индивидуальное задание по ПМ.02 2-3 семестр

индивидуальные задания для выполнения по ПМ.02

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Правительство Санкт-Петербурга

Комитет по образованию

ГБОУ СПО РОССИЙСКИЙ КОЛЛЕДЖ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

ПМ.01.01. Творческая и исполнительская деятельность

МДК.01.01. Художественное проектирование изделий декоративно-прикладного искусства

Раздел 2. Проектирование изделий декоративно-прикладного искусства индивидуального назначения

Тема 2.2. Создание проекта графическими средствами и приемами

по специальности среднего профессионального образования

072601 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы»

Вид: художественная роспись ткани

по программе углубленной подготовки

к учебному плану №1/2012-072601-У-9

2 курс 3 семестр - 32ч.

Санкт-Петербург 2012

СОГЛАСОВАНО

Зам.директора

ГБОУ СПО РКТК Спб.

И.М. Макарова_____________

31.08.2012г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор

ГБОУ СПО РКТК Спб.

В.Д. Гатальский _____________

01.09.2012г.

РАССМОТРЕНО

на заседании

методического совета

колледжа

12.09.2012г. Протокол № 1

РАССМОТРЕНО

на заседании МЦО

Специальности 072601

07.08. 2012г. Протокол №1

Составитель:

Беляева М.А., - преподаватель высшей категории

ГБОУ СПО Российский колледж традиционной

культуры Санкт-Петербурга


Пояснительная записка

 Данные индивидуальные задания предназначены для изучения и контроля знаний студентов по профессии 072601 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» вид: художественная роспись ткани, (углубленной подготовки). 

Выполнение данных заданий обеспечит связь теоретических знаний с практикой, показав практическое применение этих знаний. К каждой работе даны краткие сведения и методические указания для их выполнения.

При разработке комплекта учитывались требования Федерального государственного образовательного стандарта по профессии среднего профессионального образования, а также в соответствии с программой учебного плана ГБОУ СПО Российского колледжа традиционной культуры Санкт-Петербурга для студентов 072601 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» вид: художественная роспись ткани, (углубленной подготовки).

Сборник индивидуальных заданий, ориентирован на формирование и развитие общих и профессиональных компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

ОК 4. Осуществлять поиск,  анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации;

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности;

ОК 11. Использовать знания и умения базовых дисциплин федерального компонента среднего (полного) профессионального образования в профессиональной деятельности;

ПК 1.2. Создавать художественно-графические проекты изделий декоративно-прикладного искусства индивидуального и интерьерного значения и воплощать их в материале;

ПК 1.3. Собирать, анализировать и систематизировать подготовительный материал при проектировании изделий декоративно-прикладного искусства;

ПК 1.4. Воплощать в материале самостоятельно разработанный проект изделия декоративно-прикладного искусства;

ПК 1.5. Выполнять эскизы и проекты с использованием различных графических средств и приемов;

ПК 1.6. Самостоятельно разрабатывать колористические решения художественно-графических проектов  изделий декоративно-прикладного искусства;

ПК 1.7. Владеть культурой устной и письменной речи, профессиональной терминологией;


Требования к результатам обучения

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями, студент в ходе освоения  Раздела 2. «Проектирование изделий декоративно-прикладного искусства индивидуального назначения» Тема 2.2. Создание проекта графическими средствами и приемами

Студент должен:

Знать:

- особенности графических, живописных, пластических решений при изготовлении изделий декоративно-прикладного искусства;                                          

- основные методы и способы проектирования и моделирования изделий декоративно-прикладного искусства;                                                                                          

 - происхождение, содержание и виды народного орнамента;                                                                 - специальную литературу по декоративно-прикладному  искусству и народному искусству, профессиональную терминологию;

Уметь:

- использовать основные изобразительные материалы и техники при проектировании изделий декоративно-прикладного искусства;                                                            

 - применять основные композиционные законы и понятия при проектировании и исполнении изделий декоративно-прикладного искусства;                                                

- включать теоретические знания о художественно-стилистических особенностях конкретного вида декоративно-прикладного искусства в практическую учебно-познавательную деятельность;                                                                                                                  - разрабатывать авторские композиции на основе традиций и современных требований декоративно-прикладного искусства;

- адаптироваться к условиям работы в художественно-творческом коллективе;

Критерии оценки

Критерии оценки определяют уровень освоения студентами материала, предусмотренного учебной программой, уровень освоения практических знаний и умений, позволяющий решать профессиональные задачи на данном этапе обучения.

п/п

Параметры

Критерии

Баллы

1

Композиционное решение

Оптимальное

10-9

С недочетами

8-7

С грубыми ошибками

6-5

2

Колористическое решение

Оптимальное

10-9

С недочетами

8-7

С грубыми ошибками

6-5

3

Перенесение графического изображения на планшет

Оптимальное

10-9

С недочетами

8-7

С грубыми ошибками

6-5

4

Использование графических приемов

Оптимальное

10-9

С недочетами

8-7

С грубыми ошибками

6-5

5

Оформление планшета

Оптимальное

10-9

С недочетами

8-7

С грубыми ошибками

6-5

Баллы

Оценка

50-42

5

41-35

4

34-25

3

Ниже 25

2

Правила ведения сборника индивидуальных заданий

  1. Сборник индивидуальных заданий является основным документом, подтверждающим освоение раздела МДК;
  2. При получении индивидуальных заданий студент обязан:
  • выполнить все задания и в срок, указанный на бланке задания;
  • получить отметку о выполнении работы в данном сборнике;
  1. При отсутствии отметки преподавателя работа считается невыполненной;
  2. Данный сборник индивидуальных заданий сдаётся преподавателю при выполнении каждого задания и в конце каждого семестра для получения итоговой оценки;
  3. При потере сборника индивидуальных заданий или приведение сборника в ненадлежащий вид обучающийся обязан его восстановить;
  4. Студент, не сдавший, в указанный срок сборник индивидуальных заданий, к дифференцированному зачету не допускается;
  5. Сборник индивидуальных заданий хранится до конца обучения и предъявляется на итоговой аттестационной комиссии;

Оценочный лист

ПМ.01.01. Творческая и исполнительская деятельность

МДК 01.01. Художественное проектирование изделий декоративно-прикладного искусства

Раздел 2. Проектирование изделий декоративно-прикладного искусства индивидуального назначения

Тема 2.2. Создание проекта изделия графическими средствами и приемами

вид: «Художественная роспись по ткани»

углубленной подготовки

Курс II   группа 1-219 Н 3 семестр

Ф.И.О. студента_______________________________________________________________

ПМ.01.01. Творческая и исполнительская деятельность

МДК 01.01. Художественное проектирование изделий декоративно-прикладного искусства

Раздел 2.  Проектирование изделий ДПИ индивидуального назначения

Тема 2.2. Создание проекта изделия графическими средствами и приемами

32 ч.

Практическая работа №1 

Построение композиционных симметричных схем для шарфов (прямоугольник) не менее 5 шт.

(бумага А4, простой карандаш, линейка, тушь)

Практическая работа №2

Выполнение натуралистичных зарисовок цветов, фруктов, трав, деревьев; Индивидуальное закрепление за каждым студентом объекта зарисовок; (начало работы);

(бумага А4, простой карандаш, акварель, тушь, гуашь) не менее 3 шт.

Самостоятельная работа №1

Подбор иллюстративного материала по теме (зарисовки с пленера, открытки, атласы, журналы) не менее 5 источников; Выполнение зарисовок не менее 10 шт. (продолжение работы)

Практическая работа №3

Выполнение декоративной трансформации растительных объектов природы 2 шт. (начало работы); Выявить статическое состояние элементов в мотиве.

Самостоятельная работа №2

Выполнение натуралистических зарисовок цветов, фруктов не менее 10 шт. Выполнение декоративной трансформации растительных объектов природы 5 шт.(бумага А4, простой карандаш, акварель, тушь, гуашь) (продолжение работы)

Построение орнаментальной композиции в заданном формате по мотивам трансформации растительных объектов природы;

Практическая работа №4

Поиск мотива. Графическая разработка мотива (бумага А4, простой карандаш, акварель, тушь, гуашь)  не менее 3 шт.; (начало работа)

Самостоятельная работа №3

Поиск мотива. Графическая разработка мотива (бумага А4, простой карандаш, акварель, тушь, гуашь)  не менее 6 шт. (продолжение работы)

Практическая работа №5

Разработка схемы композиции шарфа (30Х120). Выполнение фор-эскизов в карандаше (бумага А4, простой карандаш)  не менее 2 шт. (начало работы)

Самостоятельная работа №4

Выполнение фор-эскизов в цвете (бумага А 4, простой карандаш, акварель, тушь, гуашь)  не менее 10 шт. продолжение работы)

Практическая работа №6. (начало работы)

Графическая разработка проекта композиции шарфа в натуральную величину; Выполнение технической кальки; (бумага, простой карандаш, акварель, гуашь, калька)

Практическая работа №6. (окончание работы)

Графическая разработка проекта композиции шарфа в натуральную величину; Выполнение технической кальки; (бумага, простой карандаш, акварель, гуашь, калька)

Практическая работа №7(начало работы)

Подготовка планшета к работе. Перенесение рисунка на планшет; (простой карандаш, калька);

Практическая работа№7(окончание работы) Перенесение рисунка на планшет (простой карандаш, калька);

Практическая работа №8(начало работы)

Цветовое решение проекта в натуральную величину. Выполнение покрытия фона цветом. Заливка цветом от светлого тона к темному тону. (бумага, простой карандаш, акварель, анилин)

Практическая работа №8 (продолжение работы)

Цветовое решение проекта в натуральную величину. Выполнение покрытия фона цветом. Заливка цветом от светлого тона к темному тону. (бумага, простой карандаш, акварель, анилин)

Практическая работа №8 (продолжение работы)

Цветовое решение проекта в натуральную величину. Выполнение покрытия фона цветом. Заливка цветом от светлого тона к темному тону. (бумага, простой карандаш, акварель, анилин)

Практическая работа №8(окончание работы)

Цветовое решение проекта в натуральную величину. Выполнение покрытия фона цветом. Заливка цветом от светлого тона к темному тону (бумага, простой карандаш, акварель, анилин).

Практическая работа №10(начало работы)

Оформление планшета. Подбор шрифта, перенесение через кальку и написание текстовой части. (бумага, простой карандаш, акварель, анилин, гуашь)

Практическая работа №10(окончание работы)

Оформление планшета. Написание текстовой части. Написание текстовой части. (бумага, простой карандаш, акварель, анилин, гуашь)

Диф.зачет 

Тестовое задание по пройденному материалу за 3 семестр. Просмотр и обсуждение работ;


Список литературы

Обязательная

  1. Беляева С.Е. «Основы изобразительного искусства и художественного проектирования» М., «Академия» 2006г.
  2. Бесчастнов Н.П. «Художественный язык орнамента» М., «Владос» 2010г.
  3. Буткевич Л.М. «История орнамента» М., «Владос» 2003г.
  4. Даглдиян К. Т. «Декоративная композиция» Р.на – Д. «Феникс» 2010г.
  5. Логвиненко Г.В. «Декоративная композиция» М., «Владос» 2006г
  6. Макавеева Н.С. «Основы художественного проектирования костюма» М., «Академия» 2008г.
  7. Фокина Л.В. «Орнамент» Р.на –Д. «Феникс» 2007г.

Дополнительная

  1. Козлов В.Н. «Основы художественного оформления текстильных изделий» М., «Пищевая промышленность» 1981г.
  2. Паранюшкин Р.В. «Композиция» Р.на – Д. «Феникс» 2005г.
  3. Чебан В. «Узоры и орнаменты для мастера» Р.на – Д. 2000г.
  4. Школа рисования «Орнаменты и декоративные мотивы» М., «Астрель» 2006г.



Предварительный просмотр:

Правительство Санкт-Петербурга

Комитет по образованию

ГБОУ СПО РОССИЙСКИЙ КОЛЛЕДЖ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

ПМ.02. 01. ПРОИЗВОДСТКЕННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

МДК 02.01. Технология исполнения изделий декоративно-прикладного и народного искусства

Раздел 1. Копирование образцов традиционного прикладного искусства с растительными орнаментами и рисунками средней сложности 

Тема 1.1. Выполнение геометрического  орнамента.

Тема 1.2. Выполнение растительного орнамента.

Тема 1.3. Выполнение таблиц с цветовыми  растяжками.

Тема 1.4. Изображение небес в лаковой миниатюрной живописи.                 

Тема 1.5. Изображение воды в лаковой миниатюрной живописи.

Тема 1. 6. Изображение горок, земель в лаковой миниатюрной живописи.

по специальности среднего профессионального образования

072601 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы»

Вид: лаковая миниатюрная живопись

по программе углубленной подготовки

к учебному плану №12/Л/2011-072601-У-9

1 курс 2 семестр – 100 ч.

Санкт-Петербург 2011

СОГЛАСОВАНО

Зам.директора

ГБОУ СПО РКТК Спб.

Е.Ю. Лабренцева_____________

31.08.201    г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор

ГБОУ СПО РКТК Спб.

В.Д. Гатальский _____________

01.09.201    г.

РАССМОТРЕНО

на заседании

методического совета

колледжа

12.09.201   г. Протокол № 1

РАССМОТРЕНО

на заседании МЦО

Специальности 072601

07.08. 201   г. Протокол №1

Составитель:

Воронцова В. П., - преподаватель ГБОУ СПО Российский колледж традиционной

культуры Санкт-Петербурга


Пояснительная записка

 Данные индивидуальные задания предназначены для изучения и контроля знаний студентов по профессии 072601 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» вид: лаковая миниатюрная живопись, (углубленной подготовки). 

Выполнение данных заданий обеспечит связь теоретических знаний с практикой, показав практическое применение этих знаний. К каждой работе даны краткие сведения и методические указания для их выполнения.

При разработке комплекта учитывались требования Федерального государственного образовательного стандарта по профессии среднего профессионального образования, а также в соответствии с программой учебного плана ГБОУ СПО Российского колледжа традиционной культуры Санкт-Петербурга для студентов 072601 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» вид: лаковая миниатюрная живопись, (углубленной подготовки).

Сборник индивидуальных заданий ориентирован на формирование и развитие общих и профессиональных компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях;

ОК 4. Осуществлять поиск,  анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации;

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности;

ОК 11. Использовать знания и умения базовых дисциплин федерального компонента среднего (полного) профессионального образования в профессиональной деятельности;

ПК 2.1. Копировать бытовые изделия традиционного прикладного искусства;

ПК 2.3. Составлять технологические карты исполнения изделий декоративно-прикладного и народного искусства;

ПК 2.6. Контролировать  изготовление изделий на предмет соответствия требованиям, предъявляемым к изделиям  декоративно-прикладного и народного  искусства;

ПК 2.7. Обеспечивать и соблюдать правила и нормы безопасности в профессиональной  деятельности;


Требования к результатам обучения

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями, студент в ходе освоения  

Раздел 1. Копирование образцов традиционного прикладного искусства с растительными орнаментами и рисунками средней сложности

 Студент должен:

Знать:

- физические и химические свойства материалов, применяемых при изготовлении изделий декоративно-прикладного искусства лаковой миниатюрной живописи;

- технологический процесс исполнения изделия декоративно-прикладного искусства лаковой миниатюрной живописи;

- художественно-технические приемы изготовления изделий декоративно-прикладного искусства лаковой миниатюрной живописи;

- специфику  профессионального материального воплощения авторских проектов изделий декоративно-прикладного искусства  лаковой миниатюрной живописи;

- правила техники безопасности  при изготовлении изделия декоративно-прикладного искусства лаковой миниатюрной живописи;  

Уметь:        

  • выполнять изделия декоративно-прикладного искусства на высоком профессиональном уровне;
  • применять знания и навыки в области материаловедения, специальной технологии, исполнительского мастерства в процессе копирования, варьирования и самостоятельного выполнения изделий декоративно-прикладного искусства;

Критерии оценки

Критерии оценки определяют уровень освоения студентами материала, предусмотренного учебной программой, уровень освоения практических знаний и умений, позволяющий решать профессиональные задачи на данном этапе обучения

п/п

Параметры

Критерии

Баллы

1

Соответствие образцу

Оптимальное

10-9

С незначительным несоответствием

8-7

Не соответствует образцу

6-5

2

Колористическое решение

Гармоничное

10-9

С недочетами

8-7

Дисгармоничное

6-5

3

Качество выполнения задания

Качественное

10-9

С погрешностями

8-7

С неустранимыми дефектами

6-5

4

Качество приготовленного (встворенного сусального золота) металла

Оптимальное

10-9

с недочетами

8-7

грубые нарушения

6-5

5

Творческое выполнение поставленной задачи

В полной мере

10-9

Частичное присутствие элементов творчества

8-7

Отсутствие творчества элементов

6-5

        

        

Баллы         

Оценка

50-42

5

41-35

4

34-25

3

Ниже 25

2

Правила ведения сборника индивидуальных заданий

  1. Сборник индивидуальных заданий является основным документом, подтверждающим освоение раздела МДК;
  2. При получении индивидуальных заданий студент обязан:
  • выполнить все задания и в срок, указанный на бланке задания;
  • получить отметку о выполнении работы в данном сборнике;
  1. При отсутствии отметки преподавателя работа считается невыполненной;
  2. Данный сборник индивидуальных заданий сдаётся преподавателю при выполнении каждого задания и в конце каждого семестра для получения итоговой оценки;
  3. При потере сборника индивидуальных заданий или приведение сборника в ненадлежащий вид обучающийся обязан его восстановить;
  4. Студент, не сдавший, в указанный срок сборник индивидуальных заданий, к дифференцированному зачету не допускается;
  5. Сборник индивидуальных заданий хранится до конца обучения и предъявляется на итоговой аттестационной комиссии;


Оценочный лист

 ПМ.02. 01. ПРОИЗВОДСТКЕННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

МДК 02.01. Технология исполнения изделий декоративно-прикладного и народного искусства

Раздел 1. Копирование образцов традиционного прикладного искусства с растительными орнаментами и рисунками средней сложности 

Тема 1.1. Выполнение геометрического  орнамента.

Тема 1.2. Выполнение растительного орнамента.

Тема 1.3. Выполнение таблиц с цветовыми  растяжками.

Тема 1.4. Изображение небес в лаковой миниатюрной живописи.                

Тема 1.5. Изображение воды в лаковой миниатюрной живописи.

Тема 1. 6. Изображение горок, земель в лаковой миниатюрной живописи.

вид: «Лаковая миниатюрная живопись»

углубленной подготовки

Курс I группа           2 семестр

Ф.И.О.студента_______________________________________________________________

Тема/№работы

Срок сдачи

Фактический срок сдачи

Оценка

Подпись

Раздел 1. 1 ПМ 02. Копирование образцов традиционного прикладного искусства с растительными орнаментами и рисунками средней сложности

Тема 1.1  Выполнение геометрического орнамента

Практическая работа №1

(простейший геометрический орнамент, линии; карандаш, бумага)

Самостоятельная работа №1(простейший геометрический орнамент, линии; карандаш, бумага)

Практическая работа №1

(простейший геометрический орнамент, линии, карандаш, бумага)

Практическая работа №2:

(завитки, упр. на бумага, карандаш)

Самостоятельная работа №2

(завитки, тушь, кисть, бумага)

Практическая работа №3

(Выполнение геометрического орнамента по собственной композиции)

Тема 1.2. Выполнение растительного орнамента

Практическая работа №4

(простейший растительный орнамент; бумага, карандаш)

Самостоятельная работа №3

(простейший растительный орнамент; бумага, тушь)

Самостоятельная  работа №4

(построение орнамента средней сложности; карандаш, бумага)

Практическая работа №5

(выполнение копии растительного орнамента средней сложности)

Практическая работа №6

Самоанализ выполненных работ

Тема 1.3. Выполнение таблиц с цветовыми растяжками

Практическая работа №7

(приготовление яичной эмульсии, темперы)

Самостоятельная  работа №5

Приготовление яичной эмульсии

Практическая работа №8. Выполнение упражнений на картоне по вливанию цвета в цвет (цветовых растяжек)   

№9 тестовое задание №1 по темам 1.1.-1.3.

Тема 1.4. Изображение небес в лаковой миниатюрной живописи

Практическая работа №10. Выполнение копии «небес» с образцов древнерусской живописи

Выполнение линейного рисунка (бумага, карандаш)

Колористическое решение «небес» (бумага, темпера)

Самостоятельная  работа №6

обрисовка острой кистью  тушью (прорись) «небес»

Самостоятельная  работа №7 Подготовительные работы к П.р. №11

Практическая работа № 11. Выполнение копии «небес» в технике петербургской лаковой миниатюрной  живописи,

колористическое решение.

№12. Самоанализ выполненных работ

Тема 1.5. Изображение воды в лаковой миниатюрной живописи.

Практическая работа №13. Выполнение копии элемента «волна» с образцов древнерусской живописи

построение линейного рисунка в карандаше (карандаш, бумага);

колористическое решение (темпера)

Самостоятельная  работа №8

выполнение рисунка тушью (прорись) (кисть, бумага);

Практическая работа №14. Выполнение рисунка воды в технике петербургской лаковой миниатюрной живописи: Колористическое решение.

Самостоятельная  работа №9 Подготовительные работы к П.р. №14

№15 самоанализ выполненных работ

Тема 1. 6. Изображение горок, земель в лаковой миниатюрной живописи.

Практическая работа №16. Выполнение копии рисунка горок с образцов древнерусской живописи

Выполнение линейного рисунка (бумага, карандаш)

Колористическое решение (темпера)

Самостоятельная  работа №10. Обрисовка острой кистью тушью

№17 самоанализ

Дифференцированный зачет (тестирование)

Список литературы

Обязательная

1. Русская лаковая миниатюра. Палех, Мстёра, Федоскино, Холуй. СПб.: Яркий город, 2007. – 288 с., илл.

2. Уханова И. Н. Русские лаки. – Спб, ГЭ.

3.  Уханова И. Н. Лаковая живопись в России 18-19 веков, - СПб.: Искусство СПб, 1995

4. Жегалова С.К. Русская народная живопись. – М.: Просвещение, 1975. – 192 с.

5. Некрасова М.А. Современное народное искусство. – Л.: Художник РСФСР, 1980.–207 с.

6. Некрасова М.А. Народное искусство России. – М.: Советская Россия, 1983.

7. Зиновьев Н. М. Стилистические традиции искусства Палеха –Л.: Художник,-1981.–216 с

Дополнительная

  1. Буткевич Л.М. История орнамента. Учеб. Пособ. Для студ. Высш. Учебных заведений. М.: ВЛАДОС. 2003
  2. Даглдиян К.Т. «Декоративная композиция». - Р. н/Д., «Феникс» 2008. - 312 с. - 32 с.: ил
  3. Кошаев В.Б. Композиция в русском народном искусстве. Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Изобразительное искусство». М.: ВЛАДОС. 2006.
  4. В. Орнамент Учебное пособие. Ростов-на-Дону. Феникс. 2007.

        Кошаев В. Б. Композиция в русском народном искусстве. – М.: ВЛАДОС,-2006.- 120с.