«Живая память». План-конспект открытого занятия объединения "ИЗО"

 Филюта Нина Константиновна
Государственное бюджетное образовательное учреждение 
дополнительного образования детей 
детский морской центр 
Кронштадтского  района Санкт-Петербурга
 «Юный моряк»
 
 
План-конспект открытого занятия
объединение «ИЗО»
педагог дополнительного  образования
Филюта Нина Константиновна
 
 
 
Дата проведения: 27.11.2013г.
Место проведения – кабинет «ИЗО»
Участники открытого занятия воспитанники объединения «ИЗО»
Цель проведения открытого занятия – участие в районном конкурсе педагогического мастерства (номинация «Сердце отдаю детям»)
 
 
 
Кронштадт
2013 год
 
Раздел образовательной программы:  Графика
Тема: Натюрморт «Живая память», рисование с натуры.
Цель:
Сохранение семейных ценностей средствами изобразительного искусства
Задачи:
Образовательные:
- понятия о жанре натюрморта и его месте в истории мирового искусства,
- закрепление навыка работы графитным карандашом: умение работать в тоне, передавать форму и объем предметов при помощи светотени.
 
Развивающие:
- развитие изобразительных умений в изображении предметов с натуры,
- самостоятельное создание композиции из предметов
-умение реалистично передавать натуру, изображение
 
Воспитательные:
- воспитание интереса к истории своей семьи, бережного отношения к семейным реликвиям
- воспитание чувства прекрасного
 
Методы и приёмы:
Использование мультимедийных средств, художественное слово, наглядность, индивидуальная работа, метод обратной связи.
 
Форма проведения: творческая мастерская.
 
Участники: Обучающиеся II года обучения, владеющие определёнными навыками, знаниями, умениями:
 
Оборудование для занятия:
Наглядный материал: 
- Репродукции с живописных произведений в жанре натюрморт, выполненных художниками разных школ и эпох (голландский натюрморт, натюрморт vanitas, натюрморт «обманка» и др.);
Жанровые полотна, в которых «прячется» натюрморт (Серов, «Девочка с персиками», Вермеер «Девушка с письмом»и др.)
- Фотографии, запечатлевшие витрины музеев с выставленными в них редкостями и раритетами;
- музыкальное сопровождение урока – классическая музыка барокко, ретро-мелодии со старых пластинок.
– редкие предметы с историей – дамская  шляпка, плюшевый мишка, капитанский бинокль, черно-белые фотографии из семейных альбомов, материалы археологических раскопок и др.
- распечатанные крупно слова – РАРИТЕТ, РЕЛИКВИЯ, ЭКСПОНАТ, СВЕТОТЕНЬ
- мультимедийное оборудование для просмотра презентации, воспроизведения музыки.
 
Инструменты и материалы для каждого ребёнка: 
«Микронатюрморт» - композиция из нескольких некрупных предметов на столе, перед глазами каждого ребенка. 
Художественные инструменты и материалы - бумага (ватман) – квадрат от формата А-3, графитные карандаши разной мягкости,  ластики
 
Ход занятия.
I. Оргмомент. (встречаю детей, приветствую, рассаживаю по местам, проверяю готовность к занятию)
Здравствуйте! Я очень рада вас всех видеть в творческой мастерской! 
II. Основная часть 
Сегодня мы продолжаем тему предыдущего занятия. Над  чем мы начали работать?
(ответ детей – Натюрморт)
-Что такое натюрморт?
(ответы детей, после ответа на доску крепится табличка с надписью НАТЮРМОРТ)
- В какой технике мы начали работу над натюрмортом?
(ответы детей: Графика)
- Каким инструментом мы воспользовались?
(ответы детей: простым карандашом)
Правильно, даже  простым карандашом можно создать прекрасные картины.  Наш натюрморт мы рисуем одним карандашом. При помощи штриха, линии – светотени предаём форму и объём предметов.  Главное передать реалистичность  изображаемых предметов.
Показ слайдов с натюрмортами.
- Что изобразил художник?
(ответы детей)
- Это современный натюрморт? Нет, а  как вы догадались?
(ответы детей)
-Натюрморт – это тихая жизнь вещей. Вещи хранят историю, воспоминания. 
Слайд Витрина музея.
Это что? (ответ детей – Музей, экспонаты)
(на доску крепится табличка со словом ЭКСПОНАТ) 
А почему хранят эти вещи? (ответы детей: редкие вещи, раритеты)
-Вещи, как память о прошлом. Реликвии.  
(на доску крепится табличка с надписью РЕЛИКВИЯ )
-Экспонаты, раритеты, реликвии могут рассказать о себе.
Стихотворение про Эрмитаж.
Ночь в Эрмитаже.
В залах Эрмитажа
Тихий лунный свет.
В залах Эрмитажа
Шелест прошлых лет.
Тёмные картины
Выстроились в ряд.
Амфоры из глины
Тишину хранят.
Древних статуй лица – 
Холодные черты.
Что им вечным снится,
Не узнаешь ты.
Ничего не скажут
Нам они в ответ…
В залах Эрмитажа
Тихий лунный свет.
(Е. Кузьмина)
- А если бы  вещи могли говорить, чтобы они нам рассказали…
Не случайно натюрморт иногда называют «тихой жизнью вещей».
Дома мы иногда тоже храним старинные вещи- раритеты, семейные реликвии. У меня тоже есть экспонаты, моего домашнего музея. Это плюшевый мишка, ему 90 лет. Я его очень люблю и мне он очень дорог. Достался мне он от деда.  Среди предметов в ваших микронатюрмортах тоже есть вещи, очень ценные для вас. А какие истории они вам рассказали?
(Прослушиваются ответы 3-5 детей)
Даниил: Дедушкин военный бинокль. Дед служил боцманом на корабле-тральщике.
Лиза: Бабушкина брошь. Она украшала ею своё платье, когда шла на танцы, где познакомилась с дедушкой.
Гоша: Гильза, найденная в лесу.
Полина: Старинная машинка для стрижки – дедушкина. (мама Полины парикмахер)
Практическая часть.  
Педагог: Мы продолжаем рисовать натюрморт. У каждого в натюрморте есть ценные для вас вещи, ценные они тем, что хранят память о прошлом.  Основная работа над натюрмортом выполнена. Осталось при помощи светотени - переходов от светлого к тёмному, при помощи штрихов, пятен, линий передать реалистичность изображённых предметов. (на доску крепится табличка с надписью СВЕТОТЕНЬ)
А  музыка поможет нам погрузиться в мир прошлого.
(Дети работают, педагог помогает. Обращает внимание, как падает свет на предметы, советует как лучше показать реалистичность предметов из разных материалов)
III. Подведение итога. 
-Мы закончили натюрморт в графике. Давайте посмотрим, как мы справились с работой.
-Предметы выглядят реалистично?
-Сложно рисовать с натуры? Что особенно было трудным?
-Какие слова мы вспомнили? (натюрморт, экспонат, раритет, реликвия, светотень)
-Из наших  рисунков  соберём импровизированный вернисаж. (Дети подходят и крепят на доску, каждый автор вешает свою работу сам)
Педагог: Молодцы, ребята! Посмотрите, какие разные и интересные работы! Поздравляю с открытием выставки! Можете подойти и посмотреть  поближе работы  других ребят.
 
Наше занятие подошло к концу.