Конспект открытого занятия "Волшебный мир красок"

Познакомить учащихся с видами изобразительного искусства, материалами и инструментами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon volshebnyy_mir_krasok.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования

"Починковский Центр дополнительного образования"

        Конспект открытого занятия

объединения "Искусство видеть мир",

1 год обучения

на тему:

"Волшебный мир красок"

        

               

                                              

                                Подготовила:

                                                                                                           педагог дополнительного

                                                                               образования                                            

                                                                                     Горелова Елена                                                                

                                                                                    Владимировна                                

Починки, 2016

Тема: "Волшебный мир красок"

Цель: познакомить учащихся с видами изобразительного искусства, материалами и инструментами.

Задачи:

 Обучающая – дать понятие о материалах и инструментах изобразительного искусства, дать представление о живописи, формировать навыки и умения организации рабочего места.

Развивающая – развивать отзывчивость к красоте цвета в природе и в искусстве.

Воспитательная – воспитывать интерес к занятиям изобразительного искусства.

Форма проведения: Практическая работа. 

Формы и методы, применяемые на занятии:

- Словесный (беседа, рассказ, объяснение, загадки, стихотворения, прослушивание пьесы)

- Наглядный (рисунки учащихся, репродукции картин)

- Практический (выполнение практического задания)

Оборудование и материалы для педагога:

- Демонстрационный стенд с материалами и инструментами для занятий изобразительного      искусства (разновидности красок, кистей, бумаги);

- Работы учащихся;

- Репродукции картин  И. Левитана, В. Серова, Б. Кустодиева и других художников;

- Предметы декоративно- прикладного творчества, фотографии;

- Фортепианная пьеса "Прогулка" - пролог к музыкальному циклу "Картинки с выставки" М. П. Мусоргского.

для учащихся:

- альбом;

- палитра;

- акварель;

- карандаш;

- ластик;

- кисточка;

- баночка с водой.

Дата проведения: 06.09.2016 г.

1.Вводная часть

Приветствие

Здравствуйте, ребята!

И в десять лет, и в семь, и в пять

Все люди любят рисовать.

И каждый сразу нарисует

Все, что его интересует:

Далекий космос, ближний лес,

Цветы, машины, пляски, сказки

Все нарисуем! Были б краски,

Да лист бумаги на столе,

Да мир в семье и на Земле!

Педагог:

Ребята, конечно, не каждый может стать настоящим художником, но научиться рисовать и понимать искусство живописи доступно всем.

Вы хотите научиться рисовать? (да)

Я  вам помогу в этом.

Проверка готовности учащихся к занятию

Педагог:

Сегодня, ребята, у вас первое занятие  изобразительного искусства. А знаете ли вы, чем  мы будем заниматься на этих занятиях? (Ответы учащихся.)

Да, действительно, на занятиях изобразительного искусства вы будете учиться рисовать. Но кроме этого, я помогу вам научиться понимать, видеть красоту в работах художников, скульпторов, окружающем мире.

Сколько в мире красок!

Сколько красоты!

Изобразительному искусству

Научишься и ты.

Какое это счастье -

Дарить людям прекрасное!

Только проявите старание,

Внимание и прилежание.

2. Основная часть

Знакомство с изобразительным искусством

Педагог:

Человек, сколько он помнит себя, всегда старался сделать свое жилище уютным и красивым. Много тысяч лет тому назад, еще живя в пещере, первобытный охотник начал изображать на ее стенах людей и животных. Каменный скребок был первым инструментом художника, а полотном служили гранит и базальт. Прошло много лет, и художники стали использовать самые разные материалы: дерево и металл, глину и кость, камень и бумагу, стекло и даже болотную траву.  Если вы были в музеях, то, наверное, видели там различные произведения художников, скульптуры, керамическую посуду и многие другие экспонаты.

Так что же такое изобразительное искусство? В это понятие входит живопись, скульптура, декоративно – прикладное искусство.

Скульпторы высекают свои работы из гранита, мрамора и других камней, а также вырезают из дерева или отливают из металла.

Скажите, где еще вы можете увидеть скульптуры, кроме музеев. Где в нашем селе, районе есть скульптуры?  (Ответы детей)

К декоративно – прикладному искусству относится посуда, мебель, старинное оружие и многие другие предметы, украшенные человеком.

Живописью называют произведения, созданные красками.

Краски – материал живописи. Как и звуки, краски могут быть и радостными и печальными. Как и писатель, художник рассказывает нам о жизни, создает образы героев, изображает действие, пишет картины природы. Ведь художник не бросает краски на холст беспорядочными пятнами. Он кладет темный мазок, рядом другой – посветлее. Постепенно на холсте вырисовывается человеческое лицо, появляются предметы – картина наполняется содержанием. Взглянув на нее, мы не видим ни холста, ни красок – мы видим живую сцену или пейзаж, нас волнует настроение, которое вложил в свою работу художник, и мы переживаем события, изображенные на картине.

Давайте посмотрим на репродукции картин некоторых художников: И. Левитан, В. Серов, Б. Кустодиева и других.

Хорошая живопись, хорошая картина приобретает музыкальность, с полотен как бы звучат мелодии. Чтобы понять и принять живопись, нужно создать в своем воображении настроение. А что лучше всего дает настроение?

Конечно, музыка. Вот и сейчас ваше рассматривание картин будет сопровождать пьеса "Прогулка" Модеста Петровича Мусорского. Эту мелодию композитор написал специально для цикла "Картинки с выставки".

Представьте себе, что вы пришли на выставку изобразительного искусства, смотрите и слушайте.

(Звучит фортепианная пьеса "Прогулка" М. П. Мусорского в записи; учащиеся несколько минут рассматривают репродукции с "выставки").

Какое настроение эти картины выражают?  (Ответы учащихся)

А теперь посмотрите на рисунки юных художников, такие же, как вы, учеников.

Ознакомление с материалами и инструментами

Педагог:

Какие материалы и инструменты потребуются нам на занятиях изобразительного искусства? (Предположительные ответы учащихся)

1. Бумага, картон, холст.

Педагог:

Знаете ли вы о происхождении бумаги? Послушайте, как об этом написала юная поэтесса.

В лесу густом и темном Елочка жила.

И выше и стройнее всех она была.

Была она прекрасною в солнечных лучах,

В своих великолепных зеленых кружевах.

Но вот пришли машины в лес темный и густой,

И Елочка упала под острою пилой.

Грустила наша Елочка о срубленных корнях,

И не было той прелести в зеленых кружевах.

Вот Елочке, приснился какой – то страшный сон:

Как будто обрубили ее со всех сторон

И превратили в стружки красивый, стройный ствол.

По разным коридорам куда – то он пошел.

Купалась наша Елочка в различных веществах,

Во многих побывала талантливых руках.

И вот когда закончился весь этот страшный сон,

Оглядывает Елочка себя со всех сторон:

"Ах! Я теперь покрашена в различные цвета!

В бумагу, превратилась я – какая красота!"          

(Н. Мелихова)

Педагог:        

А из сказки, которую я вам сейчас расскажу, вы узнаете о видах бумаги и картона, их свойствах и назначении.

        Сказка о бумажном царстве

Жили – были в бумажном царстве разные бумаги. Жил среди них и Картон. Он считал себя самым важным и был, поэтому царем. Подумал как - то  Картон: "Зачем мне эти бумаги? Я самый главный и самый прочный, согнуть меня трудно, из меня папки и коробки делают". Решил он из своего царства все виды бумаги выгнать. И выгнал.  

Поехал Картон к другу. Зашел в кассу за билетом, а билетов нет – ведь выгнал он печатную бумагу из царства, а из нее билеты делали. Решил книгу или журнал почитать – не вышло. Печатная бумага и  их  забрала. Захотел картон письмо написать, а чистая бумага, на которой письма пишут, в другом царстве живет. Бегут к царю Картону слуги, докладывают, что все рисунки и картины, украшающие царские палаты, из царства исчезли – они нарисованы были на рисовальной бумаге, конфет нет – оберточная бумага их с собой унесла.

Понял Картон, что не только он, но и все виды бумаги важны, не обойтись без них. Вернул он все виды бумаг и с той поры уважать их стал.

        (Т. Кириллова)

2. Краски.

Педагог:

Акварельные краски были известны древнеегипетским живописцам. До нас дошли росписи этой краской на папирусах. Акварель – единственный вид красок. Отличающийся особой прозрачностью, чистотой и яркостью цвета. (Педагог показывает рисунок, выполненный  акварелью.)

Название акварель происходит от латинского слова "аква" - вода, так как вода является растворителем этого вида красок.

Гуашь – краска непрозрачная, плотная, высыхая, она приобретает матовую бархатистость. Гуашью можно работать не только на бумаге, но и на холсте, картоне, фанере.  

Масляные краски изготавливаются на основе олиф. Масляная живопись исполняется главным образом на холсте, дереве, картоне. Техника исполнения художественными материалами масляными красками разработана в начале 15 в.  братьями Ван Эйк. Благодаря интенсивности тонов и тонкости цветовых переходов масляная живопись обладает богатыми возможностями воссоздания зримой картины мира.

3. Палитра.

Педагог:

На палитре художник смешивает разные цвета для получения нужного оттенка. Палитра может быть из оргстекла, фанеры и иметь форму прямоугольника или овала.

4. Кисти.

Педагог:

Кисть – один из древнейших инструментов живописца. Кисти бывают круглые, плоские и овальные. Кисти различают по размерам, обозначаемым номерами. Нам потребуются кисти № 2 – 10.

5. Карандаш.

Педагог:

Что еще пригодится на занятиях рисования? Догадайтесь!

Он не водится с огнем.

Рост теряет день за днем.

Много трудится. А мы

Всякий раз снимаем стружку

С неповинной головы. (Карандаш)

Карандаш, правильно. Это тонкая палочка графита, вделанная в деревянную или пластмассовую оболочку. Карандашом пишут, рисуют, чертят.

Слово карандаш по происхождению нерусское. Первая часть кара означает "черный", а вторая даш – "черный камень".

6. Ластик.

7. Фломастеры.

Организация рабочего места  художника

Основные правила:

- Перед началом занятия акварельные краски необходимо смочить водой.

- Сидя за столом, следить за своей осанкой.

- Карандаш и кисточку сильно не сжимайте и не держите их у самого кончика.

- По окончании работы краски, карандаши, фломастеры уберите в коробки или пенал.

3. Физкультминутка

Игра – упражнение "Веселые ладошки".

Дети стоят, широко расставив ноги.

Хлоп! Раз!

Еще раз!        3 – 4 раза

Мы похлопаем сейчас.

На слово "Хлоп!" громко хлопают в ладоши (руки высоко подняты вверх), на "Раз!" легко ударяют себя по коленям. Движения чередуются.

А теперь скорей, скорей!        3 – 4 раза

Шлепай, шлепай веселей!

Наклонившись вперед, быстро шлепают ладошками перед собой.

Игру – упражнение можно повторить несколько раз по желанию детей.

4. Практическая работа

Педагог:

Перед вами, ребята, на столе лежат краски разных цветов. Скажите, какие цвета у вас вызывают радостное настроение. (Ответы учащихся)

И вот такими яркими красками мы сегодня нарисуем первый рисунок – волшебную страну. Представьте, что вы волшебники, вам и решать какой она будет.

Что можно нарисовать красным цветом, зеленым, синим, желтым, оранжевым, голубым и т.д.? (ответы учащихся)

(Следить за соблюдением правил техники безопасности по охране труда, педагог оказывает помощь учащимся, как в начале, так и в процессе практической работы)

- Возьмите кисточку в руку так, как вы держите ручку или карандаш. Ее нельзя держать в кулаке, как молоток.

- Помыть кисть в баночке с водой, стараясь не разбрызгивать, обмакнуть кисточку в краску и опустить ее на бумагу.

- Бумаги касаться надо плавно, сильно на кисть не нажимать.

- Рисунок располагаем в центре листа, стараясь не мельчить.

- Нарисовав что–то одним цветом, необходимо помыть кисть в воде, затем набрать другой цвет. Нельзя немытой, грязной кистью пробовать все краски подряд, так как тогда все краски станут одинакового цвета. Какого?  (Грязного.)

У каждого из вас на столе лежит салфетка или тряпочка. Она нужна для того, чтобы вытирать руки и стол, просушить кисть по окончании работы.

5. Подведение итога занятия

Педагог:

Посмотрите, нравиться ли вам то, что вы создали? Вы смогли бы жить в таком ярком мире? (ответы учащихся, самооценка своей работы)

(Каждому ребенку предлагается рассказать о тех образах, которые он создал в своей волшебной стране)

1. Выставка работ учащихся.

Учащиеся рассматривают выполненные рисунки.

2. Заключительное слово.

Педагог:

Вот и нарисован вами, ребята первый рисунок.

Посмотрите, какие рисунки получились красивыми, яркими. От ваших рисунков у меня стало радостное настроение. А у вас? (Ответ учащихся.) 

Молодцы! Спасибо за работу. И до новых встреч в волшебном мире красок!