Исследовательская работа "Пословица недаром молвится"

Фомина Ольга Николаевна

Пословицы переходили из века в век и не утеряли своей жизненной ценности. Прямой смысл многих пословиц устарел, а переносный живёт.

Скачать:


Предварительный просмотр:

VI Республиканская научно-практическая конференция исследовательских работ обучающихся «Горизонты открытий-2023»

МБОУ «СОШ №7» Рузаевского муниципального района Республики Мордовия

Исследовательская работа

Пословица недаром молвится

Литература «Сила слова беспредельна»

Авторы ученики 4А класса: Тюрина Анастасия, Самсонкина Елизавета, Сорокин Станислав

Руководитель: Фомина Ольга Николаевна, учитель начальных классов

Год выполнения работы: 2023

Оглавление

Введение

I. Теоретические основы

1.1. Пословицы и поговорки как жанр фольклора

1.2. Прямой и переносный смысл пословиц

1.3. Источники появления пословиц

1.4. Тематические группы пословиц

II. Практическая часть

2.1. Анализ учебника «Русский язык» 3 класс

2.2. Анкетирование учащихся 3А, 3Б классов

2.3. Сборник пословиц и поговорок для младших школьников

Заключение

Список литературы

Введение

С самого детства мы слышим от своих близких коротенькие выражения, похожие на стишки, например: "без труда не вытащишь и рыбку из пруда", " не имей сто рублей, а имей сто друзей". В школе на уроках русского языка, литературного чтения мы многое узнали о пословицах и поговорках.

  «Что за роскошь, что за смысл в каждой пословице нашей! » - так говорил о русских пословицах А. С. Пушкин. Действительно, пословицы учат любить свою Родину, быть честными и трудолюбивыми, уважать знание и книгу.

Мы решили познакомиться со сборниками пословиц и поговорок, пополнить свой словарный запас, заинтересовать своих одноклассников данной темой.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что каждому человеку необходимо грамотно, ясно, доходчиво, образно выражать свои мысли.

Объект исследования – устная и письменная речь младших школьников.

Предмет исследования – пословицы и поговорки русского народа.

Гипотеза: мы предполагаем, что пословица не утеряла своей актуальности в современной речи.

Целью нашей исследовательской работы является изучение пословиц и поговорок.

Задачи:

Изучить теоретический материал по теме «Пословицы и поговорки русского народа».

Выделить тематические группы пословиц.

Проанализировать учебник русского языка на предмет наличия пословиц.

Провести анкетирование учащихся 3-х классов, проанализировать полученные данные.

Методы исследования:

изучение и анализ литературы;

анализ учебных пособий;

анкетирование школьников.

  1. Теоретические основы

1.1. Пословицы и поговорки как жанр фольклора

Пословицы и поговорки появились до появления письменности и устно передавались из поколения в поколение.  Они делают наш язык более красноречивым, живым, украшают речь.

Пословица — это целое предложение, она, как правило, состоит из двух частей. В первой сообщается какая-то мысль (или изображается что-то), а во второй части делается вывод, дано заключение. Например: «Что написано пером, то не вырубишь топором», «Слово не воробей: вылетит — не поймаешь». Пословица всегда выражает законченную мысль.

Поговорка — это короткое народное выражение, она объясняет какое-то явление, например: без друга жить туго, повторение - мать ученья.

1.2. Прямой и переносный смысл пословиц

Пословицы имеют прямой и переносный смысл, поэтому не так просто понимать пословицы.

К примеру, пословица «Волков бояться – в лес не ходить» говорит о том, что, выполняя какое-либо дело, придётся столкнуться с трудностями.

Человек, употребивший эту пословицу, совсем не имеет в виду известных хищников, хотя и говорит о них.

1.3. Источники появления пословиц

Некоторые пословицы возникли из художественного творчества, например, сказок. Это такие поговорки, как «Битый небитого везет», «По щучьему велению» и другие.

Сами писатели и поэты являются создателями пословиц и поговорок.

Читаем у И.А. Крылова: «А воз и ныне там», у А.С. Пушкина – «У разбитого корыта».

1.4. Тематические группы пословиц

Пословицы и поговорки всегда поучительны, они воспитывают человека.

Мы можем выделить самые важные группы пословиц:

1. Пословицы о Родине

Глупа та птица, которой своё гнездо не мило.

Где кто родился, там и пригодится.

Где ни жить – Родине служить.

Без корня и полынь не растёт.

2. Пословицы о семье

В своём доме и стены помогают.

В семье разлад, так и дому не рад.

Дерево держится корнями, а человек семьёй.

Человек без семьи, что дерево без плодов.

3. Пословицы о труде

Хочешь есть калачи, так не сиди на печи.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Делу время – потехе час.

Нечего хвалиться, если из рук всё валится.

4. Пословицы об учёбе

За учёного трёх неучёных дают.

Корень учения горек, да плод его сладок.

Не учась, и лаптя не сплетёшь.

С книгой жить- век не тужить.

5. Пословицы о человеке, о его недостатках

Весёлая голова живёт спустя рукава.

Вору потакать, что самому воровать.

Кто вчера солгал, тому и завтра не поверят.

С ним водиться, что в крапиву садиться.

Пословица беседу красит, да и вообще: пословицу не обойти, ни объехать, потому что в ней выражен смысл и суть человеческой жизни.

Пословица учит человека с самого раннего возраста: «Нет друга надёжнее матушки», «Кто матери не послушает, тот в беду попадёт».

  1. Практическая часть

2.1. Анализ учебника русского языка                                                                                                                                                   Нам было интересно узнать, используют ли авторы учебника русского языка Валентина Павловна Канакина и   Всеслав Гаврилович Горецкий возможности русских пословиц и поговорок. Наиболее широко пословицы представлены в разделах: «Слово в языке и речи», «Язык и речь».                                                                                                                                                                            

2.2. Анкетирование учащихся 3 а и 3б классов

Нами было проведено анкетирование учащихся 3а и 3б классов нашей школы.

1. Знаете ли вы, что такое пословицы и поговорки?

На этот вопрос все ребята ответили утвердительно.

2. Употребляете ли вы пословицы в современной жизни?

Половина опрошенных ответила иногда, время от времени;

20% считают, что употребляют пословицы часто;

30 % - редко, очень редко.

3. Назовите пословицы, которые вы слышите очень часто?

Согласно анализу анкет, лидером стала пословица «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда» (52% назвали именно её);

отстаёт от неё на 6% «Сделал дело – гуляй смело».

24% опрошенных назвали пословицу «Друг познаётся в беде».

«Всё тайное становится явным» и «Не зная броду, не суйся в воду» назвали по 16%.

4. Объясните прямой и переносный смысл пословиц.

Были предложены для толкования следующие пословицы и поговорки:

- Чья бы корова мычала, а твоя бы молчала.

- После драки кулаками не машут.

- Цыплят по осени считают.

- Лес рубят – щепки летят.

Буквальный смысл объяснили 88% школьников, а переносный раскрыли только 40%.

Исходя из результатов опроса, можно сделать вывод, что школьники используют в своей речи пословицы, но этот запас нуждается в пополнении.

2.3. Сборник пословиц и поговорок для младших школьников

В процессе нашей работы над проектом мы решили собрать пословицы и поговорки в сборник. Туда же включили пояснения смысла каждой пословицы и поговорки. Сборник красочно иллюстрирован, что особенно важно, ведь он адресован детям.

Заключение

Пословицы переходили из века в век и не утеряли своей жизненной ценности. Прямой смысл многих пословиц устарел, а переносный живёт.

С целью развития интереса к пословицам и поговоркам мы провели беседу с учениками 3А и 3Б классов. Нами были предложены следующие задания:

 Задание 1: «Закончи пословицу» (подобрать слово, пропущенное в пословице).

 Задание 2: «Кто знает, пусть продолжает» (подобрать пословицу, соответствующую заданной теме).

 Задание 3: «Объяснялки» (объяснить значение предложенной пословицы, поговорки).

 Задание 4: «Инсценировка» (с помощью мимики, жестов показать содержание пословиц, поговорок).

Задание 5: «Соединялки» (соединить слова в предложение и объяснить значение пословиц, поговорок).

Во время беседы ребята освоили навыки составления поговорок. Вот что получилось:

Пословицы о дружбе

 Друг как родной брат – всегда твоим успехам рад.

Об уважении

 Родители - всю жизнь твои хранители.

 Родительская забота - достойна почета.

О труде

Где работа - там и забота.

Достойно трудится – всегда пригодится.

О рассудительности

Где ум – там много дум.

О Родине

 В родной стороне – счастлив вдвойне.

Завершая работу над проектом над проектом, мы провели повторное анкетирование, которое показало, что у учащихся 3 классов появился интерес к пословицам и поговоркам. Большинство опрошенных считают, что пословицы и поговорки нужны в современном мире.

 

Список литературы

1. Аникин В.П. К мудрости ступенька. - М.: Детская литература, 1988. - С.175.

2. Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений. Оценка. Событие. Факт. – М., 1988. – С.200.

3. Барли Н. Структурный подход к пословице. // Паремиологические исследования. М.: «Наука», 1984. - С.214.

4. Бегак Б. Пословица не мимо молвится. // Дошкольное воспитание. - 1985.- №9.-С.54-56.

5. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М. «Наука», 1983. - С.283.

6. Вавилова Н.С. Ещё раз о пословицах. // Начальная школа. -1994 г., № 3, С.68 — 69.

7. Введенская Л.А. Пословицы и поговорки в начальной школе. — М.: Просвещение, 1963 г. – С.120

8. Даль В.И. Пословицы русского народа. — М.: Изд-во Эксмо, Изд-во ННН, 2003, — С.616.

9. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.1-4.- М., 1955.

10. Кабинетская Т.Н. Изучение пословиц и поговорок в начальной школе: Методическое пособие. – Псков: ПОИУУ. 1994, С.З-51.

11. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А., Григорян Л.Т., Кулибаьа И.И., Ладыженская Н.В. Русский язык 5 класс//Учебник для общеобразовательных организаций. М.: «Просвещение», 2014.

12. Сысоев В.Д. Пословицы и поговорки. – М.: АСТ: Астрель: Хранитель, 2007. – 191 с.