Свадебный обряд села Балман

Турнаева Лариса Валерьевна

     Самым ярким, красочным, насыщенным в народном творчестве России является Свадебный обряд. Свадебный обряд села Балман – традиционный обряд русских старожилов, сохранивших свою культурную обособленность. Так же как и  свадебные обряды других старожильческих сёл Западной Сибири, он обнаруживает заметные черты типологического родства с традиционными свадебными обрядами коренного населения русского Севера, что неоднократно отмечалось в исторической и  этнографической литературе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon svadebnyy_obryad.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Турнаева Лариса Валерьевна,

учитель русского языка и литературы

МКОУ Балманской ООШ.

Классный руководитель 9 класса.

Классный час на тему

«Свадебный обряд села Балман»

Пояснительная записка

     Самым ярким, красочным, насыщенным в народном творчестве России является Свадебный обряд. Свадебный обряд села Балман – традиционный обряд русских старожилов, сохранивших свою культурную обособленность. Так же как и  свадебные обряды других старожильческих сёл Западной Сибири, он обнаруживает заметные черты типологического родства с традиционными свадебными обрядами коренного населения русского Севера, что неоднократно отмечалось в исторической и  этнографической литературе. Профессор Новосибирского педагогического института Михаил Никифорович Мельников и руководитель Государственного Кубанского казачьего хора Виктор Гаврилович Захарченко по материалам исследований фольклорного наследия Новосибирской области создали книгу «Свадьба Обско-Иртышского Междуречья», в которой описан свадебный обряд села Балман. В.Г.Захарченко около 10 раз сам бывал в Балмане, записывал песни, изучал традиции и обряды нашего села. Балманские песни, исполняемые на вечёрках и самой свадьбе, исполняет Кубанский казачий хор до сих пор.

    К сожалению, в настоящее время почти все свадебные действа, проводимые раньше в Сибири, или исчезли вовсе, или продолжают существовать в уже сильно изменённом виде. Традиционно русский свадебный ритуал почти исчез, заменившись европейским, чужим. Культура  и традиции русского народа стали забываться. На современных свадьбах невеста бросает букетик цветов в толпу, и становится ясно, кто же следующий будет выходить замуж или жениться. Разве на Руси так делали? В Балмане, например, невеста, моясь перед свадьбой  в бане, бросала своим подружкам кусок мыла.  Конечно, времена меняются, нравы и обычаи – тоже. Но исконно русское должно остаться с нами. Если уж мы не хотим продолжать отмечать праздники, как это делалось в старину, то мы обязаны хотя бы знать, как это происходило на самом деле.

    Данная тема «Свадебный обряд села Балман» выбрана именно потому, что молодые люди, уходящие со школьной скамьи во взрослую жизнь, должны знать свои истоки, свою родную культуру. В наши дни уже существуют свадьбы, которые проводятся именно так, как было раньше. Это красиво, интересно. На свадьбах играют народные инструменты, поются песни, исполняются частушки, пляски. На свадьбы стали приглашать народные фольклорные коллективы.  Поэтому данный классный час проводится с такой целью:  сформировать представление о содержании и структуре русского народного свадебного обряда на примере села Балман. Задачи классного часа:

  1. Вызвать  интерес  и уважение старшеклассников к  свадебному обряду как части  фольклорного наследия предков.    
  2. Познакомить обучающихся с некоторыми элементами свадебного обряда села Балман.
  3. Сформировать у обучающихся  художественно-эстетический вкус.

     Целесообразно провести такой классный час для учащихся 10-11 классов, так как это уже достаточно взрослые люди со сформированным мировоззрением, принципами. У них на всё  есть своё собственное мнение. Данный классный час поможет понять молодым людям, что свадьба – это очень серьёзный шаг в жизни человека, что в старину к нему готовились тщательным образом, а все роли участников свадьбы игрались всерьёз и были не случайны. Парни и девушки должны унести с классного часа чувство гордости за свою принадлежность к русской нации, богатой традициями и своей  многовековой  культурой.

Оборудование:   фольклорные костюмы для старшеклассников, слайды с музыкальным сопровождением, ленточки для косы, берёзовый веник, ремень, кусок мыла, вышитые рушники и скатерти для украшения избы.          

Используемая литература:

  1. Захарченко В.Г., Мельников М.Н. Свадьба Обско-Иртышского междуречья. М.: Советский композитор. – 1983. – 224 с.
  2. Захарченко В. Г.. Песни села Балман. Новосибирск: Западно-Сибирское книжное издательство. – 1969. – 111 с.
  3. Мельников М.Н. Фольклорные взаимосвязи Восточных славян Сибири. Фольклор старожильческого русского населения. Учебное пособие. Новосибирск: НГПИ. – 1988. – 96 с.
  4. Некрылова А.Ф Круглый год. Русский земледельческий календарь.- М.: Правда, 1991. – 496 с.

Ход занятия

  1. Введение.

Сообщение темы  и определение целей занятия.

- Справедливо считается, что историю народа можно изучать по его традициям, обычаям. Сегодня мы с вами  познакомимся с  ярким, красочным свадебным обрядом села Балман. И не просто познакомимся с ним, но и попытаемся проиграть некоторые эпизоды этого праздничного действия, где вы увидите, чем отличается русская традиционная свадьба от современной. Я понимаю, не всем нравятся народные песни, игры. Многие их считают чем-то устаревшим, немодным. Некоторые не понимают назначения и смысла народных обрядов. Но я надеюсь, что после сегодняшнего классного часа вы унесёте в своих сердцах чувство уважения к народному творчеству и понимания того, что русские люди должны знать свою национальную культуру.

II. Основная часть занятия.

1. Рассказ с элементами беседы.

- Итак, русская свадьба! Это самый яркий пример драматизированного обряда, где каждый участник играет свою роль, определённые обязанности, где по неписаным житейским законам распределялась каждая деталь свадебного действия.  Недаром в старину применительно к свадебным обрядам использовали понятие «играть». Русскую свадьбу не проводили, не гуляли, а её играли!

(на слайде – эпизоды русской свадьбы)

- Вы все – такие молодые, красивые. И именно молодёжь вашего  возраста ходила в старые времена на вечёрки. Сегодня мы  с вами обыграем несколько элементов свадебного обряда, потому что всю русскую свадьбу не то что за один урок, а и за один день невозможно обыграть! Но перед этим мне хочется у вас узнать, были ли вы на свадьбе и из каких элементов она состояла? (Ответы обучающихся).

- Из каких элементов состоит современная свадьба? (Сватовство или знакомство с родителями, девичник и мальчишник, регистрация и гуляние).

- А кто-нибудь был на свадьбе в деревне? Какие  элементы свадьбы вы там увидели? (Ответы обучающихся).

- Балманская свадьба, да и вообще русская (посмотрите на слайд) состояла из таких элементов:

1. Сватовство, рукобитье.

2. Девичник и вечёрки.

3. Баня, расплетание косы.

4. «Развоз кросоты»

5. Приезд свадебного поезда, выкуп косы.

6. Отъезд к венцу.

7. Гулянье в доме жениха.

2. Обыгрывание обрядовых действий.

- Для сегодняшнего свадебного действия нам нужны самые главные герои – как вы думаете, кто? (Жених и невеста).

- Вы уже люди достаточно взрослые, самостоятельные, поэтому я приглашаю выйти к нам сюда желающих юношу и девушку, которые в сегодняшней  свадебной игре будут выполнять очень ответственную роль – жениха и невесты. Есть такие смельчаки?  Они сегодня (и только сегодня на классном часе!) будут играть роль невесты и жениха. (Выходит пара. Называют свои имена. «Невеста» должна быть с косой).

- Нашу невесту зовут….  А нашего жениха величают….   Очень приятно. Пока наши герои переодеваются, мы с вами  узнаем, кем приходятся  родственники жениха и невесты друг другу. Я хочу проверить, знаете ли вы все роли участников свадьбы.

- Кто такой дружка? (Друг жениха, ведущий свадьбу).

- А как звали подружку невесты?  (У невесты была не одна подружка, а несколько. Они были  с  невестой в течение всего времени до тех пор, пока не наступал день свадьбы. По русским обычаям девушки-подружки на гулянье после венчания не были).

- Как зовут отца и мать жениха с момента свадьбы? (Свёкор и свекровь).

- А родителей невесты? (Тесть и тёща).

- А кто такой деверь? (Брат мужа).

- А золовка? (Сестра жены).

- Кто такой свояк? (Брат жены).

- А свояченница? (Сестра  мужа). 

- Ну, а кто такая сноха? (Жена сына или брата).

- А зять? (Муж дочери или сестры).

Вечёрка.

- Вижу, что вы много знаете о свадьбе. А теперь скажите, что устраивают в наше время перед свадьбой жених и невеста? (Девичник и мальчишник). А в давние времена в Балмане перед свадьбой проводился девичник, как вы уже сказали, или вечёрки. Подружки невесты всю неделю до свадьбы шили невесте подвенечное платье, пели свадебные песни. Каждый вечер девушки с песнями катались на лошадях, а затем снова приезжали к невесте на вечёрки. Там был и сам жених. И жених, и невеста тоже играли в игры на вечёрках. А вот и они, наши главные актёры сегодняшнего классного часа. (Входят переодетые «жених» и «невеста»). Сейчас мы с вами обыграем народную песню «Кто у нас хороший?»  Слова вы видите на слайде. Подпевайте!

 (Участники обрядового танца  становятся  по разным сторонам класса: с одной стороны – девушки, с другой – парни. Жених с невестой выполняют действия, названные в тексте песни. Стараются делать это  шутливо,  играя).

  1. Кто у нас хороший,

      Кто у нас пригожий?

      Розан мой, розан,

      Виноград зелёный.

  1. Ванюшка хороший,

     Васильевич пригожий.

      Розан мой, розан,

      Виноград зелёный.

  1. Ванюшка поехал,

      К Дарьюшке заехал.

      Розан мой, розан,

      Виноград зелёный.

  1. Дарья выходила,

      Ванюшку встречала.

      Розан мой, розан,

      Виноград зелёный.

  1. Со коня сымала,

     Крепко целовала.

      Розан мой, розан,

      Виноград зелёный.

- Ураза, ураза, целоваться три раза! (С этими словами жених и невеста три раза целуют друг друга в щёчку).

- У меня к вам такой вопрос: когда на Руси гуляли свадьбы? Летом? Зимой? От чего это зависело? (После уборки урожая, зимой в свободное время, когда в поле не работы. Летом не было свадеб).

- В старину старались свадьбы «подогнать» к Красной горке. Это первое воскресенье после Пасхи. По мнениям старых людей, этот день считался счастливым для вступающих в брак. В этот день происходят свадьбы и идёт усиленное сватовство. Поэтому все девушки в лучших нарядах идут на вечёрки. Считается дурной приметой, если парень или девушка  останется сидеть дома в этот день. Такой парень или совсем не найдёт себе невесту, или возьмёт в жёны рябую уродину. А девушка или совсем не выйдет замуж, или выйдет за какого-нибудь последнего мужичонку-замухрышку. Поэтому, я думаю, лучше прислушаться к народным приметам.

- А на вечёрках не только пели, но ещё и играли. И мы будем играть. Каждая вечёрка заканчивалась игрой в «соседи»: девушки и парни садились  парами, а но не по выбору, а кому с кем  придётся. Затем ведущий, который назывался десятником, подходил к каждой паре с ремнём и спрашивал парня: «Тебе девка любая?» (в смысле нравится ли). Если парень отвечал «да», девушка оставалась с ним, если  «нет», десятник брал девушку за руку и уводил, а на её место приводил другую. Это делалось до тех пор, пока все девушки и парни не разбивались на пары по выбору. Кто будет десятником на нашей вечёрке? (Выходит самый смелый парень. На него надевается рубашка-косоворотка, фуражка. Начинается игра. Десятник ходит, спрашивает парней и разводит девушек, разбивает всю молодёжь на пары).

- Жених и невеста в этой игре не принимали участие. На этом вечёрка заканчивалась, и молодёжь расходилась по домам. Кто догадался, почему именно так заканчивались вечёрки? (Каждый парень провожал понравившуюся ему девушку до дома, а это значит, что, может быть, кто-то тоже скоро будет играть свадьбу).

- Ну а сейчас я вас приглашаю поплясать. Русские не говорили «танцевать», они говорили «плясать». И мы с вами вместе спляшем и споём народную шуточную песню «Ночка тёмна». Все строчки повторяются 2 раза. Слова вы видите на слайде. А мелодия песни очень простая. Если кто-то занимается в музыкальной школе, то я их прошу помочь мне петь песню первым голосом, или «воздымать». Движения мы вам сейчас покажем.

(Показываются движения танца. Обучающиеся танцуют и поют).   ..5 минут

1. Ночка тёмна, комарики кусают.

Маня с Ваней по садику гуляют.

2. Ночка тёмна, я боюся.

Проводи меня, Маруся.

3.Ночка тёмна, комарики кусают.

Маня Ваню до дому провожает.

4.Ой, ребята, грех вам будет,

Кто девчат своих забудет.

Баня. Расплетание косы

- А теперь я предлагаю девушкам помочь выполнить небольшой обряд. Он касается расплетания косы. И нашу невесту мы будем в бане парить веником! Дело в том, что  свадьбы в деревне начинались в воскресенье, а накануне вечером невесту парили в бане. В субботу утром к ней приходили девушки и наряжали ленточками веник, чтобы невесту парить. 

     Невеста перед баней вставала на колени перед родителями и со слезами просила расплести ей косыньку. Отец, мать, братья и сёстры расплетали её косу, а подружки забирали эти ленточки и вплетали их в другую косу, сделанную из травы. Эту травяную косу отдавали брату невесты, который на следующий день должен был продавать её жениху. Сейчас мы с девушками  расплетём невесте косу и попарим её веничком.

Девушки расплетают косу невесте под Балманскую песню «Не верба в поле шатается». Затем «парят» невесту веником, смеются.

- А сейчас невеста должна встать спиной к подружкам и бросить через себя в них кусочек мыла. Та девушка, в которую попадёт мыло, согласно примете, первая должна выйти замуж. (Невеста бросает мыло. Его подбирает одноклассница. Делается всё это шутливо, весело).

- А какой похожий обычай происходит на современной свадьбе? Он похож на русский? Почему? (Старшеклассники пытаются ответить на вопросы. Похожий обычай – бросать букет цветов в толпу, но он – западный, не русский). 

III. Заключительная часть.

Беседа.

- Скажите, пожалуйста, сколько дней по обычаю на Руси гуляли свадьбу? (Три дня). А где её гуляли на второй день? На третий? Как назывался третий день свадьбы? (Сало. В этот день невеста и жених сами угощали всех гостей, родителей, вели себя как хозяева).

- А что дарили молодым на свадьбу? (В деревне обязательным подарком были животные: коровы, овцы, кони. Могли подарить новый дом с постройками, амбар зерна. Вид подарка зависел от достатка).  

- Когда семья вселялась в новый дом, кто первым в него должен был зайти? (Кошка). А почему? (Потому что кошка считалась символом домашнего очага, символом ласки, заботы. Ещё она по поверью считалась подругой домового. Детскую кроватку принято было ставить на то место в доме, где любила лежать кошка. Это значит, его и любил домовой. Это – самое чистое место в доме).

- А что всегда стояло в самом светлом углу в горнице? Его ещё называли «красный угол?» (Икона, которой благословляли родители своих детей перед венчанием). Эту икону муж и жена уносили с собой в новый дом и ставили в красный угол. А потом они ею благословляли своих детей. Так и было на Руси всегда много веков.

- А как  встречали молодых после венчания? (Хлебом – солью). Что это за обычай? (Хлеб – это жизнь, а соль – это достаток. Не в каждой семье был хлеб и  деньги  на покупку соли. Поэтому хлеб-соль – символ достатка и благополучия в доме. Всех гостей встречали хлебом-солью на Руси).

Итог занятия.

- Скажите, пожалуйста, понравился ли вам сегодняшний классный час? А что особенно понравилось? Как вы считаете, нужно ли нам знать свою культуру и традиции, или лучше оставить всё как есть? Поможет ли вам наш сегодняшний классный час в будущей жизни? Какие чувства вызывают у вас русские народные песни? Надо ли нам их знать? В какую нацию может превратиться русская нация, если она не будет знать и стремиться сохранять свою культуру? (Здесь старшеклассники дают свои ответы, аргументируют, анализируют).

- А сейчас я прошу наших «жениха» и «невесту» по русскому обычаю угостить всех присутствующих хлебом-солью в знак уважения и пожелать всем благополучия. (Главные герои классного часа угощают и взрослых, и учащихся хлебом-солью, которые подносятся  на рушнике. Пока все пробуют угощение, учитель поёт песню «Маленькая деревенька за горой»).