Конспект занятия "Праздничный народный костюм. Орнамент". 2 класс

Конспект занятия "Праздничный народный костюм. Орнамент"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Класс: 2 класс

Тема занятия: Праздничный народный костюм. Орнамент.

Цель: Становление и развитие личности на национальной основе.

Задачи

1. Продолжать осуществлять знакомство с традиционной культурой и искусством России. Дать представление о русском национальном костюме. Учить рисовать фигуры людей в русских национальных костюмах и монтировать их на в панно «В русской избе»
2. Развивать творческое воображение, художественный вкус и художественные способности, чувство цвета, ритма.
3. Воспитывать интерес к русской истории, культуре, быту; чувство национального достоинства; любовь к своему народу, стране.

Тип занятия комбинированный.

Оборудоваение и материалы:

ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ РЯД

1. Картинки с изображением людей в национальных костюмах.
2. Таблицы женских и мужских национальных костюмов.
3. Таблицы с изображением людей в разных положениях(сидя, с наклоном, с поворотом, стоя в анфас, стоя в профиль, с поднятыми руками, с предметами в руках).
4. Работы детей.
5. Репродукции картин Б.Кустодиева «Праздники в деревне», М.В. Венецианова «На пашне. Весна», М.В. Васнецова «Аленушка».
6. Кроссворд «Интерьер русской избы».

ЛИТЕРАТУРНЫЙ РЯД

1. Стихотворение-приветствие собственного сочинения.
2. Отрывок из народной песни.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ РЯД: Записи русских народных песен.

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ

Магнитофон, карточки с изображением людей в национальных костюмах, шаблоны фигур людей в русских костюмах, карточки с заданиями в качестве блиц опроса.

Гуашь, кисти, тряпочки, баночка с водой, простой карандаш, ножницы, клей.

План занятия

1.

Организационный момент.

 

2.

 Сообщение нового материала

 

3.

 Объяснение способов работы.

 

4.

Практическая творческая деятельность учащихся.

 

5.

 Анализ работ. Подведение итогов урока

 

Ход занятия

I. Организационный момент

Добрый день, дорогие друзья!
Вас снова рада видеть я.
Постарайтесь меня внимательно слушать, все запоминать
И полученные знания в своей работе применять.

II. Сообщение нового материала

Русский мужской костюм, распространенный повсеместно, состоял из рубахи, портов, пояса, обуви и головного убора. Обратите внимание на репродукцию картины Б.Кустодиева «Праздники в деревне». Основой мужского костюма была рубаха. Она доходила до колен и имела у ворота разрез посредине или сбоку (косоворотка). Рубаху носили навыпуск и обязательно подпоясывали. Шили ее из белой, красной или синей ткани. Украшали вышивкой.

Обязательной частью одежды русских крестьян были неширокие длинные штаны – порты, которые завязывались на шнурке вокруг талии. Состоятельные люди носили порты из шелка и сукна. А простой люд – холщевые. Порты заправлялись в сапоги, или их обертывали онучами (узкие длинные куски ткани) и поверх надевали лапти. Поверх рубахи обычно надевали зипун, служивший для крестьян верхней одеждой, а на голову – шапку из сукна либо войлока.

Особенности русского женского костюма заключались в простоте силуэта.. В разных губерниях вышивку делали по-своему, используя различные орнаменты. Но назначение было общим украшение костюма и защита человека от злых сил, так как вышивку располагали по краям одежды: ворот, подол, низ рукава (именно отсюда духи зла могли проникнуть к телу). Для того, чтобы обезопасить человека, вышивка содержала всевозможные священные изображения и магические символы.

Сарафан стал использоваться в качестве женской одежды только в XVI веке. Попроще сарафаны украшали по подолу лентами разных цветов. Сарафаны носили с передниками, которые играли двойную роль: защищали одежду от загрязнений и прикрывали ее неукрашенные части. На сарафан надевали короткую епанечку, а в холода – душегрею. Вкладывая в изготовление праздничного костюма всю душу, тонкое чувствование красоты природы, женщина-мастерица творила истинное произведение искусства.

Она шила, красна девица,
Все по плису и по бархату, 
По узорной красной ленточке,
Она шила, красна девица,
Все приданое немалое.

Обязательная принадлежность крестьянского костюма – пояс. Он являлся оберегом. Пояса могли быть как тканые, так и вязаные.

Детская одежда древних славян была одинакова для мальчиков и для девочек и состояла из длинной, до пят, полотняной рубахи (показ).

III. Объяснение способов работы

Ребята, вот вы узнали о том, какой была национальная одежда наших предков. А теперь вам предстоит нарисовать людей в русских народных костюмах. Работать мы сегодня будем по группам. Каждая группа будет выполнять задание разной сложности. Ребята первой группы, имена которых я сейчас назову, будут работать самостоятельно, то есть, применяя все полученные на уроке знания, попытаются изобразить фигуру человека в национальном костюме. Выбор за вами, кого вы нарисуете, женщину или мужчину. А к украшению костюма постарайтесь подойти творчески, проявляйте фантазию. Если задание понятно, приступайте к работе.

Ребята второй группы будут работать по образцу, то есть, каждому я раздам карточку, и вы сможете с нее срисовать. Только цвет и элементы украшений вы должны будете подобрать сами. Кто чувствует в себе силы справиться с этим заданием?

А учащиеся третьей группы, которые не очень уверены в своих силах, смогут рисовать по шаблону, то есть обвести фигуру человека, дорисовать внутри карандашом и выполнить рисунок в цвете. Но и они должны будут проявить творческую самостоятельность при выборе цвета и элементов орнамента.

После того, как фигуры людей будут готовы, аккуратно вырежьте их и красиво расположите на панно. Клеем мажьте края фигур. Помните о перспективе: крупные фигуры располагайте на ближнем плане, а более мелкие – на дальнем.

Физкультминутка

Встаньте около своих столов, расправьте плечи. Поверните голову направо, посмотрите на одноклассников, улыбнитесь им. А теперь посмотрите на своих товарищей слева, улыбнитесь им. Потрите ладошки друг о дружку, согревая их и тем самым подготавливая их к работе.

V. Практическая творческая деятельность учащихся

Еще раз улыбнитесь, помните, что хорошее настроение – это залог успеха. Удачи вам в работе. А помогут вам справиться с заданием записи русских народных песен.

VI. Анализ работ, подведение итогов урока

Ребята, какие фигуры людей вам понравились больше всего? Правильно ли переданы элементы костюма? Чей орнамент на костюме вам понравился? Удачно ли вмонтированы фигуры людей в общую композицию. Посмотрите, пожалуйста на фигуру мужчины (женщины), изготовленную …(имя ). Хотя работал он по шаблону, но какой красивый орнамент он придумал на одежде, как аккуратно его нарисовал! А как удачно подобрал цвет … (имя). Что же нового вы узнали сегодня на уроке, чему научились? Что запомнилось больше всего?

Молодцы, ребята! Спасибо за работу.