ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИЗО "Композиция прикладная"

Гринева Марина Петровна

Учебный предмет «Композиция прикладная» занимает важное место в комплексе предметов программы «Изобразительное творчество». Он является базовой составляющей для последующего изучения предметов в области изобразительного искусства.

Программа учебного предмета «Композиция прикладная» направлена на создание условий для познания учащимися приемов работы в различных материалах, техниках, на выявление и развитие потенциальных творческих способностей каждого ребенка, на формирование основ целостного восприятия эстетической культуры через пробуждение интереса к национальной культуре.

Программа включает в себя четыре раздела, объединенных одной темой, содержанием которой являются задания, составленные исходя из возрастных возможностей детей и спланированные по степени сложности. В заданиях, связанных с изобразительной деятельностью, дети на протяжении всего курса обучения учатся организовывать композиционную плоскость, сообразуясь с композиционным центром формата, учатся обращать внимание на выразительность пятна, линии, образность цвета. Знакомясь с различными техниками и видами декоративного творчества, они узнают о его многообразии, учатся создавать своими руками предметы, в которые вкладывают свои знания об окружающем мире, фантазию. Знакомство с традиционными видами ремесел также играет важную роль в передаче традиций из поколения в поколение.

Учитывая возраст детей, программа предполагает использование разных форм проведения занятий: просмотр тематических фильмов, прослушивание музыки, применение игровых приемов обучения, выполнение коллективных работ. По ходу занятий учащиеся посещают музеи, выставки, обсуждают особенности исполнительского мастерства профессионалов, знакомятся со специальной литературой, раскрывающей секреты прикладного творчества.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kompozitsiya_prikladnaya.doc215.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

 «ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНО-ХОРОВАЯ ШКОЛА ИМ.Г.СТРУВЕ»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ

 ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

 В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО

 ИСКУССТВА

«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО»

ПРОГРАММА

по учебному предмету:

КОМПОЗИЦИЯ ПРИКЛАДНАЯ

Срок реализации – 3 года

Железногорск 2014

Рассмотрено                                                                     Утверждаю

Методическим  советом                                Директор МОУДОД «ДМХШ им. Г. Струве»

МОУДОД «ДМХШ им. Г. Струве»              ___________________  Е.Е. Лоскутова

«___»___________ 2014 г.                             «_____» __________________  2014г.

Составитель программы:  Гринева М.П.  преподаватель муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детская музыкально-хоровая школа имени Г. Струве».

Рецензент:

Структура программы учебного предмета

I.    Пояснительная записка

II.   Содержание учебного предмета

III.  Требования к уровню подготовки учащихся

IV.  Формы и методы контроля, система оценок

V.    Методическое обеспечение учебного процесса

VI.  Список литературы и средств обучения

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Характеристика учебного предмета, его место и роль

в образовательном процессе.

Программа учебного предмета «Композиция прикладная» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области изобразительного искусства.

Учебный предмет «Композиция прикладная» занимает важное место в комплексе предметов программы «Изобразительное творчество». Он является базовой составляющей для последующего изучения предметов в области изобразительного искусства.

Программа учебного предмета «Композиция прикладная» направлена на создание условий для познания учащимися приемов работы в различных материалах, техниках, на выявление и развитие потенциальных творческих способностей каждого ребенка, на формирование основ целостного восприятия эстетической культуры через пробуждение интереса к национальной культуре.

Программа включает в себя четыре раздела, объединенных одной темой, содержанием которой являются задания, составленные исходя из возрастных возможностей детей и спланированные по степени сложности. В заданиях, связанных с изобразительной деятельностью, дети на протяжении всего курса обучения учатся организовывать композиционную плоскость, сообразуясь с композиционным центром формата, учатся обращать внимание на выразительность пятна, линии, образность цвета. Знакомясь с различными техниками и видами декоративного творчества, они узнают о его многообразии, учатся создавать своими руками предметы, в которые вкладывают свои знания об окружающем мире, фантазию. Знакомство с традиционными видами ремесел также играет важную роль в передаче традиций из поколения в поколение.

Учитывая возраст детей, программа предполагает использование разных форм проведения занятий: просмотр тематических фильмов, прослушивание музыки, применение игровых приемов обучения, выполнение коллективных работ. По ходу занятий учащиеся посещают музеи, выставки, обсуждают особенности исполнительского мастерства профессионалов, знакомятся со специальной литературой, раскрывающей секреты прикладного творчества.

2. Срок реализации учебного предмета

Учебный предмет «Композиция прикладная» реализуется 3 года, с 1по 3 класс.

          Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом на реализацию предмета «Композиция прикладная» составляет 175 часов.

Сведения о затратах учебного времени,

предусмотренного учебным планом на реализацию предмета и графике промежуточной аттестации.

Таблица 1

Вид учебной работы, аттестации, учебной нагрузки

Затраты учебного времени, график

промежуточной аттестации

Всего

часов

Классы

1

2

3

Полугодия

1

2

3

4

5

6

Аудиторные занятия (в часах)

17

18

34

36

34

36

175

Вид промежуточной аттестации

конт. урок

конт. урок

зачет

Учебный материал распределяется по годам обучения – классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный для освоения учебного материала.

Форма проведения учебных аудиторных занятий

Занятия по предмету «Композиция прикладная» осуществляется в форме мелкогрупповых занятий численностью от 4 до 10 человек.

Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.

Рекомендуемая недельная нагрузка в часах:        

аудиторные занятия:           1 класс – 1 час в неделю.

                                               2-3 классы – 2 часа в неделю

Цели и задачи учебного предмета

Целями учебного предмета «Композиция прикладная» являются:

– выявление одаренных детей в области изобразительного искусства в раннем детском возрасте;

– формирование у детей младшего школьного возраста комплекса начальных знаний, умений и навыков в области декоративно-прикладного творчества;

– формирование понимания художественной культуры, как неотъемлемой части культуры духовной.

Задачи учебного предмета

Обучающие:

– научить основам художественной грамоты;

– сформировать стойкий интерес к художественной деятельности;

– овладеть различными техниками декоративно-прикладного творчества и основами художественного мастерства;

– научить практическим навыкам создания объектов в разных видах декоративно-прикладного творчества;

– научить приемам составления и использования композиции в различных материалах и техниках;

– научить творчески использовать полученные умения и практические навыки;

– научить планировать последовательность выполнения действий и осуществлять контроль на разных этапах выполнения работы.

Воспитательно-развивающие:

– пробудить интерес к изобразительному и декоративно-прикладному творчеству;

– раскрыть и развить потенциальные творческие способности каждого ребенка;

– формировать творческое отношение к художественной деятельности;

– развивать художественный вкус, фантазию, пространственное воображение;

– приобщить к народным традициям;

– воспитать внимание, аккуратность, трудолюбие, доброжелательное отношение друг к другу, сотворчество.

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

– объяснительно-иллюстративные (демонстрация методических пособий, иллюстраций);

– частично-поисковые (выполнение вариативных заданий);

– творческие (творческие задания, участие детей в конкурсах);

–  исследовательские (исследование свойств бумаги, красок, а также возможностей других материалов).

        

Описание материально-технических условий реализации

учебного предмета

Каждый  учащийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время самостоятельной работы учащиеся могут пользоваться сетевыми ресурсами для сбора дополнительного материала по изучению видов народных ремесел, техник работы с материалами, а также информацию о мастерах и народных умельцах.

Библиотечный фонд укомплектовывается печатными и электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по декоративно-прикладному искусству и народным ремеслам, а также альбомами по искусству. Кабинет должен быть оборудован удобной мебелью, наглядными пособиями, интерактивной доской.

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Содержание учебного предмета «Композиция прикладная» построено с учетом возрастных особенностей учащихся, а также с учетом особенностей развития их пространственного мышления; включает в себя теоретическую и практическую части.

Теоретическая часть предполагает знакомство учащихся с техниками и способами работы с различными материалами, а практическая часть основана на применении теоретических знаний в учебном и творческом процессе. За годы освоения программы дети получают знания о многообразии декоративно-прикладного искусства, а также умения работы в различных техниках прикладного творчества.

Содержание программы включает следующие разделы:

1. Работа с бумагой.

2. Традиционные виды росписи.

3. Текстиль.

4. Игрушка в различных техниках и материалах.

5. Работа с бумагой

6. Традиционные виды росписи

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

1 ГОД ОБУЧЕНИЯ

Название раздела, темы

Вид

учебного

занятия

Аудиторные

занятия

35

Раздел 1: Работа с бумагой. Основы декоративной композиции. Аппликация с элементами коллажа

1.1.

Основы декоративной композиции. Работа с бумагой

Урок

1

1.2.

Аппликация с элементами коллажа

Урок

1

1.3.

Дерево-рука

Урок

1

1.4.

Букет цветов

Урок

2

1.5.

Осенние листочки

Урок

1

1.6.

Сказка

Урок

2

Раздел 2: Традиционные виды росписи. Филимоновская роспись

2.1.

Традиционные виды росписи

Урок

1

2.2.

Знакомство с элементами росписи

Урок

1

2.3.

Копирование образца

Урок

2

Раздел 3: Текстиль. Ткачество

3.1.

Текстиль. Ткачество.

Экскурсия

1

3.2.

История ткацкого ремесла

Урок

1

3.3.

Значение колорита в  работе над гобеленом

Урок

1

Раздел 4: Игрушка в различных техниках и материалах

4.1.

Игрушка в различных техниках

Урок

2

4.2.

Плешковская игрушка-свистулька

Урок

2

Раздел 5: Работа с бумагой

5.1.

Работа с бумагой. Коллаж.

Урок

2

5.2.

Мир, в котором я живу

Урок

2

5.3.

Натюрморт

Урок

2

5.4.

Открытка

Урок

2

5.5.

Город

Урок

2

Раздел 6: Традиционные виды росписи.

6.1.

Традиционные виды росписи

Урок

1

6.2.

Кистевая роспись, «Гжель»

Урок

2

6.3.

Беседа о росписи. Знакомство с элементами

Беседа

1

6.4.

Копирование образца

Урок

1

6.5

Контрольный урок

1

2 ГОД ОБУЧЕНИЯ

Название раздела, темы

Вид

учебного

занятия

Аудиторные

занятия

70

Раздел 1: Работа с бумагой. Коллаж

1.1.

Мир, в котором я живу

Урок

2

1.2.

Натюрморт-коллаж

Урок

2

1.3.

Открытка-коллаж

Урок

2

1.4.

Город- работа с бумагой

Урок

2

Раздел 2: Традиционные виды роспись. Кистевая роспись. Гжель

2.1.

Беседа о росписи. Знакомство с элементами

Урок

2

2.2.

Копирование образца

Урок

2

2.3.

Творческая композиция с использованием образца

Урок

6

Раздел 3: Текстиль. Кружево и вышивка

3.1.

Вышивка и кружево в русском костюме

Экскурсия

2

3.2.

История кружевоплетения

Урок

2

3.3.

Орнамент сцепного кружева

Урок

2

3.4.

«Полотнянка» «Ажурные реки»

Урок

4

3.5.

Копирование образца

Урок

4

3.6.

Творческая работа

Урок

6

3.7.

Искусство вышивки

Урок

4

3.8.

«Орловский спис»

Урок

2

3.9.

Орнаментальная композиция «Сказочные птицы»

Урок

6

4.1.

Знакомство с игрушками

Урок

2

4.2.

Знакомство с различными

техниками и материалами

Урок

2

4.3.

Выполнение композиции на

 свободную тему

Урок

4

4.4.

Выполнение композиции

«Сердечко»

Урок

4

4.5.

Выполнение композиции «Птица»

Урок

4

4.6.

Выполнение композиции «Лошадка»

Урок

3

4.7.

Контрольный урок

1

3 ГОД ОБУЧЕНИЯ

Название раздела, темы

Вид

учебного занятия

Аудиторные

занятия

70

Раздел 1: Работа с бумагой. Способы окрашивания бумаги. Объемное моделирование и конструирование

1.1.

Способы создания фактуры на бумаге

Урок

3

1.2.

Монотипия или мраморирование

Урок

3

1.3.

Волнистый шар

Урок

2

1.4.

Елка объемная

Урок

4

Раздел 2: Традиционные виды росписи. Роспись по дереву (Городец и Мезень)

2.1.

Беседа о видах росписи.

Урок

2

2.2.

Знакомство с художественно-стилистическими особенностями росписи по дереву

Урок

2

2.3.

Копирование образца

Урок

6

2.5.

Эскиз росписи разделочной доски в «Городецкой» технике

Урок

6

2.6.

Выполнение эскиза росписи разделочной доски в «городецкой»

 технике

Урок

6

Раздел 3: Текстиль. Способы декорирования ткани

3.1.

Беседа о текстиле

Урок

2

3.2.

Беседа о способах декорирования ткани

Урок

2

3.3

Роспись тканей

Урок

2

3.4.

Беседа о геометрических орнаментах

Урок

2

3.5.

Беседа о растительных орнаментах

Урок

2

3.6.

Ознакомительная беседа о «Батике»

Урок

2

3.7.

Техника росписи «Холодный батик»

Урок

2

3.8.

Техника росписи «Горячий батик»

Урок

2

Раздел 4: Игрушка в различных техниках и материалах. Тряпичная игрушка

4.1.

Знакомств с миром тряпичной куклы.

Урок

2

4.2.

Кукла «Зайчик на пальчик».

Урок

6

4.3.

Кукла «Мартиничка»

Урок

6

4.4.

Кукла «Колокольчик»

Урок

5

4.5.

Зачет (просмотр)

1

1 год обучения.

Раздел 1. Работа с бумагой. Основы декоративной композиции. Аппликация с элементами коллажа

  1. Тема: Основы декоративной композиции. Работа с бумагой. Познакомиться с особенностями декоративной композиции: плоскость изображения, лаконичность и выразительность силуэта, локальные цветовые отношения. Использование контрастных отношений локального цвета фона и пестрой аппликации, которая на него наклеивается. Используется картон, цветная и пестрая бумага из журналов, клей ножницы.
  2. Тема: Аппликация с элементами коллажа. Познакомится с особенностями аппликации с элементами коллажа: локальный цвет и его отношения, фактуры, сочетание аппликации и коллажа.
  3. Тема: Дерево-рука.  Познакомить с использованием контрастных отношений локального цвета фона. «Дерево-рука». Придумать и выполнить декоративную композицию с использование отпечатков рук (гуашь, акварель, формат А3).
  4. Тема: Букет цветов. Познакомиться с техникой мозаичной аппликации. Узнать о виде монументального декоративно-прикладного искусства - мозаике. Выполнить композицию из заранее подготовленных кусочков бумаги разных оттенков одного цвета. Организовать плоскость листа при акцентировании композиционного центра и соподчинении всех элементов композиции. Задание выполняется на картоне с использованием цветной бумажной мозаики. Собрать коллекцию осенних листьев.
  5. Тема: Осенние листочки. Знакомство с понятием «простая и сложная форма». Сравнение по форме различных листьев (рябина и липа, ясень и дуб), и выявление их геометрической основы. Сравнение пропорций частей  в сложных составных формах. Понятия «симметрия» и «асимметрия». Использование цветной бумаги, картона, шаблона листьев, декоративных маркеров.
  6. Тема: Сказка. Познакомить с анималистическим жанром в декоративно-прикладном искусстве. Выполнить иллюстрацию к русской народной сказке в технике аппликации из кусочков рваной цветной бумаги. Найти выразительное решение композиции, выполнить силуэтное изображение животного. Использование цветной бумаги, цветного картона.

Раздел 2: Традиционные виды росписи. Филимоновская роспись

     2.1. Тема: Беседа о росписи. Беседа об истории возникновения и развития росписи деревни Филимоново Тульской области.

     2.2 Тема: Знакомство с элементами росписи.  Знакомство с орнаментальными мотивами, видами узоров, которыми украшают филимоновскую игрушку и способами их нанесения на поверхность Выполнение орнаментальных схем. Заполнение плоской формы узором. Создание коллективной композиции «Ярмарка игрушек» Работа на формате А4, гуашью, с использованием шаблонов.

     2.3Тема: Копирование образца. Выполнить копию росписи филимоновской игрушки. Расписать нарисованную по шаблону фигурку или готовую белую игрушку-свистульку простой формы, используя в качестве образцов игрушки  расписанные мастерами, а также схемы,  выполненные на предыдущих уроках. Используется акварель, гуашь, формат А4.

Раздел 3: Текстиль. Ткачество

    3.1 Тема: Текстиль. Ткачество. Знакомство с текстилем и ткачеством. Особенности ткацкого ремесла. 

     3.2. Тема: История ткацкого ремесла. Просмотр фильма об истории ткацкого ремесла, об оборудовании, необходимом для ткачества. На основе музейных образцов познакомиться с видами ткачества.

     3.3. Тема: Значение колорита в работе над гобеленом. Выполнить ассоциативную цветовую композицию на заданную тему (грустно-весело, тепло-холодно и т.д.). Возможно использование фактуры для достижения большей эмоциональной выразительности. Материалы: гуашь, формат А4.

        Раздел 4: Игрушка в различных техниках и материалах.

     4.1 Тема: Игрушка в различных техниках и материалах. Знакомство с различными видами игрушек, техниками и материалами. Знакомство с особенностями игрушек.

     4.2Тема:Плешковская игрушка-свистулька.

Познакомиться с традиционной глиняной игрушкой Орловского края и особенностями ее выполнения. Освоить приемы лепки и декора плешковской игрушки-свистульки. Зарисовать образцы, фрагменты декора игрушек-свистулек. Выполнить игрушку в материале. Используется глина, красители.

                                  Раздел 5: Работа с бумагой

     5.1 Тема: Работа с бумагой.  Коллаж.  Познакомить с особенностями при работе с бумагой. Освоить прием коллажа.

     5.2 Тема: Мир, в котором я живу. На бумагу, согласно задумке наклеить вырезанный из пестрой ткани силуэт. Импровизируя на тему рисунка, нанесенного на ткань, выполнить  композицию, дорисовывать фон, как органическую среду для данного мотива. В процессе работы необходимо соблюдение единого с рисунком ткани стиля (тот же колорит, характер рисунка, ритм, структура), таким образом, определяется значение стилевого единства в композиции. Используется ткань, гуашь, бумага формат А4.

     5.3Тема:Натюрморт. Используя технику коллажа выполнить выразительное решение сюжета. Выбрать удачное композиционное  размещение  предметов на плоскости.  Составить эскиз аппликации, вырезать отдельные  его части по заготовленным лекалам из тканей различных по фактуре и цвету и наклеить их согласно рисунку. Материалы: ткань, кожа, бумага, фурнитура.

     5.4Тема: Открытка. Продумать сюжет и эскиз на основе знаний о симметрии и асимметрии, понятий ритмически расположенных форм. Согласно эскизу продумать порядок формирования изображения способом послойного наложения вырезанных заготовок на плоскость. Используется в работе цветная бумага, картон, фетр,  фурнитура  (пуговицы, пайетки, бусины

     5.5Тема: Город. Нарисовать эскиз панно, затем выполнить его в технике коллажа с использованием различных материалов и способов их обработки. Используя способ бумагокручения, основанный  на умении скручивать полоски бумаги разной ширины и длины, возможно получение объемных деталей композиции. Использование бумаги, ткани, картона, дырокола и др.

Раздел 6: Традиционные виды росписи. Кистевая роспись. Гжель

     6.1 Тема: Традиционные виды росписи. Познакомить с историей росписи. Познакомить с особенностями каждого из видов росписи.

     6.2 Тема: Кистевая роспись. Гжель. Беседа об истории возникновения и развития кистевой росписи «Гжель». Знакомство с элементами (бордюр, «мазок с тенью», капелька и др.) Изучить элементы росписи,  овладеть основными  приемами  их выполнения. Написать цветок или птицу в технике «Гжель». Использование материалов: гуашь, формат А4

     6.3 Тема: Копирование образца. Копирование росписи. Научиться работать по образцу, изучить разнообразие элементов росписи, отработать навыки выполнения основных приемов. Гуашь, керамическая плитка.

                                           2 год обучения.

                         Раздел 1: Работа с бумагой. Коллаж

     1.1 Тема: Мир, в котором я живу. На белую бумагу, согласно задумке наклеить вырезанный из пестрой бумаги силуэт. Выполнить  композицию, дорисовывать фон, как органическую среду для данного мотива. В процессе работы необходимо соблюдение единого с стиля (тот же колорит, характер рисунка, ритм, структура), таким образом, определяется значение стилевого единства в композиции. Используется цветная бумага, гуашь, бумага формат А4

    1.2 Тема: Натюрморт-коллаж. Используя технику коллажа выполнить выразительное решение сюжета. Выбрать удачное композиционное  размещение  предметов на плоскости.  Составить эскиз аппликации, вырезать отдельные  его части по заготовленным лекалам из бумаги различных по цвету и наклеить их согласно рисунку. Материалы: бумага, фурнитура.

     1.3.Тема:  Открытка-коллаж. Продумать сюжет и эскиз на основе знаний о симметрии и асимметрии, понятий ритмически расположенных форм. Согласно эскизу продумать порядок формирования изображения способом послойного наложения вырезанных заготовок на плоскость. Используется в работе цветная бумага, картон, фурнитура  (пуговицы, пайетки, бусины).

     1.4.Тема: Город-коллаж. Нарисовать эскиз города, затем выполнить его в технике коллажа с использованием различных материалов и способов их обработки. Используя способ бумагокручения, основанный  на умении скручивать полоски бумаги разной ширины и длины, возможно получение объемных деталей композиции. Использование бумаги, картона, дырокола и др.

   Раздел 2: Традиционные виды роспись. Кистевая роспись. Гжель

     2.1. Тема: Кистевая роспись. Гжель. Беседа об истории возникновения и развития кистевой росписи «Гжель». Знакомство с элементами (бордюр, «мазок с тенью», капелька и др.) Изучить элементы росписи,  овладеть основными  приемами  их выполнения. Написать цветок или птицу в технике «Гжель». Использование материалов: гуашь, формат А4.

Самостоятельная работа: в альбоме домашних заданий отработать навыки работы кистью полученные на уроке.

     2.2. Тема: Кистевая роспись. Гжель. Выполнение копии. Копирование росписи. Научиться работать по образцу, изучить разнообразие элементов росписи, отработать навыки выполнения основных приемов. Гуашь, керамическая плитка.

     2.3 Тема: Творческая композиция с использованием образца. Выполнение творческой композиции. Расписать деревянную кухонную доску применив полученные навыки. Акриловая краска, кухонная доска

                Раздел 3: Текстиль. Кружево и вышивка

     3.1. Тема: Кружево и вышивка в русском традиционном костюме. Экскурсия в краеведческий музей. Знакомство с предметами быта наших предков, уклад их жизни. Народный костюм - философия жизни русского народа, использование орнамента и цвета в костюме.

      3.2. Тема: История кружевоплетения на коклюшках в России, оборудование. Познакомиться с историческими центрами кружевоплетения в России, технологией плетения кружева и оборудованием. Зарисовать характерные мотивы сцепного кружева. Тонированная бумага, белая гелевая ручка, белая гуашь.

     3.3. Тема: Орнамент сцепного кружева, полотнянка, ажурные решетки. Работа с образцами коклюшечного кружева в сцепной технике плетения. Зарисовать наиболее распространенные образцы ажурных решеток в нем. Работа ведется на тонированной бумаге белой гелевой ручкой.

     3.4. Тема: Копирование образцов коклюшечного кружева, выполненных в сцепной технике плетения. Обратить особое внимание на использование ажурных решеток. Работа ведется на тонированной бумаге белой гелевой ручкой.

     3.6. Тема: Творческая работа «Дерево». Беседа. Симметрия и уравновешенность в композиции. Выполнение эскиза по мотивам кружева сцепной техники плетения. Тонированная бумага, гуашь, гелевая белая ручка.

     3.6. Тема: Искусство вышивки. Познакомиться с традиционной русской вышивкой, узнать особенности основных центров вышивания (русский Север, юг России, Ивановская, Владимирская области др.). Работая с образцами, зарисовать геометрические и зооморфные мотивы вышивки. Использование бумаги в клетку, фломастеров, гуаши.

     3.7. Тема: Традиционная вышивка «Орловский спис». Познакомиться с традиционной вышивкой орловского края, с понятиями симметрия и асимметрия относительно вертикальной оси на примере орнаментальных особенностей  «Орловского списа».  Работая с образцами, зарисовать основные мотивы  вышивки. Используются фломастеры красный и синий, формат А4.

     3.8. Тема: Орнаментальная композиция “Сказочные птицы”. Беседа. Симметрия и уравновешенность в трехчастной композиции. Декоративное заполнение плоскости орнамента. Выполнение эскиза по мотивам народных вышивок. Знакомство с народными поверьями, связанными с изображениями птиц и разнообразными воплощениями этого образа в декоративно-прикладном искусстве. Работа ведется на тонированной бумаге гуашью.

 

Раздел 4: Игрушка в различных техниках и материалах.

      4.1 Тема: Знакомство с игрушками. Познакомить с различными видами игрушек. Познакомить с историей появления игрушек в древней Руси. 

           4.2 Тема: Знакомство с различными техниками и материалами. Познакомится с разнообразием техник и материалов изготовления игрушек   (солома, листья кукурузы, рогоз и т.д.) Познакомится с соломоплетением, правилами заготовки растений, отбеливанием и крашением. Выполнить плоские плетенки из разного количества соломин. Изделие выплетается из соломы, фиксируется прочной нитью.

     4.2. Тема: «Сердечко». Изготовление игрушек из природных материалов – традиция, уходящая корнями в глубокое прошлое. История сакрального значения данных фигурок (птица, конь, солярные знаки). Выполнение объемных фигурок из плоских плетенок. Освоение способов соединения плетенок между собой. Работа выполняется из соломки, фиксируется прочной нитью.

     4.3. Тема: «Птица». Символика образа птицы в народном творчестве. Знакомство с несколькими способами изготовления птиц, от которых зависит конструкция изделия: птицы могут быть подвесными, стоячими на двух ногах или на одной ноге-подставке. Работа выполняется из лыка, цветных нитей, ткани. 

     4.4. Тема: «Лошадка». Знакомство с символикой образа коня в народном творчестве. Выполнить фигурку лошадки. При изготовлении фигурки соблюдать последовательность, которую ученикам необходимо запомнить. Используется соломка, нитки.

3 год обучения

Раздел 1: Работа с бумагой. Способы окрашивания бумаги.  Объемное моделирование и конструирование

      1.1. Тема: Способы создания фактуру на бумаге. Познакомиться со способами создания фактуры на бумаге с помощью пленки и соли. Результатом работы станут навыки получения цветной бумаги из обычной. Возможно, использование получившихся образцов в изготовлении изделий в других заданиях, а также при изготовлении упаковки. Используется бумага, акварель, пищевая пленка.

Самостоятельная работа: повторить эксперименты с красками дома.

     1.2. Тема: Монотипия или мраморирование.  Познакомиться со способами получения  «единственного отпечатка». Плавные переходы тонов монотипии усиливают декоративный эффект. Мраморирование – оттиск с поверхности воды, монотипия – с  любой гладкой плоскости. Используются в работе бумага, акварель, мыло, чернила для мраморирования.

     1.3. Тема: Конструирование объемной формы «Волнистый шар». Теоретические сведения. Понятие «круг», «овал». Правила деления круга на равные части. Художественное конструирование объемных форм на основе геометрических фигур (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, овал, цилиндр).  Техника изготовления «Волнистого шара». Сбор шара из 12 и 18 частей. Используемые материалы:  бумага, циркуль, клей ПВА.

     1.4. Тема: Елка объемная. Система работы с бумагой построена по принципу от простого к сложному, схемы и чертежи легко воспринимаются зрительно. Возможен индивидуальный подход:  более подготовленным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным можно предложить упрощенный вариант. При этом обучающий и развивающий смысл задания  сохраняется. Используя шаблон и правила симметричного вырезания подготовить детали елки. Согласно схеме соединить части в общую форму. Используется плотная бумага, линейка, ножницы, клей ПВА.

       

        Раздел 2: Традиционные виды росписи. Роспись по дереву

                                             (Городец и Мезень)

     2.1 Тема: Беседа о видах росписи. Беседа о видах росписи. Краски, материалы применяемые для росписи. Изучить элементы и мотивы  выбранной росписи,  овладеть основными  приемами  их выполнения.

Самостоятельная работа: изучить литературу по данной теме.

      2.2 Тема: Знакомство с художественно-стилистическими особенностями росписи по дереву. Беседа о художественно-стилистических особенностях основных центров росписи по дереву (Хохлома, Городец, Мезень). Познакомить с центрами росписи по дереву, узнать особенности стиля и орнаментальные мотивы. На основе полученных знаний самостоятельно выполнить гирлянду из  цветов на бумаге. Используется гуашь, формат А4. Самостоятельная работа: изучить мастеров по данной теме.

        2.3Тема: Копирование образца. Научиться работать по образцу, изучить разнообразие элементов росписи, отработать навыки выполнения основных приемов. Выполнение копии с подлинника. Использование  деревянной заготовки, гуаши.

      2.4 Тема: Эскиз росписи разделочной доски в «Городецкой» технике. Создать композицию с использованием характерных образов выбранной росписи. Используя основные элементы, цветовые сочетания, композиционные особенности выбранной росписи, создать свой эскиз, выполнить роспись на доске. Деревянная заготовка, гуашь.

      2.5 Тема: Выполнение эскиза росписи разделочной доски в «Городецкой» технике.  Заготовленный эскиз перенести на разделочную доску. Используя полученные знания на предыдущем занятии выполнить роспись на доске. Деревянная заготовка, акриловые краски.

             Раздел 3: Текстиль. Способы декорирования ткани

      3.1 Тема: Беседа о текстиле. Просмотр фильма об истории текстильного ремесла, об оборудовании, необходимом для текстиля. На основе музейных образцов познакомиться со способами декорирования ткани.

      3.2 Тема: Беседа о способах декорирования ткани.  Просмотр фильма о способах декорирования ткани. Узнать особенности каждого вида декорирования.                                                                                            

      3.3 Тема: Роспись тканей. Провести беседу о способах нанесения узора на ткань ручным способом: набойка, холодный и горячий батик, свободная роспись; красители и инструменты, применяемые при росписи тканей. Возможность многообразия цветовых сочетаний при свободной росписи.

     3.4 Тема: Печать на ткани геометрического орнамента.

Познакомить с историей возникновения печатания на ткани (набойки). Выполнить оформление ткани, используя различные штампы из природных форм - простые узоры из кругов, квадратов, ромбов и т.д., вырезанных на картофеле и моркови. Продумать эскиз оформления ткани, по предложенным преподавателем схемам (круг или квадрат), создать свои раппорты, потренироваться на ткани, после этого приступить к ее оформлению. Используемые материалы: ткань, гуашь, штампы из природного материала.

     3.5Тема: Печать на ткани растительного орнамента. Составить эскиз растительного орнамента из отпечатков разрезанной поперек головки чеснока (цветок) и листьев с хорошо выраженными прожилками (листочки). При печатании, дети пользуются предложенными преподавателем схемами (круг или квадрат). Используемые материалы: ткань, гуашь, штампы из природного материала.

     3.6Тема: Батик. Свободная техника росписи. Познакомить с техникой свободной росписи ткани. Обратить внимание на цветовую гармонию, выразительность линий и мягких переходов одного цвета в другой. Продемонстрировать приемы работы кистью на ткани. Создать композицию “Цветы”, работая с наглядным материалом. Выполнить рисунок на бумаге, узнать способы его перенесения на ткань, подготовить рамы к росписи, резервирование, роспись (работа с цветом). Декорирование выполненной композиции контурами. Использование красок для батика, ткани, декоративных контуров.

Самостоятельная работа: читать сказки, найти образы птиц, собрать иллюстративный материал.

     3.7Тема: Техника росписи «Холодный батик». Познакомиться с техникой росписи «Холодный батик». Освоить приемы работы (переведение рисунка на ткань, нанесение контура, роспись с более светлых участков). Работа над эскизом батика. Возможно использование геометрического орнамента при создании рамки вокруг основного мотива. Использование ткани, красок для батика, резерва, стеклянных трубочек.

Самостоятельная работа: выполнить упражнения по отработке навыков работы кистью  на ткани.

     3.8Тема: Техника росписи «Горячий батик». Познакомить с техникой росписи «горячий батик». Освоить приемы работы (переведение рисунка на ткани, нанесение контура). Работа над эскизом батика. Композиция на свободную тематику. Использование ткани, красок для батика, воска, стеклянных трубочек.

Самостоятельная работа: выполнить упражнения по отработки приемов данной техники.

Раздел 4: Игрушка в различных техниках и материалах. Тряпичная игрушка

     4.1.Тема: Знакомство с миром тряпичной куклы. Знакомство с миром тряпичной куклы, показ готовых кукол - закруток. Традиционная кукла – это не просто ловкость и мастерство исполнения, за их неприхотливым обликом дети должны увидеть целый мир, полный чудес и творческих поисков.

     4.2.Тема: Кукла «Зайчик на пальчик» Выполнение куклы осуществляется  одновременно с учителем, отрабатываются приемы закрепления  ткани нитью в определенных местах согласно традиции. Используются ткань, нитки, синтепон, ножницы.

     4.3. Тема: Кукла «Мартиничка». Познакомиться с традицией выполнения куклы из ниток, с приемами ее изготовления из ниток разных цветов. Выполнить пару кукол (девочка и мальчик)  и соединить их крученым шнурочком. Освоить технику работы с нитками при стягивания нитей в нужных местах для получения заданной формы. Используются нитки двух цветов.

     4.4. Тема: Кукла «Колокольчик». Познакомить с символичностью данной куклы, так как колокольный звон – один из самых сильных оберегов, и если верить тряпичному колокольчику, он станет обладателем таких свойств. Рассказать о порядке работы во время создания данной куклы. Отработать навыки и умения работы с тканями, которые способствуют развитию аккуратности и усидчивости в процессе выполнения заданий. Используются ткань и синтепон.

III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Уровень подготовки учащихся является результатом освоения программы учебного предмета «Композиция прикладная»,  который предполагает формирование следующих знаний, умений, навыков:

   1. Знание основных понятий и терминологии в области декоративно-прикладного искусства и художественных промыслов.

   2. Знание основных видов и техник декоративно-прикладной деятельности.

   3. Знание основных признаков декоративной композиции (плоскость изображения, выразительность силуэта, локальный цвет, симметрия, асимметрия и др.).

   4. Умение решать художественно-творческие задачи, пользуясь эскизом.

   5. Умение использовать техники прикладного творчества для воплощения художественного замысла.

   6. Умение работать с различными материалами.

   7. Умение работать в различных техниках: плетения, аппликации, коллажа, конструирования.

   8. Умение изготавливать игрушки из различных материалов.

   9. Навыки заполнения объемной формы узором.

   10. Навыки ритмического заполнения поверхности.

   11. Навыки проведения объемно-декоративных работ рельефного изображения.

   12. Навыки изготовления объемных изделий и заполнения их узором.

   13. Навыки конструирования и моделирования из различных материалов.

   14. Наличие творческой инициативы, понимание выразительности цветового и композиционного решения.

   15. Умение анализировать и оценивать результаты собственной творческой деятельности.

IV ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК

 Аттестация: цели, виды, форма, содержание.

Контроль знаний, умений и навыков учащихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции.

Программа предусматривает текущий контроль, промежуточную аттестацию. Одной из форм текущего контроля может быть проведение выставок творческих работ обучающихся

Промежуточная аттестация (контрольный урок, зачет) проводится в форме творческих просмотров работ обучающихся во 2-м, 4-м, 6-м полугодиях за счет аудиторного времени. На просмотрах учащимся выставляется оценка. По окончании изучения учебного предмета, в 6-м полугодии проводится итоговый зачет, оценка за который выставляется в свидетельство об окончании школы.

Критерии оценок

     Оценивание работ осуществляется по двум направлениям: практическая работа и теоретическая грамотность. Важным критерием оценки служит качество исполнения, правильное использование материалов, оригинальность художественного образа, творческих подход, соответствие и раскрытие темы задания. Это обеспечивает стимул к творческой деятельности и объективную самооценку учащихся.

    “5” («отлично») – обучающийся выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности, составил композицию, учитывая законы композиции, проявил фантазию, творческий подход, технически грамотно подошел к решению задачи;

    “4” («хорошо») - в работе есть незначительные недочеты в композиции и в цветовом решении, при работе в материале есть небрежность;

     “3” («удовлетворительно») - работа выполнена под руководством преподавателя, самостоятельность обучающегося практически отсутствует, работа выполнена неряшливо, ученик безынициативен;

V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

        Основное время на уроке отводится практической деятельности, продуктивности которой способствует создание творческой атмосферы.

        В процессе освоения программы учебного предмета применяются 3 вида заданий:

– тренировочные: предлагается работа по образцу, с иллюстрацией, дополнительной конкретизацией. Используются с целью довести до стандартного уровня первоначальные знания, умения, навыки;

– частично-поисковые: учащиеся должны самостоятельно выбрать тот или иной известный им способ изображения предметов;

– творческие: характерна новизна формулировки, которую учащийся должен осмыслить, самостоятельно определив связь между неизвестным и арсеналом своих знаний, найти способ изображения заданного.

VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

Методическая литература:

  1. Бурмакова Г.М. Визуальный аккорд. Комплексная программа и методическое пособие по предметам «Рисунок, живопись, основы композиции, сюжетная (станковая) композиция» для детских художественных школ и изобразительных отделений детских школ искусств. – Москва, 2006.
  2. Великие художники. Серия альбомов с репродукциями. – М.: Издательство «Директ-Медиа», 2009.
  3. Графическая композиция. Примерная программа для детских художественных школ и изобразительных отделений детских школ искусств. / Сост. О.А. Печальнова. – Москва, 2006.
  4. Графическая композиция. Примерная программа для детских художественных школ и изобразительных отделений детских школ искусств. / Сост. Н.В. Ратомская. – Москва, 2006.
  5. Декоративная композиция. Примерная программа для детских художественных школ и изобразительных отделений детских школ искусств. / Сост. Т.А. Миронова. – Москва, 2006.
  6. Золотарева О.Л. Мы слушаем и рисуем музыку. Методическая разработка открытого общешкольного мероприятия. – Курск, 2012.
  7. Изобразительное искусство. 5 класс: поурочные планы по программе Б.М. Неменского / Авт.-сост. О.В. Свиридова. – Волгоград: Учитель, 2007.
  8. Изобразительное искусство. Программа для общеэстетического отделения детских школ искусств. / Сост. П.В. Посашкова. – Курск, 2005.
  9. Каталог работ учащихся Школы акварели Сергея Андрияки. – М.: Издательство Школы акварели Сергея Андрияки, 2008.
  10. Композиция: рисунок, живопись, пленэр. Примерная программа для детских художественных школ и изобразительных отделений детских школ искусств. / Авт.-сост. В.Е.Елизаров. – Москва, 2008.
  11. Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству: 1-4 кл. / Под ред. Б.М. Неменского, Л.А. Неменской, Е.И. Коротеевой и др. – М.: Просвещение, 2006.
  12. Художественная роспись ткани. Примерная программа для детских художественных школ и изобразительных отделений детских школ искусств. / Сост. Е.И. Абрамова. – Москва, 2006.

Учебная литература:

  1. Бохм-Дюшен Моника, Кук Джанет. Современное искусство / пер. с англ. Т. Земцовой. – М.: «Премьера», АСТ: Астрель, 2001.
  2. Браиловская Л.В. Арт-дизайн: красивые вещи «hand-made»/Серия «Стильные штучки». – Ростов н/Д: Феникс, 2004.
  3. Вся история искусства. Живопись, архитектура, скульптура, декоративное искусство / пер. с ит. Т.М. Котельниковой. – М.: АСТ: Астрель, 2008.
  4. Грожан Диана. Справочник начинающего дизайнера (2-е изд.) / Серия «Стильные штучки». – Ростов н/Д: Феникс, 2004.
  5. Гуткнехт А. Пейзажи / пер. с англ. А. Сидорова. – М.: АСТ: Астрель, 2007.
  6. Декоративные мотивы и орнаменты всех времен и стилей. – М.: АСТ: Астрель, 2008.
  7. Как построить композицию и перспективу. / Под ред. О. Максимова. – М.: АСТ: Астрель, 2004.
  8. Кале П. Карандаш / пер. с англ. С.И. Ананин. – Мн.: ООО «Попурри», 2000.
  9. Клячковская И.А. Изучение духовной музыки Г.В. Свиридова в курсе музыкальной литературы ДШИ. Методическое пособие. – Курск, 2012.
  10. Константинова С.С. Техники изобразительного искусства. Конспект лекций. – Ростов н/Д: Феникс, 2004.
  11. Костерин Н.П. Учебное рисование: Учеб. пособие для учащихся пед. училищ. – М.: Просвещение, 1984.
  12. Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство. 1 кл.: учеб. Для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2009.
  13. Маёрова К., Дубинская К. Русское народное прикладное искусство: Учебное издание. – М.: «Русский язык», 1990.
  14. Масляная живопись: шаг за шагом: пер. с англ. / Анита Хэмптон, Джон Лоулин, Том Свимм, Каролин Циммерманн. – М.: АСТ: Астрель, 2010.
  15. Мастера русской живописи. Иллюстрированная энциклопедия классиков русской живописи. / Сост. М. Аленов, Е. Аленова и др. – М.: «Белый город», 2008.
  16. Музеи мира. Иллюстрированные альбомы. – М.: Издательство «Директ-Медиа», 2012.
  17. Натюрморт: шаг за шагом / пер. с англ. – М.: АСТ: Астрель, 2006.
  18. Пара-графика. Личные собрания акварели и рисунка коллекционеров г. Казани. Ч. I  (XIX – нач. XX вв.) / сост. И. Галлеев. – Москва, 2003.
  19. Перевертень Г.И. Самоделки из бумаги: Пособие для учителей нач. классов по внеклас. работе. – М.: Просвещение, 1983.
  20. Рид У. Фигура: методика рисования и построения / пер. с англ. – Мн.: ООО «Попурри», 2000.
  21. Рисование. Для обучения детей в семье, детском саду и далее…. / Авт.-сост. И.Г. Мосин. – Екатеринбург, «У-Фактория», 2000.
  22. Рисование. Виды и жанры. Для обучения детей в семье, детском саду и далее… / Авт.-сост. И.Г. Мосин. – Екатеринбург, «У-Фактория», 2000.
  23. Рисуем углем: шаг за шагом / пер. с англ. – М.: АСТ: Астрель, 2006.
  24. Рисуем 50 знаменитых россиян /Худ. П.С. Богданов, А.А. Борозенников, М.В. Драко. – Мн.: ООО «Попурри», 2001.
  25. Родники прекрасного: Всерос. выставка дет. худож. творчества. Альбом для учителей. / Сост. Н.И. Кучер, А.М. Лавров – М.: Просвещение, 1983.
  26. Сенин В., Коваль О. Школа рисунка карандашом: натюрморт, пейзаж, портрет. – Харьков, Белгород, 2007.
  27. Серрано Ф. Пленэр. Масляная живопись: простые приемы для создания выразительных пейзажей / Фрэнк Серрано; пер. с англ. А.А. Давыдовой. – М.: АСТ: Астрель, 2006.
  28. Туфкрео Р., Кудейко М. Коллекция идей: театральная и художественная деятельность в детском саду и начальной школе. – М.: Линка-Пресс, 2004.
  29. Уроки батика: шаг за шагом / пер. с англ. – М.: АСТ: Астрель, 2006.
  30. Учимся лепить и рисовать (Серия «От простого к сложному») – СПб.: Кристалл; Валерии СПб., 1997.
  31. Фишер Д. Расписываем керамику: пер. с англ./ Диана Фишер. – М.: АСТ: Астрель, 2008.
  32. Фримантл Джонатан. Анатомия. Пособие для художников / пер. с англ. А. Давыдовой. – М.: АСТ: Астрель, 2007.
  33. Художественная галерея. – М.: Издательство «De AGOSTINI», 2013.
  34. Хэммонд Л. Учимся рисовать руки / пер. с англ. – Мн.: ООО «Попурри», 2001.
  35. Чармиан Э. Как научиться рисовать цветы: Пособие по рисованию /Пер. с англ. А. Зайцевой. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.
  36. Школа изобразительного искусства в девяти выпусках. Вып. 2. – М.: Издательство академии художеств СССР, 1961.
  37. Эймис Л.Дж., Эймис, П.Л. Рисуем 50 цветов и деревьев / Л.Дж. Эймис, П.Л. Эймис / пер. с англ. А.Ф. Зиновьев. – Мн.: «Попурри», 2006.
  38. Эймис Л.Дж., Д`Адамо Т. Рисуем 50 птиц / пер. с англ. – Мн.: «Попурри», 2008.
  39. 50 художников. Шедевры русской живописи. – М.: Издательство «De AGOSTINI», 2010.

Ж-л «Искусство в школе» № 5,6/2004.

Ж-л «Наше наследие» № 1-6/1990.

Ж-л «World Art Музей» № 6/2003.

Ж-л «Цветной мир» 2010-2014 гг.

        Средства обучения:

- материальные: учебные аудитории, специально оборудованные наглядными пособиями, мебелью, натюрмортным фондом;

- наглядно-плоскостные: наглядные методические пособия, карты, плакаты, фонд работ учащихся, настенные иллюстрации, магнитные доски;

- демонстрационные: муляжи , гербарии, демонстрационные модели, натюрмортный фонд;

- аудиовизуальные, видеофильмы, учебные кинофильмы, аудио-записи.