Конспект урока росписи. Тема: "Мордовские красавицы" Батик

Асабова Ирина Геннадьевна

Цели и задачи:

1. Понятие о технике батик.

2. Формирование у учащихся  умений и навыков работы в технике батик.

3. Изучение технологии выполнения росписи в новой технике.
4. Выполнение росписи ткани, изображение мордовских женщин в национальных костюмах.

5. Развитие восприятия, воображения.

6. Развитие мышления, наблюдательности.

7. Развитие творческого потенциала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_batik.docx29.87 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока росписи преподавателя живописного отделения

Асабовой И. Г.

Тема урока: «Мордовские красавицы»

Цели и задачи: 

1. Понятие о технике батик.

2. Формирование у учащихся  умений и навыков работы в технике батик.

3. Изучение технологии выполнения росписи в новой технике.
4. Выполнение росписи ткани, изображение мордовских женщин в национальных костюмах.

5. Развитие восприятия, воображения.

6. Развитие мышления, наблюдательности.

7. Развитие творческого потенциала.

Оборудование:

Для преподавателя:  презентация с видами росписи, работы детей.

План  урока: 

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

3. Работа над новым материалом.

4. Практическая работа.

5. Итог урока.

Ход урока:

Этапы урока,

учебные задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент.

Подготовка

наглядного материала, презентации.

Проверяют рабочее место.

2.Актуализация знаний.

Вступительная беседа.

Смотрят, слушают, обобщают знания.

Включаются в работу.

Проявляют активность в обсуждении проблемного вопроса.

Высказывают свое  мнение.

3.Работа над новым материалом.

Объяснение нового материала

4. Практическая работа

Фронтальная работа.

Роспись ткани

5. Итог урока.

Анализ работы учащихся. Обсуждение успехов и неудач в работе. Вопросы.

Активно подводят итоги урока.

Ход урока:

1. Организационный момент:

Добрый день, ребята! Надеюсь, что наша встреча будет полезной и интересной для всех.

2. Актуализация знаний.  Вступительная беседа.

Искусство ручной росписи ткани очень древнее. Зародилось оно в Индонезии на острове Ява. Еще до производства первых тканей малайцы наносили на предметы, в частности на кору, снятую с дерева, узоры с помощью расплавленного воска диких пчел, а затем окрашивали оставшиеся места растительными красителями.

Когда появились ткани, основы этого метода – нанесение рисунка расплавленным воском – стали применяться для их оформления. Дело в том, что воск, будучи нанесенным, на ткань, не пропускает через себя краситель, т.е. механически резервирует ткань, которую затем можно окрашивать. На этом свойстве воска и был основан один из древнейших методов оформления тканей – способ «батик».

Слово "батик” в переводе с яванского означает «рисование горячим воском», отсюда и название техники – «горячий батик».

В батике есть возможность создавать множество различных эффектов путем удаления воска или пасты с окрашенной ткани. Дело в том, что воск не пропускает краску, поэтому участок, который вы покрыли воском, будет светлее другого.

Батик был довольно развит в Египте. В Африке знания о батике передаются от поколения к поколению, и одни из лучших ручных изделий, изготовленных племенами, были созданы с помощью этой техники. Батик является одним из самых выразительных способов воплощения искусства в жизнь. Африка может похвастаться созданием удивительного текстильного дизайна.

В Китае и Японии также широко использовался батик – это многоцветная художественная роспись по шёлку (холодный батик). А в Индии используется технология бандан (узелковый батик, жгутовый).

История, связанная с искусством батика, очень длинна и детальна, она передается от поколения к поколению, тем самым сохраняясь.

В начале ХХ века в России изобрели резервирующий состав, не требующий нагревания. Это сделало нашу страну родиной «холодного батика». Эта техника в сочетании со свободной росписью, достаточно проста в исполнении, но в тоже время содержит некоторые технические приемы, позволяющие создавать уникальные работы

В «холодном» батике существует несколько основных техник, не овладев которыми вы не сумеете сделать красивую роспись. Холодный батик можно разделить на две крупные составляющие: – роспись с применением резерва и – свободная роспись.

Можно сделать занавеску, картину, панно, расписать шелковую блузку или ее деталь. Так что возможности неограниченны».

3. Работа над новым материалом.

Давайте внимательно посмотрим на экран и познакомимся с техниками росписи по ткани.  Педагог в полной тишине (или под легкую музыку) демонстрирует на экране различные виды батика. 

После просмотра начинается беседа.

Кто-нибудь уже знаком с какой либо техникой? Назовите какие виды батика вы увидели при просмотре.

Виды батика:

1.Холодный батик(использование резервирующего состава в качестве контура)

2.Горячий батик(использование расплавленного воска в качестве контура)

3.Свободная роспись (без контура)

- роспись по-сырому

- роспись по-сухому

-узелковый батик (бандана, гармошка)

-техника монотипии

- техника с использованием соли

-техника с использованием воска

-техника присыпки сухими красителями

Обратите внимание, что техника присыпка сухими красителями относится к свободной росписи, следовательно, не требует применение контуров и эскиза.

Давайте снова обратимся к экрану и вспомним как выполняются знакомые уже нам техники.

На экране демонстрируется иллюстративный ряд: виды росписи и необходимые материалы и инструменты (слайд 5-16).

Где можно применить каждый из видов росписи?

Обучающиеся по очереди называют область применения (шарф, платье, подушки, фон для картины, платок и т.д.) 

Прежде чем приступить к росписи давайте познакомимся с техникой. Если вы взяли для росписи тонкий, прозрачный шелк, то рисунок можно не переводить на ткань, а наносить резерв по контурам рисунка на просвет.

Если вести тюбик с резервом по ткани слишком быстро и неаккуратно, резерв не успеет проникнуть в ткань и останется на поверхности. При росписи краска в этих местах проникнет по изнанке за контур

Если вы проверите наводку резерва с обратной стороны ткани, то увидите, где необходимо снова нанести состав. Линии резерва с обеих сторон ткани должны совпасть.

Если капля резерва упала на ткань, ее можно растворить бензином.

Если вы затеяли большую роспись, терпеливо проработали все контуры, потратив на это не один час, а потом начали наносить краски, и,

о ужас, тут протекло, и там протекло, и здесь…Не теряйтесь. Скорее берите вновь в руки  резерв и исправляйте все огрехи.

Если по ткани провести мокрой ватой, резервные линии будут хорошо видны, а краска будет лучше растекаться, но окажется менее насыщенной.

Сюжет, естественно, придумывается не на ходу. На ткань нанесите задуманные контуры специальным карандашом, который после стирки сойдет.

Для росписи холодным резервом наиболее удобны непрерывные плавные линии. Например, для первых опытов лучше выбрать растительный мотив, где точность рисунка не столь важна.

После высыхания резерва расписывается каждый отдельный элемент рисунка.

Роспись получится более нежной и мягкой по тону, если предварительно каждый элемент рисунка смачивать водой.

Как и в любой технике батика, роспись надо вести от светлого к темному, тогда можно будет внести необходимые коррективы, например, очень светлый участок сделать более темным, пройдясь по нему еще раз краской.

Темный цвет осветлить уже никак не удастся».

4.Практическая работа учащихся. 

Обучающиеся самостоятельно выполняют практическое задание. Преподаватель, отвечая на возникшие вопросы, оказывает индивидуальную помощь обучающимся, повторяет технику безопасности, контролирует весь творческий процесс.

 5. Итог урока.

Анализ и оценка.

Проведя анализ, педагог заканчивает урок. Всем спасибо! Занятие окончено. До свидания!!! Убираем рабочие места.