Национальный кабинет

Талипова Замиля Габдулхаковна

Не учить, воспитывая, а воспитывать, обучая. Через фольклор, песни, танцы, - словом, через культуру к воспитанию национального самосознания, высоких духовных качеств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tatarskiy_kabinet.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Мы чуем с предками родство

Их золотое мастерство

Преодолевая в жизни зло,

Хотим, чтобы к потолкам перешло…»

     В наше сложное время межнациональных отношений особенно актуализируется проблема воспитания подрастающего поколения на национальных традициях.

     Каждый народ является носителем общечеловеческих черт характера, достойных восхищения. А чтобы понять национальный дух, народную душу, надо вникнуть в систему воспитания.

     Дети, живущие вдали от исторической Родины, гораздо лучше знают традиции Мировой культуры, чем свои национальные. Поэтому, разрушая под собой историко-культурную базу, свои корни, мы лишаем себя устойчивости во всех отношениях, нас сбивает любой лёгкий ветерок извне. И это происходит на уровне не только личности, но и народа. Возродить эту базу, вернуть самим себе свою историю, культуру и явить их миру - значит обрести ту устойчивую опору, которая называется национальным самосознанием.

     Возрождение – это, прежде всего, наше уважительное отношение к самим себе, наше понимание того, откуда мы, почему мы именно такие и в чем наше предназначение.

     Я родилась в сказочно красивом уголке России – Татарстане, где хранят и бережно чтят обычаи и традиции своего народа. Видимо, в том мое предназначение – передать детям вековой опыт прошлого.

     Не учить, воспитывая, а воспитывать, обучая, - такой видится мне моя работа. Через фольклор, песни, танцы, - словом, через культуру к воспитанию национального самосознания, высоких духовных качеств.

     Чтобы достичь этой цели, администрация школы создала нам все условия. В начале 90-х годов в средней школе №5 г. Муравленко Ямало-Ненецкого автономного округа появился не совсем обычный кабинет. В нем проводятся учебные занятия и внеклассные мероприятия, на которых учащимся прививается любовь к родной старине, культурным ценностям народов Татарстана и Башкортостана.

      Интерьер кабинета отвечает всем требованиям учебно-воспитательного процессе, создает обстановку благоприятную для работы. Оформление кабинета позволяет связать урок и внеклассные занятия. Для этого достаточно на уроке краткого комментария дополнительных материалов (например, по теме «Быт татарского народа»). Демонстрируются музейные экспонаты, которые хранятся в мини-музее, где отражается прошлое и настоящее татарского народа.

      В кабинете разработан, на мой взгляд, удовлетворительный вариант размещения мебели, учебно-методического оборудования и ТСО. Вдоль стен размещены два стеклянных стеллажа, где хранятся с национальным орнаментом самотканые и ручной вышивки полотенца, скатерти, салфетки, занавески, небольшие паласы из старины и элементы национальной одежды (женский головной убор калфак, камзул, мужские тюбетейки), из украшений: старинные серебряные браслеты, серьги, воротниковые застежки с подвесками, детские поделки из соленого теста (куклы в национальных костюмах), глиняный кувшин с татарским орнаментом, чеканки, иллюстрации из прочитанных сказок (выжигание по дереву) и коллективная работа – макет Соборной мечети.

      Стенды, отражающие специфику данного учебного предмета и фрагменты из истории и культуры татарского народа, составляют основу кабинета. На одном из них атрибуты государств: герб и флаг («Туган илем. Туган телем») на других – фрагменты национальных праздников, обычаев, татарской кухни, элементы одежды и украшения, ребусы, кроссворды, смешные рассказы, сказки для детей на родном языке («Ял сэгатьлэрендэ»).

     Все стенды в кабинете размещены на основе единого замысла, в соответствии с учебной программой и методикой проведения занятий.

     Особое внимание уделяется тому, чтобы было удобно пользоваться оборудованием, чтобы оно было в сохранности, чтобы достигались максимальная наглядность в обучении и художественная завершенность общего интерьера учебного кабинета.

      В кабинете создан небольшой уголок, оформленный в виде фрагмента бревенчатой избы: кровать с аккуратно сложенной горкой подушек, сундук, подвешенная под потолком люлька, оконце в обрамлении вышитых занавесок, печь с домашней утварью: чугун, ухват, самовар, керосиновая лампа, кумган, маслобойка, стиральная доска и многое другое.

      Как уже выше было сказано, я хочу воспитать настоящего человека, знающего свою родословную, малую и большую Родину, уважающего и чтящего свои национальные обычаи, обряда предков. В этом нам особо помогает «Старинная изба». Раз в месяц мы собираемся на «Татарские посиделки» («Аулак ой»), где дети с особым удовольствием входят в роль своих бабушек и дедушек в молодости.

     Нравится детям все, что касается своего народа: и культура, и татаро-башкирская кухня. Наши девочки – старшеклассники не хуже своих мам, готовят национальные блюда и вышивают не хуже своих бабушек. Наши дети прекрасно говорят и поют на родном языке. Любой может с завистью смотреть, как танцуют наши мальчики и девочки.

     В кабинете имеется достаточно богатый книжный фонд как для детей, так и для родителей и всё это систематически пополняется (детские журналы «Ялкын», «Салават купере», «Сабыгайга», для родителей журналы «Азат хатын», «Соембикэ», «Идел», «Тулпар», «Казан утлары», учебные пособия «Элифба»- буквари, тетради прописи, детская художественная литература татарских и башкирских писателей, поэтов.

     Важное значение в оформлении интерьера имеет цвет, окраска помещения, мебель. Правильный подбор цвета не только повышает качество освещения, но и создает хорошее рабочее настроение, снижает зрительное и нервное утомление.

     Мебель (парты, шкафы) светлых тонов натурального цвета древесины. При подборе столов и стульев учитывалась окраска стен кабинета, соблюдалась цветовая гармония.

     Также необычность кабинета заключается в небольшой сцене, с которой дети делают первые шаги в большое искусство. Этому способствует и техническое оснащение кабинета.

     В нашем постоянном пользовании находятся музыкальный центр, DVD, видеомагнитофон, крупноформатный плазменный телевизор DAEWOO.

     Занятия родным языком, внеклассные мероприятия позволяют нам принимать активное участие не только в городских и на окружных фестивалях. Все дипломы и грамоты помещены на стенде «Наши достижения» в коридоре рядом с кабинетом.

     Таким образом, создание и дальнейшее укрепление кабинета, превращение его в образцовый требует постоянного внимания, дополнительного времени и сил. Но эта трудоемкая повседневная работа окупается сторицей, поскольку она дает ощутимый педагогический эффект.

Руководитель клуба Талипова Замиля Габдулхаковна.

Ямало-Ненецкий автономный округ, г.Муравленко, ул.Дружбы народов, 104.

Тел. (факс) 8-34938-42505, E-mail: zamilya.talipova@mail.ru