Методические рекомендации: Мастер-класс «Использование ИКТ в художественно-проектной деятельности на примере разработки модели школьной формы одежды».

Парышев Андрей Евгеньевич

Педагог: Андрей Евгеньевич Парышев

Тема: «Использование ИКТ в художественно-проектной деятельности на примере разработки модели школьной формы одежды».

Возраст обучающихся:  В данном случае занятие проводится на педагогах с учетом того, что данное занятие можно провести на обучающихся возраста 12-15 лет.

Тип занятия:  изучение нового материала.

Цель занятия: Создание условий для личностной самореализации каждого обучающегося в процессе изучения темы: «Использование ИКТ в художественно-проектной деятельности на примере разработки модели школьной формы одежды» и дальнейшего использования при создании эскизов моделей одежды

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект мастер-класса

Педагог: Андрей Евгеньевич Парышев

Тема: «Использование ИКТ в художественно-проектной деятельности на примере разработки модели школьной формы одежды».

Возраст обучающихся:  В данном случае занятие проводится на педагогах с учетом того, что данное занятие можно провести на обучающихся возраста 12-15 лет.

Тип занятия:  изучение нового материала.

Цель занятия: Создание условий для личностной самореализации каждого обучающегося в процессе изучения темы: «Использование ИКТ в художественно-проектной деятельности на примере разработки модели школьной формы одежды» и дальнейшего использования при создании эскизов моделей одежды

Задачи  занятия –(проецируются на обучающихся)

Личностные:

  • Формирование уважительного и бережного отношения к иному мнению.
  • Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
  • Развитие у воспитанников чувства собственного достоинства, способностей к преодолению трудностей, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные:

  • Развитие эмоциональной сферы воспитанников через применение активных форм ведения занятия.
  • Развитие рефлексивных умений через проведение анализа результатов занятия и самоанализа собственных достижений.
  • Развитие речи, как показателя  интеллектуального и общего развития обучающегося через представление собственных достижений на занятии, представление результатов работы группы.
  • Развитие коммуникативных умений  воспитанников через организацию групповой работы на занятии.

       Предметные:

  • Приобретение навыков построения моделей одежды с помощью ИКТ.
  • Формирование  навыков работы с инструментами в графическом редакторе Paint.
  • Овладение навыками композиции.
  • Усвоение новой информации с дальнейшим ее закреплением и практическим использованием в последующих теоретических и практических занятиях.
  • Использование приобретенных знаний и умений для творческого решения задания.

 

       

Оборудование и технические средства обучения

Наглядные пособия:

  1. Видеоряд (разработана слайд-презентация, схемы, иллюстрации и  другие  материалы по теме)

Словарь: рапорт, Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).

Рабочие материалы для обучающихся: ПК, локальная сеть.

Материалы и оборудование, используемые педагогом: мультмедийное  оборудование;  флипчарт, раздаточный материал, стикеры, схема человека.

Этапы работы

Содержание этапа

(деятельность педагога)

Деятельность обучающихся

1.

Организационный момент:

- старт занятия;

- установление взаимодействия между всеми субъектами на занятии;

мотивация учебной деятельности.

Цели для обучающихся:

- настроиться на работу в рамках занятия (организационно и эмоционально)

Цели и задачи для педагога:

- создать благоприятную психологическую атмосферу на занятии;

- включить всех воспитанников в работу

Методы организации работы:

- беседа, контактная игра.

Форма организации работы: фронтальная, индивидуальная. 

Приветствие, создание эмоционального настроя на работу

Приветствие педагога.

Педагог объявляет тему занятий: «Использование ИКТ в художественно-проектной деятельности на примере разработки модели школьной формы одежды».

Игра «Автопортрет»

Задание: дети должны описать свою внешность таким образом, что бы незнакомый человек смог их узнать при встрече.

Приветствие детей.

Обучающиеся выполняют предложенное задание.

2.

Актуализация  знаний.

Цель для обучающихся:

- развивать  мыслительную деятельность в ходе «мозгового штурма»;

- воспроизведение понятий встречающихся в процессе творчества: силуэт, геометрическая фигура, эскиз.

Цель для педагога:

- в процессе включения обучающихся в активную познавательную деятельность через использование различных педагогических методов и приемов, необходимых для овладения новым материалом знания воспитанников;

- оценить уровень практической  подготовленности воспитанников, скорректировать их знания, смотивировать на активное восприятие нового материала;

-развитие речи как показателя  интеллектуального и общего развития ученика через представление собственных знаний;

- развитие эмоциональной сферы воспитанников через применение активных форм ведения занятия.

Методы организации работы:

- мозговой штурм;

- развивающая подвижная игра;

- наблюдение.

Формы организации работы: фронтальная беседа,  коллективная.

 Критерии достижения целей и задач данного этапа занятия: успешные ответы воспитанников, понимание ими связи вопросов и заданий с темой занятия; положительный эмоциональный фон занятия.

Методы мотивирования учебной активности обучающихся: смена видов деятельности, использование различных методов и приемов, создание условий для личностной самореализации воспитанников через возможность высказывать собственное мнение по обсуждаемым вопросам.

Педагог предлагает обучающимся посмотреть на картинки, иллюстрирующие способы выполнения эскизов: эскиз на доске, на бумаге, аппликация и компьютерный эскиз.

Педагог знакомит детей с работой художника-стилиста над эскизами и возможностями компьютерных технологий.

Мозговой штурм.

На какие простые геометрические тела мы могли бы разложить окружающие нас предметы: ваза, стул, шкаф, светильник и т.п.

Какие геометрические фигуры мы будем использовать, если будем рисовать на плоскости.

Игра «Создай геометрическую фигуру»:

Дети встают со своих мест, берутся за руки и по просьбе педагога образуют геометрическую фигуру.

Педагог предлагает занять свои места.

Обучающиеся внимательно слушают.

Обучающиеся предлагают ответы: шар, конус, параллелепипед и т.д.

Ответы обучающихся: круг, треугольник, прямоугольник, овал.

Обучающиеся выполняют задание педагога, образуя круг, овал, треугольник и т.д.

Обучающиеся занимают свои места.

3.

Объяснение нового материала.

Цель для обучающихся:

- в процессе практического сравнения изучить понятия; ленточный, замкнутый, сетчатый  виды орнаментов и познакомиться со схемами их построения.

- совершенствовать умение слушать и слышать педагога в процессе выполнения коллективного задания, умения договариваться и представлять результаты работы группы.

Цель для педагога :

- познакомить воспитанников с понятиями:  ленточный, замкнутый, сетчатый  виды орнаментов и познакомиться со схемами их построения;

- развитие у учащихся метапредметных знаний (универсальных учебных действий (познавательных)) через выполнение заданий, связанных со сравнением, анализом, классификацией, обобщением.

Методы организации работы:  использование проблемных вопросов и заданий, рассказ учителя с элементами беседы, работа со схемами, метод «неоконченное предложение».

Формы организации работы: индивидуальная, фронтальная.

Критерии достижения целей и задач данного этапа занятия:

-имеют понятие о классификации силуэтов.

-могут пользоваться в процессе работы схемами, читать и понимать их.

Критерии определения уровня внимания и познавательной активности воспитанников, их интереса к изучаемому материалу:

- заинтересованность в работе;

Методы мотивирования учебной активности воспитанников:

смена видов деятельности, использование различных педагогических технологий, создание условий для личностной самореализации воспитанников через возможность высказывать собственное мнение по обсуждаемым вопросам.

- тематическая физкультминутка.

Практическая деятельность в ходе знакомства с новым материалом.

Показ презентации и рассказ о типах силуэтов.

Педагог подробно описывает все виды силуэтов одежды, их классификация: Силуэт можно классифицировать по степени прилегания изделия к фигуре:
• Полуприлегающий силуэт – силуэт одежды, которая, повторяя формы тела, как бы удалена от него на небольшое расстояние.
• Прилегающий – силуэт одежды, плотно прилегающий к телу и точно повторяющий его форму.
• Приталенный имеет несколько разновидностей, которые отличаются друг от друга характером прилегания к телу лифа и юбки, их формой. Для всех решений характерно плотное прилегание по линии талии, которая может акцентироваться поясом.
• Свободный – это силуэт одежды, которая держась на опорных конструктивных поясах (плечевом, линии талии) может совсем не соприкасаться с телом.

Гимнастика для глаз:

Поставить на стол геометрические тела и повесить на флипчарт геометрические фигуры. По команде педагога дети переносят взгляд с предмета на фигуру, и с фигуры на предмет.

По окончанию гимнастики для глаз, педагог предлагает приступить к практической деятельности. Педагог напоминает о технике безопасности при работе на ПК.

Задание. Педагог предлагает вынуть из закрытого конверта геометрическую фигуру, тем самым определив тему своей работы.

Треугольник: Обучающийся рисует эскиз модели одежды силуэт – треугольник.

Овал: Обучающийся рисует эскиз модели одежды силуэт – овал и т.д.

Релаксация после выполнения практического задания.

Подвижная игра «220 вольт»

По команде ведущего (педагога) обучающиеся изображают удары электрическим током, сначала в одну руку, затем в другую, затем в ногу, затем в туловище.

Обучающиеся смотрят презентацию, вспоминают какие силуэты они встречали в повседневной жизни.

Обучающиеся выполняют гимнастику для глаз

Обучающиеся включают ПК, находят на рабочем столе заранее приготовленную схему фигуры человека и открывают ее в графическом редакторе Paint.

Обучающиеся выполняют предложенное задание.

Обучающиеся расслабляются после выполнения практического задания.

4.

Закрепление учебного материала.

Цель для обучающихся:

- определить первичный уровень освоения нового материала;

- научиться с первого предъявления принимать задание педагога, активно включаться в его выполнение.

- выполняя творческое задание, расширить собственные знания по данному вопросу, научиться выражать свое мнение по заданной теме.

Цель для педагога:

- в процессе применения ИКТ технологий

проверить первичный уровень усвоения воспитанниками новых знаний;

- используя различные методические приемы способствовать повышению мотивации воспитанников к закреплению нового материала.

Методы организации работы:  

-использование проблемных вопросов и заданий,  слайд-опрос,

Формы организации работы: индивидуальная, фронтальная.

Критерии достижения целей и задач данного этапа занятия:

- успешное выполнение слайд-опроса,

- удовлетворение от проделанной работы и полученных знаний.

Методы мотивирования учебной активности обучающихся:

создание условий для личностной самореализации воспитанников через возможность высказывать собственное мнение по обсуждаемым вопросам.

Контроль усвоенных знаний.  Слайд-опрос

Показ презентации, педагог задает обучающимся вопросы: Какой силуэт изображен на слайде?

Через локальную сеть, на компьютер педагога выводятся эскизы выполненные обучающимися и демонстрируются на экране. Педагог предлагает обсудить и определить тип силуэта.

Обучающиеся отвечают на вопросы.

Обучающиеся обсуждают эскизы, высказывают собственное мнение.

5.

Подведение итогов урока. Рефлексия.

Цель для обучающихся:

- в ходе проведения рефлексии определить

уровень собственных достижений и затруднений по изучаемой теме, выстроить свою индивидуальную траекторию развития по изучаемой теме.

Цель для педагога:

- подвести итоги урока, построив  траекторию дельнейшей работы по освоению новой темы для каждого обучающегося;

С какими понятиями мы познакомились в ходе занятия?

Какие типы силуэтов мы узнали?

В каком редакторе мы работали?

Какие инструменты мы использовали в компьютерном проектировании?

Возникли ли трудности в процессе работы?

А теперь , давайте встанем и посмотрим друг на друга. Опишите себя используя полученные знания?

Рефлексия. Метод «Человек»

На флипчарте изображена фигура человека, педагог предлагает обучающимся наклеить стикеры на части тела человека.

Голова – кто получил новые знания?

Руки – кто приобрел новые навыки?

Живот - какие эмоции, ощущения у тебя остались от занятия?

Ноги - что осталось непонятным?

Обучающимся предлагается высказать свое мнение.

Если участники группы не готовы говорить и слушать друг друга, это упражнение может быть анонимным.

Обучающиеся отвечают на вопросы, дают описание своей внешности опираясь на полученные знания.

Обучающиеся наклеивают стикеры, высказывают свое мнение.

Аплодисменты друг другу.

Обучающиеся благодарят педагога за занятие.



Предварительный просмотр:

Приветствие

Здравствуйте уважаемые коллеги, позвольте представиться, меня зовут Парышев Андрей Евгеньевич, я педагог дополнительного образования Центра детского творчества №4. Тема моего мастер класса: Использование ИКТ в художественно-проектной деятельности на примере разработки модели школьной формы одежды.

АМО

Знакомство. Попрошу всех встать в круг. Поприветствуем друг друга……

На подносе лежат листочки бумаги с изображением компьютера, печатной машинки и листка бумаги и ручки. Возьмите картинку с изображением компьютера, если Вы считаете, что Вы уверенный пользователь. Печатная машинка – если вы используете возможности компьютера на занятиях ограничено. Листок с ручкой – если Вы не используете компьютер на своих занятиях.

Как Вы думаете, для чего мы проделали данное действие?

Это важный этап занятия с использованием ИКТ.

Для работы в группе, мы это делаем для достижения максимального эффекта от занятия.

Для определения уровня владения ИКТ.

Теперь мы знаем уровень Вашей подготовки.

Вопросы (целеполагание)

Хотите ли Вы что бы Ваши занятия были интересными? (ДА!)

Считаете ли вы интересным для детей использование ИКТ на занятиях? (ДА!)

Хотите ли Вы применять ИКТ на своих занятиях? (ДА!)

Таким образом, какова цель нашего мастер-класса (ответы педагогов записываем на маркерной доске), (наводящий вопрос: Вы до конца используете возможности Вашего компьютера?) исходя из этого, на занятии мы научимся применять стандартный набор программ, который находится в компьютере любого учебного заведения. (Если кто-то знает: Здорово, у Вас есть возможность поделится своими знаниями с другими)

Занятие

Сегодня я Вам предлагаю поиграть в деловую игру «Дизайн студия». Давайте разделимся на две команды, учитывая ваш уровень подготовки. (В каждой команде должны быть участники с разным уровнем подготовки)

Разделитесь, рассаживайтесь…

Представим, что вы две конкурирующие дизайн студии, и Вам необходимо выиграть тендер для производства школьной формы, для этого Вам необходимо разработать модель этой самой школьной формы, опираясь на  основные требования предъявляемые к школьной форме. Какие? (ЗАКОН!!!Стоимость произв., качество, практичность, расцветка, модные тенденции…) Для разработки модели, мы будем использовать возможности компьютера.

1 слайд

2 слайд

3 слайд

Для начала, давайте освежим в памяти что такое ИКТ

  • Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) – это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. Важнейшим современным устройствами ИКТ являются компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением и средства телекоммуникаций вместе с размещенной на них информацией.

4 слайд 

  • Метод проектов – это такая система обучения, при которой обучающиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов.

5 слайд

  • Проект («брошенный вперёд» — в пер. с лат.) — уникальное, конкретное, продуманное и спланированное дело, предпринятое для достижения цели и решения проблемы определённым способом, включающее ограничения по срокам и ресурсам, учитывающее возможные риски и изменяющее изначальную ситуацию.
  • Проект – это возможность обучающихся выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме: проведение исследований, интервью, составление планов посещения различных мест, изготовление коллажей, выполнение коллекций одежды и т. д.

6 слайд

Создание ткани.

Для выполнения сегодняшнего задания, Вам нужно будет разработать рисунок ткани Вашей будущей модели одежды, который состоит из рапортов.

Раппорт (франц. rapport, от rapporter приносить обратно) базовый элемент орнамента, часть узора, повторяющаяся многократно на ткани, трикотаже, вышивке, ковре, обоях и т.д.

Показываю образцы выполненные детьми

7 слайд

Выполняем рапорт (рисунок) для ткани будущей модели школьной формы в графической программе Paint

8 слайд

При создании рапорта для ткани будущей модели одежды, опираемся на принятые решения в предварительном обсуждении (основной цвет, орнамент)

9 слайд

Сохраняем свою работу на компьютере

10 слайд

Готовая заготовка для создания рисунка ткани

11 слайд

Создания рисунка ткани с помощью программы MS Office

Открываем программу MS Office

12 слайд

Импортируем подготовленный ранее рисунок в программу

13 слайд

14 слайд

Подгоняем рисунок по размеру

15 слайд

Создаем рисунок ткани копированием импортированного изображения и многократной вставкой до полного заполнения листа

16 слайд

Полученное изображение сохраняем и отправляем на печать

17 слайд

Создание модели одежды на листе бумаги с применением аппликации из напечатанного образца ткани

18 слайд

Эскиз модели одежды готов!

19 слайд

Презентация своей модели

Фискульт – минутка «Локальная сеть»

Участники встают в круг, берутся за руки. Ведущий говорит команды. Передать информацию из компьютера Марины в компьютер Лены. Начинает Марина, сжатием ладони по цепи рук в сторону Лены. Когда пожатие дойдет до Лены, Лена говорит: «Информацию получила».

Процесс выполнения работы

Выполнение практика.

И так, для начала, Вы должны распределить свои роли в своем агентстве.

Вы должны обсудить основной цвет ткани, орнамент и основной фасон модели школьной формы (2 минуты). Продвинутые пользователи (2 человека из каждой команды) усаживаются за компьютеры и выполняют задание по созданию ткани для модели.

Двое занимаются созданием эскиза модели костюма на готовых фигурах детей, один человек занимается подготовкой презентации своей работы. (Прописывает обоснование выбора цвета, материала) На выполнение всего задания отводится 20 минут.

Презентация работ

Результаты работы вывешиваются на флипчарт,

Проходит быстрое обсуждение и защита собственных работ

Подведение итогов

Возвращение к цели

Давайте вернемся к нашей цели.

Было ли данное занятие интересным?

Достигли ли мы желаемого результата?

Где можно использовать полученный опыт?

Последний этап

Рефлексия

Метод «Ваш новый компьютер»

Цель: подведение итогов семинара.

Численность: все участники.

Время: 5 мин.

Материал: лист ватмана, на котором крупно нарисованы контуры монитора, процессора, клавиатуры и мышки (они все разного цвета по цвету бумажек), 4 цвета липких бумажек по 3 каждого цвета на каждого участника, фломастеры

Проведение:

Каждому участнику раздаются по 3 бумажки каждого цвета. Участники должны написать, а потом приклеить на соответствующее по цвету контуры на большом листе в таком порядке: «монитор» - что увидел нового на семинаре, «клавиатура» - чему научился, «процессор» - что понял, «мышка» - эмоции. Все зачитывается.


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование ИКТ в художественно-проектной деятельности на примере разработки модели школьной формы одежды. Педагог дополнительного образования: Андрей Евгеньевич Парышев

Слайд 2

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) Процессы информатизации современного общества и тесно связанные с ними процессы информатизации всех форм образовательной деятельности характеризуются процессами совершенствования и массового распространения современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Подобные технологии активно применяются для передачи информации и обеспечения взаимодействия преподавателя и обучаемого в современных системах открытого и дистанционного образования. Современный преподаватель должен не только обладать знаниями в области ИКТ, но и быть специалистом по их применению в своей профессиональной деятельности.

Слайд 3

Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) – это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. Важнейшим современным устройствами ИКТ являются компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением и средства телекоммуникаций вместе с размещенной на них информацией.

Слайд 4

Метод проектов Метод проектов – это такая система обучения, при которой обучающиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов.

Слайд 5

Проект Проект («брошенный вперёд» — в пер. с лат.) — уникальное, конкретное, продуманное и спланированное дело, предпринятое для достижения цели и решения проблемы определённым способом, включающее ограничения по срокам и ресурсам, учитывающее возможные риски и изменяющее изначальную ситуацию. Проект – это возможность обучающихся выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме: проведение исследований, интервью, составление планов посещения различных мест, изготовление коллажей, выполнение коллекций одежды и т. д.

Слайд 6

Этапы разработки проекта Проблемно-целевой этап Этап разработки сценария и технического задания Этап практической работы Этап предварительной защиты Этап презентации - публичной защиты проекта

Слайд 7

С 1 сентября 2013 года вступил в силу новый закон «Об образовании в Российской Федерации». Среди его нововведений – право образовательной организации устанавливать требования к одежде обучающихся.

Слайд 8

Выполнение работы Раппорт (франц. rapport , от rapporter приносить обратно) базовый элемент орнамента, часть узора, повторяющаяся многократно на ткани, трикотаже, вышивке, ковре, обоях и т.д.

Слайд 9

Выполняем рапорт (рисунок) для ткани будущей модели школьной формы в графической программе Paint

Слайд 10

При создании рапорта для ткани будущей модели одежды, опираемся на принятые решения в предварительном обсуждении (основной цвет, орнамент)

Слайд 11

Сохраняем свою работу на компьютере

Слайд 12

Готовая заготовка для создания рисунка ткани

Слайд 13

Создания рисунка ткани с помощью программы MS Office Открываем программу MS Office

Слайд 14

Импортируем подготовленный ранее рисунок в программу

Слайд 16

Подгоняем рисунок по размеру

Слайд 17

Создаем рисунок ткани копированием импортированного изображения и многократной вставкой до полного заполнения листа

Слайд 18

Полученное изображение сохраняем и отправляем на печать

Слайд 19

Создание модели одежды на листе бумаги с применением аппликации из напечатанного образца ткани

Слайд 20

Эскиз модели одежды готов!

Слайд 21

Благодарю за внимание!



Предварительный просмотр: