Арт-терапия.

Смирнова Светлана Владимировна

Арт-терапия (англ. – art, искусство, буквально: лечение искусством) — направление в психотерапии и психокоррекции, воздействующее на психоэмоциональное состояние человека и основанное на искусстве и творчестве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл art-terapiya.docx22.4 КБ

Предварительный просмотр:

 «Дети стоят у истоков знания.
Они задают настоящие вопросы.
Они ищут ответы, которых нет у взрослых.
Именно они, дети, владеют ключами
от любви, надежды и веры»

Ф. Дольто 

Арт-терапия

Арт-терапия (англ. – art, искусство, буквально: лечение искусством) — направление в психотерапии и психокоррекции, воздействующее на психоэмоциональное состояние человека и основанное на искусстве и творчестве.

Художественное творчество предполагает проявление и развитие эмоциональной составляющей индивидуальности.

Ребёнок способен отражать в своих рисунках и то, что знает, и то, что видит. Один из ведущих психоаналитиков Европы Ж. Лакан считал, что в рисунках из подсознательных глубин выплывает объект желания. В рисунках может обнаруживаться двойная тенденция: установка на символизацию, когда изображению придаётся значимость, не свойственная ему, и установка на реалистическую передачу предмета. Г. Рид истолковывает детское творчество как выражение врождённых и подсознательных сил и, отвечая на вопрос «Что рисует ребёнок?», даёт ответ: «Ребёнок рисует то, что чувствует».

Член фрейдистского общества в Париже Ф. Дольто выражает уверенность, что рисунок правдивее речи: «рисунок как сон представляет бессознательное отчасти тем, что он выражает, но в большей мере тем, что он подразумевает». Ф. Дольто пишет: «С помощью рисунков ребёнок раскрывает внутренний мир: он нам рассказывает сны, которые содержат пороки, секреты, которые бы он никому не сказал».

Потребность в рисунке заложена на генетическом уровне. Копируя окружающий мир, дети изучают его. Эстетические чувства взаимосвязаны с нравственными. Одобряя прекрасное и доброе, ребёнок осуждает безобразное и злое. Н. А. Ветлугина писала «Нельзя научить ребёнка правде, добру без формирования у него понятий «красивое» и «некрасивое», «истинное» и «ложное», нельзя научить его стремиться к защите правды, добра, не сформировав у него эмоциональный протест против зла и лжи, умение ценить прекрасное и доброе в людях. Многие учёные по праву считают детский рисунок «королевским путём» познания мира ребёнка, отражающий окружающую действительность и его индивидуальность

Исследование ещё раз показало: познание происходит путём эмоционально-эстетического переживания. Все дети от рождения обладают возможностями художественного восприятия мира, способны «видеть» чувствами (красивое – некрасивое – поэтому нравится или не нравится).

Большое значение имеет способность воспринимать цвет.

Способность «видеть» у новорожденного проявляется в том, что сначала ребёнок различает контрасты: «яркое» и «тёмное». Затем он начинает замечать движение, после этого — очертания и форму. И самый последний этап развития — способность различать цвета. Таким образом, способность отличать контрасты является самым древним видом зрения.

Так, согласно исследованиям А. Л. Венгера, тёмно-коричневые, серые и чёрные цвета в качестве преобладающих, постоянно выбираемых — признаки депрессивного состояния. Слишком много красного свидетельствует об актуальном (здесь и сейчас) состоянии тревоги, эмоциональной напряжённости. Но если красный — постоянно предпочитаемый цвет, это может говорить о невротизации или повышенной конфликтности. Обилие красного в сочетании с тёмными тонами — возможная тревожная депрессия. Какие тона вообще преобладают в рисунке — тёплые или холодные? Избыток тёмно-голубых и фиолетовых цветов может говорить о сниженном настроении или просто о высокой чувствительности. Выполнение почти всех работ «в пастельных тонах» также говорит о чувствительности либо о тревожности как личностной особенности. Использует ли ребёнок всю палитру — либо его цветовая гамма обычно бедна и он ограничивается парой тройкой цветов? Если это так, то можно говорить об астении, усталости, пассивности или даже о депрессии.

Задуматься заставит и расположение рисунка на листе. Рисунок в верхней части листа свидетельствует о высокой самооценке (либо о склонности к «витанию в облаках»), а вот мелкий размер в сочетании с расположением «внизу» может говорить об эмоциональном неблагополучии.

 При изображении «красивого» детские рисунки проникнуты добротой, преобладанием чистых, ярких цветов, выразительностью.

При изображении «некрасивого» преобладают тёмные, блёклые тона, дисгармония, небрежность рисунка.

Художественное творчество развивает фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции (их можно отдать бумаге ). Это своеобразная терапия, свободный творческий процесс, который способствует развитию ребёнка, обретению веры в свои силы.

Термин АРТ-ТЕРАПИЯ  возник в 1938 году. Ввел его в употребление британский художник Адриан Хилл.

Будучи на излечении в санатории, художник заметил, что живопись помогает выздоровлению.

Хилл тогда занялся рисованием и с другими пациентами. Это отвлекало от болезни или травмы.

А еще помогало избавиться от негативных эмоций, полученных на войне.  Выражая тревогу на листе бумаги, они исцелялись.

Уже ни для кого не новость, что ряд болезней – «от нервов», т.е. психосоматической природы.

Если убрать страхи, напряжение, тревожность, агрессию, то такие болезни уйдут.Излечить эмоции как раз и поможет Арт-терапия!

Плюсы арт-терапии для человека:

  1. В процессе арт-терапии  можно осознать собственные глубинные страхи и переживания. И, узнав их, исцелиться от недуга.
  2. По рисунку, который получился в ходе арт-терапии, можно провести диагностику и коррекцию своих состояний.
  3. Можно социально приемлемым способом выразить, исследовать и проработать негативные (обиду, злость, ненависть) чувства и эмоции.
  4. Изучая с помощью арт-терапии свой внутренний мир, возможно раскрыть творческий потенциал.
  5. Этот метод полезен для любой возрастной группы —  детей, подростков и взрослых.

Арт-терапия рисованием зиждется на идее, что когда человек не задумывается о художественной ценности своих действий в творчестве, в созданных им образах отражается его «Я».       Помочь осознать связь линии и цвета, настроения и характера, увлечь в неизведанное – задача педагога.

Нельзя ничего навязывать, необходимо добиваться осознанности ребёнка в принятии своих решений, давая возможность самостоятельно и осмысленно изобразить задуманное.