ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «АЗБУКА ТАНЦА»

Копылова Ольга Валерьевна
Программа «Азбука танца» направлена на всестороннее гармоничное развитие детей. Научить ребенка воспринимать красоту форм, линий, звуков, движений, красок – это значит сделать его лучше, чище, содержательнее. Это эмоциональное, интеллектуальное, физическое, коммуникативное, морально – нравственное, эстетическое развитие, которое достигается в образовательной танцевальной деятельности.
Занятия танцем не только учат понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, память и трудолюбие, прививают любовь к прекрасному и способствуют развитию всесторонне-гармоничной личности дошкольника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл azbuka_tantsa.docx108.65 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Ханты-Мансийский автономный округ-Югра

Комитет образования администрации Березовского района

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

"ИГРИМСКИЙ ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА"

(МБУ ДО ИЦТ)

УТВЕРЖДЕНА

на заседании

Методического совета

от 31. 08.2020г.

Протокол № 1

ВВЕДЕНА В ДЕЙСТВИЕ

приказом директора МБУ ДО ИЦТC:\Users\user\Desktop\Официальный бланк\ПОДПИСИ\подпись директора.jpg

от31.08.20  №116 - одОписание: C:\Documents and Settings\ДЮЦ\Мои документы\Мои результаты сканировани\2015-09 (сен)\сканирование0008.jpg

Директор МБУ ДО ИЦТ        Дубинина Н.М.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

 ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«АЗБУКА ТАНЦА»

Возраст детей: 5 -8 лет

Срок реализации: 1 год

(базовый)

Автор-составитель:

Копылова Ольга Валерьевна,

педагог дополнительного образования

гп. Игрим, 2020

Оглавление

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА        3

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ        6

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ        7

ПЛАНИРУЕМЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ        12

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ        14

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА        16

ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ФИКСАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ        19

ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ        20

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ «АБУКА ТАНЦА»        21

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ        22


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Хореография – искусство синтетическое. Оно позволяет решить задачи физического, музыкально-ритмического, эстетического и, в целом, психического развития детей.

Программа «Азбука танца» направлена на всестороннее гармоничное развитие детей. Научить ребенка воспринимать красоту форм, линий, звуков, движений, красок – это значит сделать его лучше, чище, содержательнее. Это эмоциональное, интеллектуальное, физическое, коммуникативное, морально – нравственное, эстетическое развитие, которое достигается в образовательной танцевальной деятельности.

Занятия танцем не только учат понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, память и трудолюбие, прививают любовь к прекрасному и способствуют развитию всесторонне-гармоничной личности дошкольника.

При разработке программы нормативными документами послужили:        

  • Федеральный Закон «Об образовании в РФ»от 29.12.2012г. №273-ФЗ.

  • Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014г. №1726-р).

  • СанПин к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (утверждено постановлением Главного государственного врача РФ от 04.07.2014г. №41).

  • Приказ Мин просвещения России от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

Программа художественной направленности. Направлена на формирование художественно- эстетического вкуса, развитие художественных способностей и склонностей детей к танцевальному искусству, способствует развитию творческой одаренности детей. Уровень программы базовый.

Актуальность программы в разностороннем воздействии на организм ребенка. Программа поможет творчески самовыразиться и проявить себя посредством пластики, ритмики и импровизации. Дети впервые могут одеть сценический костюм, подготовленный специально к танцевальному номеру. С непосредственным участием родителей дети выступят на своих первых концертах и конкурсах. Всё это несомненно содействует усилению воспитательного эффекта, проводимого в комплексе семьи и образовательного учреждения.

Отличительные особенности программы:

- развитие воображения ребёнка через особые формы двигательной

активности (изучение простейших танцевальных движений, составляющих основу детских танцев);

- формирование осмысленной моторики, которое предполагает развитие

координации ребёнка и способность на определённом этапе изучения танцевальных движений не только узнавать мелодию и ритм танца, но и умение реализовывать их в простейших комбинациях танцевальных движений;

- формирование у детей способностей к взаимодействию в паре и в группе, навыкам выступления, умению понимать друг друга в процессе исполнения танца;

- формирование навыков коллективного взаимодействия и взаимного

уважения при постановке танцев и подготовке публичного выступления.

Адресат программы: программа рассчитана на обучение и воспитание

детей 5 - 8 летнего возраста.

Возраст 5 - 8 лет достаточно хорошо изучен психологами и физиологами, которые характеризуют этот период детства, как период неравномерного и волнообразного развития. Развитие центральной нервной системы идет активно. По мнению ученых, этот возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. У ребенка интенсивно формируется нагляднообразное мышление и воображение, развивается речь, психическая жизнь обогащается опытом, возникает способность воспринимать мир и действовать по представлению. Наблюдаются отличия в движениях мальчиков и девочек. Активно формируется осанка детей, правильная манера держаться. Поэтому приоритетными задачами становятся: развитие способности к выразительному, одухотворенному исполнению движений, умения импровизировать под незнакомую музыку, формирование адекватной оценки и самооценки. От ребенка можно требовать выразительности, эмоциональности при исполнении танца. Дети быстрее отвечают на вопросы, меняют действия, движения, что позволяет увеличивать плотность занятий хореографией, включать в двигательные упражнения элементы, формирующие силу, скорость, выносливость. Но все-таки, свойства нервных процессов, особенно подвижность, развиты недостаточно. При подвижных движениях необходимо ставить точные задачи, контролировать ход занятия.

Срок освоения программы - 36 часов, 1 год необходимо для ее освоения

Режим занятий по программе проводится 1раз в неделю по 1 часу.

Количество человек в группе  5 - 15 человек.

Формы занятий - групповая .

Теоретические занятия: Рассказ, объяснение, показ, мастер-класс

Практические занятия: Мастер- класс, репетиции, концерт, конкурс,

творческая мастерская, экскурсия.

Итоговые занятия: Зачет, выполнение контрольных заданий, творческий отчет, показательные выступления.


ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель программы: формирование творческой личности посредством обучения детей языку танца, приобщение обучающихся к миру танцевального искусства. Создание условий для социализации личности ребенка, укрепления его здоровья, содействия всестороннему развитию, через обучение навыкам танцевального искусства, с использованием игрового метода.

Задачи:

Обучающие:

- Обучать детей танцевальным движениям;

- формировать умение слушать музыку, понимать ее настроение, характер, передавать их танцевальными движениями;

- формировать пластику, культуру движения, их выразительность;

- формировать умение ориентироваться в пространстве;

- формировать правильную постановку корпуса, рук, ног, головы;

 - выражать через образы собственное восприятие музыки;

 - расширять музыкальный кругозор и пополнить словарный запас;

 - уметь отмечать в движении метр (сильную долю такта), простейший ритмический рисунок;

Воспитательные:

- развивать у детей активность и самостоятельность, коммуникативные способности;

- формировать общую культуру личности ребенка, способность ориентироваться в современном обществе;

- формировать нравственно-эстетические отношения между детьми и взрослыми;

- создавать атмосферу радости детского творчества в сотрудничестве, воспитать у детей интерес к занятиям хореографией путем создания положительного эмоционального настроя;

- воспитывать умение работать в паре, в коллективе;

- понимать и исполнять ритмические движения, названия которых даются педагогом на французском языке.

Развивающие:

- развивать творческие способности детей;

- развить музыкальный слух и чувство ритма;

- развить воображение, фантазию;

- формировать умение ритмично двигаться в соответствии с различным характером музыки, динамикой;

- приобщать к совместному движению с педагогом.


УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Реализация        данной        программы         предусматривает выполнение следующих условий:

наличие работоспособного, творческого коллектива;

наличие танцевального зала;

необходимого для работы оборудования, технических средств обучения;

аудио и видео записи;

реквизит  к  танцевальным  постановкам;

базовый образовательный минимум.

В своей работе я использую здоровьесберегающие образовательные технологии. Они подразделяются на подгруппы:

1. организационно–педагогические

2. психолого - педагогические технологии

3. учебно-воспитательные технологии

4. лечебно - оздоровительные технологии

5. физкультурно-оздоровительные технологии

Методы и технологии мониторинга личностного роста, оценки и анализа качества усвоения курса общеразвивающей программы «Азбука танца» используются:

педагогический мониторинг: контрольные задания и тесты, диагностика личностного роста и продвижения, анкетирование, педагогические отзывы, ведение оценочной системы;

мониторинг        образовательной         деятельности        детей:        самооценка воспитанников;

педагогическое наблюдение;

педагогический анализ;

зачетные занятия;

отчетные концерты;

востребованность  творчества коллектива в социуме;

наличие большого спроса на услуги        деятельности по реализации программы «Азбука танца»;

участие в концертах, конкурсах, фестивалях;

сохранность контингента.

Формы и методы отслеживания результативности реализации образовательной программы:

накопление фото - и видео - документов;

показательные выступления воспитанников;

создание танцевальных композиций;

открытые занятия;

мониторинг частоты и результативности участия детей в конкурсных программах и фестивалях различного уровня.

Методические приемы: 

Игровой метод. Основным методом обучения хореографии детей дошкольного возраста является игра, так как игра – это основная деятельность, естественное состояние детей дошкольного возраста. Речь идет не о применении игры как средства разрядки и отдыха на занятии, а о том, чтобы пронизывать занятие игровым началом, сделать игру его органическим компонентом. Каждая ритмическая игра имеет в своей основе определенную цель, какое-либо задание. В процессе игры дети знакомятся с окружающей жизнью, уточняют и осмысливают свои представления о мире.

Наглядный метод – выразительный показ под счет, с музыкой.

Метод аналогий. В программе обучения широко используется метод аналогий с животным и растительным миром (образ, поза, двигательная имитация), где педагог-режиссер, используя игровую атрибутику, образ, активизирует работу правого полушария головного мозга ребенка, его пространственно-образное мышление, способствуя высвобождению скрытых творческих возможностей подсознания.

 Словесный метод. Это беседа о характере музыки, средствах ее выразительности, объяснение методики исполнения движений, оценка. Практический метод заключается в многократном выполнении конкретного музыкальноритмического движения.

Методическое обеспечение общеразвивающей программы.

Для        реализации        данной        программы,        необходимы        следующие методические комплексы:

Общеразвивающие темы и уроки актерского мастерства:

Ролевые и сюжетные игры. Концерты

Опросники, викторины, конкурсы, танца

Творческие импровизации

Разработки бесед:

«Волшебный мир танца»

«Движение»

«Где начинаются руки»

«Тело в танце»

«Поговорим о гигиене»

Сценарии игровых программ:

«Спортивный фестиваль»

«Приходи сказка»

«Морские учения»

«Цветик семицветик»

«Россия-родина моя»

«Путешествия в Кукляндию»

Разработка открытых уроков:

«В мире музыки и танца»

«Клуб веселых человечков»

«Конкурс танца»

«Поход в зоопарк»

«Путешествия по станциям»

«Лесные приключения»

Подборка музыкального материала:

Для проведения разминки

Для танцевальных игр и путешествий для открытых занятий

Для постановки танцев на релаксацию

Видеоматериал:

Фестиваль «Божий дар» Фестиваль «Открытая Европа»

Концерты детских танцевальных коллективов.

Данная рабочая программа позволяет развивать обучающихся  в следующих Сферах

Личностных  - система ценностных ориентаций обучающегося, отражающих личностные смыслы, мотивы, отношения к различным сферам окружающего мира «Я и природа», «Я и другие люди», «Я и общество», «Я и познание», «Я и Я», что позволяет ребенку выполнять разные социальные роли («гражданин», «школьник», «ученик», «собеседник», «одноклассник», «пешеход» и др.).

Регулятивных - отражают способность обучающегося строить учебно-познавательную деятельность, учитывая все ее компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка). То есть учащиеся должны знать для чего и ради чего они посещают данные занятия, выполняют то или иное упражнение.

Познавательных - система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации

В процессе развития учебно-познавательных компетенций обучающие смогут овладеть:

- элементами классического экзерсиса

- элементами экзерсиса танца модерн

 - элементами партерной гимнастики

- элементами акробатики

- основами актерского мастерства

а также техникой исполнения:

- эстрадного танца

- классического танца

- современных направлений  хореографии

Коммуникативных – способность учащихся осуществлять коммуникативную деятельность, использование правил общения в конкретных учебных и вне учебных ситуациях; самостоятельная организация речевой деятельности в устной и письменной форме. Формирование коммуникативных компетенций учащихся направлено на развитие:

- навыков работы в группе, коллективе;

- навыков овладение различными социальными ролями;

- навыков активной позиции в коллективе.

Таким образом, развитие личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий позволяет в целом повысить результативность образовательно – воспитательного процесса как в основной школе так и в дополнительном образовании.

Каждое занятие  состоит из трех частей: подготовительной, основной и заключительной. Каждое занятие - это единое целое, где все элементы тесно взаимосвязаны друг с другом.

Подготовительная часть занятия- задачи этой части сводятся к тому, чтобы подготовить организм ребенка - его центральную нервную систему, различные функции – к работе: разогреть мышцы, связки и суставы, создать психологический и эмоциональный настрой, сосредоточить внимание. Начинать занятие рекомендуется со строевых упражнений с использованием элементов игроритмикииподключение игры. Система упражнений и игр строится от простого к сложному, от известного к неизвестному.

Основная часть занятия - идет основная работа над развитием двигательных способностей: гибкости, мышечной силы, быстроты движений, ловкости, выносливости.

В основную часть занятия входят все средства танцевально-игровой гимнастики: ритмические танцы, игропластика, креативная гимнастика.

В заключительной части занятия используются упражнения на расслабление мышц, дыхательные и на укрепление осанки, игровой самомассаж.

Основные принципы программы:

- индивидуализации (определение посильных заданий с учѐтом возможностей ребѐнка);

-  систематичности (непрерывность и регулярность занятий);

- наглядности (безукоризненный показ движений педагогом);

- повторяемости материала (повторение вырабатываемых двигательных навыков);

- сознательности и активности (обучение, опирающееся на сознательное и заинтересованное отношение воспитанника к своим действиям).

- систематичности (регулярность занятий, повышение нагрузки, увеличение количества упражнений, усложнение техники их исполнения).

- сознательности (понимание пользы упражнений, потребность их выполнения в домашних условиях).

В процессе обучения используются игрушки, атрибуты с целью побуждения детей к более выразительному¬ исполнению движений. В связи с этим нужно отбирать яркий, эстетически – выразительный игровой материал в том количестве, которое необходимо.

ПЛАНИРУЕМЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты

  • учебно-познавательный интерес к хореографии;

  • развитие индивидуальных творческих способностей

  • развитие памяти, произвольного внимания, творческого мышления, воображения.

  • проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;  

  • оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

  • развитие уровня исполнительского мастерства.
  • развитие навыков танцевального сольного исполнения, исполнения в группе.

Метапредметные результаты 

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  • воплощение музыкальных образов при разучивании и исполнении танцевальных движений;  

  • умение строится в колонны, шеренги;  

  • соблюдать правильную дистанцию в колонне и в концентрических кругах;

  •   самостоятельно выполнять требуемые перемены направления и темпа движений, руководствуясь музыкой;

  •  передавать в игровых и плясовых движениях различные нюансы музыки: напевность, грациозность, энергичность, нежность, игривость и т. д.;

  •  передавать хлопками ритмический рисунок мелодии;

  •  повторять любой ритм, заданный педагогом;  

  • наличие представлений о хореографии как виде искусства, его особенностях, разновидностях.
  • развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости.
  • сформированность чувства прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с хореографическим искусством;

Предметные результаты

  • Навыки концентрации внимания, слуха, координации движений.
  •  представление о средствах выразительности в танце. Иметь навыки правильного дыхания.
  •  иметь музыкально-ритмические навыки.
  •  иметь основные танцевальные навыки.
  •  иметь представление о многообразии танцевальных жанров и направлений хореографического искусства;

  •   принять правильную осанку, поставить корпус, ноги, руки и голову в заданную позицию;  

  •  чувствовать и ощущать музыкальный ритм, создавать музыкально-двигательные образы;  

  •  общаться в паре, в танце, с окружающими;

  •  иметь навыки выступления на концертах.
  •  должны овладеть навыками музыкально-ритмической координации, знать технику выполнения упражнений;

  •  должны уметь исполнять танцевальные движения и элементы;

  •  дети должны знать технику выполнения упражнений, уметь ориентироваться в перестроениях, уметь быстро переключать внимание, проявлять такие качества, как терпение, аккуратность.


УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Название раздела, темы.

Количество часов

Форма организации занятий

Форма аттестации, контроля.

всего

теория

практика

  Раздел 1.Вводное занятие. 1 ч

11

Тема:  Цели и задачи обучения.

1

1

-

Презентация коллектива.

Опрос,беседа.

   Раздел 2. Сценический этикет 1ч

Тема «Культура поведения на занятиях хореографии»

1

1

-

Информационные и практические

опрос, беседа

Раздел 3. Танцевальное ассорти 10 ч

Тема: «Постановка корпуса».

2

1

1

занятие игра.

опрос

Тема: «Положение рук, ног». Тема: «Позиции рук в парах».

2

-

2

занятие игра.

техническийзачет

Тема: «Танцевальные шаги».

2

-

2

учебное занятие.

Зачет

Тема: «Прыжки».

2

-

2

занятие игра.

техническийзачет

Тема: «Танцевальные движения».

2

-

2

учебное занятие.

Зачет

Раздел 4. "Игровой стрейчинг" 7 ч

Тема: «Гимнастика».

 2

1

1

Практические игровые занятия

Виртуальная экскурсия

Тема: «Комплекс ОРУ».

 3

1

2

учебное занятие.

техническийзачет

Тема: «Упражнения нагибкость и эластичность мышц».

2

-

2

занятие игра.

Зачет

Раздел 5. Рисунок танца 5 ч

Тема: «Элементы построения».

3

1

2

занятие игра.

опрос

Тема: «Правила перестроения».

2

-

2

занятие игра.

контрольные упражнения

Раздел 6. Азбука музыкального движения 5ч

Тема «Диагностика уровня музыкально-двигательных способностей детей»

2

1

1

занятие игра.

наблюдение

Тема: «Темп, музыкалый   размер».

2

1

1

учебное занятие

наблюдение

Тема: «Азы творчества»

1

-

1

занятие игра.

зачет

Раздел 7. Танец с предметом. 6 ч

Тема: Тема: Игра с ветками

2

1

1

занятие игра.

зачет

Тема: Игра с ритмом

1

-

1

Тема: Игра с платочком

1

-

1

Тема: Игра с лентой

2

-

2

Раздел 8. Итоговое занятие 1 ч

ИТОГО:

36

10

26


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА

I Раздел.  Тема:  Цели и задачи обучения.

II Раздел. Сценический этикет

Тема «Культура поведения на занятиях хореографии»

Теория: Знакомство с элементарными понятиями о танцевальном сценическом этикете. Знакомство с правилами поведения для маленьких артистов

Практика: Воспитание умения вести себя в группе во время движения, формирование чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми: мальчикам уметь пригласить девочку на танец и затем проводить ее на место.

III Раздел. Танцевальное ассорти.

Задачи:

1. Познакомить детей с историей русского танца, его особенностями, формами.

2. Рассказать об отличительных особенностях характера, манер исполнения.

3. Научить основам русского танца.

Тема: «Постановка корпуса». Теория. Правила постановки корпуса. Практика. Исполнение постановки корпуса в народном танце и ее отличительные черты от классического танца. Форма - учебное занятие.

Тема: «Положение рук, ног».Теория. Понятие положение рук, ног. Практика. Исполнение позиции ног в народном танце. (1, 3, 5, 6). Выполнение положений рук в народном танце (руки на поясе, руки перед грудью).Форма - занятие игра.

Тема: «Танцевальные шаги».Теория. Понятие танцевальный шаг. Практика. Изучение танцевальных шагов по линии танца (переменный шаг, «девичий ход», шаг с притопом и т.д.)Форма – занятие соревнование. Изучение танцевальных шагов боком по линии танца (приставной шаг, «припадание», «елочка»).Форма - учебное занятие.

Тема: «Позиции рук в парах».Теория. Понятие позиция рук.

Практика. Изучение позиций рук в паре: «стрелка», «воротца», «саночки», «звездочка», «лодочка».Форма - занятие игра.

Тема: «Прыжки».Теория. Понятие прыжок. Практика. Выполнение прыжков на двух ногах с продвижением вперед, назад, а также с поворотом вокруг своей оси («Крестик», «Часики», «Лесенка», «Ножницы» и т.д.).Форма- занятие соревнование.

Тема: «Танцевальные движения».Теория. Понятие танцевальное движение. Практика. Выполнение танцевальных движений «Качель», «Ёлочка», «Гармошка», «Расческа», «Ковырялочка».

IV Раздел. Игровой стрейчинг.

 Задачи:

1. Подготовить двигательный аппарат к сценическим сложностям.

2. Развивать природные данные детей.

3. Укреплять физическое и психическое здоровье.

4. Расширять музыкальный кругозор.

5. Пополнять словарный запас терминами, принятыми в танцевальном искусстве.

Тема: «Гимнастика».Теория. Понятие гимнастика. Значение гимнастики. Практика. Некоторые гимнастические упражнения. Форма – виртуальная экскурсия.

Тема: «Комплекс ОРУ».Теория. Понятие общеразвивающие упражнения. Практика. Изучение комплекса ОРУ- наклоны головы, работа рук и плеч, наклоны корпуса, выпады, приседы, «растягивание», прыжки. Форма - учебное занятие.

Тема: «Комплекс ОРУ».Теория. Правила выполнения комплекса ОРУ. Практика. Выполнение общеразвивающих упражнений. Танцевальный этюд с использованием .Форма - учебное занятие.

Тема: «Упражнения на гибкость».Теория. Понятие упражнение, гибкость, правила исполнения упражнений. Практика. Выполнение упражнение «Мельница», «Кораблик»,  «Носочки-пяточки», «Конвертик», «Лягушка».Форма - учебное занятие.

Тема: «Упражнения на эластичность групп мышц».Теория. Понятие упражнение, правила исполнения упражнений. Практика. Упражнение «Колечко», «Бабочка», «Верблюд», «Книжка», «Мостик», «Треугольник».Форма- занятие соревнование.

V Раздел . «Рисунок танца»

Задачи:

1. Приобрести навыки свободного перемещения в пространстве.

2. Изучить простые рисунки танца для использования их в концертных номерах.

3. Привить навык держать равнение в рисунке, соблюдать интервалы

Тема: «Элементы построения».Теория. Понятие колонна, линия, шеренга, цепочка. Практика. Из пройденных элементов (колонна, шеренга, линия, цепочка) составляется этюд маршировки (дети вспоминают, закрепляют не только элементы построения, но и виды шага высокий, шаг с носка и т.д.).Форма - учебное занятие.

Тема: «Правила перестроения».Теория. Понятие по часовой и против часовой стрелки. Практика. Перестроение из одного рисунка в другой. Схема перестроения. Форма - занятие игра.

VI Раздел. Азбука музыкального движения

Цель: Научить детей двигаться под музыку и перестраиваться. Привить детям театральные навыки, в виде работы над образными упражнениями. Основные понятия: музыка, темп, такт.

Содержание материала:

Совершенствование ритмичности (умения создавать, выявлять и воспринимать ритм). Практическое освоение понятия «мелодия и движение». Темп (быстро, медленно, умеренно). Музыкальные размеры 4/4, 2/4,3/4. контрастная музыка: быстрая - медленная, веселая - грустная. Правила и логика перестроений из одних рисунков в другие, логика по ворота вправо и влево. Соотнесенье пространственных построений с музыкой. Музыкально-пространственные упражнения.

Тема: «Темп».Теория. Понятие темп. Практика. Задание на освоение темпа музыки, игры на определение темпа «День и ночь», «Лиса и куры».Форма- занятие игра.

Тема: «Музыкальный размер».Теория. Понятие музыкальный размер.

Практика. Разновидности ходьбы с хлопками в ладоши и движениями рук. Музыкальная грамота: 1-ходьба с хлопками на каждый счет. 2- на первые 4 счета ходьба, на вторые остановиться и хлопать в ладоши. Форма - занятие соревнование.

Тема: «Азы творчества».

Практика. Ритмическая эстафета (включены в задания на ритм, темп, контрастность музыки, перестроение и т.д.).Форма - занятие соревнование.

VII Раздел. Танецс предметом

Тема: Игра с ветками

Тема: Игра с ритмом

Тема: Игра с платочком

Тема: Игра с лентой

Теория: Дети сами рассказывают и придумывают  правила игр.

Практика: Развитие основ танцевальной импровизации, обучение детей сочинять сюжет музыкальной игры, воплощать его в хореографическом образе. Самостоятельные поиски в элементарном сочинении этюдов, творческое осмысление музыки в образах с заданными предметами.

ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ФИКСАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Мониторинг освоения учащимися программного материала проводится:

в начале учебного года – «на входе»;

в середине учебного года – «в процессе»;

в конце учебного года – «на выходе» - выполнение контрольных упражнений. По окончании курса обучения –  «итоговая аттестация –показательные выступления.

Периодический контроль (октябрь, декабрь, май) проводится с целью выявления уровня освоения учащимися программы и определения изменения в уровне развития творческих способностей за данный период обучения. Оценивается правильность исполнения; техничность; активность; уровень физической нагрузки; знание теоретической и практической части. Форма контроля – выполнение учащимися контрольных упражнений. Результаты оцениваются по трехбалльной системе: высокий, средний, низкий и фиксируются в таблице «Мониторинг результатов обучения ребенка в процессе освоения программы «Азбука танца».

Итоговый контроль проводится по окончанию курса обучения, форма проведения: зачет. Результаты оцениваются по трехбалльной системе: высокий, средний, низкий.

Общие и личностные компетенции учащихся отслеживаются методом наблюдения во время участия детей в концертной деятельности, при выполнении коллективных творческих дел и индивидуальных заданий.


ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ  

Контроль

диагностическаяметодика

Параметры оценки

Система оценки

«навходе»

Диагностикахореографическихспособностейучащихся

Скорость реакции. Гибкость, пластичность. Координация. Чувство ритма. Ориентация в пространстве.

От 1 до 3 баллов за каждый параметр.

1-4 баллов - низкий уровень

5-8 баллов - средний уровень

9-12баллов - высокийуровень

«в процессе»

Выполнениеконтрольныхзаданий

Правильность исполнения; техничность; активность; уровень физической нагрузки; знание терминологии.

4 задания. От1до 3 баллов за каждое задание.

1-4 баллов - низкий уровень

5-8 баллов - средний уровень

9-12баллов - высокийуровень

«навыходе»

Выполнениеконтрольныхзаданий

Теоретические знания по разделу «сценический этикет».

Владение специальной терминологией по разделам программы.

Практические умения и навыки, предусмотренные программой.

Высокий уровень: выполнение всех заданий без корректировки  или с частичной корректировкой педагога.

Средний уровень – выполнение всех заданий с корректировкой педагога.

Низкий уровень – выполнение третьей  части заданий  и только с корректировкой педагога.  


КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ «ЗМЕЙКА»

НА 2020 – 2021 УЧЕБНЫЙ ГОД

Год обучения

Дата начала обучения по программе

Дата окончания обучения по программе

Всего учебных недель

Количество учебных часов

Режим занятий*

1 год

10.09.2020

31.05.2021

36

36

1 раз в неделю по

1 часу


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ДЛЯ ПЕДАГОГА:

  1. Барышникова Т. Азбука хореографии, Москва: Айрис Пресс, 1999.
  2. Безуглая, Г.А. Музыкальный анализ в работе педагога-хореографа: Учебное пособие. Безуглая Г.А. / Г.А. Безуглая. - М.: Лань, Планета музыки, 2015. - 477 c.
  3. Буренина А.И. Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста, СПб, 1997, «Ритмическая мозаика».
  4. «Ритмика для детей: учебно-методическое пособие, Москва, Владос, 2008)
  5. Калашникова Т.И.  Программа музыкально-ритмического воспитания. – ИГПК №1, 2007.
  6. Безуглая, Г.А. Музыкальный анализ в работе педагога-хореографа: Учебное пособие. Безуглая Г.А. / Г.А. Безуглая. - М.: Лань, Планета музыки, 2015.
  7. Одинцова, И.В. Звуки. Ритмика. Интонация (+ CD-ROM) / И.В. Одинцова. - М.: Флинта, 2018. - 702 c.
  8. Программа по хореографии «Хореографическая мозаика» Танцевальная мозаика /хореография в детском саду/ С.Л. Слуцкая. – М.: Линка-Пресс,2006;
  9. Фирилева, Ж.Е., Сайкина, Е.Г. Са-фи-дансе. Танцевально-игровая гимнастика для детей: учебно-методическое пособие, СПб, Детство-пресс, 2001.
  10. Коренева Т.Ф.: Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста. - М.: Владос, 2001
  11. Цорн, А. Я. Грамматика танцевального искусства и хореографии / А.Я. Цорн. - М.: Лань, Планета музыки, 2011. - 544 c.

ДЛЯ ДЕТЕЙ:

  1. 100 балетных либретто. - М.: Музыка. Ленинградское отделение, 2019. - 304 c.

  2. Бакланова Т.И. Музыка для детей: музыкальные путешествия и встречи. В гостях у народов России. – М.: АСТ-Астрель, 2009

  3. Бриске И. Э. Мир танца для детей. – Челябинск, 2005.

  4. Васильева, Т.К. Секрет танца. [Текст]: учеб. - метод. пособие / Т.К.Васильева. – Санкт-Петербург: Диамант, 2015– 180с; 21 см. – 1000 экз

  5. Детская энциклопедия «Балет», М.: Астрель Аст2001.

  6. Дешкова И. Загадки Терпсихоры. – М: Детская литература, 1989

  7. Журналы длядетей.Длясамых–самых маленьких.Изд.«Карапуз».

  8. Константинова Л. Э. Сюжетно-ролевые игры для дошкольников. – СПб: Просвещение, 1994.

  9. Коренева Т.Ф. «Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста»

  10. Эйдельман Л.Н. Хореография и классический танец в физическом воспитании дошкольников. // Известия Российского ГПУ им. А.И. Герцена. 2009. № 109. С. 140-144