Конспект занятия "Роспись по дереву "Гжель"

Короткина Анна Николаевна

Поурочный конспект занятия

Возраст 7-10 лет.

Тема: Роспись деревянной доски в технике «Гжель»

Цель: Дать сообщение о росписи «Гжель» Выполнить роспись по деревянной доске в технике «Гжель»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Центр развития творчества детей и юношества р.п. Переяславка

Педагог дополнительного образования

Короткина Анна Николаевна

Поурочный конспект занятия

Возраст 7-10 лет.

Тема: Роспись деревянной доски в технике «Гжель»

Цель: Дать сообщение о росписи «Гжель» Выполнить роспись по деревянной доске в технике «Гжель»

Задачи:

  1. Провести занятие о народном художественном промысле «Гжель» и рассказать о ее элементов росписи.
  2. Расписать деревянную доску в технике «Гжель»

Личностные:

  • Мотивация (научить презентовать себя, представив работу на выставку)
  • Отношения к результатом труда человека или одноклассника.

Метопредметные:

Познавательные:

  • Уметь анализировать свою работу и одноклассников.
  • Работать с информацией, просмотр презентации и наглядного пособия

          Коммуникативные:

  • Уметь работать в коллективе.

           Регулятивные:

  • Понимать план действий
  • Понимать учебную задачу
  • Планировать

Оборудование и материалы:

Разделочная доска,

 гуашь,

кисти,

учебная доска,

 простой карандаш,

 ластик,

цветные карандаши,

мультимедийное  сопровождение,

баночка с водой,

салфетка.

Конспект занятия по росписи деревянной доски техникой «Гжель»

№ занятия

Этап занятия

Содержания

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

УУД

1

Организационный момент

Приветствие детей; Организация рабочего места; Списочная деятельность; Назначения дежурных;

Приветствовать; Проговорить  о рабочем месте и материалами работы; Назначить дежурного

Приветствуют; Выполняют и приготавливают рабочее место;

2

Актуализация занятий

Задать вопросы

Задать вопросы

Слушают; Отвечают;

3

Объяснение нового материала

Анализ образца

Сообщения о традициях ; история техники «Гжель»; Алгоритм работы

Вопросы

Рассказывать Приложения №1; №2;

3 вопроса Приложения №3

Слушают; Вникают; Анализируют; Выполняют;

3 ответа

4

Практическая деятельность

ТБ (охрана труда)

Физ. минутка

Продолжения практической работы

Алгоритм работы (презентация) Приложения №4

ТБ Приложения №5

Музыкальная физ. Минутка Приложения №6

Рассказывает;

Показывает;

Объясняет;

Рассказывает;

Спрашивает;

Выполнение Физ. минутки

Слушают;

Вникают;

Анализируют;

Отвечают;

Выполнение физ. минутки

5

Итог занятия

Выставка; Похвала; Рефлексия;

Воспитательные Цели; Похвала; Анализ;

Слушаю Получают удовольствия; Комментируют;

6

Уборка рабочего места

Выполняют дежурные;

Приложения №1

Разделочные доски стали неотъемлемой частью кухонной утвари еще в античные времена. Тогда их использовали, главным образом, для разделывания мяса на пирах римской знати. Правда, в то время поднять разделочную доску было делом нелегким – излюбленным материалом для изготовления досок тогда был камень. Облегченный вариант, доска из дерева, появился чуть позже и оставался практически неизменным вплоть до 20 века. Привычная нам пластиковая разделочная доска появилась лишь в середине ХХ века. В 40-х годах химик Мюллер в Германии и ученый Андрианов в СССР одновременно получили силиконовые пластмассы, которые обладали высокой термостойкостью и устойчивостью к действию воды, кислот и органических растворителей, как раз то, что искали производители предметов для дома и кухни.

История возникновения росписи по дереву уходит в глубину веков — она возникла тогда, когда возникла сама живопись — более 30 тыс. лет назад. Человек украшал предметы быта и стены своих жилищ в целях внести в жизнь красоту и запечатлеть происходящие с ним события.

Дерево всегда являлось самым доступным для отделки материалом — и именно роспись по дереву формировало изобразительное искусство и человеческую культуру вообще. К сожалению, дерево обладает меньшей долговечностью, чем, например, камень, поэтому до наших дней дошла лишь небольшая часть образцов деревянной росписи. 

История возникновения росписи по дереву на территории нашего государство также насчитывает немалое количество веков. Корни этого искусства — в архаичных языческих временах. Тогда наши предки поклонялись природным стихиям, а также Перуну, Велесу и множеству других богов. Сюжеты древних мастеров деревянной росписи были посвящены, в основном, природе или символизировали здоровье, удачу и процветание.

Деревянной росписью украшали фасады домов и внутренние интерьеры. Исторические памятники с образцами древнего искусства росписи сохранились до наших дней — дома с отделанными живописцами интерьерами можно увидеть на русском Севере. Крестьянские избы расписывались в основном изображениями цветов и птиц.

Приложения №2

История возникновения ручной росписи Гжель

Среди прочих видов народных промыслов гжель занимает одно из главных мест. Трудно найти человека, как у нас в стране, так и за её пределами, который бы хоть раз не слышал о гжельской росписи. Все, что выходит в свет под этой маркой можно отнести к маленьким произведениям искусства, особенно учитывая то, что гжельские художники все свои изделия расписывают исключительно вручную.

Возникновение этого художественного промысла ушло далеко вглубь истории. Все началось с того, что в местечке, где было несколько объединенных деревень, получивших единое название «Гжель», нашли большие залежи глины. В те времена гончарное мастерство существовало в силу необходимости само обеспечения. Глинистые земли давали скудный, небогатый урожай, и люди просто не могли себя прокормить. Поэтому и стали использовать глину, которая в тех краях была в изобилии, для гончарных работ.

С XVII века в Гжели добывают различные сорта глины, занимаются изготовлением различных керамических, фаянсовых изделий. А в 1800 году в деревне Володино открывается один из первых фарфоровых заводов в России. Примерно в это же время был найден особый сорт глины удивительного белого цвета, на который и перешло все производство. Спустя 15–20 лет появилась традиция росписи исключительно синей краской. А в конце XIX века гжельские мастера стали использовать в декорировании кобальт и золотые обводки, что стало их фирменным стилем и дошло в неизменном виде до наших дней.

На весь мир прославились гжельские народные умельцы. Из глины они творят и создают настоящие рукотворные чудеса. Сюжеты и  вдохновение они черпали у самой природы. Благодаря фантазии живописцев вырастают живые деревья и цветы, поют птицы. Традиционно, гжельская роспись была именно на растительно-животную тему. Романтические пейзажи, нежные голубые цветы, загадочные синие птицы — в каждом рисунке живет любовь, гармония и традиции, накопленные и сбереженные мастерами гжельской росписи.

Гжельский фарфор, начиная свою историю в ремесленнических гончарных мастерских, дойдя до нашего времени, стал национальной традицией в русской истории. Высочайший профессионализм, богатая творческая фантазия и гармоничность — вот те отличительные особенности, которые уже третий век привлекают к гжельским изделиям всех, кто любит и ценит русское искусство.

Приложения №3

1 вопрос.

Относится ли данный образец к росписи Гжель?

2 вопрос.

Главная цветовая гамма росписи Гжель?

3 вопрос.

На какую тему была гжельская роспись?

Приложения №4

Презентация на тему гжельская роспись.

Презентация на тему росписи по дереву.  Алгоритм работы.

Приложения  № 5

Техника безопасности.

по охране труда при работе с красками и акриловым лаком

1. Общие требования безопасности

1.1. Избегать попадания краски на одежду и открытые участки тела.

1.2. Рабочее место должно быть хорошо освещено.  

2. Требования безопасности перед началом работы

2.1. Надеть спецодежду.

2.2. Подготовить рабочее место к работе: убрать все лишнее и

покрыть стол целлофановой пленкой или клеенкой;

2.3. Взболтать баночки с красками и лаком перед использованием с закрытыми крышками.

 3. Требования безопасности во время работы

3.1. Бережно относиться к своей работе и инструментам для работы.

3.2. Хранить кисти в специальных пеналах.

3.3. Баночки с красками и лаками хранить в коробках, во избежание опрокидывания.

3.4. Не размахивать рукой с кистью, во избежание нанесения колющих травм соседям.

 4.Требования безопасности в аварийных ситуациях

4.1. В случае попадании краски или лака на одежду или открытые участки тела, необходимо промыть проточной водой.

4.3. При плохом самочувствии или внезапном заболевании сообщите педагогу.

 5. Требования безопасности по окончании работы

5.1. Хорошо вымыть кисти теплой водой с мылом.

5.2. Герметично закрыть флакон с краской и лаком.

5.3. Кисти убрать в чехол, а краски и лаки в коробку.

5.4. Приведите свое рабочее место в порядок.

5.5. Снять спецодежду и тщательно вымыть руки с мылом.

5.6. Уходите из кабинета спокойно, не толкаясь, соблюдая дисциплину.

Приложения №6

Музыкальное сопровождения физ. минутки. Презентация

Пояснительная записка

Это пособие предназначено для проведения игрового общего массажа с детьми под музыку.

На 2 слайде  автоматически воспроизводится музыкальное сопровождение к тексту.

При проведении массажа дети выполняют  рекомендованные движения.

Данную  физ. минутку рекомендую включать в  любой урок.