД:

- сравнение;

- анализ;    

- практическая работа;  

Коммуникативные УУД:

- слушать и слышать собеседника, учителя;

- задавать вопросы на понимание, обобщение.

Личностные УУД:

- самопознание;

- самооценка;

- личная ответственность;

- адекватное реагирование на трудности.

27.

27

19.04

31.03

Плетение бисером

добиваться цветовых традиций при передаче растительного или животного рисунка и орнамента;

Регулятивные УУД:

-планирование организации

контроля труда;

-организация рабочего места;

Познавательные УУД:

- сравнение;

- анализ;    

- практическая работа;  

Коммуникативные УУД:

- слушать и слышать собеседника, учителя;

- задавать вопросы на понимание, обобщение.

Личностные УУД:

- самопознание;

- самооценка;

- личная ответственность;

- адекватное реагирование на трудности.

28.

28

26.04

07.04

Плетение бисером

добиваться цветовых традиций при передаче растительного или животного рисунка и орнамента;

Регулятивные УУД:

-планирование организации

контроля труда;

-организация рабочего места;

Познавательные УУД:

- сравнение;

- анализ;    

- практическая работа;  

Коммуникативные УУД:

- слушать и слышать собеседника, учителя;

- задавать вопросы на понимание, обобщение.

Личностные УУД:

- самопознание;

- самооценка;

- личная ответственность;

- адекватное реагирование на трудности.

29.

29

03.05

14.04

Плетение бисером

добиваться цветовых традиций при передаче растительного или животного рисунка и орнамента;

Регулятивные УУД:

-планирование организации

контроля труда;

-организация рабочего места;

Познавательные УУД:

- сравнение;

- анализ;    

- практическая работа;  

Коммуникативные УУД:

- слушать и слышать собеседника, учителя;

- задавать вопросы на понимание, обобщение.

Личностные УУД:

- самопознание;

- самооценка;

- личная ответственность;

- адекватное реагирование на трудности.

30.

30

10.05

21.04

4.Изделия из ткани

Традиционный шов для изготовления изделий

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности

Регулятивные УУД:

-принятие учебной цели;

Познавательные УУД:

- сравнение;

- анализ;    

- систематизация;      

Коммуникативные УУД:

- слушать и слышать собеседника, учителя;

- задавать вопросы на понимание, обобщение

Личностные УУД:

- самопознание;

- самооценка.

31.

31

17.05

28.04

Кукла Акань

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности

Регулятивные УУД:

-планирование организации

контроля труда;

-организация рабочего места;

Познавательные УУД:

- сравнение;

- анализ;    

- практическая работа;  

Коммуникативные УУД:

- слушать и слышать собеседника, учителя;

- задавать вопросы на понимание, обобщение.

Личностные УУД:

- самопознание;

- самооценка;

- личная ответственность;

- адекватное реагирование на трудности.

32.

32

24.05

05.05

Кукла Акань

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности

Регулятивные УУД:

-планирование организации

контроля труда;

-организация рабочего места;

Познавательные УУД:

- сравнение;

- анализ;    

- практическая работа;  

Коммуникативные УУД:

- слушать и слышать собеседника, учителя;

- задавать вопросы на понимание, обобщение.

Личностные УУД:

- самопознание;

- самооценка;

- личная ответственность;

- адекватное реагирование на трудности.

33.

33

12.05

Кукла Акань, оформление платья

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности

Регулятивные УУД:

-планирование организации

контроля труда;

-организация рабочего места;

Познавательные УУД:

- сравнение;

- анализ;    

- практическая работа;  

Коммуникативные УУД:

- слушать и слышать собеседника, учителя;

- задавать вопросы на понимание, обобщение.

Личностные УУД:

- самопознание;

- самооценка;

- личная ответственность;

- адекватное реагирование на трудности.

34

34

19.05

Загадки, легенды, сказки народов хаты и манси.

Знать:

известные центры народных ремёсел округа;

Регулятивные УУД:

-принятие учебной цели;

Познавательные УУД:

- сравнение;

- анализ;    

- систематизация;      

Коммуникативные УУД:

- слушать и слышать собеседника, учителя;

- задавать вопросы на понимание, обобщение

Личностные УУД:

- самопознание;

- самооценка.

35

35

26.05

Народные промыслы народов ханты и манси

Подведение итогов.

Знать:

известные центры народных ремёсел округа;

Регулятивные УУД:

-принятие учебной цели;

Познавательные УУД:

- сравнение;

- анализ;    

- систематизация;      

Коммуникативные УУД:

- слушать и слышать собеседника, учителя;

- задавать вопросы на понимание, обобщение

Личностные УУД:

- самопознание;

- самооценка.

35часов

Итого

Программа будет выполнена за счет урочных и внеаудиторных занятий.