Конспект урока "Портретное изображение людей"

Асабова Ирина Геннадьевна

Тема урока: «Портретное изображение людей»

Цели и задачи:

1.Формирование у учащихся  умений и навыков в области портретного изображения людей.

2. Знакомство с портретами, написанными известными живописцами.

3. Развитие восприятия портретной живописи, воображения.

4. Развитие мышления, наблюдательности.

5. Развитие творческого потенциала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_1_urok_portretnoe_izobrazhenie_lyudey_-_kopiya.docx473.39 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока магистранта группы ДДТМ-114 Асабовой И. Г.

Тема урока: «Портретное изображение людей»

Цели и задачи:

1.Формирование у учащихся  умений и навыков в области портретного изображения людей.

2. Знакомство с портретами, написанными известными живописцами.

3. Развитие восприятия портретной живописи, воображения.

4. Развитие мышления, наблюдательности.

5. Развитие творческого потенциала.

Оборудование:

Для магистранта:  Наглядные пособия, работы В. Серова «Мика Морозов», «Девушка освещенная солнцем», И. Репин «Стрекоза», Леонардо да Винчи «Дама с горностаем», презентация по теме «Портрет»

План  урока: 

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

3. Работа над новым материалом.

4. Практическая работа.

5. Итог урока.

Ход урока:

Этапы урока,

учебные задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент.

Подготовка

наглядного материала, презентации.

Проверяют рабочее место.

2.Актуализация знаний.

Вступительная беседа.

Смотрят, слушают, обобщают знания.

Включаются в работу.

Проявляют активность в обсуждении проблемного вопроса.

Высказывают свое  мнение.

3.Работа над новым материалом.

Объяснение нового материала

4. Практическая работа

Фронтальная работа.

Устное описание сидящего рядом человека.

5. Итог урока.

Анализ работы учащихся. Обсуждение успехов и неудач в работе. Вопросы.

Активно подводят итоги урока.

Ход урока:

1. Организационный момент:

Добрый день, ребята! Надеюсь, что наша встреча будет полезной и интересной для всех.

2. Актуализация знаний.  Вступительная беседа.

Ребята! Что объединяет архитектурные сооружения, представленные на слайде?

Алеся: - Это музеи.

Ксюша: - Это Эрмитаж... Мы были там летом

Лена: - Это Третьяковская галерея в Москве.

Алеся: - Русский музей...

Верно! Сегодня продолжается наше путешествие по залам художественных музеев.

(Дети рассматривают картины - портреты, представленные на слайде).

Рассмотрите внимательно картины. Это картины - пейзажи?

Лена: - Нет! Пейзаж - это изображение природы: сады, поля…

Дети: - Мы же видим на картинах человека... Разных людей. На картинах изображены мальчики и девочки, мужчины и женщины. Дедушки и бабушки. Разный рост. Высокие и низкие. Одежда у них разная. Они жили в разные исторические времена...

Наташа: - И характеры у них разные. Настроение разное и профессия!

Правильно! Каждый человек – отдельный удивительный мир. Вот поэтому настроение, чувства, мысли людей всегда были интересны художнику, и во все времена ему так хотелось их изображать!

Кто сможет предположить, какова тема урока?

Наташа: - Портрет!

Молодцы!

3. Работа над новым материалом.

Ребята, а что же такое портрет? Как вы думаете?

Дети - Портрет – это изображение одного человека или группы людей. Портрет – это лицо, изображённое художником так, как художник его видит.

C:\Documents and Settings\Елена\Рабочий стол\d3ea2ea9320f.jpg

C:\Documents and Settings\Елена\Рабочий стол\1284646554_image001.jpg

devochka-s-persikami

devo4ka

Портрет графини О. Орловой.

Портрет императора Николая II.

Портрет «Девочка с персиками.»

Портрет М.Я . Симонович.

«Девушка, освещенная солнцем».

        Внимание художников к людям всех слоев общества, способствовало расцвету искусства портрета в XIX веке. Замечательный русский художник Валентин Александрович Серов создал много портретов своих современников.

C:\Documents and Settings\Елена\Рабочий стол\serov05.jpg

На экране портрет В.А. Серова

«Мика Морозов» (1901 г.)

И среди них этот портрет - мальчика Мики Морозова. Портрет так и называется «Мика Морозов». Хранится он в Третьяковской галерее. А посвящён этот портрет, наверное, вам – всем детям. Мальчик только что проснулся и встал с постели. Как художник передал нам эту информацию?

Дети  - …

Одет малыш в костюмчик? Его волосы тщательно расчесаны?

Дети  - Нет. Он в ночном костюме. И волосы его спутались!

Посмотрите, у него розовые щёчки после сна, огромные блестящие глазки. И не только потому, что утро такое солнечное. Очень много интересного вокруг! Ребята! Как вы думаете, чем будет заниматься Мика в течение дня? Что он любит делать? Какой у него характер?

Дети – Мика любит бегать, прыгать, играть. Ещё он любит кататься на качелях! И на велосипеде! Кушать конфеты! У него, наверное, есть щенок и котёнок. Он с ними играет! Мика весёлый, любознательный, забавный.

Ребята, а что делает Мика сейчас?

Лена– Он сидит на стуле.

Да. Мальчик позирует художнику. Как вы думаете, ему трудно усидеть на месте?

Алеся – Да! Трудно!

Почему вы так решили? 

Дети - …

Как сидит Мика? Опираясь на спинку кресла? Удобно? Надолго? Сравните, как сидит девушка, освещенная солнцем. Попробуйте сесть так, как сидит Мика. Пожалуй, мама или бабушка рассказывают ему интересную сказку. Сказки мальчик любит слушать.

Дети - Он готов соскочить с места и бежать играть!

Ребята! Мика напоминает ваших младших братьев и сестричек? Вы бы хотели с ним подружиться?

Наташа – Да. Он такой же, как моя сестренка. Очень любопытный и нетерпеливый.

C:\Documents and Settings\Елена\Рабочий стол\rep-self-portrait-11.jpg

RepinPaintersDaughter

Ilja_Jefimowitsch_Repin_011

Автопортрет.

И.Е. Репин.

И.Е. Репин. Портрет Веры Репиной «Стрекоза»

И.Е. Репин. Портрет П.М. Третьякова.

А это – великий русский художник Илья Ефимович Репин. Довольно часто художники рисуют себя – это изображение называется – автопортрет. Художнику удалось передать свой собственный характер, свою духовную жизнь, пытливое, внимательное отношение к окружающему миру.

(На экране портрет дочери художника Веры Репиной «Стрекоза»).

Ребята! Почему художник назвал портрет дочери «Стрекоза»?

Ксюша – Она очень непоседливая, как маленькая стрекоза.

Как высоко взобралась! Художник изобразил девочку на фоне неба. Не случайно! Мы видим девочку, которая весело покачивая ножками, сидит на высокой перекладине штакетника. Она напоминает стрекозу, которая сидит на цветке и помахивает прозрачными крылышками. Вот-вот непоседа и озорница соскользнет вниз и весело убежит прочь.

 (На экране портрет «Дама с горностаем» Леонардо да Винчи)

         «Дама с горностаем» - портрет семнадцатилетней Чечилии Галлерани, которой великий итальянский художник эпохи Возрождения Леонардо да Винчи подарил бессмертие более пяти веков назад в славном городе Милане. «Портрет вечной юности»,- говорят о полотне. Вы согласны с этим утверждением?

Дети – Да! Эта девушка очень красивая и молодая. Она жила много столетий назад.

Да, всегда интересно смотреть, как выглядели люди разных времён! Молодцы, ребята! Не безмолвен для вас портрет. Вы чуткие и внимательные зрители. Диалог художника со зрителем состоялся.

4.Практическая работа учащихся. 

Ребята давайте поиграем с вами в одну интересную игру под названием «Зеркало». Вам нужно посмотреть на вашего соседа по парте и описать его лицо, глаза, волосы, уши, отметить настроение. Сравните вашего друга и себя, чем отличаются черты ваших лиц?

(Идет беседа между детьми. Ребята по очереди выходят к доске и рассказывают друг о друге)

5. Итог урока.

Анализ и оценка.

Подведем итоги нашего урока. Что нового вы узнали на занятии?

Лена – Портреты бывают разные. Художники используют разные приемы – цветовые, композиционные, чтобы мы могли понять характер героя, его положение в обществе, время в котором он живет, его увлечения.

Молодцы! Сегодня вы прикоснулись к миру портретной живописи! Я предлагаю дома самостоятельно познакомиться с шедеврами мирового искусства. Об этом мы поговорим на следующем занятии.