Учебная программа "Скульптура"

Гринева Марина Петровна

Программа учебного предмета «Скульптура» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе (вариативная часть) в области изобразительного искусства «Живопись».

Учебный предмет «Скульптура» дает возможность расширить и дополнить образование детей в области изобразительного искусства.

     Программа ориентирована не только на формирование знаний, умений, навыков в области художественного творчества, на развитие эстетического вкуса, но и на создание оригинальных произведений, отражающих творческую индивидуальность, представления детей об окружающем мире.

Особенностью данной программы является сочетание традиционных приемов лепки пластилином, глиной, соленым тестом с современными способами работы в разных пластических материалах, таких, как пластика, скульптурная масса, что активизирует индивидуальную творческую деятельность учащихся.

     Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uch._programma_skulptura.doc726.04 КБ

Предварительный просмотр:

                 Управление культуры администрации города Железногорска

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Детская музыкально-хоровая школа имени Г. Струве»

                                                                           

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «ЖИВОПИСЬ»

Предметная область В.00. ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ

Программа по учебному предмету

В.01. Скульптура                                            

Срок реализации: 4 года

г. Железногорск 2014 г.

Рассмотрено                                                           Утверждаю

Методическим  советом                                                   Директор МОУДОД «ДМХШ им. Г. Струве»

МОУДОД «ДМХШ им. Г. Струве»                        ___________________  Е.Е. Лоскутова

«___»___________ 2014г.                                         «_____» __________________  2014г.

Составитель программы:           Гринева М.П. преподаватель муниципального

                                                образовательного учреждения дополнительного

                                                образования детей «Детская музыкально-хоровая

                                                 школа имени Г. Струве».

Рецензент:

Рецензент:

Структура программы учебного предмета

  1. Пояснительная записка
  • Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
  • Срок реализации учебного предмета;
  • Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;
  • Форма проведения учебных аудиторных занятий;
  • Цели и задачи учебного предмета;
  • Обоснование структуры программы учебного предмета;
  • Методы обучения;
  • Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;

           II.Содержание учебного предмета

  • Сведения о затратах учебного времени;
  • Годовые требования по классам;
  1. Требования к уровню подготовки учащихся
  1. Формы и методы контроля, система оценок
  • Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
  • Критерии оценки;
  1. Методическое обеспечение учебного процесса
  • Методические рекомендации педагогическим работникам;
  • Рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся;
  1. Средства обучения
  1. Списки рекомендуемой учебной и методической литературы

1.Пояснительная записка

Характеристика учебного предмета, его место и роль

в образовательном процессе.

     Программа учебного предмета «Скульптура» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе (вариативная часть) в области изобразительного искусства «Живопись».

Учебный предмет «Скульптура» дает возможность расширить и дополнить образование детей в области изобразительного искусства.

     Программа ориентирована не только на формирование знаний, умений, навыков в области художественного творчества, на развитие эстетического вкуса, но и на создание оригинальных произведений, отражающих творческую индивидуальность, представления детей об окружающем мире.

Особенностью данной программы является сочетание традиционных приемов лепки пластилином, глиной, соленым тестом с современными способами работы в разных пластических материалах, таких, как пластика, скульптурная масса, что активизирует индивидуальную творческую деятельность учащихся.

     Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития детей.

Срок реализации учебного предмета

     Учебный предмет «Скульптура» реализуется при 5 -летнем сроке обучения со 2 по 5  класс.

     Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета

Учебный предмет «Скульптура» при 5- летнем сроке обучения

Вид учебной

работы, аттестации учебной нагрузки

Затраты учебного времени, график промежуточной и итоговой аттестации

Всего часов

Классы

2

3

4

5

Аудиторные занятия (в часах)

66

66

33

33

198

Самостоятель ная работа (в часах)

66

66

33

33

198

Максимальная учебная нагрузка (в часах)

132

132

66

66

396

Полугодия

1

2

1

2

1

2

1

2

Вид

промежуточной аттестации по полугодия

зачет

зачет

зачет

зачет

Форма проведения учебных аудиторных занятий.

      Занятия по предмету «Скульптура»  осуществляются в форме мелкогрупповых занятий численностью от 4 до 10 человек. Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов. Занятия подразделяются на аудиторные и самостоятельную работу

Цели и задачи учебного предмета «Скульптура».

       Целями учебного предмета «Скульптура» являются:

 - Создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей.

 - Выявление одаренных детей в области изобразительного искусства в раннем детском возрасте.

 - Формирование у учащихся комплекса знаний, умений и навыков в области художественного творчества.

Задачи учебного предмета:

  • Знакомство с оборудованием и различными пластическими материалами: стеки, ножи, специальные валики, фактурные поверхности, глина, пластилин, соленое тесто, пластика - масса).
  • Формирование понятий «скульптура», «объемность», «пропорция», «характер предметов», «плоскость», «декоративность», «рельеф», «круговой обзор», композиция».
  • Формирование умения наблюдать предмет, анализировать его объем, пропорции, форму.
  • Формирование умения передавать массу, объем, пропорции, характерные особенности предметов.
  • Формирование умения работать с натуры и по памяти.
  • Формирование умения применять технические приемы лепки рельефа и росписи.
  • Формирование конструктивного и пластического способов лепки.

Обоснование структуры программы

       Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учащимся. Программа содержит следующие разделы:

  • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
  • распределение учебного материала по годам обучения;
  • описание дидактических единиц учебного предмета;
  • требования к уровню подготовки учащихся;
  • формы и методы контроля, система оценок;
  • методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

Методы обучения.

       Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

  • словесный (объяснение, беседа, рассказ);
  • наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы); практический;
  • эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, создание художественных впечатлений).

       Описание материально-технических условий реализации учебного предмета.

       Библиотечный фонд укомплектован печатными и электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по специфике предмета.

     Мастерская для занятий лепкой должна быть оснащена удобной мебелью (столы и стулья), подиумами, натюрмортными столиками, компьютером, магнитной  доской.

ii. содержание учебного предмета

     Содержание учебного предмета «Скульптура» построено с учетом возрастных особенностей детей, а также с учетом особенностей развития их пространственного мышления.

     Содержание программы включает следующие разделы:

  • материалы и инструменты;
  • пластилиновая живопись;
  • пластилиновая аппликация;
  • пластические фактуры;
  • полуобъемные изображения;
  • объемные изображения

Учебно-тематический план

Первый год обучения

Наименование темы

Вид учебного занятия

Максимальная учебная нагрузка

Задание для самостоятельной работы

Аудиторное задание

132

66

66

  1. раздел «Материалы и инструменты. Пластилин.»

1.1

Беседа. Охрана труда. Материалы

инструменты.

урок

4

2

2

1.2

Лепка с натуры овощей, фруктов, близких по форме геометрическим телам.

урок

8

4

4

1.3

Натюрморт из простых предметов быта, овощей, фруктов, близких по форме

геометрическим телам.

Урок

8

4

4

  1. раздел «Пластилиновая живопись»

2.1

Локальный цвет и его оттенки. Получение оттенков цвета посредством смешивания пластилина Работа по шаблону. Осенние листья, бабочка и др.

урок

4

2

2

2.2

Закрепление техники «Пластилиновая живопись». «Мое любимое животное», «игрушка».

урок

8

4

4

  1. раздел «Пластилиновая аппликация»

3.1

Знакомство с приемом

«пластилиновая аппликация».

Композиция: «Посудная полка»,

«Аквариум».

урок

8

4

4

3.2

«Пластилиновый алфавит». Выполнение силуэтов букв с декорированием приплюснутыми кружочками, жгутами и т.д.

урок

8

4

4

4 раздел «Работа с каркасом»

4.1

Однофигурная композиция «Птицы» (по на броскам)

урок

12

6

6

4.2

Этюд «Животное» (работа с натуры в классе)

урок

8

4

4

4.3

Работа по памяти – этюд животного, наблюдавшегося в классе на предыдущем занятии.

урок

8

4

4

  1. раздел «Полуобъемные изображения»

5.1

Знакомство с выполнением

Невысокого рельефного

изображения. Композиция на тему

сказки  А.С. Пушкина,

Г. Х. Андерсена или народных сказок.

урок

8

4

4

5.2

Закрепление умения набирать

полуобъемную массу изображения. Композиция «Морской мир»

урок

8

4

4

5.3

Выполнение тематической

композиции: «Праздник»,

«Новый год», «Рождество».

урок

12

6

6

5.4

Создание сложной формы предмета с последующим

декорированием.

«Печатный пряник», «Жаворонки» и др.

урок

12

6

6

  1. раздел «Фигура человека»

6.1

Наброски с натуры сидящего человека (одетого) в двух позах.

урок

8

4

4

6.2

Творческая работа. Композиция на тему «Цирк», «Клоун»

урок

8

4

4

Второй год обучения

Наименование темы

Вид учебного занятия

Максимальная учебная нагрузка

Задание для самостоятельной работы

Аудиторное задание

132

66

66

  1. раздел «Соленое тесто»

1.1

Вводный урок знакомство с техникой «Соленое тесто». Инструменты и материалы

урок

4

2

2

1.2

Полуобъемная композиция «цирк» в технике «соленое тесто» с применением гуаши.

урок

8

4

4

  1. раздел «Пластилиновая живопись»

2.1

Эскизы двухфигурной композиции по наблюдению на тему «Животное в движении», «Человек и животное»

урок

8

4

4

2.2

«Животное в движении», «Человек и животное»

урок

8

4

4

  1. раздел «Фактуры в пластилиновой композиции»

3.1

Натюрморт из трех предметов

урок

8

4

4

3.2

Этюд с натуры – гипсовый орнамент «лист»

урок

12

6

6

3.3

Этюд с натуры - драпировка, висящая на стене.

урок

12

6

6

3.4

Творческая работа «Пенек с грибами »

урок

8

4

4

4 раздел «Коллаж»

4.1

Коллаж «Морские сокровища»

урок

8

4

4

4.2

Декоративное панно «Слово- образ»

урок

12

6

6

  1. раздел «Композиция из пластилина или глины»

5.1

Животные и птицы» (в движении) в трёх разных положениях (три этюда с простейшим каркасом)

урок

12

6

6

5.2

Этюд по самостоятельным

наблюдениям и наброскам

«Животное» однофигурная

композиция.

урок

8

4

4

  1. раздел «Объемные формы»

6.1

«Сидящая фигура в несложной позе».

урок

8

4

4

6.2

Фигура человека с каркасом.

урок

8

4

4

6.3

Декоративная композиция «Цирк»

урок

8

4

4

Третий год обучения

Наименование темы

Вид учебного занятия

Максимальная учебная нагрузка

Задание для самостоятельной работы

Аудиторное задание

66

33

33

  1. раздел «Полимерная глина.»

1.1

Вводный урок. Инструменты и материалы.

Физические и химические свойства материалов. Знакомство с техникой лепки из полимерной глины. Выполнение простейших форм для бижутерии (бусины, кольца, кубики, плоские формы - колокольчик, бабочка и др.).

урок

4

2

2

1.2

Изготовление украшений, брелоков, шкатулки фокусника, рамочки для фото

урок

6

3

3

  1. раздел «Лепка из глины»

2.1

Вводный урок. Инструменты и материалы.

Этюд - орнамент «Розетка».

урок

4

2

2

2.2

Этюд - орнамент «Розетка».

урок

6

3

3

2.3

Изготовление традиционной игрушки из глины с росписью: козлики, уточка, петушок.

урок

6

3

3

  1. раздел «Пластилиновая композиция»

3.1

Тематический натюрморт из нескольких предметов.

урок

6

3

3

3.2

Композиция- панорама «Замок. Рыцарский турнир».

урок

6

3

3

4 раздел «Объемные формы»

4.1

Этюд фигуры человека в движении.

урок

6

3

3

4.2

Шахматное королевство.

урок

6

3

3

4.3

Лепка с натуры. Использование чучел птиц и животных.

урок

6

3

3

4.4

Человек. Фигура в движении: «спорт», «на катке», «танец» и др.

урок

6

3

3

4.5

Коллективная работа «пираты».

урок

4

2

2

Четвертый год обучения

Наименование темы

Вид учебного занятия

Максимальная учебная нагрузка

Задание для самостоятельной работы

Аудиторное задание

66

33

33

  1. раздел «Глина»

1.1

Вводный урок. Инструменты и

материалы. Физические и

химические свойства материалов.

Знакомство с техникой лепки из

Полимерной глины.

Изготовление сувенира.

урок

4

2

2

1.2

Изготовление украшений,

брелоков, шкатулки

фокусника, рамочки для фото.

урок

6

3

3

1.3

Изготовление магнитов. Тема: продукты питания,

инициалы, цветы и др.

урок

4

2

2

  1. раздел «Лепка из глины»

2.1

Этюд - орнамент «Розетка»

урок

6

3

3

2.2

Этюд - барельеф. «Морской мир»

урок

6

3

3

2.3

Этюд - горельеф, натюрморт.

урок

6

3

3

2.4

Композиция в рельефе

(орнаментальная)

урок

4

2

2

2.5

Этюд – растительный античный

Орнамент «Завиток»

урок

6

3

3

  1. раздел «Объемный формы»

3.1

Этюд фигуры в движении в положении стоя.

урок

6

3

3

3.2

Этюд «Сидящая фигура»

урок

6

3

3

3.3

Композиция с животными

«Зоопарк»

урок

6

3

3

3.4

Композиция на историческую тему (три фигуры)

урок

6

3

3

Годовые требования

Первый  год обучения

1. Раздел «Материалы и инструменты»

  1. Тема:        Инструменты и материалы. Физические свойства материалов.

Предмет «Скульптура». Оборудование и пластические материалы. Порядок работы в мастерской. Знакомство с пластилином, его физическими и химическими свойствами. Знакомство с инструментами. Организация рабочего места. Цвета в пластилиновых наборах. Выполнение упражнений на цветовые смешения. Использование картона, цветного пластилина. Самостоятельная работа: закрепление материала на смешивания цветов.

  1. Тема:        Лепка с натуры овощей, фруктов, близких по форме геометрическим телам.

Знакомство с выразительными средствами предмета «Скульптура». Освоение основных приёмов лепки. Понятие о построении объёмного предмета в пространстве. Выполнение предварительных упражнений на изготовление простых элементов: жгут, шарик, пластина, колбаска, сплющенный шарик и др. Формирование умения комбинировать простые формы в изделии. Тема:

Закрепление изученной техники. Формирование умения перерабатывать природные формы, развитие наблюдательности, фантазии, образного мышления. Самостоятельная работа: лепка с натуры овощей, фруктов.

  1. Тема:        Натюрморт из простых предметов быта, овощей, фруктов, близких по форме геометрическим телам. Закрепление изученной техники. Знакомство с последовательностью выполнения скульптурной работы. Передача взаимосвязи предметов на плоскости, характера их форм, пропорций. Самостоятельная работа: Построение подставки (плинта) и лепка с натуры натюрморта.

2. Раздел «Пластилиновая живопись»

  1. Тема:        Локальный цвет и его оттенки. Получение оттенков цвета посредствам смешивания пластилина. Знакомство с техникой «Пластилиновая живопись». Работа по шаблону. Осенние листья, бабочка и др. Развитие образного мышления, способность передать характер формы. Использование картона, цветного пластилина. Самостоятельная работа: формирование гербария из листьев, разных по форме и цвету.
  2. Тема:        Закрепление техники «Пластилиновая живопись». Закрепление знаний, полученных на предыдущих занятиях, умение прорабатывать композицию. Композиция в материале: «мое любимое животное», «игрушка». Использование картона, цветного

пластилина. Самостоятельная работа: выполнение этюдов мягких игрушек или домашних животных.

  1. Раздел «Пластилиновая аппликация»
  1. Тема:        Знакомство с приемом «пластилиновая аппликация».

Формирование умения равномерно раскатывать пластилин и вырезать из него стеками различные формы. Выполнение композиции: «Посудная полка», «Аквариум». Использование картона, цветного пластилина. Самостоятельная работа: выполнение зарисовок силуэтов посуды сложной формы.

  1. Тема:        «Пластилиновый алфавит». Дальнейшее формирование понятия «декоративность», развитие мелкой моторики. Выполнение силуэтов букв с декорированием приплюснутыми кружочками, жгутами и т.д. Использование картона, цветного пластилина. Самостоятельная работа: работа с книгой.
  1. Раздел «Работа с каркасом»

4.1.Тема: Однофигурная (возможно двухфигурная композиция «Птицы» (по наброскам). Способы выполнения различных фактур ( перья птицы). Развитие наблюдательности, формирование умения работать с природными формами. Знакомство с изготовлением каркаса и наращивание формы. Упражнение на выполнение фактур с помощью различных инструментов (стеки, гребни, зубные щетки и др.). Самостоятельная работа: лепка композиции с птицей.

  1. Тема:        Этюд «Животное» (работа с натуры в классе). Формирование навыков поэтапной работы с каркасом. Самостоятельная работа: лепка с натуры животного «Белочка», «Суслик».
  2. Тема:        Работа по памяти - этюд животного, наблюдавшегося в классе на предыдущем занятии. Развитие наблюдательности, фантазии, мелкой моторики. Самостоятельная работа: завершение лепки животного по памяти.
  1. Раздел «Полуобъемные изображения»
  1. Тема:        Знакомство с выполнением невысокого рельефного изображения.

Композиция на тему сказки А.С.Пушкина, Г.К. Андерсена или народных сказок. Формирование умения набирать массу изображения, способом отщипывания пластилина от целого куска и наклеивания на изображение - шаблон. Композиция на тему сказки А.С.Пушкина, Г.К. Андерсена или народных сказок. Использование картона, цветного пластилина. Самостоятельная работа: выполнение зарисовок и лепка сказки.

  1. Тема:        Закрепление умения набирать полуобъемную массу изображения.

Дальнейшее формирование умения работать с полуобъемным изображением, дополнение композиции мелкими деталями. Композиция «Морской мир». Использование картона, цветного пластилина. Самостоятельная работа: работа с иллюстративным материалом.

  1. Тема:        Выполнение тематической композиции. Работа над сложной полуобъемной композицией: создание предварительного эскиза, поиск пластического и цветового решения, выполнение работы в материале. «Новый год», «Рождество». Использование картона, цветного пластилина. Самостоятельная работа: выполнение композиционных поисков для тематической композиции.
  1. Тема:        Создание сложной формы предмета с последующим декорированием.

Формирование способности добиваться выразительности образа, развитие фантазии, воображения. «Печатный пряник», «Жаворонки» и др. Использование картона, цветного пластилина, семечек, круп, макаронных изделий и др. Самостоятельная работа: выполнение эскиза тульского или орловского пряника, печенья «жаворонок».

  1. Раздел «Фигура человека»

6.1.Тема: Наброски с натуры сидящего человека (одетого) в двух позах. Знакомство с пропорциями человеческого тела, и передачей объема в округлой скульптуре. Самостоятельная работа: лепка с каркасом с натуры фигуру сидящего (одетого) человека.

6.2.Тема: Творческая работа. Композиция на тему «Цирк», «Клоун».

Закрепление предыдущего материала, работы с объемными формами, развитие фантазии, воображения. Выполнение композиции «Клоун». Самостоятельная работа: выполнение эскиза «Цирк», «Клоун».

Третий год обучения

  1. Раздел «Соленое тесто»
  1. Тема:        Вводный урок. Знакомство с техникой «Соленое тесто». Физические и химические свойства материалов. Инструменты и материалы. Знакомство с технологией изготовления соленого теста, его физическими и химическими свойствами. Знакомство с инструментами и материалами. Использование муки, воды, соли. Самостоятельная работа: выполнение несложных элементов: шарик, «колбаска», жгут, и др.
  2. Тема:        Полуобъемная композиция «Цирк» в технике «соленое тесто» с применением гуаши. Формирование умения сохранять цельность композиции, работая с мелкими деталями. Гармонизация цветового ряда. Самостоятельная работа: просмотр книжных иллюстраций, подбор материала по теме «Цирк».
  1. Раздел «Пластилиновая композиция»
  1. Тема:        Эскизы двухфигурной композиции по наблюдению на тему: «Животное в движении», «Человек и животное». Использование картона, цветного пластилина. Самостоятельная работа: Подбор иллюстративного материала по теме «Эти забавные животные», «Верные друзья».
  2. Тема:        «Животное в движении», «Человек и животное». Продолжение работы начатой на предыдущем уроке. Использование картона, цветного пластилина. Самостоятельная работа: подбор иллюстративного материала по заданной теме.
  1. Раздел «Фактуры в пластилиновой композиции»

3.1. Тема: Натюрморт из трёх предметов. Формирование пространственного мышления, творческого воображения. Технология изготовления фактурного валика, знакомство со способом работы.

Использование цилиндрических форм (основа для валика), цветного пластилина, клея. Самостоятельная работа: Лепка натюрморта из трёх предметов с передачей фактуры. Изготовление собственных валиков, выполнение разнообразных фактур.

  1. Тема: Этюд с натуры - гипсовый орнамент «лист». Применение в работе изученных ранее приемов. Использование картона, цветного пластилина. Самостоятельная работа: выполнение орнамента «лист».
  2. Тема: Этюд с натуры - драпировка, висящая на стене. Использование картона, пластилина. Самостоятельная работа: Лепка драпировки висящей на стене.
  3. Тема: Творческая работа «Пенек с грибами». Применение полученных фактур в композиции «Пенек с грибами». Развитие наблюдательности, формирование умения работать с природными формами. Использование картона, цветного пластилина. Самостоятельная работа: выполнение зарисовок грибов с натуры.
  1. Раздел «Коллаж»
  1. Тема: Коллаж «Морские сокровища». Закрепление приобретенных знаний, применение их в творческой работе. Развитие способности

передавать выразительность изображаемых фигур, умение сохранять цельность композиции при обработке ее отдельных элементов. Использование картона, цветного пластилина, природного материала. Самостоятельная работа: зарисовка отдельных элементов композиции, работа с иллюстративным материалом.

  1. Тема: Декоративное панно «Слово-образ». Формирование умения находить цельную форму изображаемой композиции, развитие фантазии, освоение художественных приемов декора. Использование картона, цветного пластилина, природного материала. Самостоятельная работа: работа с книгой. Знакомство со шрифтами, шрифтовыми композициями. Копирование отдельных букв.
  1. Раздел «Композиция из пластилина или глины »
  1. Тема: Животные и птицы» (в движении) в трёх разных положениях (три этюда с простейшим каркасом)

Развитие наблюдательности, фантазии, образного мышления, умение передавать пластику природных форм средствами лепки. Самостоятельная работа: сбор подготовительного материала, изучение иллюстраций.

  1. Тема: Этюд по самостоятельным наблюдениям и наброскам «Животное» однофигурная композиция. Формирование навыков моделирования, развитие воображения, фантазии. Использование каркаса, Самостоятельная работа: выполнение эскизов животные в движении.
  1. Раздел «Объемные формы»
  1. Тема:        «Сидящая фигура в несложной позе». Развитие наблюдательности, умения найти и подчеркнуть в натуре характерные особенности. Передача характера натуры. Самостоятельная работа: выполнение зарисовок с натуры.
  2. Тема:        Фигура человека с каркасом. Развитие наблюдательности, умение подмечать характерные и выразительные движения. Выполнение пластического решения с учетом кругового объема. Самостоятельная работа: фигуры человека с каркасом.
  3. Тема:        Декоративная композиция «Цирк» Выполнение пластилиновой модели человека. Формирование знаний о пропорциях человеческой фигуры, первоначальные навыки передачи движения. Использование картона, цветного пластилина, проволоки. Самостоятельная работа: фотографирование людей в движении. Сбор подготовительного материала в виде открыток, иллюстраций и фотографий.

Четвёртый год обучения

  1. Раздел «Полимерная глина»
  1. Тема:        Полимерная глина. Вводный урок. Инструменты и материалы. Физические и химические свойства материалов. Знакомство с техникой лепки из полимерной глины. Выполнение простейших форм для бижутерии (бусины, кольца, кубики, плоские формы - колокольчики, бабочки и др.). Формирование художественного вкуса, умения грамотно подбирать цвета. Самостоятельная работа: выполнение несложного украшения из бусин.
  2. Тема:        Изготовление украшений. Закрепление полученных навыков выполнения сувениров: брелоков, шкатулки, рамочки для фото. Формирование понятия гармонии, гармоничное сочетание цветов. Самостоятельная работа: выполнение эскизов изделий.
  3. Тема:        Изготовление магнитов. Применение полученных знаний в изготовлении сувениров, например, магнитов. Формирование понятия о декоративности, выразительности образа. Самостоятельная работа: выполнение эскизов изделий.
  1. Раздел «Лепка из глины»
  1. Тема Этюд - орнамент «Розетка». Инструменты и материалы. Физические и химические свойства материалов. Знакомство с техникой лепки из глины. Изготовление орнамент «Розетка». Дальнейшее формирование понятия орнамент. Самостоятельная работа: работа над орнаментом.
  2. Тема:        Этюд - орнамент «Розетка». Развитие наблюдательности, образного мышления, умение передавать пластику объемных форм средствами лепки. Самостоятельная работа: изготовление орнамент «Розетка».
  3. Тема:        Глиняная игрушка. Изготовление традиционной игрушки из глины с росписью: козлики, уточка, петушок. Развитие наблюдательности, умения подмечать характерные и выразительные особенности игрушки. Выполнение пластического решения с учетом кругового объема. Самостоятельная работа: выполнение эскиза глиняной игрушки.
  1. Раздел «Пластилиновая композиция»
  1. Тема:        Натюрморт. Выполнение тематического натюрморта из нескольких предметов. Передача основных пропорций и характера предметов. Работа с натуры. Использование картона, цветного пластилина. Самостоятельная работа: выполнение эскизов натюрмортов.
  1. Тема:        Композиция-панорама «Рыцарский турнир», «Бал».

Формирование знаний о пропорциях человеческой фигуры, первоначальные навыки передачи движения. Использование картона, цветного пластилина. Самостоятельная работа: подбор иллюстративного материала.

  1. Раздел «Объемные формы»
  1. Тема:        Этюд фигуры человека в движении. Развитие наблюдательности, фантазии, образного мышления, формирование умения передавать пластику объемных форм средствами лепки. Самостоятельная работа: закрепление знаний, посещение мастерской скульптуры, керамики.
  2. Тема:        Шахматное королевство. Дальнейшее формирование понятия о декоративности, выразительности образа. Самостоятельная работа: зарисовки фигур шахмат.
  3. Тема:        Лепка с натуры. Использование чучел птиц и животных. Работа с каркасом. Технические особенности изготовления объемной фигуры с каркасом. Выполнение композиции - птицы: «Сова», «Филин». Самостоятельная работа: подбор иллюстративного материала.
  1. Тема:        Человек. Фигура в движении: «спорт», «на катке», «танец» и др.

Дальнейшее формирование знаний о пропорциях человеческой фигуры, передачи движения. Выполнение фигуры в движении: «спорт», «на катке», «танец» и др. Самостоятельная работа: подбор иллюстративного материала.

4.5 Тема: Коллективная работа: «пираты», «каникулы», «путешествие во времени».

Дальнейшее формирование знаний о пропорциях человеческой фигуры, животных, передачи движения. Поиск выразительного пластического решения. Самостоятельная работа: подбор иллюстративного материала.

Пятый год обучения 1. Раздел «Полимерная глина»

  1. Тема:        Вводный урок. Инструменты и материалы. Физические и химические свойства материалов. Знакомство с техникой лепки из полимерной глины. Изготовление сувенира. Самостоятельная работа: подбор иллюстративного материала, выполнение эскизов.
  1. Тема:        Изготовление украшений, брелоков, шкатулки фокусника, рамочки для

фото. Закрепление полученных навыков выполнения сувениров: брелоков, шкатулки, рамочки для фото. Формирование понятия гармонии, гармоничное сочетание цветов. Самостоятельная работа: выполнение эскизов изделий.

  1. Тема:        Изготовление магнитов. Применение полученных знаний в изготовлении сувениров, например, магнитов. Формирование понятия о декоративности, выразительности образа. Самостоятельная работа: выполнение эскизов изделий.

2 раздел «Лепка из глины»

  1. Тема: Этюд - орнамент «Розетка». Инструменты и материалы. Физические и химические свойства материалов. Знакомство с техникой лепки из глины. Изготовление орнамент «Розетка». Дальнейшее формирование понятия орнамент. Самостоятельная работа: работа над орнаментом
  2. Тема: Этюд - барельеф «Морской мир». Виды рельефа. Лепка сюжетной композиции. Формирование умения находить цельную форму изображаемой композиции, развитие фантазии, освоение художественных приемов декора. Самостоятельная работа: работа над эскизом к композиции «Морской мир».
  1. Тема: Этюд - горельеф, натюрморт. Виды рельефа. Лепка натюрморта с натуры. Формирование умения находить цельную форму изображаемой композиции, развитие фантазии, освоение художественных приемов декора. Самостоятельная работа: лепка натюрморта.
  2. Тема: Композиция в рельефе (орнаментальная). Знакомство с выполнением невысокого рельефного изображения. Формирование умения набирать массу изображения, способом отщипывания пластилина от целого куска и наклеивания на изображение - шаблон. Композиция сказка «Репка». Использование картона, цветного пластилина. Самостоятельная работа: выполнение эскизов.
  3. Тема: Этюд - растительный античный орнамент «Завиток». Этюд гипсового слепка растительной формы (лист или розетка). Практическое изучение растительных форм, выполненных в пластической технике. Точная передача пропорциональных отношений.

3. Раздел «Объёмные формы»

  1. Тема: Этюд фигуры в движении в положении стоя. Формирование знаний о пропорциях человеческой фигуры, первоначальные навыки передачи движения. Использование картона, цветного пластилина, проволоки. Самостоятельная работа: фотографирование людей в движении. Сбор подготовительного материала в виде открыток, иллюстраций и фотографий.
  2. Тема: Этюд «Сидящая фигура». Дальнейшее формирование знаний о пропорциях человеческой фигуры, передачи движения. Выполнение сидящей фигуры. Самостоятельная работа: выполнение набросков.
  3. Тема: Композиция с животными «Зоопарк». Знакомство с каркасом. Технические особенности изготовления объемной фигуры с каркасом. Выполнение композиции - животные: «Динозавр», «Лошадка», «Ослик», «Обезьяна», «Жираф». Самостоятельная работа: подбор иллюстративного материала.

3.4 Тема: Композиция на историческую тему (три фигуры). Формирование знаний о пропорциях человеческой фигуры, первоначальные навыки передачи движения. Использование картона, цветного пластилина. Самостоятельная работа: подбор иллюстративного материала.

iii. требования к уровню подготовки учащихся.

Раздел содержит перечень знаний, умений и навыков, приобретение которых обеспечивает программа учебного предмета «Скульптура»:

  • Знание понятий «скульптура», «объемность», «пропорция», «характер предметов», «плоскость», «декоративность», «рельеф», «круговой обзор», композиция».
  • Знание оборудования и различных пластических материалов.
  • Умение наблюдать предмет, анализировать его объем, пропорции, форму.
  • Умение передавать массу, объем, пропорции, характерные особенности предметов.
  • Умение работать с натуры и по памяти.
  • Умение применять технические приемы лепки рельефа и росписи.
  • Навыки конструктивного и пластического способов лепки.

iv. формы и методы контроля, система оценок

Программа предусматривает текущий контроль, промежуточную аттестацию. Промежуточная аттестация (зачет) проводится в форме творческих просмотров работ учащихся во 4-м, 6-м, 8-м и 10-м полугодиях за счет аудиторного времени. На просмотрах учащимся выставляется оценка за полугодие. Одной из форм текущего контроля может быть проведение отчетных выставок творческих работ учащихся. Оценка теоретических знаний (текущий контроль), может проводиться в форме собеседования, обсуждения, решения тематических кроссвордов, тестирования.

Критерии оценок

Оценивание работ осуществляется по следующим критериям:

"5" («отлично») - ученик выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности, составил композицию, учитывая законы композиции, проявил фантазию, творческий подход, технически грамотно подошел к решению задачи; "4" («хорошо») - в работе есть незначительные недочеты в композиции и в цветовом решении, при работе в материале есть небрежность;

"3" («удовлетворительно») - работа выполнена под руководством преподавателя, самостоятельность обучающегося практически отсутствует, работа выполнена неряшливо, ученик безынициативен.

v. методическое обеспечение учебного процесса

Методические рекомендации педагогическим работникам

Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития детей.

Помимо методов работы с учащимися, указанными в разделе «Методы обучения», для воспитания и развития навыков творческой работы учащихся программой применяются также следующие методы:

  • объяснительно-иллюстративные (демонстрация методических пособий, иллюстраций);
  • частично-поисковые (выполнение вариативных заданий);
  • творческие (творческие задания, участие детей в конкурсах);
  • исследовательские (исследование свойств бумаги, красок, а также возможностей других материалов);
  • игровые (занятие-сказка, занятие-путешествие, динамическая пауза, проведение праздников и др.).

Основное время на занятиях отводится практической работе, которая проводится на каждом занятии после объяснения теоретического материала. Создание творческой атмосферы на занятии способствует появлению и укреплению у учащихся заинтересованности в собственной творческой деятельности. С этой целью педагогу необходимо знакомить детей с работами мастеров, народных умельцев, скульпторов, керамистов. Важной составляющей творческой заинтересованности учащихся является приобщение детей к конкурсно-выставочной деятельности (посещение художественных выставок, проведение бесед и экскурсий, участие в творческих мероприятиях). Несмотря на направленность программы на развитие индивидуальных качеств личности каждого ребенка рекомендуется проводить коллективные творческие задания. Это позволит объединить детский коллектив.

Рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся

Для полноценного усвоения материала учебной программы предусмотрено ведение самостоятельной работы. На самостоятельную работу учащихся отводится 100% времени от аудиторных занятий, которые выполняются в форме домашних заданий (упражнения к изученным темам, рисование с натуры). Учащиеся имеют возможность посещать ремесленные мастерские (скульптура, керамика), работать с книгой, иллюстративным материалом в библиотеке.

vi. средства обучения

  • материальные: учебные аудитории, специально оборудованные наглядными пособиями, мебелью, натюрмортным фондом;
  • наглядно - плоскостные: наглядные методические пособия, карты, плакаты, фонд работ учащихся, настенные иллюстрации, магнитные доски;
  • демонстрационные: муляжи, чучела птиц и животных, гербарии, демонстрационные модели, натюрмортный фонд;
  • аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы, аудио записи.

ш. списки рекомендуемой учебной и методической литературы

  1. Бабанский Ю.А. Учет возрастных и индивидуальных особенностей в учебно- воспитательном процессе. Народное образование СССР, 1982. - №7, с. 106-111
  2. Бесчастнов Н.П. Изображение растительных мотивов. - М.: Владос, 2004. с.66-74
  3. Бурдейный М.А. Искусство керамики. - М.: Профиздат, 2005
  4. Буткевич Л.М. История орнамента. - М.: Владос, 2003
  5. Василенко В.М. Русское прикладное искусство. Истоки и становление: 1 век до н.э.
  • 8 в. н.э. - М.: Искусство, 1977
  1. Васильева Т.А. Развитие творческих способностей младших школьников средствами скульптуры малых форм. Диссерт. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. - М., 1998
  2. Ерошенков И.Н. Культурно-воспитательная деятельность среди детей и подростков. - М.: «Владос», 2004
  3. Захаров А.И. Конструирование керамических изделий. Учебное пособие, РХТУ им. Д.И.Менделеева, 2004
  4. Захаров А.И. Основы технологии керамики. Учебное пособие. - М.: РХТУ им. Д.И.Менделеева, 2004, с.5-29
  5. Керамика Абрамцева. Под ред. О.И.Арзуманова, В.А.Любартович, М.В.Нащокина.
  • М.: Из-во «Жираф», 2000, с. 64-77
  1. Колякина В.И. Методика организации уроков коллективного творчества. - М.: «Владос», 2002. с.6-15
  2. Кузин В.С. Изобразительное искусство и основы его преподавания в школе. Издание 3-е. - М.: «Агар», 1998. с. 179-184
  3. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция. - М.: Владос, 2004. с. 8-20
  4. Малолетков В.А. Керамика. В 2-х частях. - М.: «Юный художник», 2000. - 1-я часть: с. 28-30, 2-я часть: с.23-25
  5. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству. - М.: «Искусство в школе», 1995, с.9-29
  6. Моделирование фигуры человека. Анотомический справочник./Пер. с англ. П.А.Самсонова - Минск, 2003, с.31, 36, 56
  7. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. - М.: Просвещение, 1980
  8. Русская народная игрушка. Академия педагогических наук СССР. - М: Внешторгиздат, 1980, с.33-36
  9. Русские художественные промыслы./Под ред. Поповой О.С. Каплан Н.И. - М.: Издательство «Знание», 1984, с.31-48.
  10. Скульптура. История искусства для детей. - М.: «Росмэн». Под ред. Е.Н.Евстратовой. 2002, с.8-17
  11. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. - М.: Издат. центр «Академия», 1999, с. 246-250
  12. Федотов Г.Я. Русская печь. - М.: Изд-во Эксмо, 2003, с. 140-144
  13. Фокина Л.В. Орнамент. Учебное пособие. - Ростов-на-Дону. «Феникс», 2000 с.51- 56