Мастер-класс по лепке филимоновской игрушки "Петушок"

Наталья Николаевна Полушкина

Мкстер-класс по изготовлению филимоновской игрушки из глины "Петушок".

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер-класс по лепке филимоновской игрушки “Петушок”

Слайд 2

Лепка филимоновской игрушки из глины Цель : выполнение филимоновской игрушки из глины Задачи : познакомить с традициями филимоновской глиняной игрушки научить приемам лепки игрушки познакомить с декоративным оформлением игрушки развивать пространственное воображение и фантазию воспитывать творческую личность приобщать детей к культурным традициям своего народа

Слайд 3

История филимоновской игрушки Гончарным делом в деревне Филимоново Тульской области занимались с 16 века. Земля в этих местах была бедной, урожаи-скудными, поэтому продажа глиняных горшков и мисок стала единственным источником дохода для жителей деревни. Чтобы не выбрасывать кусочки глины, оставшиеся после работы, из них лепили небольшие свистульки. Так появилась филимоновская игрушка. По преданию, деревню Филимоново назвали в честь горшечника Филимона: он первым обнаружил в этих местах залежи мягкой глины, из которой можно было лепить разную утварь. Гончарный промысел процветал в деревне несколько веков: мужчины создавали глиняную посуду, кирпичи, печные трубы. Свистульки изготавливали из остатков материала, которые не годились для крупных изделий. Сначала все фигурки отдавали детям, затем стали продавать на ярмарках. Лепили игрушки традиционно только женщины. Обучать девочек ремеслу начинали с семи лет: бабушки передавали внучкам секреты обжига и росписи. Все деньги, вырученные от продажи свистулек, откладывали в приданое юной мастерице.

Слайд 4

Кавалер, барыня, медведь: виды игрушек Все филимоновские игрушки были свистульками. Чаще всего мастера изображали людей и животных, иногда лепили композиции из нескольких фигур — например, статуэтку «Любота» в виде влюбленной пары. Форму для игрушек выбирали простую, без мелких деталей. Женские фигурки называли барынями, мужские — кавалерами или солдатами, в зависимости от деталей костюма. Те и другие имели узкое и короткое туловище с тонкой талией, которое переходило в объемные штаны или пышную юбку-колокол. Конусообразная голова почти не отличалась по ширине от шеи и была увенчана головным убором — платком или шляпкой у женских персонажей, фуражкой или цилиндром у мужских. В руках барыни держали младенца или птичку-свистульку, кавалеры — петуха или гуся. Из животных филимоновские мастера чаще всего изображали медведей, лошадей, коров, оленей. Различались они характерной формой рогов или ушей, остальные пропорции были почти одинаковыми: тонкое вытянутое тело с плавными изгибами, стройные ноги, длинная шея и небольшая голова.

Слайд 5

Техники филимоновских мастеров Игрушку лепили из цельного куска материала. Мелкие трещины и неровности заглаживали мокрой рукой, поэтому форма изделия становилась вытянутой и плавной. Готовые фигурки обжигали в специальной печи — горне. После обжига глина меняла цвет на розовато-белый. Для росписи филимоновских игрушек использовали всего три цвета — желтый, красно-малиновый и зеленый. В старину им придавали символическое значение: считалось, что желтый цвет олицетворяет воздух и солнце, красный — тепло и красоту, зеленый — весну и жизнь. Краску наносили куриным перышком в строгой очередности. Сначала заготовку «желтили» — создавали фон из широких полос и кругов. Ту часть свистульки, которой касались губами, не окрашивали. Желтую краску накладывали на юбки и передники барынь, штаны кавалеров, шею и бока животных, крылья птиц. Следующий этап росписи назывался «малинка». Красной или малиновой краской, начиная от центра, по желтому фону рисовали тонкие полоски, круги, точки, «елочки» и другие несложные орнаменты. Этим же цветом раскрашивали рубашки персонажей. Когда рисунок высыхал, между красными узорами наносили штрихи зеленого цвета: заключительный этап росписи называли «зеленкой». Лица игрушек не прорабатывали детально: только намечали красным рот, а зеленым — глаза-точки.

Слайд 6

Варианты росписи игрушки Роспись похожа на скоропись,быстрые неровные линии, штрихи разной толщины и интенсивности цвета, сохраняющие движение руки. В украшении фигурок используются геометрические элементы:штрихи, крестики, пятна, круги, треугольники, а также веточки, звездчатые розетки. Наиболее распространены в росписи филимоновских игрушек сочетания различных узоров вполосе.

Слайд 7

материалы и инструменты, необходимые для работы: Глина Стеки Баночка с водой Тряпочка для рук Кисти Гуашь

Слайд 8

Этапы лепки Для изготовления "Петушка" лепим два шарика: побольше и поменьше

Слайд 9

Из большого шарика катаем сначала колбаску, затем морковку.

Слайд 10

Согнем морковку так, чтобы тонкая часть была намного выше толстой. Тонкий кончик сгибаем и формируем клюв-это голова и клюв.

Слайд 11

Делаем хвост:толстую часть приплюснем по всей поверхности равномерно, толщина хвоста примерно 0,5см

Слайд 12

Делаем гребень и бородку, соединяем с туловищем. Делаем подставку, соединяем с туловищем.

Слайд 13

Расписываем игрушку

Слайд 14

Итог занятия: Дети познакомились с традициями филимоновской народной игрушки. Научились приемам лепки, познакомились с декоративным оформлением игрушки, приобщились к культурным традициям своего народа.