Дополнительная общеразвивающая программа "Народные ремёсла"

Дополнительная общеразвивающая программа "Народные ремёсла", срок реализации - 2 года, возраст детей - 7 - 10 лет. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_narodnye_remyosla_plugaru_t.g.doc160 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования Администрации Пуровского района

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования

«Дом детского творчества» п. Ханымей Пуровского района

Принята  на заседании

методического совета

от «___» __________ 2016 г.

Протокол № ____

                      УТВЕРЖДАЮ                    

                      Директор МБОУ ДО «ДДТ»

                      п. Ханымей

                      ____________ М.Г. Крылосова

                      «     »    ______________2016 г.                                        

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

художественной направленности «Народные ремёсла»

Срок реализации: 2 года

Возраст учащихся: 7 - 10 лет

Автор-составитель: Плугару Т.Г.,

     педагог дополнительного образования

п. Ханымей

2016 год

Пояснительная записка

Декоративно-прикладное творчество берет свое начало с колыбели человечества. Неоспоримый факт, что люди украшали себя и своё жильё всегда. И это неудивительно, что человек, подражая своему Творцу, творит, преображает свой быт и тянется к красоте. Веками складывался образ народа, культуры, быт, менталитет и очень важно сохранить, не растерять и передать народное наследие следующему поколению. Народная мудрость гласит: «Кто не знает своего прошлого, у того нет будущего». В наше время это одно из условий выжить как народности, как стране.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Народные ремёсла» (далее - программа) предполагает знакомство детей с некоторыми видами рукоделия, которыми владели наши предки. В программе предложен курс занятий, который способствует развитию навыков ручного труда, развитию кругозора, творческому самовыражению, общению со сверстниками и педагогами в не школьном пространстве. Программа состоит из пяти разделов первого года обучения: плетение из бумаги и бересты, тестопластика, чеканка, папье-маше и бисероплетение, четырёх разделов второго года обучения: бисероплетение, валяние, тестопластика, плетение из бумажных трубочек.

 Программа разработана в соответствии с нормативно-правовой  базой: Федеральным законом «Об образованиив РФ», Концепцией развития дополнительного образования детей, Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным  общеобразовательным программам, СанПиН 2.4.4.3172-14. Предназначена   для обучения в учреждениях дополнительного образования детей, общеобразовательных школах. Программа адресована учащимся, не имеющим начальной художественной подготовки.

Плетение – полезное занятие для детского ума и маленьких ручек. Оно развивает мелкую моторику рук, которая напрямую влияет на развитие головного мозга и становления устной речи ребёнка, а также развитие усидчивости, старательности, терпения, которые являются необходимыми качествами для успешной учёбы.

Тестопластика – искусство создания объёмных и рельефных изделий из теста - солёного, заварного, сдобного. В наши дни становится необычайно популярно старинное искусство лепки из солёного теста. Мука, соль, вода – это природные продукты, экологически чистые и безопасные для здоровья человека. При их соединении получается чудесный материал, который легко превращается в рельефные картины и различные фигурки – мукосольки. Экологичность материала «подарила» этому виду художественного творчества ещё одно довольно точное название – биокерамика.

Чеканка – художественная обработка листового материала. Этот вид искусства известен человеку очень  давно. Именно чеканкой украшали посуду, рыцарские доспехи, оружие, ювелирные изделия и др. Чеканщики создавали прекрасные иконы, оклады, кресты и другие предметы церковного обихода.

В русский язык из французского пришло интересное слово «папье-маше». В переводе оно означает «жёваная бумага». На самом деле это материал, созданный на основе бумаги или картона с клеящими массами. Часто и саму поделку называют папье-маше.

История бисероплетения уходит своими корнями в далёкую древность. Разноцветные, яркие бусины давно влекли человека в волшебный мир творчества. И сейчас это хобби считается очень модным, ведь из бисера можно сделать множество эксклюзивных оригинальных вещей.

В последние годы плетение из газетных трубочек становится все более популярным, потому что материал дешёвый, а плести удобнее и проще, чем из лозы. С помощью старых газет и журналов можно создать массу оригинальных вещей, которые станут изюминкой интерьера вашего дома.

Ярким и неповторимым явлением культуры разных народов является такой вид художественного ремесла, как изготовление изделий из войлока. Мода на войлок в настоящее время, доступность и привлекательность материала, сравнительно простая технология изготовления, быстрота получения изделия -  всё это предпосылки для эффективного использования войлока при обучении учащихся художественной обработке материалов.

Актуальность. Новое время диктует особые требования к личности, её взаимодействию с общественной средой. Важно быть развитым не только в технической области, но и в духовно-нравственной. Стремление стать активной личностью, духовно богатой, творчески самостоятельной, что актуально во все времена.

Новизна программы состоит в том, что ребёнок знакомится со многими видами рукоделий, получает первоначальные знания о каждом из них. Это даёт ему возможность сделать свой выбор в пользу понравившегося ремесла и в дальнейшем самостоятельно пополнять свои знания, развивать навыки.

Цель программы: способствовать формированию уважительного отношения к народному творчеству, истории своей страны через обучение детей народным ремёслам: плетению из бересты, тестопластике, чеканке, папье-маше, бисероплетению, валянию, плетению из газетных трубочек.  

Обучающие задачи:

1. Научить детей начальным приемам народных ремесел: плетению из бересты, тестопластике, чеканке, папье-маше, бисероплетению, валянию, плетению из газетных трубочек.  

2. Формировать умения работать самостоятельно.

Развивающие задачи:

1. Стимулировать творческую активность ребёнка.

2. Развивать индивидуальные задатки и способности детей, создать условия для самореализации.

3. Расширять детский кругозор через знакомство с историей и современными направлениями развития декоративно-прикладного творчества.

4. Способствовать формированию художественного вкуса, фантазии, внимания, мышления, памяти, интереса.

5. Развивать мелкую моторику рук.

Воспитывающие задачи:

1. Приобщать детей к народному декоративно-прикладному творчеству.

2. Воспитывать уважения к труду, народному искусству, аккуратности в работе.

3. Формировать потребность в самообразовании и дальнейшем развитии умений и               навыков в народных ремёслах.

По степени творческого участия программа модифицированная. По уровню освоения – развивающая, так как направлена на формирование общей культуры ребёнка, расширение его знаний, самостоятельного мышления, развития творческих способностей и эстетического вкуса. По целевому обеспечению – развивающая художественную одарённость, творческую индивидуальность, воображение, наблюдательность, фантазию.

Принципы, на которых строится программа:

1. Систематичность и последовательность обучения.

2. Связь теории с практикой.

3. Учёт возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

4. Возможность корректировки учебной программы с учетом изменяющихся условий.

5. Ориентация на потребности общества и личности учащегося.

Знакомство с историей возникновения каждого ремесла обогащает детей духовно, делает их интересными личностями, а практические занятия дают возможность самостоятельно, проявив фантазию, создать интересную поделку. Блочность программы выгодна тем, что знакомит с разными видами ремёсел и даёт возможность выбора понравившегося рукоделия для дальнейшего самостоятельного освоения.

Программа имеет межпредметную связь с предметами: изобразительное искусство, технология, математика, история. Предполагает получение знаний по принципу от простого к сложному, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей.

Режим занятий

Этапы обучения

Кол-во часов/занятий в неделю

Общее кол-во часов

1 год обучения

2/1

72

2 год обучения

2/1

72

По программе обучаются дети от 7 до 10 лет, количество детей в группе 10 человек, т.к. требуется внимание и помощь со стороны педагога каждому учащемуся. В одной группе могут быть дети разных возрастов с учётом подготовленности и способности к занятиям. На занятиях используется индивидуально-групповая форма работы.

Особенности программы

1. Применение на занятиях информационных технологий.

2. Блочный характер содержания.

3. Акцент на национальный компонент.

Контроль уровня усвоения пройденного материала осуществляется тестированием во время входных, промежуточных и итоговых аттестаций, практических работ, а также в процессе подготовки и участия в конкурсах, выставках, фестивалях различного уровня.

Важным показателем эффективной реализации программы также является уровень общего развития ребёнка, положительное отношение к окружающему миру, стремление к самостоятельной творческой деятельности, эстетическое восприятие произведений искусства.

Успех работы по программе определяется следующими условиями:

- созданием благоприятной эмоциональной атмосферы на занятиях и в коллективе;

- учётом индивидуальных и психологических особенностей учащихся;

- проведением упражнений для снятия утомления;

- созданием ситуации успеха.

Описание планируемых результатов

По окончании обучения по программе учащиеся должны знать:

- историю развития народных ремёсел;

- какие материалы и инструменты используются при работе;

- основы цветоведения;

- термины по каждому разделу программы;

- технологию изготовления изделий по каждому виду рукоделия.

Должны уметь:

- подбирать нужные цвета;

- работать с разными видами рукоделий;

- самостоятельно создавать нужное изделие;

- самостоятельно создавать эскизы и поделки по ним.

Степень освоения данной программы и её эффективность определяются по устным опросам, итоговым выставкам и выполнению работ к конкурсам.

 Учебно-тематический план 1 год обучения

№ п/п

Тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Плетение из бумаги и бересты

12

5

7

- Вводное занятие. История плетения из бересты. Материалы и инструменты, правила техники безопасности при работе. Термины, используемые в плетении из бересты.

- Работа с пластовой берестой или картоном.

Закладка с орнаментом или рамка для фотографии.

- Салфетка с прямыми углами.

- Солонка прямого плетения.

- Практическая работа № 1

2

2

2

2

4

1

1

1

1

1

1

1

1

1

3

2

Тестопластика

12

5

7

-  Вводное занятие. Солёное тесто в культуре и детском творчестве. Инструменты, оборудование, дополнительные материалы. Правила техники безопасности при работе. Приготовление и окрашивание теста. Базовые формы в лепке.

-  Основные способы лепки из соленого теста. Оформление, украшение, сушка изделий.

-  Плоские фигурки.

-  Объёмные фигурки.

-  Практическая работа № 2

2

2

2

2

4

1

1

1

1

1

1

1

1

1

3

3

Чеканка

12

5

7

-  Вводное занятие. История чеканного искусства. Материалы и инструменты. Правила техники безопасности при работе.

-  Этапы изготовления чеканки. Метод «скользящего чекана».

-  Отделка основного рисунка.

-  Оформление конечного результата.                                

-  Практическая работа № 3

2

2

2

2

4

1

1

1

1

1

1

1

1

1

3

4

Папье-маше.

12

5

7

-  Вводное занятие. Материалы и инструменты. Приёмы работы с папье-маше. Правила техники безопасности.

-  Внутреннее и внешнее маширование.

-  Грунтовка и покраска формы.

-  Окончательное оформление изделия.

-  Практическая работа № 4

2

2

2

2

4

1

1

1

1

1

1

1

1

1

3

5

Бисероплетение

12

4

8

-  Вводное занятие. Родословная бисера. Материалы и инструменты. Низание на проволоку.

-  Плоские фигурки.

-  Метод «насыпка», «обмотка».

-  Практическая работа № 5

2

2

2

6

1

1

1

1

1

1

1

5

Работа над проектом

- Заключительное занятие. 

Подведение итогов.

10

2

1

2

9

-

Итого:

72

27

45

Учебно-тематический план 2 год обучения

п/п№

Тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Бисероплетение

18

5

13

- Вводное занятие. Материалы и инструменты. Параллельное низание.

- «Полевые цветы». Лепестки с острым и овальным концом.

- Изготовление персонажей из сказки «Теремок».

- Плетение леса приёмом «плоские веточки».

- Оформление композиции.

2

6

6

2

2

1

1

1

1

1

1

5

5

1

1

2

Валяние

18

5

13

- Вводное занятие. Материалы и инструменты для валяния шерсти мокрым способом.

- Подставки под стаканы из волойка. Этапы валяния.

- Шарик из войлока. Этапы валяния.

- Картинка в технике фелтинг. Этапы валяния.

2

6

4

6

1

1

1

1

1

5

3

5

3

Тестопластика

12

4

8

- Вводное занятие. Материалы и инструменты. Технология лепки фигурки на основе объёмной формы. Изготовление формы.

- Изготовление деталей и приклеивание их на форму.

- Покраска изделия. Оформление готовой поделки.

- Панно для кухни.

2

4

2

4

1

1

1

1

1

3

1

3

4

Плетение из бумажных трубочек

12

4

8

- Вводное занятие. Материалы и инструменты.  

Этапы плетения.

- Изготовление трубочек.              

- Заготовка для подставки. Техника плетения «верёвочка».  

- Плетение подставки, наращивание трубочек.

2

2

2

6

1

1

1

1

1

1

1

5

Практическая работа

- Заключительное занятие.

Подведение итогов.

10

2

1

2

9

-

Итого

72

19

53


Содержание занятий 1 года обучения

Название раздела

Форма аттестации

Содержание раздела

Должны знать

Должны уметь

1

2

3

4

5

6

Плетение из бумаги и бересты

Тестопластика

Чеканка

Папье-маше

Бисероплетение

Работа над проектом

Заключительное

занятие.

Тестирование.

Практическая работа.

Тестирование.

Практическая работа.

Тестирование.

Практическая работа.

Тестирование.

Практическая работа.

Тестирование

Практическая работа.

Практическая работа.

Вводное занятие. История плетения из бересты. Материалы и инструменты, правила техники безопасности при работе. Термины, используемые в плетении из бересты. Работа с пластовой берестой или картоном. Изготовление рамки для фотографии, закладки с орнаментом. Знакомство с прямым  плетением, плетение салфетки с прямыми углами, солонки - прямого плетения и с квадратным дном.

Вводное занятие. Солёное тесто в культуре и детском творчестве. Инструменты, оборудование, дополнительные материалы. Правила техники безопасности при работе. Приготовление и окрашивание теста. Базовые формы в лепке. Основные способы лепки из соленого теста. Оформление, украшение, сушка изделий. Плоские и объёмные фигурки.

Вводное занятие. История чеканного искусства. Материалы и инструменты. Правила техники безопасности при работе. Этапы изготовления чеканки. Метод «скользящего чекана». Отделка основного рисунка. Оформление конечного результата.                                

Вводное занятие.

Что такое папье-маше. Материалы и инструменты. Приёмы работы с папье-маше. Правила техники безопасности.   Приёмы работы с папье-маше. Внутреннее маширование. Внешнее маширование. Объёмные фигурки.

Вводное занятие. О родословной бисера. Материалы и инструменты, цветоведение. Низание на проволоку. Плоские фигурки. Метод «насыпка», «обмотка».

Выбор темы, поэтапный разбор планируемой работы.

Подведение итогов за первый год обучения.

Историю плетения из бересты, как составной части декоративно-прикладного искусства. Внешний вид, полезные свойства изделий из бересты. Заготовку и обработку материала. Материалы и инструменты, применяемые при работе, термины, используемые в плетении из бересты. Технику безопасности при работе с острыми колющими и режущими предметами.

Историю древнего искусства. Инструменты, оборудование, дополнительные материалы, применяемые при работе, технику безопасности. Рецепты солёного теста, как его окрашивать. Основные способы лепки деталей, сушки и оформления.

Историю чеканного искусства. Материалы и инструменты,  применяемые при работе, технику безопасности. Все этапы изготовления изделия.

Что такое папье–маше. Необходимые материалы и инструменты для работы, формы и модели для маширования. Технику безопасности, технологию изготовления изделий, применяемую в данном виде творчества. Термины и способы формовки.

Историю бисерного рукоделия. Материалы и инструменты, применяемые в бисероплетении. Правила работы с острыми режущими и колющими инструментами. Основные характеристики цвета. Параллельный метод низания, метод «насыпка», «обмотка».

Метод выполнения предполагаемого изделия, материалы и инструменты, необходимые в работе, порядок выполнения.

Теорию выполнения изделий по пройденным темам работы

Аккуратно переводить рамку на бересту или картон и вырезать её. Наносить карандашом точки для пробоя, пробивать отверстия пробойником. Обшивать лентой срезы рамки. Плести ровное  полотно из лычек, делать солонки прямого плетения и с квадратным дном.

Замешивать солёное тесто, окрашивать его в нужные цвета. Формировать детали плоские и объёмные, соединять их при необходимости между собой. Сушить и оформлять изделие, красить и покрывать лаком.

Переносить рисунок на фольгу, выдавливать инструментом нужный контур. Делать выпуклые и вогнутые линии, прорабатывать мелкие детали изделия и оформление конечного результата.

Делать нужную форму из пластилина, машировать поверхность предмета внутренним и внешним способом. Готовить бумагу к работе, грунтовать и раскрашивать готовые предметы. Делать объёмные фигурки.

Набирать бисер на проволоку, плести параллелным методом низания. Плести по схеме, прибавлять, убавлять бисеринки в ряду, наращивать проволоку. Работать методом «насыпка», «обмотка». Составлять композицию, крепить фигурки на основу, придавать работе законченный вид

Самостоятельно организовать свой труд, работать по выбранной теме, применять изученные методы и техники исполнения.

Создавать изделия методами, изученными в течение первого года обучения.

Содержание занятий 2 года обучения

Название раздела

Форма аттестации

Содержание раздела

Должны знать

Должны уметь

1

2

3

4

5

Бисероплетение

Валяние

Тестопластика

Плетение из бумажных трубочек

Практическая работа

Заключительное

занятие.

Тестирование.

Практическая работа.

Тестирование.

Практическая работа.

Тестирование.

Практическая работа.

Тестирование.

Практическая работа.

Практическая работа.

Вводное занятие. Материалы и инструменты. Параллельное низание. «Полевые цветы». Лепестки с острым и овальным концом.элементов

Изготовление персонажей из сказки «Теремок».

Плетение леса приёмом «плоские веточки».

Оформление композиции.

Вводное занятие. Материалы и инструменты для валяния шерсти мокрым способом.

Подставки под стаканы из волойка. Этапы валяния.

Шарик из войлока. Этапы валяния.

Картинка в технике фелтинг. Этапы валяния.

Вводное занятие. Материалы и инструменты. Технология лепки фигурки на основе объёмной формы. Изготовление формы.

Изготовление деталей и приклеивание их на форму.

 Покраска изделия. Оформление готовой поделки.

Панно для кухни.

Вводное занятие. Материалы и инструменты. Технология лепки фигурки на основе объёмной формы. Изготовление формы.

Изготовление деталей и приклеивание их на форму.

Покраска изделия. Оформление готовой поделки.

 Панно для кухни.

Выбор темы, поэтапный разбор планируемой работы.

Подведение итогов за 2 год обучения.

Материалы и инструменты, применяемые в бисероплетении. Правила работы с острыми режущими и колющими инструментами. Параллельный метод низания. Низание плоской веточки.

Разновидности форм лепестка, как изготовить лепестки с острым и овальным кончиком. Как работать со схемой, правила предосторожности (перегибы, обломы) при работе с проволокой.

Историю искусства валяния. Материалы и инструменты применяемые в данном виде творчества. Существующие способы валяния. Этапы валяния шерсти мокрым способом. Плоский предмет – подставка под стакан, и объёмный – шарик. Технику мокрого валяния - фелтинг

Историю древнего искусства. Инструменты, оборудование, дополнительные материалы, применяемые при работе, технику безопасности. Рецепты солёного теста, как его окрашивать. Основные способы лепки деталей, сушки и оформления.

Историю плетения из лозы и бумажных трубочек, как составной части декоративно-прикладного искусства. Материалы и инструменты, применяемые при работе, термины, используемые в плетении. Технику безопасности при работе с острыми колющими и режущими предметами. Как сворачивать трубочки из бумаги, красить и сушить. Способ плетения «верёвочкой», основние этапы при изготовлении подставки под горячее.

Метод выполнения предполагаемого изделия, материалы и инструменты, необходимые в работе, порядок выполнения.

Теорию выполнения изделий по пройденным темам работы.

Набирать бисер на проволоку, плести параллелным и петельчатым методом низания. Плести по схеме, прибавлять, убавлять бисеринки в ряду, наращивать проволоку. Плести лепестки с острым и овальным кончиком. Составлять композицию из готовых  элиментов, крепить фигурки на основу, придавать работе законченный вид.

Организовать свой труд, приготовить необходимые материалы и приспособления. Смешивать пряди разных цветов. Выкладывать основу и рисунок. Спрессовывать шерсть, раскатывать скалкой, дорабатывать мелкие детали фельциванием.

Замешивать солёное тесто, окрашивать его в нужные цвета. Формировать детали плоские и объёмные, соединять их при необходимости между собой. Сушить и оформлять изделие, красить и покрывать лаком.

Самостоятельно нарезать полоски из газет и журналов, скручивать их в трубочки. Делать заготовку для подставки, оплетать её способом «верёвочка». Заправлять излишки стоек.

Самостоятельно организовать свой труд, работать по выбранной теме, применять изученные методы и техники исполнения.

Создавать изделия методами, изученными в течение 2 года обучения.


Методическое обеспечение

При реализации программы «Народные ремёсла» используются различные методы обучения: словесные, наглядные, практические, метод проблемного обучения, проектно-исследовательский, метод взаимообучения, метод информационной поддержки.

В процессе обучения применяются такие формы занятий: групповые, индивидуальные, теоретические, практические, игровые, творческие мастерские, конкурсы, занятие-фантазия. Использование разнообразных форм обучения повышает продуктивность занятий, повышает интерес учащихся к учебному процессу.

Для успешной реализации программы разработаны и применяются следующие дидактические материалы:

1) иллюстративный и демонстрационный материал:

  • иллюстрации с изображением образцов изделий;
  • иллюстративный материал к теме «История народных ремёсел»;
  • иллюстрации, репродукции к темам по истории развития искусства;
  • образцы изделий;
  • схемы;
  • плакат «цвета и формы»;
  • CD-диски;
  • инструкционные карточки-схемы, включающие в себя изображение последовательности выполнения определённого метода низания, готовый образец (инструкционные карточки применяются в течение  всего курса обучения «народным ремёслам», особенно на этапе объяснения нового материала и на этапе практической работы).

2) раздаточный материал:

  • схемы выполнения изделий;
  • коллекция образцов;
  • альбом с иллюстрированными подборками и схемами из книг и журналов;
  • книги и журналы по названным в программе видам творчества;
  • выставочные работы;
  • фотографии работ, участвовавших в конкурсах декоративно-прикладного творчества;
  • приложения, подготовленные по темам программы;
  • методические материалы, взятые из сети «Интернет»;
  • брошюры с разработанными занятиями.

3) материалы для проверки освоения программы:

  • тесты по разделам программы;
  • диагностические карты;
  • инструктажи по технике безопасности.

На занятиях необходимо использовать технологические карты изготовления изделий, что приучает детей к самостоятельной работе, стимулирует познавательную активность учащихся. Применение технологии создания успеха дает ребенку возможность осознать свою творческую ценность, продвигает к новым высотам творческих достижений.

Педагог должен создавать атмосферу радости, удовольствия, соучастия детей в процессе восприятия материала и потребности активной творческой отдачи при выполнении практических заданий. Творческий подход к работе, воспитанный в процессе занятий, дети перенесут в дальнейшем во все виды общественно-полезной деятельности.

В образовательный процесс следует включать экскурсии в музей, встречи с мастерами декоративно-прикладного искусства, что развивает у детей умение отличать настоящее искусство от его суррогатов, приходить к правильному эстетическому суждению.

Условия реализации программы

Занятия проводятся в специально оборудованном, хорошо освящённом помещении.

Для реализации программы необходимо следующее оборудование:

1. Мебель: столы, стулья, шкафы, полки, ученическая доска.

2. Технические средства обучения: мультимедийный проектор, компьютер, колонки, принтер, сканер, телевизор.

3. Материалы и инструменты: бумажные или берестяные ленты, резак для бумаги с линейкой, ножницы, простые карандаши, канцелярские скрепки, макетный нож, пластовая береста или картон, круглые пробойники по коже диаметром 2 и 3 мм; лента шёлковая шириной 3 и 6 мм, фанерка или разделочная доска, небольшие стеки, пластиковые ножи, маленькие скалки, шпатели или пилочки для ногтей, краски (пищевые и для творчества), кисти, клей, лак, бумага, клейстер, грунтовка (шпаклёвка), вазелин, клей ПВА, толстая фольга, картон, различные приспособления имитирующие чекан, акриловые краски, бисер № 11, № 8, № 6, бусинки, проволока, х/б салфетки, клей, иголки, нитки, рамки для готовых изделий.

Литература, используемая педагогом для разработки программы и

организации образовательного процесса

1. Бельтюкова Н., Петров С., Кард В.Учимся лепить. Папье-маше, пластилин. – М., 2005.

2. Лыкова И. Солёное тесто в семье, детском саду и начальной школе. – М., 2013.

3. Ляукина М. Энциклопедия. Бисер. – М., 2007.

4. Поделки и сувениры из солёного теста. Перевод Прушковской М. -  М., 2006.

5. Нагибина М. Чудеса для детей из ненужных вещей. – Я., 1997.

6. Спиридонов М. Спиридонова М. Плетение из бумаги и бересты. – С.- Петербург, 2011.

Литература, рекомендуемая для детей и родителей

1. Бельтюкова Н., Петров С., Кард В.Учимся лепить. Папье-маше, пластилин. – М., 2005.

2. Лыкова И. Солёное тесто в семье, детском саду и начальной школе. – М., 2013.

3. Ляукина М. Энциклопедия. Бисер. – М., 2007.

4. Поделки и сувениры из солёного теста. Перевод Прушковской М. -  М., 2006.

5. Нагибина М. Чудеса для детей из ненужных вещей. – Я., 1997.

6. Спиридонов М. Спиридонова М. Плетение из бумаги и бересты. – С.- Петербург, 2011.