конспект занятия "Художник Г. Райшев и его самобытность".

Штошкус Светлана Иозасовна

Занятие для учащихся объединения "Скульптура" по ознакомлению с искусством.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект  занятия

Тема:Художник Г. Райшев и его самобытность.

Цель: Знакомство с самобытным мансийским художником Г. Райшевым

 Задачи:

  • познакомить  учащихся через творчество художника с бытом, природой легендами северного края;
  • воспитывать любовь к творчеству, проявлять толерантность к коренным жителям нашего края:

Тип занятия: комбинированный

Задание:выполнить  эскизы на тему «Легенды народов Югры».

Материал для работы: Альбомы для зарисовок,простые карандаши, стёрки, точилки.

Оборудование:Компьютер, видеопроектор.

Демонстрационный материал.Презентация на тему «Художник Г. Райшев и его самобытность»

Литературный ряд.

«Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце…» Бальмонт

Структура занятия

№ п/п

Этапы занятия

Время

1.

Организационный момент.

1 мин

2.

Эмоциональный настрой.

1 мин.

3.

 Изучение нового материала.

15 мин.

4.

Закрепление нового материала (работа над эскизами)

23 мин.

5.

Подведение итогов.

5 мин.

Ход занятия

  1. Организационный момент (1 мин.).

2. Эмоциональный настрой (1 мин.).

Использование художественного слова (стихотворение).

Константин Бальмонт

Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце
И синий кругозор.
Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце
И выси гор.

Я в этот мир пришел, чтоб видеть море
И пышный цвет долин.
Я заключил миры в едином взоре,
Я властелин.

Я победил холодное забвенье,
Создав мечту мою.
Я каждый миг исполнен откровенья,
Всегда пою.

Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце,
А если день погас,
Я буду петь… Я буду петь о солнце
В предсмертный час!

3.  Изучение нового материала ( 15). Тема:«Художник Г. Райшев и его самобытность»

3-1. Биография  художника Г.Райшева

№ слайда

Содержание

Примечание

3

Геннадий Степанович Райшев

Родился 1 ноября 1933 года в деревне Сивохрап близ села Самарово Остяко-Вогульского (ныне Ханты-Мансийского) автономного округа на притоке Оби Салыме в семье охотника-ханты Степана МироновичаРайшева и жены его чалдонки (русской коренной сибирячки) Евгении Федоровны, урожденной Коневой. В 1937 году отец был репрессирован и вскоре погиб. Воспитание Геннадия, его младших сестры и брата выпало на долю бабушки по материнской линии Афанасеи Михайловны.

 Посмотрите какое доброе лицо у художника, его мягкая улыбка располагает к себе

4

После окончания в 1944 году начальной школы пришлось на три года прервать обучение и помогать семье охотничьим промыслом. В начале зимы 1948 года Райшевы вместе со многими односельчанами покинули родную деревню, вскоре опустевшую, и переселились в село Лемпино. Здесь Геннадий возобновил учебу в школе, а осенью того же года оказался в Сургуте, небольшом городке Тюменской области, в интернате. Одним из его учителей стал Аркадий Степанович Знаменский, потомок известного художника и этнографа М.С. Знаменского. В интернате Райшев продолжал заниматься рисованием, к которому пристрастился с раннего детства. Для заработка писал на клеенке популярные в то время коврики.

5

В 1954 году Геннадий уехал в Ленинград и поступил на северное отделение Педагогического института им. А.И. Герцена, где в 1959 году получил диплом преподавателя русского языка и литературы и где занимался на вечернем отделении художественно-графического факультета. Одновременно посещал натурные классы Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина и методично изучал собрания Эрмитажа и Русского музея.

6

В 1959 году женился на своей сокурснице Галине Алексеевне Ивановой. Вернувшись в Сургут, вел уроки рисования в средней школе, которую в свое время окончил. В Сургуте родился сын Аркадий. Оказавшись через год на родине Галины Алексеевны в Шугозере Тихвинского района Ленинградской области, Райшевы в течение двух учебных лет преподавали русский язык и литературу. К этому времени относятся первые профессиональные живописные полотна и рисунки Геннадия Степановича.

7.

Для Райшева путь в искусство был труден. Его живопись и графика долго встречали настороженное отношение и из-за остроты поднятых в них социальных и экологических проблем и из-за непривычности выразительных средств. Да, и сегодня, при всем признании в нем коллегами истинного художника, при неподдельном интересе к нему любителей искусства, Райшев остается во многом непонятым.

8

Одни акцентируют в его творчестве этнографическое начало, другие относят Райшева к наивному искусству. Между тем, зная с детства быт сибирских народов, восхищаясь и вдохновляясь их прикладными изделиями и изобразительными примитивами, осознавая свою внутреннюю связь с такими художниками Севера, как ТыкоВылко и Константин Панков, сам Райшев являет тип иного мастера. Его творчество не только эмоционально, но и глубоко продуманно, неотрывно от сложных художественных исканий XX века.

9

Начало творческого пути Райшева пришлось на время так называемой оттепели, знаменательное для жизни нашей страны, нашей культуры. На рубеже 1950-х – 60-х годов у советских художников появилась возможность, правда, далеко неполная, говорить о том, что их действительно волнует, осваивать традиции, ранее находившиеся под запретом.  

10

Райшев жадно впитывал впечатления от Врубеля и Чюрлениса, Ван-Гога и Гогена, Сезанна и Матисса. Наиболее близкой оказалась ему экспрессионистическая тенденция, ярко проявившаяся как в гравюре, так и в живописных полотнах 60-х годов – в пейзажах, портретах, натюрмортах. На протяжении десятилетия экспрессионистические черты усиливались, становясь основой художественного мышления: появились откровенная деформация фигур, заострение характеристик, гротеск.

11

  «Я знаю, на какой земле я родился, как первый луч солнца меня осветил, дал собственное зрение видеть кругом. То, что встретило меня в этой жизни, стало источником любви. Вода, трава и утки, облака, люди и их сказки. Это основа, на которую можно опереться», - говорит художник.

12

В 70-е годы Райшев обрел самостоятельность, выработал индивидуальный, ни на кого не похожий стиль, во многом опирающийся на пространственное и пластическое мышление народов Сибири. В картинах, объединенных общей темой «Хантыйские легенды», воспоминания детства сливаются с фольклорными образами. Болото глядит оранжевыми глазами ягоды–морошки.  

3-2

Беседа по картинам художника

13

Картина под названием « Осина»  1977г

Что можно о ней сказать ?

14

«Глаза черёмухи».

Можете ли вы увидеть глаза у черёмухи?

15

«Под красной сосной» Как вы думаете, почему под красной сосной

Время заката….

16

Изображение деревьев

Почему изображение на картине деревьев одинаковое , асам цвет, колорит картины отличается?

Вечер, и день

17

Сирень

18

Что означает движение фигур на фоне воды?

Ловля рыбы. Рыбаки

19

Давайте поразмыслим над следующими картинами

20

Обратите внимание. Речка у художника не голубоватого цвета,  как вы привыкли рисовать?Что можно сказать об этом?

21-22

Почти сказочный пёйзаж. И обычный пейзаж

23-29

Изображение людей в виде сказочных героев легенд до простых рабочих персонажей.

30

Современный город

31-35

Корабли в виде птиц, птицы, животные….

36-40

 Серия картин Легенды Югры

41-42

И всё это идет по кругу, своеобразный круговорот воды и жизни в природе.

43

По планете идёт человек, как бы говоря, «Я хозяин своей земли и должен её беречь»

44

Райшев не только художник, который пишет картины опираясь на легенды, он ещё и иллюстратор, портретист и пейзажист.

 А это одна из иллюстраций к книги о Пушкине А.С.к 100 летию со дня его рождения.

45

В г Х.Мансийске есть учреждение Ханты-Мансийского автономного округа «Галерея-мастерская художника
Г.С. Райшева» она представляет собой уникальный культурный объект, включающий в себя творческую мастерскую активно действующего художника Геннадия Степановича Райшева и его персональный музей, созданный для исследования и популяризации творческого наследия этого самобытного северного художника.

46

Художник в мастерской с юными почитателями его таланта

47

В городе
      в городе Ханы-Мансийскепроектируется новое здание,  галерея-мастерская художника Г.Райшева, где он будет работать , встречать гостей как своих так и иностранных. Гостей приезжает большое количество, чтоб увидеть этого интересного художника и его неординарное самобытное творчество.  

48

«Постигая жизнь, дохожу до символа, иероглифа и снова иду обратно, чтобы насытить их чувственными началами». Эти слова художника помогают понять сложность его стремлений. Каждая встреча с ним обещает открытие. Еще в молодости избравший своим учителем все мировое искусство, но никому прямо не подражавший, Райшев достиг свободы самовыражения, овладел различными художественными приемами и средствами.

4. Закрепление нового материала: работа над созданием эскиза (23 мин.).

5. Подведение итога занятия (5 мин.).  

- Что нового вы сегодня узнали на занятии?

- Какое вы испытали чувство, всматриваясь в картины худохника?

- Давайте рассмотрим ваши работы.

Обсудим; трудно вам было выполнять задание?

- Как вы оцениваете свою работу?