Методическая разработка "Органицация ручного труда с природным материалом" для детей старшего дошкольного возраста.

Петрова Мария Кимовна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл met.razr_.ruch_.trud_.docx39.35 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ "Детский сад № 118"

города Чебоксары Чувашской Республики

Методическая разработка

 по теме:   Организация ручного труда с природным материалом

 ( для детей старшего дошкольного   возраста)          

Подготовила воспитатель Петрова М.К.

 

2016год

Структура работы

  1. Актуальность проблемы.
  2. Практическая актуальность для образовательной работы в дошкольном учреждении.
  3. Цели и задачи.
  4. Содержание работы.

5. Условия, способствующие эффективной реализации данной технологии.

      6.Новизна.

      7.Технологичность и практическая значимость.

  1. Используемая литература.
  2. Приложения.

1.Актуальность проблемы.

Любая работа с природным материалом: поделки из шишек, орехов или листьев – не только увлекательна, но и познавательна. Природа даёт возможность ребёнку развивать собственные творческие способности, он приобщается к эстетическому восприятию.

"Лучшей игрушкой для ребёнка будет та, которую он создал своими руками" (Джон Локк)  

В настоящее время возникает необходимость позаботиться об укреплении связи ребёнка с природой и культурой, трудом и искусством. Сейчас дети всё больше и дальше отдаляются от природы, забывая её красоту и ценность. Работа с природным материалом помогает развивать воображение, чувство формы и цвета, аккуратность, трудолюбие, прививает любовь к прекрасному. Занимаясь ручным трудом из природного материала, ребёнок вовлекается в наблюдение за природными явлениями, ближе знакомится с растительным миром, учится бережно относиться к окружающей среде. Работа с природным материалом вводит детей в удивительный мир живой природы, как бы со стороны помогает проникнуть в её внутренний, зачастую скрытый от рационального современного человека мир. Это вооружает их: будущий взрослый человек, увидевший в еловой шишке забавного гномика, в сухом сучке зверька или птичку, захочет перенести в свою повседневную жизнь.

      Детям с нарушенным слухом необходимо заниматься ручным трудом так как практикой подтверждено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребёнка в пределах возрастной нормы. Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, способствующих улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребёнка

2. Практическая актуальность для образовательной работы в дошкольном учреждении.

Методическая разработка может быть рекомедована для педагогов дошкольных учреждений для детей с ограниченными возможностями, их родителей.

 3.Цель: 

    Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха через ручной труд (с природным материалом).

     Задачи: 

  1. Создание развивающей среды для развития у детей  творческих способностей в работе с природным материалом.
  2. Разработать серию занятий по ручному труду с природным материалом.  
  3. Привлечь педагогов к работе по ручному труду с природным материалом.  
  4. Привлекать родителей к участию в конкурсах по ручному труду,  сбору природного материала.

4.Содержание работы.

Для решения 1 задачи необходимо следующее:

  1. Реализовать план  по самообразованию воспитателя Петровой М.К. по теме: «Развитие творческих способностей в процессе ручного труда с детьми старшего дошкольного возраста» на 2015-17 учебный год

Содержание работы

Сроки исполнения

Результат, форма отчетности

Изучение научной и учебно-методической литературы по данной теме

Сентябрь-декабрь

Аннотация методической литературы Составление библиографического списка

Диагностика детей по изобразительной деятельности

октябрь

Карты наблюдения

Анализ результативной деятельности детей

Разработка плана совместной деятельности в режиме дня по развитию творческих способностей в процессе ручного труда

Сентябрь-октябрь

Оформление плана совместной деятельности в режиме дня по Развитию творческих способностей в процессе ручного труда. Внедрение в практику плана работы по ручному труду в совместной деятельности в режиме  

Подбор материала, фото, иллюстраций по  ручному труду

Сентябрь-октябрь

Создание ознакомительной презентации по  ручному труду

Создание предметной среды Подбор и закупка художественного материала для труда

В течение  года

Изготовление дидактических  пособий и игр по  ручному труду

Сбор детских работ  по ручному труду, и подготовка к выставке .

Участие детей  в творческих конкурсах

Март-апрель

Выставка детских работ

Пополнение портфолио детей

Разработка рекомендаций для родителей

Март-апрель

Оформление наглядной папки

Сравнительный анализ по ручному труду

май

Оформление результатов

Подготовка отчета по реализации плана

май

Творческая презентация.

Выступление на педсовете

  1. Разработать содержание сенсомоторного уголка в группе.

Требования к организации сенсомоторного уголка в группе

Организация образовательного процесса предполагает наличие сенсорно-

дидактических игр, игрушек и пособий разного вида:

- функционально-ориентированные игрушки и пособия: строительные конструкторы, пирамидки, «почтовые ящики», «лото», плоские и объемные геометрические фигуры разной величины и др. 

Для развития чувства осязания:

  • Массажные мячи-валики (разные по форме, упругости, фактуре поверхности).
  • Шершавые и гладкие доски для ощупывания, шероховатые таблички.
  • Кусочки меха, шелка, шкурки, бархатной бумаги - различные материалы с разной фактурой.
  • Предметы для создания холодного и горячего (грелка, формочки для льда).
  • Выпуклые буквы, цифры.
  • Разные по форме мелкие предметы.

Различные крупы в мешочках, подносы для круп, баночки. 

Для развития слуха:

- Приспособления для создания звуков: шуршалки, гремелки, свистушки, необычные музыкальные инструменты, любые приспособления, издающие интересные звуки.

- Кассеты и диски со звуками: крики животных и птиц, звуки природы, звуки воды, звуки грозы, шелест листьев и т.д.

3.Оформить уголок труда в соответствии с требованиями к содержанию.

Перечень материалов  для занятий по ручному труду:

Природный материал (шишки ели, сосны, кедра, иголки хвойных деревьев, кора, листья, веточки туи, косточки фруктов и ягод, яичная скорлупа, камушки, ракушки, бисер, гречневая, перловая, манная, рисовая крупа, пшено, семена помидора, огурца, садовых цветов).

Бросовый материал (коробки и баночки разных размеров и т. д.)

Различные виды бумаги: обычная, гофрированная бумага, салфетки, газеты, картон, фольга.

Ткань, проволока,  вата, целлофан, поролон   и т . д.

Клей: клеящий карандаш, клей ПВА.

Набор разноцветного пластилина.

Комплект инструментов для работы на учебный год:

Ножницы, стека для пластилина, гладилка для бумаги (зубная щетка со срезанной щетиной или большая пуговица с тупым краем), плоская кисточка для клея (щетина) № 7 с деревянной ручкой и заостренным концом.

 Вспомогательное оборудование:

Доска подкладная для работы с пластилином. Тряпочки для вытирания рук или бумажные салфетки. Коробочки для мусора. Баночки для клея.

Для решения второй задачи необходимо:

  1. Разработать серию занятий по ручному труду с природным материалом (см. в Приложении)

При проведении занятий необходимо учитывать структуру:

1. Показ и объяснение педагога.

 2. Изготовление поделки детьми по образцу, с помощью педагога

  3. Самостоятельная работа детей с элементами творчества, фантазии.

Основной принцип построения занятий – постепенный переход от простого изделия к сложному изделию.

Продолжительность занятия с детьми:

Старший  дошкольный возраст – 30 мин.

 В организацию  занятий включаются методы и приемы:

1. Пальчиковая гимнастика,

2. Беседы по ознакомлению со свойствами  материалов

3. Внесение образца (сюрпризный момент)  и его обследования

4. Физминутка.

5.Обьяснение и показ изготовления поделки

6.Действия детей

7. Выставка работ

8.Оценка детской деятельности

Для решения третьей задачи необходимо следующее:

  1. Привлечь педагогов к работе по ручному труду с природным материалом.

 

  1. Разработать методические рекомендации для воспиталей по проведению ручного труда с природным материалом. ( смотреть в приложении)

       

  1. Подобрать художественную литературу.

Детская литература о природе, рассказы и стихотворения авторов:

 

 Барто Агнии Львовны  

 Берестова Валентина Дмитриевича

 Бианки Виталия Валентиновича    

 Маршака Самуила Яковлевича

 Паустовкий Константи́н Гео́ргиевич  

 Пришвин Михаи́л Миха́йлович 

 Чуковский Корней Иванович  

Подбор дидактических наборов:

  • «Цветы», «Насекомые», «Деревья», «Птицы»
  • Экскурсии по району «Богданка». Экскурсия в выставочный зал « Радуга». Экскурсии в Государственный Художественный музей
  • Взаимодействие детского сада и социума микрорайона: школа, родители, детская библиотека и студенты-практиканты (дефектологи, психологи).

Для решения четвертой задачи по работе с родителями необходимо следующее:

  1. Привлечь к участию родителей в сборе природного материала: «В гостях у природы»
  2. Оформить наглядную агитацию для родителей по темам: «Влияние ручного труда на развитие речи ребенка», «Что можно сделать из природного материала», « Конструирование из природного материала».
  3. Провести конкурсы для детей и родителей: « В гостях у осени» внутри садовый конкурс. Изготовление поделок из овощей, фруктов, ягод и листьев. Создание композиций из природного материала и сказочных персонажей.
  4. Привлечь родителей к участию в Республиканском конкурсе «Елка». Создание елки из природного и бросового материала,
  5. Организовать участие родителей в городском конкурсе: «Снежные постройки». Лепка снежных фигур с использованием природного и бросового материала
  6. Провести конкурсы для детей и «Сказочные персонажи из природного материала»  внутри группового конкурса. Изготовление сказочных игрушек из шишек, ракушек и семян.
  7. Провести выставку работ по теме «Пасха» с участием родителей и детей ( в группе). Создание игрушек из скорлупы, ниток, соломы, веток вербы и цветов. Дети - лепка из моделирующей массы с применением семян подсолнечника, цветного пшена, лепестков бессмертника, цветов мимозы.
  8. Провести выставку работ по теме «Пасха» с участием родителей и детей ( в группе). Во-первых, говорим о том, что необходимо приучать ребенка к самостоятельности - сам придумал, сам вырезал, сам склеил, сам построил, а после, не забудь навести порядок, убрать рабочее место. В то же время не следует отказывать в помощи, когда возникают трудности, ведь при выполнении поделок детям может понадобиться одобряющая улыбка, дополнительное разъяснение. Во-вторых, нужно научить детей бережно обращаться со своими поделками, не отвлекаться, доводить задуманное до конца, не бросать начатую работу.

5.Дидактические средства, используемые в работе с детьми старшего дошкольного возраста по ручному труду.

  • .Презентации: «Деревья», «Цветы», «Насекомые», «Ракушки»

  • Д/игра «Волшебный мешочек», «Подбери похожий лист»,

  • Учебные пособия-таблицы «Деревья», «Птицы», «Растения»

6.Новизна разработки

         Решение задач по развитию ручной умелости у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха осуществляется через совместную творческую коллективную деятельность педагогов, детей, родителей - через эффективную, нетрадиционную форму работы с родителями - «Сбор природного материала, выставки совместных творческих работ».

7.Технологичность и практическая значимость.

Методические  разработки рекомендуемые для   педагогов и родителей для реализации в семье и в ДОУ.

8.Используемая литература.

  1. Программы(для специальных дошкольных учреждений) Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста Рекомендовано Управлением по дошкольному воспитанию Гособразования СССР Авторы: Носкова Л.П., Головчиц Л.А., Шматко Н.Д., Т.В. Пелымская, Р.Т. Есимханова, А.А. Катаева, Г.В. Короткова, Г.В. Трофимова. Москва «Просвещение» 1991 год

  1. Психолого-педагогическая программа

              по освоению образовательной   области «Социализация»  Конструирование и труд

              для детей  5-6 лет

              на период с 1 сентября 2016 года по 31 мая 2017 года

  1. Агапова И.А. Поделки из природных материалов – м. : ООО ИКТЦ «Лада», 2006г.
  2. Гульянс Э.К. Что можно сделать из природного материала: кн. для воспитателя дет.сада. – 2-е изд; до раб. –м.: Просвещение, 1991.
  3. Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду. м.: Издательский дом «Карапуз», 2008.
  4. Парамонова Л. Конструирование из природного материала.// ДОШ. восп.; 2005 - №7.
  5. Теличенко Н.В. Конструирование из природного материала. // воспитатель дошкольного образовательного учреждения., -2009-№2.
  6. Лыкова И. «Мастерилка. Снесла курочка яичко». «Карапуз».
  7. Лыкова И. «Мастерилка. Морская лепилка». «Карапуз».
  8. Лутцева Е.А. «Ступеньки к мастерству».– Москва, 2003.
  9. Конышева Н.М. «Наш рукотворный мир.»– Москва, 2002.

Приложения. 

Серия занятий по ручному труду с природным материалом:

  1. «Осень в гости просим». Изготовление персонажей из овощей и фруктов после просмотра мультфильма «Чиполлино». (сентябрь)
  2. «Еж с ежатами». Изготовление семейства ежей из пластилина с применением семян подсолнечника, риса, ягод рябины, черного риса. (сентябрь)

  1. «Старичок – Лесовичок». Поделка из шишек еловых и сосновых, желудей, ягод черной рябины, мелких веточек, соломы (октябрь)

  1. «Бабочка». Листья рябины, американского клена, смородины на бархатной бумаге (октябрь)

  1. «Зайчик». Поделка из ваты с применением красных листьев рябины и туи (для морковки) на бархатной бумаге (ноябрь).

  1. «Снежный зайчик». Постройка из снега с природного материала : веток, разноцветных льдинок, свежей моркови, картофеля, кожуры апельсина (декабрь).

  1. «Коллективная работа – Елка». Использование веток туи, бросового материала (бусин, пуговиц, страз, манки) на грунтованном картоне.(январь)
  2. « Котик». Создание работы с применением цветного песка.(февраль).
  3. « Пасхальное яйцо». Поделка из скорлупы с применением крупы(гречки, риса, гороха), ярких цветных ниток (март)
  4. «Бабочки и стрекозы». Поделка из ракушек на гофрированном картоне (апрель).
  5. «Цветы». Поделка из листьев и лепестков цветов (апрель).
  6. «Рыбка». Лепка рыбки из скрученного пластилина с налепами из круп и семян (май).

Работа с растительным материалом (совмесная деятельность)

Тема: «Стрекоза»

Цель. Учить детей делать игрушку из природного материала по образцу

Задачи.

  • Учить  использовать для соединения частей игрушки пластилин;
  • Формировать у детей интерес к данному виду труда.

Материал: семена (крылатки) ясеня, клена; семена яблока или зорянки; сухая веточка любого дерева; пластилин.

Ход работы. На каждом столе необходимый природный материал. Воспитатель загадывает детям загадку о стрекозе и показывает изготовленную им игрушку — стрекозу. Затем предлагает внимательно рассмотреть ее и сказать, из чего она сделана. Обращает внимание детей на то, что у стрекозы продолговатое брюшко, тонкие прозрачные крылья, большие выпуклые глаза.

Конспект  НОД по художественно-эстетическому развитию в индивидуальной форме                                                                                        с детьми старшего д/в  по теме:«Ёж»

Цель: Развивать умения узнавать и называть ежа, упражнять в умении оттягивать пластилин, украшать лепную поделку с помощью дополнительных средств, активизировать речь, внимание

Предварительная работа Лепка ежа

Словарная работа

 таблички - « кто это?», «голова», «туловище», «будем лепить», «ЕЖ», «где живет?»

Материалы и оборудование:  

Еж вылепленный из пластилина, шары из пластилина, елки, семечки, бусинки, клеенка

Ход работы:

Воспитатель: София к нам пришли гости давай поздороваемся с ними (Привет)

Воспитатель: София, посмотри кто к нам пришел!

Воспитатель: Кто это?(еж). Где живет еж? Дома или в лесу?

Воспитатель:

-Ёж живет в лесу

Воспитатель:

- Давай рассмотрим ежа.

-Какие части тела  есть у ежа? (голова, туловище).На голове глаза, на туловище колючки.

Воспитатель:

-София , еж один и ему скучно. Давай, вылепим ему друзей?

Софа, сядь тут. (Работа за столом).

Воспитатель:

-Посмотри, как я буду лепить. Берем шар, оттягиваем морду, делаем на туловище колючки и добавляем глаза. (Показ воспитателя лепки ежа).  

Воспитатель:

София, оттяни морду ежа. На туловище посади колючки. Сколько ежей у тебя получилось?

- Молодец! Какие красивые получились ежи! Ёж обрадовался - у него теперь есть друзья! Много друзей! Он приглашает их к себе в гости.

    Методические рекомендации для воспитателей по проведению ручного труда с природным материалом.

           В начале занятия рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику, это помогает подготовить руку к работе, а в ходе занятия, для расслабления мышц, снятия напряжения – физминутки. Используются комплексы пальчиковой гимнастики, физминуток.

        При этом  следим, чтобы технология обработки должна быть несложной, а время, затраченное на изготовление поделки минимальным, чтобы дети скорее  смогли увидеть результат своего труда. Это способствует развитию интереса, стремлению  к самостоятельности.

  • Перед обучением детей   работе с природным и бросовым материалом, бумагой, тканью, проводим  беседы по ознакомлению со свойствами  материалов, с практической деятельностью этих материалов, со знакомством коллекций и обучающих книг и пособий.

  • Собраны книги и пособия - «Художественный труд», «Инструменты», «Мастерилка», подборка   журналов «Детская коллекция идей»,  «Творчество детей с различными материалами», «Учите детей мастерить», картотеки  иллюстраций, фотографий  поделок.

  • Оценка детской деятельности осуществляется с позиции успешности решения  поставленных задач: что получилось хорошо и почему, чему еще следует научиться, в чем причина неудачи. Содержание оценки зависит от конкретно поставленной задачи. Постепенно усложняя содержание занятий, активизируя детский опыт, формируется  познавательный интерес как мотив учебной деятельности.

При оценке детских работ, стараемся  отметить оригинальность идеи, нестандартные способы развития сюжета (при этом отмечаем  значимость каждого, ни в коем случае не обижая детей). Детскими работами украшаем группу, раздевалку. Они служат праздничным украшением детского сада к праздникам.

Показатели успешной работы: в процессе коллективных занятий создаются благоприятные условия для общения детей друг с другом и с взрослыми; радостные чувства объединяют детей, что очень важно для детей с нарушениями речи и слуха.

  • Анализируя свою работу, можно  сказать, что систематическая комплексная коррекционная работа с природным материалом является непременным условием развития речи, вторичных психических процессов, творческого воображения, а также предпосылок успешного овладения учебной деятельностью, психических качеств и умений, без которых невозможно успешное обучение в школе.
  • Свою педагогическую работу можно будет считать успешной, если к концу подготовительной группы дети смогут приобрести устойчивый интерес к различным видам  ручного труда. Будут свободно   действовать   с   различными материалами и инструментами. Овладеют  простейшими навыками работы, приобретут ручную умелость. Добьются результатов в продуктивной деятельности. И смогут использовать их в игре и жизни, занимать себя практической деятельностью в свободное время.
  • Однако для создания  наиболее оптимальных условий по трудовому воспитанию дошкольников намечено: продолжить работу по обогащению предметно-развивающей среды оптимизировать методы и приемы, формы методической работы по ручному труду;

Аранжировка из сухих растений и правила их составления
        
Составляя композицию из сухих цветов, помните о соразмерности: огромный букет в напольной вазе неуместен в маленькой комнате!
        Для пышного букета выбирайте простую вазу, строгую по форме и цвету. В нарядных вазах ставят более скромные растения, оттеняющие красоту сосуда.
        Для темного помещения подбирают светлые и яркие растения.
        Сухие цветы и соцветия можно слегка подкрашивать акварельными или гуашевыми красками.
        Качество зимних букетов и композиций зависит от того, когда собирают необходимый материал.
        Очень важно для каждого растения найти момент, когда оно наиболее декоративно и, кроме того, лучше всего подходит для обработки. Так, луговые и хлебные злаки  лучше срезать до начала полного цветения или осенью.
        В композициях с успехом можно использовать растения, которые хорошо сохраняют форму и цвет после высушивания. Это тысячелистник, гортензия, синеголовка др. Срезать их нужно до цветения.
        Сухие цветы ставят не только в вазы, кувшины и глиняную посуду, но и закрепляют их в подсвечниках, корзинах, на подносах, в плетенках. А также в различных лесных заготовках — корягах, обросших лишайником, в изогнутых ветках, коре, мхе, срезанных со ствола деревьев грибообразных твердых наростах, веточках ольхи и лиственниц с небольшими шишками.
        Сухие растения — идеальный материал для настенных и подвесных композиций. Для них собирают разные злаки, ярко-желтые соцветия пижмы, пышные султаны конского щавеля, которые обогащают палитру сухого букета зелеными, кирпично-ржавыми и коричневыми оттенками;
        Из садовых растений при создании композиций популярны оранжевые «фонарики» физалиса и лунарии с прозрачными - овальными пленочками. Можно использовать семена маков, ирисов, тюльпанов. Составляя композицию, дайте волю фантазии в придумывании названий.

  •          Когда, педагог сам умело составляет композицию, то и дети с удовольствием будут выполнять эту работу, совершенствуя свои навыки.
            С детьми можно начинать такую работу с младшего возраста в первой и второй половине дня как часть занятий по рисованию, лепке, изготовлению аппликаций.
            В старших группах такие занятия проходят 2 раза в месяц. При изготовлении композиций
     используют ткань, растения, бросовый материал, бумагу. 
             Рекомендуем также проводить эти занятия в первую и вторую половину дня с группой или подгруппой совместно с родителями, которые помогают детям придумывать необычные названия композициям: «Весеннее настроение», «Снежная королева», «Рассвет», «Детство».