Развитие одаренности детей на уроках изобразительного искусства

Гольтяева Наталья Сергеевна

Данная статья  была написана в результате обобщения опыта работы с детьми на уроках изобразительного искусства. Иллюстративный материал будет и нтересен имолодым учителям ИЗО общеобразовательных школ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_odarennosti_goltyaeva.docx17.84 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие одаренности детей на уроках изобразительного искусства

В каждом человеке заключается целый ряд способностей и наклонностей, которые стоит лишь пробудить и развить, чтобы они, при приложении к делу, произвели самые превосходные результаты.

А. Бабель

Сегодня в российском образовании чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одаренных детей.  В соответствии с требованиями ФГОС в рамках каждого урока необходимо создать условия для формирования и развития познавательной активности обучающихся, развития их общих, универсальных способностей.

Нельзя забывать, что ребенок – это еще не сформировавшийся человек, его будущее неопределенно, его способностям еще предстоит раскрыться. Одаренного ребенка нельзя не заметить, он выделяется особыми склонностями и возможностями в каком-либо виде или видах деятельности. Чтобы распознать одаренность ребенка, совсем не обязательно использовать специальные психологические методы и диагностики. Достаточно уметь наблюдать, анализировать, держать контакт с обучающимся.

Сохранение и развитие одарённости детей - важнейшая задача воспитателя, педагога. Работа по развитию одарённости детей - задача, требующая совместных действий многих специалистов. В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом.

Работая достаточно времени учителем ИЗО, я с большой уверенностью могу сказать, что ребенок в большей степени проявляет свои способности через творчество. Как точно об этом сказал великий классик и воспитатель В.А. Сухомлинский: «Творчество – это деятельность, в которой раскрывается духовный мир личности»! К этому стоит лишь добавить, что в творческих поисках и происходит развитие одаренности обучающихся.

Искусство теснейшим образом связано с человеческим сознанием, с эмоциональной сферой, с психологией, со всем, что формирует человека, создает мотивацию его поступков и, в конечном счете, помогает человеку осознать себя и духовно расти. Изобразительное искусство - образное осмысление мира, и маленький художник осмысливает через искусство мир, в котором он живет.  Поэтому для развития творческих способностей кадет, их одаренности так важно создать необходимые условия.

Обучение изобразительному искусству имеет свою специфику. Работа с детьми на уроках общеобразовательных предметов строится по принципу «от простого к сложному», а на занятиях изобразительным искусством мы знакомим его с самым лучшими, самыми гениальными произведениями. И в этом нам помогают экскурсии в музеи Петербурга и в Академию художеств.

На уроках ИЗО кроме традиционных технологий применяю метод проектов и групповые формы работы. При этом ориентироваться стараюсь на «сильных» обучающихся. Способные дети идут вперед, а все остальные стараются их догнать, раскрывая при этом свой потенциал.

Для успешной работы по развитию одаренности детей я, как педагог, пытаюсь найти сильную сторону потенциала ребенка и дать ему возможность проявить ее, почувствовать вкус успеха и поверить в свои возможности. Проявить сильную сторону означает и возможность изучать шире и глубже материал программы, не ограничиваться ее рамками. Следование данному принципу привело к пониманию: часто точка роста лежит за рамками программы. 

Не секрет, что сегодня уделяется особое внимание различным программам, направленным на развитие способностей детей, на создание в дошкольных, школьных, средних специальных учреждениях и вузах условий для развития одаренности. Такие программы есть и в нашем учебном заведении. Автором одной из них является я. Это дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Палитра». На своих занятиях мы занимаемся изобразительным искусством. При составлении программы были учтены не только академические темы, обучающие основам рисунка, живописи, композиции, но и общеразвивающие. Такие темы наиболее интересны моим воспитанникам, потому что они тесно связаны с историей и литературой. Очень часто нам приходится обращаться к биографиям известных личностей, историческим эпохам, периодам. На наших занятиях приветствуется не только объективная, но и субъективная оценка произведений искусства, событий, явлений, процессов, с которыми они связаны. На каждом занятии мы движемся по пути раскрытия загадки, вопроса, тем самым происходит развитие эмоционально – чувственной сферы, эмоционального интеллекта детей, их одаренности. Занятия в нашем творческом объединении позволяют сформировать у обучающихся высокую самооценку, которая стимулирует их к самосовершенствованию, развитие одаренности.

Результатами нашей работы являются внутришкольные выставки, участие в городских и Всероссийских конкурсах.

 Достаточно большой опыт работы дает право сформулировать основные принципы для развития одаренности:

-Не надо заниматься наставлениями; необходимо помогать детям действовать независимо в рамках определенной темы, не давать детям прямых инструкций относительно цвета, формы, композиции.

- Не делать скоропалительных выводов, потому что каждый ученик порой способен найти гениальную композицию, точно попасть в настроение, колорит, в цветовой строй работы;

- Не сдерживать инициативы детей, дать им время осмыслить и время творить;

- Не делать за них то, что они могут сделать самостоятельно.

- Необходимо приучать детей к навыкам исследования и анализа ситуации, явления процесса; развивать умение быть убедительным; молодые художники с помощью деталей должны заставить зрителя остановиться и задуматься;

В конце своего выступления хочу пожелать Вам, коллеги, успехов в реализации Ваших целей в благом и великом деле развития одаренности обучающихся!

Спасибо за внимание! До свидания.