План-конспект учебного занятия для детей первого года обучения базового уровня в объединении «Творческий калейдоскоп» Тема: «Золотая хохлома»

Шляхина Екатерина Николаевна

Методическая разработка по ознакомлению детей с русским народным промыслом «Хохлома», разработана для детей 6-11 лет. Состоит из 2-ух частей: теоретической и практической.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hohloma.docx26.9 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное учреждение дополнительного образования

«Дворец детского (юношеского) творчества»

муниципального образования

городской округ Люберцы Московской области

План-конспект учебного занятия

для детей первого года обучения базового уровня

в объединении «Творческий калейдоскоп»

Тема:

«Золотая хохлома»

 Автор: Шляхина Е.Н.

2023 год


План-конспект учебного занятия для детей первого года обучения.

Программное содержание:

Пояснительная записка.

Методическая разработка по ознакомлению детей с русским народным промыслом «Хохлома», разработана для детей 6-11 лет. Состоит из 2-ух частей: теоретической и практической.

Цель: знакомство обучающихся с русским народным промыслом «Хохлома»

Задачи:

Образовательные:

- познакомить учащихся с хохломской росписью и приемами её выполнения;

- обучение умению создавать узоры по образцу, используя разнообразные приёмы работы кистью;

- познакомить с основными видами хохломского орнамента: травка, пряник, под фон, кудрина;

- формировать навыки работы с художественными материалами.

Развивающие:

- развивать творческую активность, воображение, образное представление, аккуратность;

- развитие эстетического восприятия, чувства цвета, творческих способностей.

Воспитательные:

- воспитание любви к народному искусству России.

Дидактический наглядный материал:

Демонстрационный материал. презентация, образцы работ детей, образцы хохломских изделий.

Раздаточный материал: бумага, кисти, краски.


Ход занятия.

(1)Вводная часть:

- Здравствуйте, ребята! Кто мне скажет, что такое декоративно прикладное искусство?

- Декоративно прикладное искусство это оформление бытовых предметов, окружающих человека, мебели, тканей, оружия, посуды, украшений одежды.

Как вы уже догадались, мы с вами продолжаем знакомиться с народными промыслами России.

А что же такое народные промыслы?

Народным промыслом называют районы, где преобладает распространение определенного вида народного искусства.

С какими народными промыслами мы знакомились на в этом году? (Дымково, Гжель)

Основная часть:

- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с народными промыслами, познакомимся с одной из красивейших росписей по дереву – хохломской (демонстрация хохломских изделий).

Удивляя, прорастая,

Как-то празднично жива

Молодая, непростая,

Черно-красная трава.

Листья рдеют, не редея

От дыхания зимы:

Входим в царство Берендея -

В мир волшебной Хохломы.

(2) - Хохломскую посуду сравнивают с золотой, так и говорят «золотая хохлома». И действительно, хохломская роспись радует яркими красками и сиянием золота. Своей красотой хохломские изделия могут поспорить даже с дорогой посудой из золота и серебра, хотя сделаны они из очень доступного материала-дерева. Труд и талант народных мастеров превращают обычные чаши, бочонки, солонки и многое другое в «золото».

(3) - Хохлома - это исконно славянская роспись. Она возвращает нас к традициям и нравам наших предков, это старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода.

Хохлома так называлось большое торговое село, куда привозились для продажи изделия из окрестных сел и деревень. Здесь привлекательный товар приобретали купцы, а затем сбывали на ярмарках не только по всей России, но и за ее пределами. И в сознании покупателей красочная посуда стала ассоциироваться с именем торгового села.

Нижегородское Заволжье - центр искусства хохломской росписи – край насыщенной истории и самобытной культуры.

(4) В стародавние времена в дремучих заволжских лесах близ торгового села Хохлома первые поселенцы, скрывавшиеся от преследования, были «утеклецами», т. е. беглецами, укрывшимися здесь от гонений за «старую веру», от царского произвола, помещичьего гнета. Среди них были и художники-иконописцы, и мастера рукописной миниатюры. На скудной земле прокормиться крестьянским трудом было нелегко, и беглые люди приноровились расписывать деревянную посуду, которую здесь точили исстари местные мастера. Неведомая ранее роспись сказочно преобразила скромную кухонную утварь. В народе поговаривали, что расписывал художник свою посуду не простой, а волшебной кистью сплетенной из солнечных лучей. Яркая, праздничная посуда полюбилась не только  жителям в округе, слава о ней разнеслась по всей Руси. Увидев хохломскую посуду, царь сразу же догадался, кто ее расписывает, и послал в заволжские леса стражников. Предупрежденный живописец успел скрыться, но он обучил премудростям необыкновенного ремесла местных жителей и оставил им краски и волшебную кисть. Таково старое предание о зарождении яркого и самобытного искусства хохломской росписи.

(5) - Деревянная посуда с самых древних времен была у русского человека в большом употреблении: ковши и скобари в форме плывущей птицы (Скопкарь, скобкарь — деревянный (иногда металлический) ковш в форме ладьи с двумя рукоятками в виде головы и хвоста птицы),(6) круглые братины, обеденные миски, ложки разных форм и размеров и т. д.

(7) Технология промысла.

Оказывается, прежде чем стать золотой, «хохлома» бывает и серебряной и глиняной. Обо всех этих превращениях мы сейчас и поговорим.

Посмотрите на эту сахарницу. Это - «бельё». Сперва её вытачивают из дерева, сушат, а затем шлифуют - убирают все мелкие шероховатости специальной шкуркой или на станке, а затем уже она попадает к красильщику.

(8) Высушенное и отшлифованное изделие надо подготовить под роспись. Вначале его обмазывают льняным маслом, а затем особым составом - вапой или грунтом. Современные мастера называют наложение грунта - вапы грунтовкой. Вапа красновато - коричневого цвета, потому что в её состав входит глина. Обмазанная вапой кружка похожа на глиняную - под плотным слоем грунта совсем не видно дерева. Грунтованное изделие сушат в печи, затем снова шлифуют, и поверхность его становиться гладкой и глянцевитой. После этого кружку несколько раз покрывают олифой - так, чтобы пропитался грунт, и на поверхности его появилась липкая лаковая пленка.

(9) К этой пленке легко пристает полуда - измельченный в порошок металл. В старину полудой служило олово, а сейчас - алюминий, серебристый, легкий и дешевый материал. Втирание полуды называется лужением. Луженая кружка похожа на серебряную: полуда ровным слоем закрыла дерево, и, кажется, что кружка отлита из металла - она сияет матовым серебристым блеском. И только сейчас к ней может прикоснуться кисть мастера - красильщика.

(10) Художники работают ловко и старательно. Обычные их инструменты - тонкие кисточки, которые они часто делают сами из беличьих хвостов, "ляпушки" (кусочек овечьей шерсти, обмотанный вокруг палочки, или гриб - дождевик) и небольшие баночки с красками. Итак, серебристая луженая сахарница расписана. Художник - красильщик закончил свою работу и уже положил последний мазок краски. Ну а как же золото? Когда мерцающее холодным металлическим блеском изделие заиграет радостным золотым цветом?

(11) Этим последним таинством ведают лачила и печник. Раньше расписанное изделие покрывали несколькими слоями лака - олифы, а потом закаливали в печи при довольно высокой температуре. И сейчас лакированные вручную предметы закаливают в электропечи при температуре 160 - 180 градусов. Современные лачилы покрывают изделие синтетическим желтым лаком из пульверизаторов - пистолетов. Под пленкой закаленного лака всё, что было в росписи серебряным, становиться золотым.

(12) Инструменты и материалы.

Обычные инструменты мастера хохломы- тонкие кисточки, которые они часто делают сами из беличьих хвостов, "ляпушки" (кусочек овечьей шерсти, обмотанный вокруг палочки, или гриб - дождевик) и небольшие баночки с красками. Хохломская роспись выполняется масляными красками, а дерево удобный и доступный материал для создания предметов быта.

(13) Сколько разнообразных предметов создают хохломские мастера: плошки и ложки, вазы, кружки, тарелки, (14) панно, целые наборы посуды для кваса, компота и т.д., а также предметы мебели.

(15) Ребята, посмотрите внимательно на эти изделия, на них изображен орнамент. Орнамент - это украшение, узор, состоящий из ритмически повторяющихся элементов.

Орнаменты бывают разных видов.

Геометрический - узор, состоящий из геометрических фигур (ромбы, круги и т. д.). Растительный – узор, состоящий из растительных элементов (цветы, травы, листья). Орнитоморфный – узор, где основным мотивом является изображение образа птицы. Зооморфный – узор, где основным мотивом является изображение животных.

А теперь подумайте, какие виды орнамента встречаются в хохломской росписи?

В хохломской росписи встречается растительный и орнитоморфный орнаменты.

(16) Теперь давайте посмотрим, какие цвета используют художники в хохломской росписи. В хохломской росписи основные цвета красный и черный и совсем немного желтого и зеленого для мелкой прорисовки-приписок.

(17) Виды хохломской росписи. Хохломская роспись бывает двух видов: верховое письмо и фоновое. Верховое письмо - это травная роспись, роспись «под листок».  Фоновое письмо - это кудрина, роспись «под фон».

(18) Верховое письмо.

Верховое письмо выполняется по серебристому фону.

«Травкой» в росписи называется орнамент, выполненный отдельными ритмично расположенными мазками.

Главные элементы «травинки» имеют свои названия: «завитки», «травинки», «осочки», «капельки», «усики», «кустики».

Самые маленькие и тонкие травинки называют – «осочки» «Травинки» рисуем сверху вниз без нажима. Нажим только в середине. Примкните кисть к бумаге, чтобы оставить след, это «капельки». «Завитки» - это то же, что и «усики» только уже с нажимом на кисть.

Все элементы травного орнамента рисуются сразу кистью без нанесения предварительного рисунка карандашом, при этом кисточку надо держать тремя пальцами перпендикулярно поверхности листа.

Обычно в травном орнамент все элементы располагаются на основном завитке (стебле, веточке). В орнаменте ритмично чередуются «травинки», «осочки», «усики», «листочки», «ягодки». Плавной линией ведется «усик» слева направо, закругляем, второй «усик» проводим так же неотрывно, и кончик снова закругляем, и т.д. В орнаменте ритмично чередуются «травинки»,  «завитки» и «кустики». На последнем этапе прописываются «осочки» и «капельки».

(19)Роспись под листок. Разновидностью  «травного» письма является роспись «под листок». Здесь уже вводится зеленый и желтый цвета, при рисовании листочков и красный традиционный при рисовании ягод (малины, рябины и т.д.).

(20) Роспись «под фон»

Более трудоемкая. Начинают с прописки контурного рисунка, затем каким-нибудь цветом (красным, черным) покрывают фон вокруг рисунка. Большие листья могут остаться незакрашенными, тогда они получаться золотыми. Далее выполняют радужку-прорисовку жилок на листках, тычинок. И последний этап, как в верховой росписи, - приписка. Ее делают по уже высохшему фону. Используют всю цветовую палитру хохломы.

(21) Кудрина.

Рисунок  «кудрина» является разновидностью росписи «под фон». Для него также характерны золотые силуэты, окруженные цветным фоном в основном красным или черным. Этот орнамент отличается своеобразным узором, в котором рисунок листьев, цветов, плодов отличается и составлен из округлых кудреватых завитков.

Пожалуй, самая трудная по технике выполнения роспись. Её начинают так же, как и роспись  «под фон», с нанесения  контура рисунка и записывания фона. Весь рисунок создаётся за счет золотых цветов, листьев, а фон, как правило, окрашен в красный или черный цвет. Далее выполняют радужку, но она менее богата, чем в росписи  «под фон». Роспись кудрина напоминает ковер.

(22) Современное состояние промысла.

 Угасавший в начале 20 в. промысел в современное время возродился; в 20-х — начале 30 х гг. мастера объединились в артели. В 1960-х гг. созданы фабрика «Хохломской художник» на родине промысла  и производственное объединение «Хохломская роспись» в г. Семенове, ставшие центрами этого художественного промысла. Они выпускают посуду, ложки, мебель,  сувениры и