Молодой датский дизайн. Студенты и выпускники Danmarks Designskole о себе и своих проектах.

 Филюта Нина Константиновна

Преподаватели датской школы дизайна не просто ставят перед своими студентами учебные задачи, но заставляют их решать серьезные проблемы и на практике вырабатывать собственный, индивидуальный почерк. Этот метод оказывается действеннее всех прочих. Иные подходы, по мнению профессуры danmarks designskole, ничему не учат и губят вдохновение.

Двадцатисемилетний Магнус Сангилд (Magnus Sangild) – опытный столяр-краснодеревщик, а дизайн – его второе образование. Главный урок, который он вынес за годы обучения в Danmarks Designskole, – быть независимым и верить в себя. Его дипломный проект Magicmagnusmountain («магическая гора Магнуса») – диван, форма которого была «подсмотрена» в скалистых шхерах недалеко от Гётеборга. На сотворение эффектного предмета ушло ни много ни мало три месяца. Изо дня в день упрямый Магнус выпиливал разнообразные детали из эпоксидных блоков, пока наконец не добился совершенства.

«Я все время думаю о взаимодействии объекта и зрителя, – говорит дизайнер. – Хочу, чтобы и визуальная и тактильная истории, связанные с моей мебелью, были интересными. Рисую много эскизов, создаю 3D-модели… Затем уже в масштабе 1:1 окончательно проверяю материалы и пропорции… Но больше всего мне нравится начальный этап работы: по ощущениям – как влюбленность! Носишься со своей идеей, не знаешь, куда себя деть. Сплошной адреналин!..»

Беньямин Колструп (Benjamin Kolstrup), в отличие от влюбчивого Магнуса, еще школьником с увлечением рисовал на полях тетрадок истребители Spitfire и Messerschmitt, знал все про аэродинамику, фюзеляжи и шасси. Учась в Danmarks Designskole, Бенджамин остался верен себе и создал любопытную коллекцию мебели, напоминающую аэропланы. «Кресло Force One позволит вам по-настоящему расслабиться и… улететь!» – смеется серьезный Бенджамин, придумывая рекламные слоганы к своему проекту. Крылатое кресло выполнено из трех древесных пород: березы, ясеня, сосны, и обито хлопком и неткаными материалами. Датчанин обожает самолеты, но, вот странность, недолюбливает компьютеры: «Я лучше буду рисовать пером и тушью, чем работать в 3D-графике!..»

На вопрос, мечтал ли он когда-нибудь стать конструктором самолетов или дизайнером, Бенджамин отвечает: «No-o-o!.. В детстве я мечтал стать шаром для боулинга! А потом профессиональным футболистом. Работу художника воспринимал как занятие трудное и скучное. Затем, было дело, задумывался о карьере шеф-повара, но вдруг увлекся дизайном: почувствовал к нему кулинарный вкус! Наши учителя твердят нам, что тарелку уже изобрели. Но я и мои однокашники все равно пытаемся изобретать ее заново! Я так скажу: верьте в свои первоначальные намерения, доверяйте инстинктам, работайте и знайте, что нет ничего невозможного!»

Нина Бруун (Nina Bruun) посвятила своему детищу – складному креслу FOLD – целую фотосессию. Вот оно при ярком свете софитов в профессиональной студии, а вот, как обожаемый ребенок, на ее руках… Оптимистично-оранжевый Fold сделан из фанеры, пенопласта и пластика. Источники вдохновения – японский дизайн упаковки и традиционное оригами. «Возможно, я трачу слишком много времени на исследование поставленной проблемы, – рассуждает Нина, – долго все обдумываю, взвешиваю, вычерчиваю на плоскости, потом в 3D. Но по-другому никак! Если появляется версия, которая мне по-настоящему нравится, сразу же пытаюсь сделать прототип из бумаги и картона в реальном масштабе…»

 Выпускница Danmarks Designskole Ловиса Хэнссон (Lovisa Hansson) родом из соседней Швеции. Она конструирует отличную мебель, хотя начинала как живописец. На реализацию проекта с поэтичным названием «Молчаливое Облако» (Silent Cloud) понадобилось два месяца. Silent Cloud – это звукопоглощающая мебель, а именно – кабинет, главной целью создания которого было решение акустических проблем, возникающих в минималистских интерьерах. Другими словами, чем меньше вещей, тем громче эхо, а это не всем по душе. Дверцы «Молчаливого облака» изготовлены из материала с великолепными звукопоглощающими свойствами: в конструкции использованы натуральный войлок и массив ясеня. Форма разрабатывалась в сотрудничестве с профессиональными экспертами по акустике. Также Ловиса признается, что действовала с оглядкой на классику – кабинет «2192», придуманный в 1954 году шведским дизайнером Йозефом Франком для интерьера магазина Svenskt Tenn.

Девушка почти не рисует эскизов – ни на компьютере, ни от руки, так как предпочитает визуализировать свои идеи с помощью специально изготовленных в материале небольших моделей: «Мне так быстрее и проще, а людям понятнее!»

Художник по текстилю Изабель Берглунд (Isabel Berglund) вяжет мебель, дома, деревья и создает «ткани для размышлений». По окончании Danmarks Designskole она поступила в Central Saint Martins College в Лондоне, где получила степень магистра и мировую известность. Произведения Изабель пользовались большим успехом на Неделе дизайна в Милане: там на двух выставочных площадках экспонировались «Дом с деревом» и «Шкаф вязальщика».

«Мои работы не принадлежат к какой-то определенной категории – дизайну, искусству или моде. И вообще, это еще вопрос, должно ли произведение художника относиться к какой-то категории…» – говорит рукодельница Изабель, измученная вопросами упертых арт-критиков.

 «Дизайн делает меня счастливой», – констатирует Мария Грэм Пулсгард (Maria Gram Poulsgaard). Она закончила Danmarks Designskole в 2008 году, а ее дипломной работой был просто стол. Без названия, ненужного пафоса и украшательств. Дерево, железо и чистая функция. «Лучше меньше да лучше» – неплохой девиз, между прочим. Проект «съел» целых пять месяцев, но Мария привыкла проводить большую часть времени в мастерской – она там живет…