Внутренний мир русской избы

Белёва Наталья Геннадьевна

Сохранение культуры и традиций русского народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkaya_izba.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый занятие на тему: "Внутренний мир русской избы"

Тип занятия: изучение нового материала.

Цель занятия: Сформировать у учащихся образные представления об организации, мудром устроении человеком внутреннего пространства избы.

 Задачи:

Образовательные: Сформировать у учащихся образные представления об организации, мудрости устроении человеком внутреннего пространства избы; познакомить с особенностями интерьера крестьянского жилища;

Развивающие: Развивать воображение, фантазию, художественно-творческие способности.

Воспитательные:  Воспитывать интерес к быту крестьян, традициям нашего народа, художественный вкус.

Оборудование урока:

а) Для учителя: презентация «Внутренний мир русской избы»; иллюстрации к русским народным сказкам с изображением избы; схема-таблица с изображением русской избы; репродукции образцов предметов народного быта.

 б) Для учащихся:  альбомы, карандаш, резинка, краски (акварель, гуашь), восковые мелки.

 Литературный ряд: Л. Мей “В низенькой светелке…”, В.Белов – высказывание о русской печи, пословицы, загадки о русской избе

План занятия:

  1. Организационный момент.

    2.Актуализация опорных знаний. Сообщение темы, цели и задач урока.

3. Изучение нового материала. Беседа об интерьере русской избы.

4. Практическая работа .

5. Физкультминутка.

6. Закрепление материала.

7. Выставка детских работ. Рефлексия.

  1. Завершение занятия, награждение.

Ход занятия.

1.Организационный момент.

2.  Актуализация опорных знаний.

- И в старину, и в настоящее время у каждого человека должен быть дом. 

- Для чего нужен дом человеку? Как мы себя чувствуем дома? (ответы детей)
- Почему говорят: «В гостях хорошо, а дома лучше» (ответы детей)
- Трудно уменьшить значение дома для человека. Все мы приходим в свой дом, чтобы отдохнуть, набраться сил. Дом связан с семьей, с продолжением рода. Уже в глубокой древности человек стремится построить для себя жилище, в котором можно укрыться от непогоды, согреться у домашнего очага, стремился создать свой мир - добрый и уютный.

Какой же дом строил для себя и своей семьи наш прапрапрадед, живший тысячу лет назад? Конечно же избу! Издревле крестьянский дом называли родным, родимым, как называют  самого дорогого человека. Дом – это кров, и находится  по своей значимости в одном ряду таких понятий, как жизнь, добро, родная земля.

Глаголем, кошелем и брусом
Дом строили с резным крыльцом
С обдуманным мужицким вкусом
И каждый со своим лицом. (В.Федотов)

На прошлом занятии вы  уже познакомились с русским народным жилищем – деревянной избой. Давайте вспомним и повторим:

- Как строилась древнерусская  изба? Из какого дерева её строили? (сосна)

-Какие есть типы изб? (глаголь, кошель)

- Как и зачем люди украшали избу? (декоративные элементы избы причелина, наличники, конёк – чтобы оградить от злых духов. )

 -  Что означало слово «изба»?( Изба - это слово звучало в древности как «истьба», «истопка», т.е. жилище которое отапливалось изнутри и служило надежным укрытием от холода.)

- Модель чего являет собой русская изба? (Рубленая изба являет собой модель мира – соединение трех космических стихий – неба, земли и подземного мира.

- Какие вы знаете пословицы о русской избе?

  1. Печь краса – в доме чудеса.
  2. Не красна изба углами, а красна пирогами.
  3. Изба детьми весела
  4. Криком избы не построишь
  5. Изба крепка запором, а двор – забором.
  6. К пустой избе замка не надо.
  7. Не бравшись за топор – избу не срубишь.
  8. Что есть в печи – всё на стол мечи.
  9. Избу ставят – бога славят.

10.Не дом хозяина красит, а хозяин дом.

11.Семья сильна, когда над ней крыша одна.

.- Молодцы, ребята! Вы уже многое знаете о русской избе.

  1. Изучение нового материала. Беседа об интерьере русской избы.

-  С детских лет мы читали и смотрели русские народные сказки. И часто действие в них разворачивалось внутри деревянной избы. Сейчас стараются возродить традиции прошлого. Ведь не изучив прошлого, мы не сможем оценить настоящее и будущее нашего народа. И сегодня мы продолжаем наш разговор о быте русского народа. В частности, разговор пойдет о внутреннем мире  русской избы. 

 Ребята, давайте, мысленно войдем в крестьянское жилище …

В низенькой светелке с створчатым окном
Светится лампадка в сумраке ночном:
Слабый огонечек то совсем замрет,
То дрожащим светом стены обольет.
Новая светелка чисто прибрана:
В темноте белеет занавес окна;
Пол отструган гладко; ровен потолок;
Печка развальная стала в уголок.
По стенам – укладки с дедовским добром,
Узкая скамейка, крытая ковром,
Крашеные пяльцы с стулом раздвижным 
И кровать резная с пологом цветным. (
Л. Мей)

- Вот мы вошли в русскую избу, переступили порог, что может быть проще! Но для крестьянина дверь – не просто вход и выход из дома, это способ преодоления границы между внутренним и внешним мирами. Здесь таится угроза, опасность, ведь именно через дверь могут проникнуть в дом и злой человек, и нечисть. В дом просто так не войти и из него не выйти: приближение к дверям сопровождалось краткой молитвой, перед дальней дорогой существовал обычай присаживаться, запрещалось переговариваться через порог и смотреть по углам, а гостя нужно было встречать за порогом и пускать вперед себя.

-  Внутри  изба состояла из одного большого помещения (светлицы), условно поделенного на два основных центра – духовный и материальный.

Здесь существует тот же порядок, который наблюдается в природе:

потолок – небо, пол – земля, подпол – подземный мир, окна – свет.

- Верхней границей избы служил потолок. Доски поддерживались «матицей». Это средний брус, несущий деревянный потолок, олицетворяла собой млечный путь, путь на небе. Матице приписывалась роль символической границы между внутренней частью избы и внешней, связанной с входом и выходом. Гость, войдя в дом, садился на лавку и не мог заходить за матицу без приглашения хозяев, отправляясь в путь, следовало подержаться за матицу, чтобы дорога счастливой была. Матица проходила поперёк всей избы, скрепляя и удерживая собой стены, потолок и основание кровли. Для дома матица была тем же, чем для дерева корень, а для человека мать: началом, опорой, основой.

- Под потолком шли «полавошники», на них располагалась крестьянская посуда, обычно она  была деревянной или глиняной. А около печи укрепляли деревянный настил – полати. На полатях спали.

- Пол – земля; домотканые половики – дорожки, посланные в направлении от двери к передним окнам, были образным выражением идеи пути-дороги. Пол – это граница, отделяющая людей от «нелюдей»: домовых и др. Пол в доме настилали из половинок брёвен (отсюда и слово «половицы»). Постель (а в летнее время часто спали прямо на полу) полагалось стелить поперёк половиц, иначе человек уйдёт из дома.

- Окна– связь с большим миром, белым светом. Чтобы  к дому привлечь силы света и  добра, люди придумали окна. Дом смотрел на мир окнами – очами. Через передние окна, которые  располагались  по фасаду, в избу входили свет солнца, новости деревенской жизни. Окно связывало мир домашней жизни с внешним миром,  Для освещения избы в вечернее время использовали лучину, позже - керосиновую лампу.

-  В самом светлом углу на лавку ставилась прялка.С её помощью пряли пряжу.  Нередко прялки украшали круглыми розетками – знаками солнца.

-  Для новорожденных подвешивали к потолку избы нарядную люльку. Люльку укрепляли на гибком шесте к матице.

- Под материальным центром мы понимаем мир предметов, предназначенных для нашего тела, здоровья, благосостояния. В крестьянском доме источником всего этого была ПЕЧЬ – кормилица, защитница от холода, лекарь от болезней. Не случайно печь распространенный персонаж, часто встречающийся в русских сказках.

- Назовите сказки, где печь является действующим персонажем. (“По щучьему велению”, “Гуси-лебеди” )

- Распологалась русская печь в одном из задних углов избы  - главный оберег семьи, семейный очаг.  Хорошая печь – гордость хозяина,  святая святых дома. Это уникальное сооружение играло роль своего рода жизненного центра семьи. Печь складывали из камня (кирпича), а сверху обмазывали глиной и белили. Верхняя часть печи делалась широкой и плоской, удобной для лежания.

Русскую печь использовали для отопления, приготовления пищи людям и животным, для вентиляции и освещения помещения. Разогретая печь служила постелью для стариков и малышей, здесь же сушили одежду. В теплом устье печи мыли младенцев, а если не было бани, то тут «банились» и взрослые члены семьи. На печи хранили вещи, сушили зерно, лук, чеснок, она лечила - в ней парились при недугах. На лавке, что рядом с печью хозяйка готовила пищу. Это место в избе называлось «Печной угол» или «Бабий угол» - от устья печи до передней стены дома -  царство женщины, здесь она работала, отдыхала, растила детей. От комнаты «бабий угол» был отгорожен занавеской и назывался «закут».

 Рядом с устьем печи стояли железные ухваты, которыми ставят в печь и достают из печи чугунки. А так же рядом находится кочерга и лопата для выпечки хлеба. Лопатой, сделанной из доски, сажали в печь хлеб. Хлебная лопата тоже требовала почтительного к себе отношения. Её ставили только ручкой вниз. В народе говорили: «Кочерга в печи хозяйка».  В старину печная кочерга была одним из символов домашнего очага, дающего пищу и тепло, без которого невозможно семейное благополучие. Пока топится печь, кочерга-хозяйка трудится неустанно. Рядом с печью обязательно была кадка с водой, висели полотенце и рукомойник.  Под ним стояла деревянная лохань для грязной воды.

В «подпечье» хранили ухват, кочергу, совок, считалось, что там же живёт домовой. Русские люди верили,что домовой не делает зла, а только шутит иногда, даже оказывает услуги, если любит хозяина или хозяйку. Если домовой полюбил домашних, то он предупреждает о несчастье, караулит дом и двор, в противном случае он бьет и колотит посуду, кричит. При переезде из одного дома в другой непременной обязанностью считают в последнюю ночь, перед выходом из старого дома, с хлебом солью просить домового на новое место. Его изображают маленьким старичком, покрытым белой шерстью. Некоторые утверждают, что домовой рождается стареньким дедушкой, а умирает младенцем.

С печью было связано много обрядов и верований. Сор из избы выносить было нельзя, и его сжигали в печи. При переезде в новый  дом брали угольки из старой печи, чтобы домашний очаг не погас.

- Крестьянский дом трудно представить без многочисленной утвари, накапливавшейся десятилетиями. «Утварь» – это посуда для заготовки, приготовления и хранения пищи, подачи её на стол – горшки, лоханки, кринки, миски, блюда, , ковши, корчики (из них пили мёд, квас, пиво) и т.д.; всевозможные ёмкости для сбора ягод и грибов – корзинки, кузова, туеса и др.вся утварь хранилась на полавошниках или на поставцах. Различные сундуки, ларцы  были предназначены для хранения, одежды, ценных вещей. Сундуки выставляли на видное место свидетельствуя о богатстве семьи. На Руси, когда рождалась девочка, ей тут же начинали готовить приданое – это называлось «нагнетать сундуки». После замужества девушка оставляла родной дом и забирала с собой сундуки с приданым: подушки, перины, одеяла, полотенца (изготовленные самой невестой), одежду, украшения. В крестьянском доме сундуки использовались не только для хранения добра, но и служили подставкой под подушку, скамьёй, а иногда и местом для послеобеденного сна. Сундуки должны быть не только вместительными, прочными, но и красивыми, поэтому украшались резьбой, росписью.

- В русской избе всегда по диагонали от печи располагался красный угол, где мы можем увидеть иконы, молитвенные книги, изображения предков – те объекты, которым придавалась высшая культурная ценность. Красный угол – священное место в доме, что подчеркивается его названием: красный – красивый, торжественный, праздничный. Здесь трапезничали, молились, благословляли, именно к красному углу были обращены изголовья постелей. Красный угол (передний, большой, святой) – обращен к юго-востоку. С востоком соединялось представление о рае, счастье, на восток обращались с молитвами, заклятьями, заговорами.

- Неотъемлемая часть красного угла – стол. За него усаживали дорогих гостей для душевной беседы. Стол никогда не выносили из избы, а при продаже дома стол продавался вместе с домом. А перед свадьбой, в доме невесты происходил ритуальный обход женихом и невестой стола и благословление их. Новорождённого обносили вокруг стола. В обычные дни обход стола запрещался, все должны были выходить с той стороны с какой заходили. Плоскую столешницу почитали «Божьей ладонью», дающей хлеб. Потому стучать по столу, за которым сидят, скрести ложкой о посуду, бросать остатки пищи на пол, считалось грехом. В народе говорили: «Хлеб на стол, так и стол престол, а хлеба ни куска – так стол доска». В обычное время между застольями на столе могли находиться лишь хлеб и солонка с солью. Постоянное пребывание хлеба на столе должно было обеспечить достаток и благополучие дома. Таким образом, стол был местом единения семьи. У каждого домочадца было своё место за столом, которое зависело от семейного положения. Самое почетное место за столом  –  во главе стола  –  занимал хозяин дома.

- Вдоль стола, вдоль стен– лавки. Для мужчин долгие «мужские» лавки, для женщин и детей лицевые, расположенные под окном. Лавки соединяли «центры» (печной угол, красный угол) и «периферию» дома.

- Простая крестьянская изба, а сколько мудрости и смысла в себе она вобрала! Интерьер избы – это столь же высокое искусство, как и все, что создавал талантливый русский народ.

4.  Физкультминутка.

Раз – подняться, потянуться,

Два – согнутся, разогнутся,

Три – в ладоши 3 хлопка, головою 3 кивка.

 На 4- руки шире

5 – руками помахать,

6- на место тихо сесть.

Будем дружно рисовать

 И картины создавать!

5. Практическая работа.

Задание: нарисовать фрагмент интерьера избы с основными предметами.

- Каждый из вас сегодня почувствует себя мастером, создаст свой эскиз русской избы. А теперь давайте посмотрим какие могут быть варианты композиционного размещения крестьянского интерьера ( работа по пособию на доске).

- Последовательность изображения крестьянского интерьера:

1. выбрать вариант композиционного решения крестьянского интерьера: изображение угла фронтальной стены с двумя прилегающими к ней боковыми стенами. (

2. вписать в интерьер (по выбору) печь, лавку, предметы обстановки и быта и т.п

3. выполнение в цвете

(По ходу самостоятельной работы учащихся педагог может помогать и подсказывать, если кто-нибудь затрудняется.)

6. Закрепление материала. Загадки по теме:

  • Чёрный конь, что лезет в огонь.(кочерга)
  • Не бык, а бодает, не ест, а еду хватает, что схватит – отдаёт, сам в угол идёт. (ухват)
  • 4 братца одним кушаком подпоясаны, под одной крышей стоят (стол)
  • Кланяется, кланяется, придёт домой растянется (топор)
  • Летом спит, зимой горит, рот открывает, что дают глотает (печь)
  1.  Выставка детских работ. Рефлексия

Учащиеся вывешивают свои работы на специально отведенное место.

Учитель предлагает самим учащимся проанализировать свои работы, используя наводящие вопросы:

1. Что вам хотелось показать в своей работе?

2. С чего начинали свою работу?

3. Как вам кажется, что получилось, а что нет?

4. Чем представленные работы похожи, чем отличаются?

5. Какие работы наиболее интересные?

6. Поставьте себе оценку за участие в уроке:

  • "3" - облачко с дождем;
  • "4" - солнышко заходит за облачко;
  • "5" - яркое солнышко

Оценка учителем. -  Мне понравились ваши работы по композиционному решению, по построению, по колористическому решению, по умению правильно передать быт русских крестьян. Использовали не только знания полученные на этом уроке, но и привносили свою фантазию, воображение.

  1. Завершение урока .

- Спасибо вам ребята за активную работу на занятии и увлечённость искусством! (Педагог награждает детей медалями)

До новых встреч!

Учащиеся встают, приводят свои места в порядок.