Тематическая встреча с детьми младшего школьного возраста посвященная творчеству А. Л. Барто « Волшебная страна детства»

Лукина Марина Петровна

Цель: 1. Вызвать интерес к чтению произведений Агнии Барто. 2. Расширять словарный запас 3. Развивать умение слушать и слышать, внимание, мышление, речь детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon barto_stsenariy.doc62.76 КБ

Предварительный просмотр:

Тематическая встреча с детьми младшего школьного возраста посвященная творчеству А. Л. Барто

« Волшебная страна детства»

Цель:

  1. Вызвать интерес к чтению произведений Агнии Барто.
  2. Расширять словарный запас
  3. Развивать умение слушать и слышать, внимание, мышление, речь детей.

Оборудование:  выставка книг произведений  Агнии Барто.

Ход мероприятия

Ведущий: Много лет тому назад, во время праздника Недели детской книги в одной из московских школ, Агния Львовна Барто, выходившая на сцену, услышала радостный ребячий голос: «Ура! К нам живой писатель приехал!»

Здравствуйте ребята. Как вы уже поняли, сегодня мы с Вами поговорим о замечательной детской поэтессе – Агнии Львовне Барто. Нас с вами с детства знакомы ее стихи. Они  среди первых, которые нас читают наши мамы, которые мы сами учим. Ее добрые веселые стихотворения отражают весь мир детства. Их знают и любят не одно поколение детей. Но заслуга Агнии Львовна не только в том, что она написала самые знаменитые детские стихи, но и в том, что помогла найти друг друга множеству людей.

Агния Львовна родилась в 1906 году в Москве в семье ветеринарного врача. Получила хорошее домашнее воспитание, которым руководил отец. Училась в гимназии, где и начала писать стихи.

Чтец

Однажды я, как назло,

Чуть в речке не завязла!

Я, как по острым стеклам,

Вскарабкалась на берег,

Кричу, что я утопла,

А мне никто не верит.

С меня потоки льются,

А девочки смеются.

Я в тине, как в зеленке,

Себя мне стало жалко,

И я одной девчонке

Шепнула: - Я русалка.

Девчонка поглядела:

- Тогда другое дело.

Ведущий: В 1925 году, когда будущей всенародно любимой поэтессе исполнилось 19 лет, она принесла в издательство свои веселые стихи, которые вскоре вышли отдельной книгой. Эту книгу сразу же раскупили. Ее стихи были самыми любимыми. Правда, еще в начале своей творческой карьеры у Агнии Львовна были сомнения: не пора ли становится взрослым поэтом? Нов се сомнения развеяла встреча с Владимиром Маяковским. После ее выступления он сказал ей о том, что детям нужна «принципиально новая поэзия, обращенная к ребенку». И нужны именно такие стихи, какие писала Агния Барто.

Отныне так и повелось: что бы ни сочиняла поэтесса – читать весело. Но не только развеселить стремилась своих читателей писательница. Ей нужно было передать ребятам с помощью своих стихов какую-то полезную мысль. Так ставя героев стихов в смешное положение, описывая их шалости, она поднимала на смех и тем самым осуждала некоторые человеческие недостатки: лень, вранье, глупость, зазнайство. И дела этот так умело, что казалось, будто бы насмешливые, но справедливые слова произносят ровесники ребят.

Чтец

Окапывали вишни.

Сергей сказал: - Я лишний.

Пять деревьев, пять ребят –

Я напрасно вышел в сад.

А как поспели вишни,

Сергей выходит в сад.

- Ну нет, теперь ты лишний! –

Ребята говорят.

Ведущий: Способность художественно перевоплощаться в ребенка, находить с ним общий язык всегда была отличительной чертой писательницы. Она писала так, как говорят дети: просто и понятно, точно улавливая в стихе даже интонацию голосов. Поэтому в стихах Агнии Барто звучит настоящий детский смех.

Когда Агния Барто выступала перед ребятами в школах, детских библиотеках, она обычно предлагала им веселую игру: «Я прочту лишь первую строчку из любого стихотворения, а вы продолжайте остальное». Давайте и мы с Вами поиграем в эту веселую игру по стихам Барто.

Уронили мишку на пол,

Оторвали мишки лапу.

Дети:

Все равно его не брошу-

Потому что он хороший.

Идёт бычок, качается,

Вздыхает на ходу,

Дети:

Ох, доска кончается,

Сейчас я упаду.


Спать пора! Уснул бычок,
Лег в коробку на бочок.
Сонный мишка лег в кровать,
Только слон не хочет спать.

Дети:
Головой качает сон,
Он слонихе шлет поклон.

Самолёт построим сами,

Понесёмся над лесами.

Дети:

Понесёмся над лесами,

А потом вернёмся к маме.

Я люблю свою лошадку,

Причешу ей шёрстку гладко,

Дети:

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в гости.

Нет, напрасно мы решили

Прокатить кота в машине:

Дети:

Кот кататься не привык-

Опрокинул грузовик.

 Наша Таня громко плачет:

Уронила в речку мячик.

Дети:

Тише, Танечка, не плачь,

Не утонет в речке мяч

Зайку бросила хозяйка -

Под дождем остался зайка. 

Дети:

Со скамейки слезть не мог,

Весь до ниточки промок.

Ведущий: Но не только веселыми стихами известна Агния Львовна. В годы Великой Отечественной Войны она написала много героических стихов. Выступала по радио в Москве и Свердловске, печатала военные стихи и статьи в центральных газетах. В 1942 году побывала на Западном фронте как корреспондент «Комсомольской правды». Настоящей дружбой она была связана  с уральскими ребятами-ремесленниками, которые трудились на оборонных заводах наравне со взрослыми ради победы. Им, подросткам – умельцам, она посвятила стихи «Идет ученик», изданные в 1943 году.

Чтец

Узнал я утром,

До гудка,

Что мне дадут

Ученика.

Все время думал я

О нем,

Как мы работать

С ним начнем …

Узнаю

Сколько парню лет,

В футбол играет

Или нет.

Я сам недавно

За станком,

Я тоже был

Учеником.

Пришел я тихонький такой,

Боялся суппорт взять рукой;

Не знал сначала,

Где стоять,

Какую тронуть рукоять.

Я успокою новичка,

Ведь он неопытный пока.

Скажу, похлопав по плечу:

«Тебя работать научу!»

И вдруг

Приводят   мне вчера

Старуху

С нашего двора

Я с ней знаком

Давным – давно –

Я к ней мячом

Попал в окно.

Потом ходил за ней

Как тень,

Извинялся

Целый день.

Степан Петрович

Управдом,

Уговорил ее

С трудом.

Теперь пропал я

Все равно …

Она явилась в цех.

Сейчас расскажет

Про окно

И осрамит при всех.

Сказал я:

- Встаньте за станок. –

Она в ответ:

- Иду, сынок. –

Смотрю  - старуха молодец:

Сама берется за резец,

Сама включает самоход

И стружку правильно берет.

Она совсем

Не так стара,

Старуха

С нашего двора.

И все ребята

Говорят:

- Ей можно дать

Второй разряд.

Ведущий: Особую любовь питала Агния Львовна к воспитанникам детских домов. В 1947 году в поэме «Звенигород» она написала о празднике, который устроили в детском доме мальчишки и девчонки, чьи родители погибли на фронте или пропали без вести. Поэма очень понравилась и взрослым и детям. К Агнии Львовне стали обращаться люди, которые потеряли своих близких во время войны. Она очень прониклась горем людей потерявших родных. Отложив все свои дела она занялась поиском пропавших.

Чтец

Глаза девчонки семилетней,

Как два померкших огонька.

На детском личике заметней

Большая, тяжкая тоска.

Она молчит, о чем ни спросишь,

Пошутишь с ней – молчит в ответ,

Как будто ей не семь, не восемь,

А много, много горьких лет.

Ведущий: В течении всех девяти лет, пока работала на радиостанции «Маяк», она рассказывала о судьбах людей. Ей пришла в голову мысль, что в поисках может помочь детская память. И тогда детские воспоминания звучали на всю страну. В адрес радиопередачи «найти человека», стали приходить письма. С помощью Агнии Барто смогли встретиться 927 семей, разлученных войной.

Желание дарить радость было главным в характере поэтессы. В послевоенные годы она много путешествовала: была в Болгарии, Исландии, Японии, Англии, Америке и т. д. в какую бы страну она не приехала везде встречалась в детьми, которые дарили ей свои рисунки, стихи. Собранные в единой книге, которая называлась «Переводы с детского» и вышла в 1977году, имела большой успех.

Агния Львовна стала автором не только множества детских стихов, но и театральных пьес, киносценариев. По ее сценариям было снято несколько комедий: «Черный котенок», «Слон и веревочка», «Десять тысяч мальчиков», «Первоклассница», «Алеша Птицын вырабатывает характер» и «Подкидыш».      

В конце 1968 г. Вышла книга стихов Барто «Я-расту» - новая грань в ее творчестве, новая и весьма важная его ступень. Стихи согреты добрым чувством и улыбкой, радостью бытия. Ребенок не без проказ, не без ошибок в поступках. Но он растет.

Чтец

Мне теперь не до игрушек -
Я учусь по букварю,
Соберу свои игрушки
И Сереже подарю.
Деревянную посуду
Я пока дарить не буду.
Заяц нужен мне самой -
Ничего, что он хромой,
А медведь измазан слишком...
Куклу жалко отдавать:
Он отдаст ее мальчишкам
Или бросит под кровать.

Паровоз отдать Сереже?
Он плохой, без колеса...
И потом, мне нужно тоже
Поиграть хоть полчаса!

Мне теперь не до игрушек -
Я учусь по букварю...
Но я, кажется, Сереже
Ничего не подарю.

Ведущий: Поэтесса наблюдает за формированием лучших качеств, начиная с детского возраста, ее стихотворения способствуют воспитанию любви к Родине. Эта способность характерна для всего творчества Барто, и особенно для стихотворений, адресованных школьникам.

Чтец

Мы с дедом красили сарай,

Мы встали с ним чуть свет.

- Сначала стену вытирай,-

Учил меня мой дед. -

Ты ототри ее, очисть,

Тогда смелей берись за кисть.

Так и летала кисть моя!

Гремел на небе гром,

А мне казалось - это я

Гремлю своим ведром.

Ну, наконец сарай готов.

Мой дедушка так рад!

Эх, взять бы краски всех цветов

И красить всё подряд!

Немного краски есть в ведре,

На донышке, чуть-чуть,-

Я завтра встану на заре,

Покрашу что-нибудь!

Ведущий: Ребята, посмотрите, сколько книг различных у нас стоят на полке А. Барто. Я думаю, что вы будете искать ее стихотворения и читать. Многое  можно рассказать и прочитать о ее стихотворениях. Все стихи – мудрые, весёлые и беспокойные, которые мы сегодня вспомнили, останутся с нами навсегда. Из нашей памяти эти стихи не сотрутся никогда.

Творчество Агнии Львовны будет жить вечно в наших сердцах, и передаваться из поколения в поколение. 

 Список литературы:

  1. Барто, А. Радость [Текст]/ А. Барто. – М. АСТ, 2002. – 176 с.
  2. Тубельская, Г. Н. Детские писатели России: биобиблиографический справочник [Текст]/ Г. Н. Тубельская. – М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007. – С. 32-34.