Открытое занятие "Сказочная птица"

Белёва Наталья Геннадьевна

Декоративное рисование на темы древнерусской старины

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skazochnaya_ptitsa.doc31.42 КБ

Предварительный просмотр:

МБУ ДО «Дом детского творчества»

Ростовская область слобода Родионово - Несветайская

Конспект открытого занятия

в системе дополнительного образования

Тема занятия: Сказочная птица

Разработал педагог дополнительного образования

Белёва Наталья Геннадьевна

2018 год.

Цель: познакомить учащихся с образом сказочной птицы в декоративно-прикладном искусстве,  научить изображать сказочных и птиц, выделять особенности и различия сказочных и настоящих птиц,

Задачи:

Познавательные:

- дать учащимся сведения о птицах: домашних, лесных, перелетных, экзотических;

- познакомить со стилизованным изображением птиц на примере предметов декоративно-прикладного искусства: вышивки, художественной росписи, народной игрушки, предметов домашнего обихода (прялок, посуды)

Обучающие:

-научить наблюдать окружающий мир, анализировать форму, красоту цветового оперенья птиц, находить и выделять характерные признаки предмета наблюдения;

- научить приемам изображения формы птицы (силуэта), композиционному расположению изображения на листе (картинной плоскости различной формы);

- познакомить с приемами декоративного изображения: элементами орнамента, колориту, симметрии;

- обучить восприятию произведений изобразительного искусства;

- обучить стилизованному изображению птицы;

- показать зависимость декоративного решения от формы изображения

Развивающие:

- развивать чувство цвета, композиции, ритма, пропорций

Воспитывающие:

- воспитывать чувство бережного отношения к природе, любви к Родине, ее истории через восприятие предметов народного творчества;

- формировать трудовые навыки, умение доводить работу до конца

Оборудование:

- слайды, рисунки, фотографии сказочных птиц;

- картина М. Врубеля «Царевна Лебедь»;иллюстрации к сказкам «Конёк – горбунок»

- наглядный дидактический материал;

- листы бумаги, краски, кисточки, салфетки, заготовки под батик.

-  аудиотехника (запись голосов птиц);

- презентация «Сказочная птица»

План урока.

  1. Организационный момент
  2. Сообщение темы урока.
  3. Введение в тему урока.

3.1  Вступительная беседа.

3.2  Просмотр презентации, репродукций.

4. Практическая работа.

         4.1 Педагогический рисунок

         4.2 Физкультминутка

         4.3 Творческая деятельность учащихся.

5.  Рефлексия

  1. Подведение итогов занятия.

Ход  занятия.

1.Организационный момент 

-Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам на урок пришли гости, поприветствуйте гостей. Садитесь.  Пожалуйста, проверьте свою готовность.  Посмотрите  внимательно  - всё ли вы приготовили?!

2.  Сообщение темы урока.

К нам на занятие сегодня прилетела птица.  Птичка эта не простая, сказочная она, на своих крыльях нам тепло принесла - смотрите какой у неё яркий наряд! Как вы догадались, тема нашего занятия – «Сказочная птица». Мы познакомимся с изображением сказочный птицы в искусстве художников  и народных мастеров, а потом каждый создаст свой неповторимый образ сказочной птицы. Сказочные птицы – очень красивые, умные и добрые. В народных сказках и поверьях птицы – символ света, радости, счастья, удачи.

      Народные мастера и сказители любили изображать птиц, ведь прилёт птиц весной всегда радует человека, птицы - гонцы весны, они предвещают начало сельских работ, наступление тепла.

        Чтобы весна быстрее пришла, придумывались песни, поговорки, заклички.  Может  кто – то из вас знает такую  закличку  и позовёт к нам птиц,  чтобы ускорить приход весны?

           - Жаворонки прилетите,

Весну – красну принесите.

Надоела нам зима,

Пусть приходит к нам весна.

- Летел кулик из-за моря, 
Принес кулик девять замков.
– Кулик, кулик, 
Замыкай зиму, 
Отпирай весну, 

Теплое лето.

3.Введение в тему урока.

3.1 Вступительная беседа.  

-А вот и птицы прилетели, давайте их послушаем! Дети слушают голоса птиц и рассматривают  фотографии и рисунки с изображением птиц)

А  знаете ли вы, что в мире насчитывается 10 672 вида птиц (известно на январь 2017 года по данным Международного союза орнитологов). На территории России отмечено 789 видов. Посмотрите на фотографии- какие они все разные!

-Скажите,  а чем похожи птицы друг на друга?

(У них есть клюв, лапки, крылья, туловище, головка, перья.)

-А чем отличаются они друг от друга? (Цветом, размером, формами, оперением.)

-Какую пользу приносят птицы людям? (Уничтожают вредных насекомых, которые наносят вред урожаю на огородах и в саду.)

-Как человек должен относиться к птицам? (Бережно, любить их, заботиться о них)

Давайте проведём конкурс загадок и проверим - хорощо ли вы знаете птиц? Согласны?

-Отгадайте, что это за птица:

Не сидит она на месте

На хвосте разносит вести. (Сорока)

-Зимой на - ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,        

Ведь это. (Снегири)

-По ночам летает

На охоту.

Днём не видит

Да и спать охота. (Сова)

-Будит рано поутру 
Без разбору всю семью, 
Пением ласкает слух 
Деревенский наш... (петух)

-Днем молчит, ночью кричит (филин)

-Эти яблочки румяные

Дружат с зимними полянами

И поют среди берёз,

Невзирая на мороз  (снегири)

-Кто в беретке ярко-красной,

В черной курточке атласной?

На меня он не глядит,

Все стучит, стучит, стучит  (дятел)

-Иноземец эксцентричный, хвост завел себе отличный

Хвост, как веер расписной!

Догадайся: кто такой? (павлин)

-Голову в песок зарыл, 
Хвост пушистый распустил. 
Я догнать его пытаюсь, 
Но быстрее ветра ... (страус)

-Все слова он за тобой 
Повторит как заводной. 
Кто же это, угадай! 
Ну, конечно, ... (попугай)

-В Антарктиде среди льдов 
Во фраке ходит день деньской. 
Крылья есть, но не летает, 
Лихо в прорубь он ныряет, 
Очень важный господин 
Но конечно   он… (пингвин)

-Каких домашних птиц вы знаете? ( петух, курица, утка, гусь, индюк)

-Назовите птиц русского леса (снегирь, иволга, кукушка, свиристель, клест, дятел, удод, малиновка, жаворонок, зимородок, пеночка, зарянка, горихвостка, тетерев, глухарь…)

С какими экзотическими птицами вы еще встречались в сказках, просмотренных документальных или художественных фильмах? (павлин, фламинго, колибри, лебедь, журавль, цапля)

На нашем занятии присутствуют птицы, которых не назвали, где их можно встретить? (ответы детей). Конечно в сказке. Поэтому их и называют - сказочные птицы.

Какие вы можете вспомнить образы сказочных птиц?  (Царевна Лебедь в «Сказке о Салтане», Жар-птица в сказке «Конек-Горбунек», «Петушок – золотой гребешок»

-  У художников очень развито воображение, они умеют изображать не только реальных птиц, но и фантастических. Давайте посмотрим, как  художники изображали сказочных птиц в разных видах искусства.

Демонстрация презентации «Сказочная птица»

 - Перед вами, ребята, картина Врубеля Михаила Александровича «Царевна -Лебедь»,выполненная масляными красками.

Художник любил фантазировать, умел реальное превратить в фантастическое. Царевна – Лебедь - один из наиболее поэтичных женских образов в искусстве. В этом образе воплощена женская тоска по счастью, большому и светлому человеческому чувству.

-  Понравилась ли вам картина? Чем?

- А это образ сказочной птицы в иллюстрациях к сказкам: «Конёк – горбунок»,  

Правильно –«Жар – птицы». Жар – птица прилетает в полночь в сад , освещает его собою, как тысячи зажженных свечей. Питается она золотыми яблоками,дающими вечную молодость и красоту. Считалось, что тому, кто завладеет её пером, приходит великое счастье

В русском фольклоре есть ещё птица счастья – Сирин и  птица печали – Алконост- райские птицы с головой девушки

- Так же образ сказочной птицы можно встретить в народной вышивке, деревянной резьбе и народных промыслах.

Вывод: Мы , ребята,  посмотрели как народные мастера и художники в разных видах искусства сказочной птицей украшали полезные вещи в быту. Скажите, пожалуйста,

  • Чем отличаются сказочные птицы от обычных? (ответы детей).
  • А что у них общего? (ответы детей).
  • Можно ли по стилизованному изображению узнать, какая это птица?
  • Какие краски использовали художники для оперения сказочных птиц

4. Практическая работа

 Люди верят, что на свете есть птица, приносящая на своих крыльях счастье, яркое и радостное, как ее неповторимой красоты хвост И зовётся она -  Птицы Счастья. Как вам кажется, как она выглядит? Закройте глаза и представьте свою Птицу Счастья. Что вы видите? Опишите её (ответы детей).

Сегодня я вам предлагаю, чтобы каждый из вас создал свою Птицу Счастья.

Птица будет выполнена нарядно и выразительно, если вы добавите различные украшения. Подумайте какой хвост будет у птицы, какими будут крылья, будет ли хохолок у вашей птицы, в какой цветовой гамме будет птица. Красота и сказочность ее будет зависеть от вас. И она не будет похожа ни на одну из предыдущих птиц. Она будет особая.

Пусть это будут чудо – птицы,
Заморские и небылицы,
Птички – невелички, птахи лесные,
Певуньи голосистые – все родные.

4. Практическая работа.

4.1 Педагогический рисунок:

     1) Работа над композицией:

Выберите формат и расположение листа:

- птица в полете – формат квадратный, расположение по диагонали для передачи движения;

- птица с опущенным вниз хвостом, сидящая на ветке - формат вертикальный;

- профильное изображение птицы с длинным хвостом – горизонтальный формат;

- птица с распущенными крыльями (анфас) – круглый  формат.

2) выполнение наброска птицы  - показ приемов изображения сидящей и летящей птиц (схема изображения)

3) работа цветом в два приема: покрытие тоном всего изображения;

нанесение орнамента, контрастного тону.

      4.2  Физминутка:

Но прежде, чем мы приступим перышки расписывать, давайте почувствуем себя настоящими птицами.

Птицы летят    

Крыльями шумят      

Прогнулись над землей,

Качают головой.        

Прямо и гордо умеют держаться.

И очень бесшумно          

На место садятся.  

4.3  Творческая деятельность учащихся

Выполнение наброска, работа в цвете

5.Рефлексия

- А теперь, ребята давайте разместим ваших Жар-птиц на  столе и полюбуемся ими. Что было для вас самым сложным? Как вы думаете, хвост у чьей птицы, наиболее интересен и красив?Чья птица самая ярка? А у кого аккуратней выполнена работа ?Молодцы, все проявили фантазию, постарались, поэтому птицы получились очень красивые, яркие, роскошные.  Они понесет тепло на своих крыльях во все уголки земли, и наступит весна.

Ребята, а  где можно использовать выполненную работу?

- оформить детскую комнату;

- использовать в виде подарка

- Ребята, Птица Счастья несет на своих крыльях удачу в делах, радость, мир в доме - все самое хорошее. Удивительно, но чем больше мы дарим счастья другим, тем больше его становится у нас. Кому хотите подарить свою птицу, с кем поделитесь своим счастьем? (ответы детей). Не случайно поется в одной замечательной песне:

Мы желаем счастья вам,

Счастья в этом мире большом.

Как солнце по утрам,

Пусть оно заходит в дом.

Мы желаем счастья вам,

И оно должно быть таким -

Когда ты счастлив сам,

Счастьем поделись с другим!

6.Итог занятия.  Выставка работы.

В заключение мне хотелось бы, чтобы вы ответили на несколько вопросов:

  • Сегодня я узнал…
  • Меня удивило…
  • Мне захотелось…
  • На занятии было интересно…

Заканчивая занятие, я думаю, что сегодня вы стали:  добрее сердцем и теплее душой.  

 Спасибо за вашу фантазию и воображение!  Наше  занятие окончено, можно убирать рабочие места.

          Жаворонки прилетите,

Весну – красну принесите.

Надоела нам зима,

Пусть приходит к нам весна.

Летел кулик из-за моря, 
Принес кулик девять замков.
– Кулик, кулик, 
Замыкай зиму, 
Отпирай весну, 

Теплое лето.
Жаворонки-жавороночки!
Перепелки-перепелочки!
Прилетите к нам,
принесите нам
весну теплую,
лето плодородное!

 Мне снится сказочная птица
Такой редчайшей красоты,
Которая , мне обещает,
Исполнить все мои мечты.
А птицы этой оперенье
Как будто затмевает свет,
И мир становится вдруг чище,
В душе нет ни тревог ,ни бед.
Быть благородным , быть отважным,
Быть честным, нужным для людей,
И оставаться  человеком,
Ведь это, во сто крат важней.
О если б каждый знал об этом,
То в мире не было бы зла.
Весь  мир тогда б сиял, тем светом,
Лишь светом солнца и добра.

В замечательной стране.

На Земле, иль на Луне

Поселилась чудо-птица -

Настоящая царица.

Удивляют красотой

Перья, хвостик золотой.

Светом радужным искрится.

Чудо красоты - жар-птица!