Творческое и духовное наследие Тамбовского региона на примере Федоровской керамики.

Кудрова Елена Семеновна

В статье описывается  проблема сохранения и развития региональных промыслов, приобщения подрастающего поколения к национальной культуре .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskoe_i_duhovnoe_nasledie_tambovskogo_regiona.docx36.55 КБ

Предварительный просмотр:

ТВОРЧЕСКОЕ И ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ ТАМБОВСКОГО РЕГИОНА НА ПРИМЕРЕ ФЁДОРОВСКОЙ КЕРАМИКИ.

Е.С. Кудрова

МБОУДО Жердевская ДШИ


zherdevka_dschi@mail.ru

Жердевская ДШИ

В настоящее время, время  современных технологий,  инноваций,    засилия  иностранного, чужеземного в окружающей жизни  человека — в быту, в искусстве, в музыке и т.п., назрела необходимость в применении  народных промыслов  и ремесел для    художественного образования, воспитания и обучения подрастающего поколения. Ведь это самое настоящее творческое и духовное наследие, накопленное народом в ходе многовековой истории развития. Именно основываясь  в обучении на народные промыслы, мы будем приобщать  детей к национальной культуре, к творческому  и духовному наследию Тамбовского региона.

На данном этапе развития нашего общества мы находимся в состоянии мультикультурности. Это результат миграционного движения, перехлестывания, смешивания культур. За долгие годы затишья и отсутствия какой-либо идеологии и морали, выросло целое поколение  молодежи с безразличным отношением к своей культуре, не знающие и не понимающие традиций, живущие в  своем виртуальном мире, отрешенные от всего происходящего.  Мы  утратили родные  традиции и вместе с ними огромную часть нравственных  и духовных ценностей. Невнимательное отношение к своей родной  культуре, ее специфики, истории, привело к потере культурных ценностей. И это невозможно вернуть в полном объёме! Результат, который мы наблюдаем сейчас, плачевный. Давно назрел момент в сохранении своего уникального, не сравнимого ни с каким другим культурного наследия.

В воспитании ребенка и приобщении его к национальной культуре народные традиции играют важнейшую роль. Это очень актуально именно для России, для нашей многонациональной страны, в том числе и для Тамбовского края.

Именно  народная культура и искусство способствуют глубокому воздействию на мир ребёнка, обладают нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощают в себе исторический опыт многих поколений. Сейчас, очень актуальна проблема художественного воспитания подрастающего поколения на основе местного наследия, на собрании региональных достижений.   Каждый регион несет в себе свое, несравнимое ни с кем культурное наследие, которое выражается прежде всего в самом народе, в его творчестве.    Нужно приложить усилия прежде всего нам –педагогам, чтобы донести в сохранности и передать следующему поколению культурно-нравственные ценности нашего региона. Для этого нужно возвращать в нашу жизнь и в жизнь подрастающего поколения местные народные промыслы ( глиняную игрушку, тряпичную куклу, вышивку, ткачество…). Необходимо сохранять  местные традиции.

Для Тамбовского региона характерен разрыв  с традицией, с наследием. На уроках  ИЗО, ДПТ мы изучали Дымку, лепили Филимоново, знакомились с творчеством Дагестана, и мало  говорили о Тамбовских промыслах и художественных ремеслах. Надо восстанавливать потерянную связь. Искать мастеров, которые могут поделиться опытом. Перенимать  у них знания, традицию.

Традиция-это передача лично, из поколения к поколению мастерства, умения, опыта, которые уходят корнями  в глубокую древность, знаний ,накопленных годами. От деда к отцу, от отца к сыну. Именно это позволяет отделить и определить действительно исконную, самобытную вещь от

« кича». Соприкосновение с Традицией меняет человека в лучшую сторону, пробуждает позабытую связь времен, настраивает на творческо-эмоциональный подъём.

Всему миру, всей России, прекрасно знакомы промыслы Московской области, это - Гжель, промыслы Нижнего Новгорода – Хохлома, промысел далекого от нас Кирова- дымковская игрушка, и жители Тамбовской области не исключение. Но мало кто знает из наших земляков о таких промыслах Тамбовского региона как Федоровская керамика из д. Федоровка Бондарского района, о « Тамбовском кресте» в вышивке.  Куда выразительнее наш  Тамбовский крест, чем чужеземные картинки на канве. Наши местные промыслы, по большому счету, известны только узкому кругу лиц. Людям, которые  неравнодушны к творчеству и искусству, вращающиеся  в  этой среде, которые хотят чтобы Тамбовские промыслы были известны и звучали в унисон с другими известными промыслами России. Основную массу таких увлеченных людей составляют преподаватели  школ дополнительного образования, педагоги кружков и студий.  Благодаря им, создается представления о нашем местном творческом и духовном наследии, передаются знания о региональных художественных ремеслах и промыслах.  Они сами еще изучают, восстанавливают, частично утраченные знания, ездят в экспедиции, в места бытования промыслов, общаются с пожилыми мастерами, чтобы погрузиться в ту атмосферу, в тот быт, в ту среду. Для того, чтобы лучше понять промысел изнутри, прочувствовать, ощутить.   И занимаются этим довольно успешно. Среда, в которой растут сейчас наши дети, представляет собой сброд элементов различных традиций и культур, что таит в себе угрозу развития безразличия, безвкусицы.                            Невозможно постигать, понимать и любить всё одновременно,  что-то должно быть в жизни своим, родным, особенным. Этим особенным для наших детей должна являться родная национальная  русская культура, родные, местные ремесла, в которых содержится богатое духовное и творческое  наследие нашего Тамбовского региона. Ведь культурное наследие народа содержит педагогические ценные идеи и веками проверенный опыт воспитания, на котором мы и должны выстраивать современный процесс обучения для приобщения детей к  национальному региональному наследию.

В последние годы  в российской системе образования произошли определённые позитивные перемены в плане обновления содержания образования и воспитания детей, где большую роль доверили дополнительному образованию. Региональными управлениями культуры и искусства устраиваются фестивали, конкурсы, олимпиады на различные тематики, основанные на знании особенностей жизни, языка и быта, истории, искусства и культуры своей страны, своего региона.  Это помогает детям прочувствовать духовную жизнь своего народа, творчески утвердить себя в ней, приобщиться к истокам национальной русской народной культуры. Родная культура, с раннего детства, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом зарождающим личность. От нас (педагогов) зависит, будут ли наши дети уважать свой край, понимать его, быть к нему ближе, поддерживать и  развивать традиции. Будут ли приобщаться  к истокам русской  культуры, культуры своего региона. Во многих европейских и азиатских странах народное искусство составляет неотъемлемую часть общего  эстетического воспитания детей. А русский народ, как показывает опыт, знает наше прошлое, истоки отечественной культуры, обычаи, нравы, традиции и т.п.  очень поверхностно.  Получается, что мы Иваны, не помнящие родства.  Необходимо  донести до сознания детей, что  именно  они являются носителями  и в последствии хранителями секретов ремесла,  местных обычаев, и как следствие  национальных традиций. От них зависит, будут ли в дальнейшем  наши внуки чтить и любить свою малую родину. Для этого надо обратиться в первую очередь к  истокам культуры, ее древним пластам, традиции в целом, к местному  творчеству. Потому что народное творчество тесно  связано с глубокой духовностью и мудростью народа, с непрерывностью процесса передачи навыков и знаний  из поколения в поколение.

   Содержание  промыслов отражает жизнь русского народа, его опыт, просеянный через сито веков, духовный мир, мысли, чувства наших предков, которые выражались в их произведениях, в предметах быта, в игрушке. Русская игрушка, будь она глиняная, тряпичная или деревянная, русская вышивка, русский танец, русская песня, русская музыка, должны стать частичкой жизни ребёнка.

Основой любой национальной культуры являются художественные промыслы, создаваемые народом на протяжении его многовековой истории, в которых отражается народная мудрость, традиции.

Приобщение к местному творчеству, и как следствие к национальной культуре, приведет нас к значительным успехам в деле нравственно-патриотического, духовного и эстетического воспитания детей, поможет привить им интерес, развить культурные ценности и любовь к национальным играм, танцам, фольклору, художественным ремеслам.

Все мы прекрасно знаем, что такое восточные танцы, лезгинка, фламенко, но не все знают    называния наших национальных танцев, и тем более, практически все не умеют их танцевать. Речь идет о Кадрили, Трепаке, Таноке, Камаринской. А существуют ли   танцы, характерные именно для Тамбовского региона?

Так же всем известны такие слова как: скрапбукинг, квиллинг, скретчбук. Все эти новшества может в чем - то и хороши для развития творческого потенциала детей, но только не в привлечении подрастающего поколения к национальной культуре. Последнее время детские наборы для творчества китайского происхождения заполонили отечественный рынок. Дети просто  помешаны на наборах для плетения из резиночек. Родители охотно покупают станочки для плетения и сами резиночки. Почему бы не обратить внимание на такой вид  ремесла, характерного для  Тамбовского края, как плетение поясов на берде, на дощечках, на пальцах? Такой же браслетик можно соткать в технике «Дерганье» (плетение поясов на пальцах). Из собственного опыта уже могу сказать, если детей заинтересовать, показать на собственном примере, давая обычный мастер-класс по плетению, допустим, поясов на пальцах, да сопровождая это действо занимательным рассказом об этом промысле, то успех гарантирован. Мальчишки и девчонки, заинтересовавшись, разбивались попарно, горячо обсуждали что именно они будут плести (браслет ли, ручку для сумочки или даже длинный пояс), выбирали и подбирали цвет ниток (вот вам цветоведение и колористика), считались друг с другом кто будет плести, а кто будет «прибивальщиком» (вот вам русские считалочки, поговорки), отмеряли сами нужную длину нитей, помогая друг другу (вот вам взаимовыручка). После сделанного, уже они, школьники, принеся домой свои изделия, рассказывали родителям о промысле, о том, что таким способом раньше плели веревки, ведь купить было негде. Что прежде чем ее сплести, надо посадить и вырастить лен, коноплю (здесь всегда рассказываю о том, что конопля, если использовать ее по назначению, хорошее и полезное растение), убрать урожай, обработать его, спрясть нитки, а уж потом плети что угодно. Таким способом, через учеников, мы приобщаем и молодых родителей к родной культуре, местным обычаям.  «И эти знания будут прочны потому, что, (как писал Н.Д. Бартрам - известный исследователь игрушки, ученый, педагог) «вещь», сделанная самим ребёнком соединена с ним живым нервом, и всё, что передаётся его психике по этому пути, будет неизменно живее, интенсивнее, глубже и прочнее».

Следуя словам Бартрама и опираясь на опыт старшего поколения, автор этих строк старается просвятить учеников о художественном наследии Тамбовского региона, оставленного нам мастерами Федоровской керамики из д. Федоровка Кривополянского сельсовета Бондарского района. На примере регионального пластичного фольклора, изучаем вместе с детьми особенности глиняной игрушки, знакомимся с творчеством мастеров.

Федоровская игрушка не менее привлекательна чем Филимоновская, Каргопольская или Старооскольская. Она по – своему замечательна и интересна. Другое дело, что она не разрекламирована, ее так тщательно как Филимоновскую или Дымковскую не исследовали, о ней мало кто писал и  занимался восстановлением. Мордовский педагог и исследователь глиняной игрушки  В.И. Колмыков в своей книге« Высокий огонь» писал о Федоровской керамике. Л.А. Динцесс  упоминал о Федоровской керамике. Сторооскольский коллекционер Т.Г. Брыжик приезжала  в д. Федоровку, знакомилась с мастерами, писала о них, собирала материал. Посещал нашу Федоровку и известный современный коллекционер В.А. Быков.  Наша землячка Е.Н. Ладыгина занималась исследованием регионального промысла,  и выпустила буклет , посвященный Федоровской керамике и ее мастерам. Федоровские игрушки и посуда хранятся в различных музеях России. Это Русский музей в Санкт - Петербурге, Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства в Москве, игрушка и посуда хранится в фондах Государственного Российского Дома Народного Творчества в Москве, хорошая коллекция Федоровской керамики в Декоративно -прикладном музее в Липецке, в интерактивном музее «Забавушка» г. Москва, в Тамбовском областном краеведческом музее,  в Тамбовской областной картинной галерее, в музее традиционного искусства народов мира (г.Москва), в Бондарском музее, а также в частных коллекциях. Наш земляк, художник Домарев Ю.В.  коллекционировал Федоровскую глиняную игрушку еще при Советской власти. Тамбовская художница Балагурова Нина Сергеевна имела в своих фондах Федоровскую керамику. Еще живы мастера этого промысла, которые с удовольствием делятся накопленными знаниями и опытом, чем охотно пользуются современные Тамбовские исследователи Федоровской керамики Каллас Е.С. и Кудрова Е.С.

Преподаватель ДХШ №2 им. Поленова города Тамбова  Каллас Е.С. начала заниматься восстановлением промысла лет 7 назад, искала информацию в архивах, ездила неоднократно  в экспедиции в Федоровку, знакомилась с искусствоведами, коллекционерами, имеющими в своей коллекции Федоровскую керамику, участвовала в  межрегиональных  и всероссийских фестивалях, представляя Федоровскую игрушку. Ее инициативу подхватила Кудрова Е.С. Автор этих строк также  работала в  архивах. В фондах музеев  снимала копии  ( реплики) с оригинальных вещей, ездила в экспедиции, участвовала в межрегиональных и Всероссийских фестивалях и конкурсах с Федоровской игрушкой.

Федоровская игрушка  существовала в параллели с гончарным промыслом, которым занималась все деревня и в основном лепилась мужчинами, что заметно в пластике, в размере игрушки, в ее «шероховатости», не зализанности. Эти особенности нашей местной игрушки, основанной на народных традициях, мы изучаем вместе с детьми.

Деревня Федоровка, прежде Зайцево Кривополянского сельсовета упоминается в документах ревизской сказки 1833 года. Принадлежала она титулярному советнику Федору Михайлову, сыну Цимермана. За которым было записано по названной ревизии -331 душа мужского и 279 женского. Домов -83. Ныне в деревне жителей 74 человека, 41 хозяйство. По последнему сообщению остается 6 дворов…. Но эта глушь известна не только в районе, в области. Даже в Москве, Санкт-Петербурге-по всей России!»[  3]. Прославилась эта деревня тем, что это единственное место в Тамбовской области, где до последних лет сохранился старинный гончарно-игрушечный промысел. Им занимались чуть ли не в каждой избе. Лепили крынки, кувшины, вазы- по местному ФАЗЫ ( П.Я Попков 1934г). Все на ручном гончарном круге.[1 ] Не обошлось тут и без глиняных игрушек.

Существует версия, что  Федоровские гончары первоначально  лепили игрушку как украшение к посуде. Ею украшали крышки от махоток , крынок и т.д., так называемые «навешники». Может сказалось древнее поверье о том, что животные, сидящие на крышках посуды имеют охранное значение. Достоверно не известно когда появилась первая игрушка, не сохранились образцы первой пластики, но это не помешало ей « отлепиться» от посуды  и начать своё существование  отдельно, самостоятельно. Старые игрушки, в основном свистульки,  находили  местные жители. Хранятся они в Бондарском музее. Но нет письменных источников ее упоминания, даже в местной литературе.

Федоровская игрушка, как и большинство народных, состоит из зооморфных  сюжетов. Это птицы: жаворонки, орлы, гусь, петух, лебедь. Животные: конь,  медведь, собака, лось, заяц, кот. Под влиянием города, впоследствии стали появляться всадники, мужики. Конечно же были свистульки. Г.М. Блинов указал Федоровские свистульки как товарняк.[ 2]. Кроме « товарняка» -товара для старьевщиков, упрощенных до крайности ( чтобы легче перевозить), приблизительным размером 3х3,2х2, встречаются свистульки более крупных размеров,  сложнее в  характере лепке, богаче в декоре ( налепы),  украшенные только  свинцовой поливой, чтобы  не разрушить целостную форму росписью. Такие свистульки и игрушки  готовили на ярмарки.

Лепили игрушку в отличие от других промыслов мужчины, а не женщины, и это заметно по размеру игрушек-с мужскую ладонь, по декору-декорировалась скромно, только прочерчивались палочкой полоски в виде дерева жизни, глазуровалась свинцовой  поливой. Расписной игрушки мы не встречали. Хотя Корчагина А.И. ( 1930 г. Гончар) говорила  : « Скручу горшок, а потом узоры на нем белой краской вывожу…».  Во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного творчества в Москве хранятся игрушки Иванова Г.С. с зеленой поливой и украшенного по бокам свистульки белыми пятнами. Что это ангоб? Пока не выяснили.  Женщины лепили иногда, для своих детей. Мастеров в Федоровке было много, почти в каждом дворе. Подробно разузнать удалось пока о некоторых. Самые известные Федоровские « игрушечники»- Иванов Григорий Сергеевич 1916 г.р., Попков Петр Яковлевич 1931 г.р. Их работы хранятся в фондах Российских музеев, в частных коллекциях. В 70-х годах их работы экспонировались на выставках ВДНХ.

В характере работ Попкова П.Я., в его пластике, нет натуралистических деталей, какие встречаются у Иванова Г.С. Игрушка Попкова осталась деревенской, более аутоэнтичной, не подверглась влиянию города. Работы Петра Яковлевича тяжеловесные, без подробных деталей, грубоватые, по современному-брутальные. Попков отличился богатым по своему воспроизведению одного и того же образа игрушки.  Только одного коня у Попкова более пяти.  Разнились ножками ( конь «бегущий»),  глазами ( глаза-налепы,  глаза-проколы), характером ( статичны, динамичны), хвостами ( конь с плоским хвостом, с хвостом, как у динозавра) . Кстати, хвост ,- это достопримечательность и особенность Федоровской игрушки. Не только Попков, но и другие мастера (Корчагина А.С.) лепили игрушки с большим вытянутым хвостом, опущенным вниз. С хвостом как у динозавра «гуляют» лоси, кони. Федоровский хвост-наша гордость, наша особенность, как вытянутые шеи в Филимоновской игрушке. Это объясняется манерой  и способом лепки игрушки. Лепили из комка «колбаску» довольно большого размера, зажимали ее в кулак, из той части, которая торчала с тыльной стороны сжатой ладони формировали хвост, со стороны большого пальца, сгибали эту «колбаску» практически под углом 90 градусов о кулак, вытягивали голову. Ножки были прилепными. Скромная на вид игрушка, похожая на древние игрушки, украшена по минимуму –гравировкой в виде « Древа жизни», или вовсе не украшена. За счет этого смотрится более образно, значительнее. Попков лепил и людей , обозначая  форму лица «защипом» между пальцами и проколами для глаз.

Вот что пишет о встрече с Петром Яковлевичем Т.Г.Брыжик : « Еще свиделась с другим гончаром-игрушечником Петром Яковлевичем Попковым…Дом большой. Мастер-добрый. У него купила 20 свистков и посуду…».[1]

А вот что пишет  Т.Г.Брыжик  о Иванове Григорие Сергеевиче: « 1994 г. Гриша-немой, маленький мужичишка. Рядом –бабуся жена. Такая же махонькая, под стать мужу. У него небольшая избушка… Кое как объясняюсь с дедком. Всем заправляет его бойкая супруга. Он знает только горшки лепить, да игрушки....» [1 ].

Григорий Сергеевич Иванов 1916 г.р.  Федоровский гончар-игрушечник. Его имя встречается в каталогах, проводимых по России выставок народной игрушки Г.М.Блиновым.  Встречается  и в каталоге Фрумкина. Иванов имеет награды лауреата всероссийских выставок 1973 и 1977 годов,  лауреата всесоюзной выставки 1977 года. Его игрушка более сложная по сюжету, форме, окраске. Григорий Сергеевич стремится вылепить ее более реалистичной, анатомичной, украшает характерными для Федоровской посуды « налепами». Оживляет этими налепами  гриву коня, сбрую, седло. Показывает одежду на фигурках людей ( воротнички, манжеты), формирует лицо человека уже не « защипами», а делает прилепной носик, уши, волосы. В окраске  игрушки  использует больше цветов. Они , двух-трех цветные, живописнее других. Даже без окраски, без глазури,  игрушка образно готовая. Но это нисколько не приближает работы Иванова к скульптуре. В изделиях Григория Сергеевича сохраняется пластика игрушки, ее образность. Работы Иванова отличаются изяществом в исполнении. Сюжетов у мастера довольно много. Кроме традиционных коней, всадников, птиц, есть работы, выполненные под влиянием коллекционеров. Одна из работ Иванова « Гончар», экспонировалась на всероссийской и всесоюзной выставках народного прикладного искусства в Манеже в 1977 году. За эту работу Мастер получил свою высшую награду –лауреата Всесоюзной выставки. Иванов лепил свои сюжеты не только под влиянием коллекционеров, он брал сюжеты из окружающего мира. «Деревня Федоровка,  глухомань –место только для тамбовских  серых разбойников –волков».[3 ]. В силу своей изолированности Федоровские жители  жили натуральным хозяйством и охотой. Что вырастили и поймали, то и съели. «Благодаря отсутствием благ цивилизации, до настоящего времени сохранили свои старинные, бытовые, социальные и технические устои жизни. Со своими особенностями и обычаями» [к]. Судя по сюжетам в игрушке и налепах на посуде, которые изображают целые жанровые сцены,  охота в Федоровке была еще одним промыслом. Сцены охоты присутствуют везде, на вазах, горшках, вазонах для цветов, игрушках. У Иванова в сюжетах к традиционным образам добавляется орел, поймавший зайца, охотник, догоняющий добычу. В Бондарском музее хранится сосуд, украшенный   львами и головой ягненка. Сюжеты Иванов черпал так же из деревенской жизни,  -это композиция « Доярка с коровой», корова с выменем.

Нельзя не упомянуть о Федоровской гончарной  посуде, которая выполнялась на ручном гончарном круге. Самом древнем « оборудовании». Посуда изготовлялась  древнейшим спиральным способом налепа. И это нисколько не мешало мастерам вытягивать , «выращивать» обычный горшок и превращать его в произведение искусства.  «Наряду с утилитарными предметами, простых функциональных форм  с минимальным декором, широкое распространение получили « нарядные»  щедро декорированные налепами изделия, в создании которых местные мастера давали волю своей фантазии». [4] Сцены охоты, лесной ландшафт, который изображался схематичными деревьями, очень похожими на языческий символ « Древо Жизни», -все это , самые любимые изображения на посуде, копилках.« На Тамбовских горшках «летящие» по их бокам птицы, тоже обереговый след более древних сосудов». [5]

Заслуга Федоровской керамики в том, что она продолжает существовать, она не исчезла. Она как бы ждет, когда о ней заговорят,  запоют оды, когда она опять начнет рождаться в руках современных мастеров, и мы должны ей в этом помочь. Ведь это настоящее культурное наследия и сокровище Тамбовского региона.

« Вместе со своим укладом крестьянской общины, жить миром, обществом уходит в глубокое прошлое и народное искусство. Необходимо сделать все, что бы  оно не исчезло бесследно. Не осталось только в культурном слое, для будущих археологов. Чтобы попало в музеи и частные коллекции. В руки художников-эксперементаторов, стремящихся сохранить и возродить искусство наших предков».[5]

Список использованных источников:

1..Брыжик Т.Г. Рассказы о глиняной игрушке. Старый Оскол. 2007.С.276-278

2. Блинов Г.М. Чудо-кони, чудо-птицы.М.,1977 С.116-119

3.Верещагин В. Райгазета Народная трибуна. р.п. Бондари, Тамбовская обл.

4.Каллас Е.С. Диссертация. Развитие гончарного промысла в России на примере Тамбовского региона. 2015.

5. Колмыков В.И. Высокий огонь. Рузаевка. 2012.