Эпистолярный жанр. Занятие, посвященное Всемирному дню почты, 3 класс

Это цикл занятий, которые я провожу во всех классах начальной школы (с 1 по 4) ежегодно 19 октября. Все занятия разной направленности. В 3 классе это уже более серьезная работа, посвященная правилам написания письма. Цель занятия: создание условий для проявления творческих способностей; тренировка коммуникативных умений; актуализация общечеловеческих ценностей.  Задачи: узнать основы эпистолярного стиля, правила написания письма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy.docx27.09 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий  занятия, посвященного Всемирному дню почты. 3 класс.

                        ЭПИСТОЛЯРНЫЙ  ЖАНР  

Ребята, а что вы делали, пока я не вошла в класс? У вас было так шумно. (Ответы ребят, подвожу к слову «общались») Вы с удовольствием это делали? Вам было интересно? Сейчас мы продолжим общение, только немного по-другому. А пока улыбнитесь друг дугу и приготовьтесь к открытию нового знания.

Послушайте отрывок из стихотворения и ответьте на вопрос – о чем оно?

                                                         Пакет хочу послать я срочный

Заклею, побегу на почту.

Слова любви сказать хочу –

Возьму бумагу – настрочу.

(дети путем коммуникации приходят к выводу, что это стихотворение о письме)

Правильно, это стихотворение о письме. На протяжении многих столетий письмо было единственным способом общения на большом расстоянии. О способах передачи информации в древности мы с вами уже говорили на предыдущих занятиях. А сегодня мы поговорим о событии, которое оказало огромное влияние на жизнь всего населения нашей планеты.

9 октября 1874 года (19 век) в Швейцарии 22 страны организовали Почтовый Союз (Бьернский договор).  Бьерн – это город в Швейцарии, в котором собрались представители этих стран.  Теперь вы понимаете, почему  занятие мы проводим именно сегодня.  Сегодня отмечается Всемирный день почты.

Создать такой Союз было совсем не просто.  Почему?  Как вы думаете?                 (дети рассуждают, строят предположения, учитель задает наводящие вопросы.)

- Что надо, чтобы письмо попало из 1 страны в другую?    (Ответы детей. Определяем необходимые  условия  для создания Союза)

- надо, чтобы страны договорились;

- надо выработать единые для всех стран правила;

- надо, чтобы письмо пересекло границу;

- надо,   чтобы было кому обработать и доставить почту и много других надо…

Участники Союза проделали огромную работу, чтобы почта заработала в таком виде какой мы ее знаем .

Сегодня Международная почта говорит на 6800 языках. Поэтому Всемирный день почты отмечают во всем мире: (слайды)

В Камеруне в 2005г. организовали футбольный матч между почтовыми работниками;

В Архангельске в 2006 г организовали выставку почтовых конвертов со всего света;

На Украине устраивают филателистические выставки (кто знает что это такое?);

В некоторых странах Европы организуют рейсы парашютной почты .

А чем или каким путем еще можно доставлять почту? (ответы детей)

- по воде, по земле, по воздуху.

Отгадайте загадку:

Людям он давно знаком,

В каждый дом заходит он

Много писем и газет

Мчит его велосипед.

(Почтальон Печкин)

А еще есть известное стихотворение ( кто знает его автора?)

Кто стучится в дверь ко мне

С толстой сумкой на ремне?

С цифрой 5 на медной бляшке

В старой форменной фуражке?

Это он, это он – Ленинградский почтальон.

(С.Я.Маршак)

Раньше у Почтальонов была форменная одежда , они были очень уважаемые и почитаемые люди. (слайды)  

Но не все почтальоны носили форму.

Послушайте отрывок из рассказа Василия Великанова «Необычный почтальон».

Первая рота форсировала реку и закрепилась на правом берегу. Противник пытался ее выбить, но безуспешно. Люди насмерть стояли на завоеванных рубежах. Но приходилось им очень трудно. Из-за мощного огня противника телефонная связь то и дело нарушалась. Выручали радиостанция и служебная собака.  Но писем в роте несколько дней не получали. А без них на фронте тяжело.

Командир батальона майор Терехов вызвал к себе связиста и сказал:

- Товарищ Первушкин, может быть, ваша Альфа доставит почту в первую роту? Уже двух письмоносцев убило…

- Попробую…- ответил связист.- Только с грузом через реку трудновато будет. Очень уж течение быстрое.

Альфа, похожая на волка темно-серая овчарка, работала на связи. Один вожатый – Первушкин, находился при штабе, а другой, Коробков, на том берегу. Положив приказ в маленький портдепешник, Первушкин привязывал его к ошейнику и говорил: «Альфа! Пост!» И Альфа устремлялась через кусты к реке, переплывала ее и бежала к Коробкову. Только Коробков, второй хозяин Альфы, мог снять портдепешник. Никому другому собака не давалась. В окопе Альфа отдыхала, Коробков чем-нибудь ее подкармливал, а потом собака плыла назад с донесением от командира роты.

Теперь у Альфы новое задание.

Первушкин закрепил на спине собаки брезентовый вьюк и положил в него пачку писем. Надо было уберечь их от воды. В каждом из этих конвертов – серых, желтых, синих, простых треугольниках – была своя жизнь, своя тоска и надежда.

По команде  «Пост!» Альфа побежала знакомым маршрутом. Сначала пробиралась через кусты, потом поплыла. Вражеские снаряды рвались по обоим берегам реки. Собака привыкла к взрывам и не изменяла своего маршрута.

Выйдя из воды и отряхнувшись, Альфа побежала по берегу. В это время недалеко от нее разорвалась мина, и многочисленные осколки мгновенно взбороздили землю. Собака взвизгнула и упала на живот – будто ей подсекли ноги. Песок под нею окрасился кровью.

Коробков поджидал своего почтальона  и то и дело смотрел по направлению к реке. «Как бы под огонь не попала», - тревожился связист-вожатый. И тут заметил собаку. Она еле тащилась, иногда ложилась и пыталась ползти.Коробков вылез из траншеи и пополз навстречу.

- Альфа, ко мне! Ко мне! Альфа!

Собака слышала призыв хозяина, скулила, скребла лапами песок.

-Тихо, Альфа, хорошо, Альфа…- приговаривал Коробков, успокаивая собаку.

Втащив Альфу в окоп, Коробков сбросил с нее вьюк и начал торопливо перевязывать раны.  Раны были на всех ногах, а на правой задней перебита кость.

Вот это собака: раненая, а задание выполнила. Потом связной роздал письма. Его с радостным оживлением благодарили, а Альфе предлагали сало, сахар. Через месяц Альфу вернули в строй. А солдаты после того случая назвали ее аккуратным почтальоном.

Видите как важны были письма на фронте, как необходимо было бойцам общение со своими родственниками, которые находились далеко от них и единственный путь получения информации от близких была почта, единственной возможностью узнать о судьбе близких – получить послание от них – ПИСЬМО. Было это ценно для бойцов?

А сейчас скажите:  какие вы знаете ценности нашей жизни? Вспомните дерево…

А как вы думаете, общение – это ценность?  (ответы детей)

Какие вы знаете виды общения? (дети рассуждают и определяют виды)

- посредством речи (прерогатива человека)

- с помощью мимики (может человек и некоторые животные).

Чем можно обмениваться?

(Детям предлагаются карточки с существительными, из которых они должны выбрать подходящие слова для ответа на вопрос)

- предметами,  действиями,    умом,  психическими состояниями,  природными явлениями, информацией, частями тела.

В письмах люди обмениваются чем? Прежде, чем ответить на этот вопрос, послушайте еще один отрывок стихотворения .Его автор – Иван Савкин

Слушайте внимательно:

Служил Гаврила почтальоном –

Гаврила почту разносил,

А так же разносил мечты,

Иллюзии, надежды, грезы…

Объясните содержание стиха…  ( дети анализируют, отвечают на наводящие вопросы учителя, делают свои выводы о том как можно разносить мечты, надежды, иллюзии, грезы – узнаем и объясняем новые незнакомые слова).

В письмах   люди не только сообщали информацию, но и… ( выбирают карточки, среди которых есть пустые.  Детям предлагается записать в них свои варианты)

передавали эмоции, чувства, планировали определенные события, узнавали новое,

посылали подарки, передавали умения, передавали информацию, ощущения.

А как вы думаете, ребята, существуют ли правила, по которым следует писать письмо?

(дети отвечают, мы приходим или не приходим к единому мнению)

Вот сейчас мы с вами вместе попытаемся выяснить - существуют ли правила написания писем…

НОВОЕ  ЗНАНИЕ:

В греческом языке есть такое слово, которое звучит как EPISTOLE (эпистоле),что значит -

письмо, послание. Отсюда произошло название определенного стиля – способа написания -  ЭПИСТОЛЯРНЫЙ  стиль. Кто-нибудь слышал это слово раньше? (если слышал – то расскажет где). А кто догадался, что это за стиль? (стиль написания письма).

Письмо это тот же разговор , только на большом расстоянии. Сейчас это расстояние легко преодолеть с помощью….?  (интернета, факса – правильно). Но письма все равно остались, люди их любят получать. Но, к сожалению не все умеют правильно их писать. Если сказать по-научному: не все владеют эпистолярным стилем.

Сейчас я хочу , чтобы вы в своих группах попытались написать коротенькое открытое письмо. Кто догадался что значит открытое письмо? (правильно – открытка).

Представьте, что вы с друзьями отдыхаете в лагере на море и пишете письмо  своему товарищу , который не смог с вами поехать. (формирую группы, раздаю открытки, дети работают в группах.)

По окончании работы в группах, зачитываем открытки, обсуждаем и выясняем (при помощи наводящих вопросов учителя), что у нас не все получилось.

Мы должны для правильности написания письма узнать правила эпистолярного стиля. Для этого вначале подумайте и  ответьте на вопрос:

Какие бывают типы (разновидности) писем? (дети перечисляют)

- поздравительный…,  хвалебный,  ответный, пригласительный, дружеский и т.д.  

Каждый тип имеет свои правила и свои трафареты ( выясняем что это значит - типичные для всех писем подобного типа обороты, связки и др.) В древности специальные люди – писцы - составляли письма по заказу на заданную тему.  Письма отличались художественной красочностью.  Люди их переписывали, оставляли на память. Сейчас тоже существуют такие люди. Кто знает, как называются люди этой профессии  и может назвать их?  Для кого эти люди пишут тексты? ( ответы детей.  Узнаем такую профессию, как  спичрайтер (речь + письмо (англ.)Они  пишут деловые письма).

Мы же пишем личное письмо и  разберем с вами тип письма – дружеский – так как мы пишем другу.

Послушайте письмо А.С.Пушкина своему другу Д.М.Шварцу. Как вы думаете: что в нем есть, чего не было в ваших письмах-открытках? Постарайтесь во время чтения зафиксировать на бумаге разделы (части) письма. Будьте очень внимательны.

9 декабря 1824г. Село Михайловское.

Буря, кажется, успокоилась, осмеливаюсь выглянуть из своего гнезда и подать вам голос, милый Дмитрий Михайлович.

 

Вот уже четыре месяца, как я нахожусь в глухой деревне – скучно, да нечего делать; здесь нет ни моря, ни неба полудня, ни италианской оперы. Но за то  нет – ни саранчи, ни милордов Уоронцовых.

Соседей около меня мало, я знаком только с одним семейством, и то вижу его довольно  редко – целый день верхом – вечером слушаю сказки моей няни.

Сердце вести просит. Ради бога! Скажите мне, что у вас делается?

   

 

Сердечно желаю счастья и благополучия.

Раб божий Алекс. сын Сергеев Пушкин        

( Разбираем.  Дети  пытаются назвать части, из которых состоит письмо. После определения частей раздаю карточки под буквами А, В, С, D, Е и предлагаю детям на листе бумаги разложить их в той очередности, в которой  они расположены в письме А.Пушкина.)

Вместе определяем последовательность написания частей. Располагаем на схеме части так, как положено по правилам эпистолярного стиля.

А     дата

 В   обращение

С     текст        

D   прощальная формула

Е    подпись

Это правило написания дружеского письма - эталон, на который мы с вами будем ориентироваться. Обратите внимание на то, что:

В верхнем правом углу пишется дата и место написания письма; (часть А)

Ниже, слева – обращение к тому, кому письмо предназначено ; (часть В)

в части «С» - в основном тексте письма, каждая мысль пишется с новой строки;

часть «D» - прощальная формула – пишется с красной строки;

в нижнем правом углу ставится подпись отправителя письма. Часть «Е»

А сейчас, зная правила, вернитесь к своим открыткам и попытайтесь выстроить письмо в соответствии с эталоном. (дети работают в группах,  пишут письмо, зачитываем, разбираем, подводим итог работы).

Оцените свою работу.  (дети оценивают, письма вывешиваются на творческой доске)